Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие культуры, ее структура и функции. Культура и цивилизация.





Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также деятельность по их производству и реализации. К ней можно отнести то, что реально возвышает человека.

Культуры нет без человека, его деятельности, свободы творчества.

Первоначально означала «возделывание почвы»,отражая факт воздействия человека на природу. Античная философия связывала культуру с воспитанием и обучением человека. Вначале, как средство доведения телесного состояния человека до космич. совершенства. Потом стали включать формирование духовности, приобщение к добродетелям. Например, эпикурейская аскеза (длительное обучение) это основа достижения атараксии (невозмутимости духа).

В средние века и эпоху возрождения ассоциировалась с личным совершенством человека, которое возможно лишь путём приобщения к Богу(средн.века).

Для философии Возрождения культура – средство формирования соотв. гуманистич. идеалу человека универсальной личности, свободной, критичной, образованной. Путь совершенства в устранении схоластич. веры в авторитеты, в воспитании стремления к познанию филос.истины и к труду, имеющих целью раскрыть все тайны бытия (Кузанский,Бруно). Идеал-сократовский принцип самопознания.

Философия XVIIв. Отождествляет культуру с понятием разумности; триединство мудрости, добродетели,счастья (Лейбниц).

Французское просвещение XVIII в. также связывало культуру с возможностями человеческого разума. Существование разумного общества неотделимо от интеллектуального развития личности, от уровня её нравственности. Здесь же, в Просвещение, есть критическое отношение к культуре. Ж.Руссо – натура человека извращается культурой,содержащей ложные идеалы. Его последователи, напр. Шопенгауэр – культура учит человека смирению и притворству, не возвышая и облагораживая его цели. Ф.Ницше – создана для подавления и порабощения человека, убивает «волю к власти»,как основу челов. жизнедеятельности. З.Фрейд – подавляет инстинкты и влечение.

Классич. немецкая философия отождествляет культуру с духовн. ценностями; это область духовной свободы, наход. Вне его природной и соц. сущности.

Марксисты не ограничивают её духовной областью; это один из показателей общественного прогресса, характеристика опред. уровня развития общества.

В зависимости от создания матер. или духовных ценностей в результате деятельности людей, выделяют: матер. культура – связана с практическим освоением природы, включает совокупность матер. благ, средства их производства и способы овладения ими. Духовная культура – охватывает обществ. сознание, совокупность всех знаний на теоретическом и обыденном уровне, способы создания духовных ценностей, язык и т.д.; проявляет себя в состоянии образования, просвещения, мед. обслуживания и т.д. Эти виды существует в органическом единстве, влияют друг на друга.

Функции: созидательная – благодаря культуре происходит развитие и саморазвитие человека как общественного субъекта. Нормативная – она формирует наиболее важные ценностные ориентиры общества, опираясь на которые одно общество может принимать одни идеалы и действия, а другие частично или полностью отвергать. Селекционная – отбор определённых ценностей. Человекотворческая – культура как второе рождение человека. Трансляция опыта; адаптационная – противостоит разрушительным тенденциям.

Уровень культуры измеряется целями, способами и средствами их достижения, результатами в дух и матер сферах. Он является важнейшим показателем общественной жизнеспособности и благополучия.

 

 

Ценности и ценностные ориентации. Ценности и оценки. Переоценка ценностей в современных условиях.

Аксеология – учение о цен-тях. 2 подхода к решению вопроса о природе цен-тей: объективно-идеалистический и субъективно-идеалистический.

Шелер: цен-ти – особый автономный мир дух сущностей, нах вне времени и пространства, сне объекта и субъекта, незав от чел-ка и чел-ва.

Религ-фил теч (Фальк): абс и всеобщей цен-тью, а также источником всех прочих цен-тей явл Бог

Субъект-идеал: цен-ть как функция психич деят-ти чел-ка. Предмет явл ценным не в силу присущих ему тех или иных сво-в, а только потому, что на него направлен интерес или желание познающего субъекта.

Позитивистски ориентированная эмперич социология (Тома и Знанецкий): цен-ть – содержание опыта, имеющего позитивное значение для каждого члена соц группы.

Парсонс: цен-ти, как составные части соц системы, - общепринятые представления о желательном типе соц системы. Источник цен-ти служит «сфера неэмперич», иными словами, Бог. Цен-ти – это всеобщие принципы, а не собственно правила поведения. Связь между цен-тями и поведением осущ-ся при помощи цен ориентации. Последняя, придавая действиям личности опред направление, предст собой сов-ть аспектов, кот личность выб на основе норм среди различных способов действия.

Сущ также и натуралистич, биологич истолкования природы цен-тей.Он выводит цен-ти из потреб-тей и интересов чел-ка, но траутует сами потреб-ти и интересы с т зр позиции натурализма, игнорир соц хар-р чел-ка. Дж. Паг: предпринял попытку создания теории происх цен-тей, исходя из данных биологии и нейрофизики. Он подразд цен-ти на первичн и вторичн Первичные - это гедонистич (удовл-е, наслаждение и др), охранит (самосохран-е, стаб-ть сущ-я организма), натурально-эстетич и эстетич. Первичные – это продукт биологич эволюции.

Нек ученые: происх и природа цен-тей св с качеством жизни. Кач-во жизни – хорошая жизнь, осн на благосостоянии. Бунге: различные индикаторы «кач-ва жизни» осн на не имеющим точного определения понятия всеобщего благосостояния.

Цен-ти – предметы, их сво-ва и отнош-я (как матер, так и идеал порядка), облад-е положит значимостью для общ-ва, соц групп и личности, т.е. способные удовлетворять их потреб-ти, служить их интересам.

Виды цен-тей: эк (сост предметно-вещную оболочку матер общ отнош-й, склад и сущ-ют независимо от сознания и воли чел-ка), соц-полит (выраж интересы различн соц групп и классов), дух – эстетич, этич, науч н, религ цен-ти и т.п.

Оценка – категория гносеологич и эмоц, тогда как цен-ть м.б. не только идеальной, но и вещ-но матер-ой.

Баденская школа неокантианства: оценки лишены познават момента, они ничего не говорят об эмперич мире, а лишь выраж отнош-е субъекта к оцениваемому явлению в форме одобрения или неодобрения, симпатии или антипатии.

Ясперса: оценка всегда есть «понимание смысла бытия», но такое понимание может быть достигнуто не средставми научного познания, а при помощи иррац интуиции.

Неопозитивисты (Рассел): всякая оценка всегда субъективна и произвольна, опрделяется не фактами, кот м.б. подвергнуты опытной проверке, а инд вкусами и эмоциями.

Виды оценки: научная (оценка с позиции науки и практики, достигнутых результатов и уровня развития самой науки), полит (какую цен-ть предст собой опред явления и процессы полит жизни с т.зр. интересов той или иной соц группы или класса), этич (нрав правила и идеалы), эстетич (закл в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с принятыми в общ-ве идеалами прекрасного).

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.