|
Материя как философская категория, ее основные атрибуты.Стр 1 из 5Следующая ⇒ Понятие сознания, его происхождение, сущность и структура. Роль труда, языка и общения в формировании сознания. Общ созн-е (в шир см) – идеи, взгляды, теории, представления, чувства, настроения, которые складываются в общ-ве, отражают и обслуживают общ бытие. (В узк см) – опред духовная система, включ соц-но значимые, закреплен и использ в практич деят-ти людей, рез-ты идеал отраж-я дейст-ти, общ бытия. Общ созн-е относ к общ-ву в целом, след-но его стоит рассм в кач совокупн хар-ки всего соц-ого в целом. Общ созн-е имеет свои собств закономер-ти развития. Оно зав от др подсистем и инстинк-но возд на все подсистемы. В пределах общ созн-я выдел клановое групп созн-е. Дюркгейм: группа думет, чувст совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разделены. Структура общ созн-я: обыденный (сов-ть идей, представл-й, чувств, получ в повседн жизни) и теор (систематиз знание, направлен на раскрытие сущности мира, общ бытия). Они включают подуровни в зав от доминир 1 из 2 аспектов: познават аспект (стремление людей познать и отразить вещи) и ценностный (оценка с т.зр. потреб-тей и идеалов). На обыден уровне выд: эмперич знания (элемент знания, получ в рез-те поверхностного соприкосновения с дейст-тью) и общ психология (сов-ть чувств, привычек, традиций, кот формир в усл повседневной жизни. Люди, у кот склад эти представл-я, представл опр класс). На теорит ур выд: идеологию (ценностный аспект) и науку (познават). Наука – сов-ть объект-но верных знаний о мире, здесь на 1 месте - знание о мире. Идеология – упоряд система идей и теорий, отраж дейст-ть с позиции интересов опред соц групп или общ-ва в целом. Осознан потреб-ти и есть интересы. Прежде всего это познавательная функция. Особой функцией общественного сознания является выражение интересов той или иной социальной группы. Понятие сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания. Сознание в философии вычтупает в форме объект процесса, в кач общего условия и компонента произ-ва и воспроиз-ва людьми общ-х обстоятельств и средств своей жизнедеятельности. Сознание (Спиркин) – это высшая, свойственная только людям и связан с речью функция мозга, заключ-ееся в обобщенном и целонаправленном отражении действительности, в предварит мысленных построениях действительности, в предвид-и их результатов, в разумном регулировании и самоконтролем поведения человека. Сознание-состояние псих жизни индивида, выраж в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание – то, что появляется в самой природе, в результате ее развития. Одно из общих сво-в материи – отражение. Уровни материи: механо-физико-химическое (простое взаимод), уровень живого – появляется раздражимость (способность отвечать на возд внейшней среды), многоклет структура (появл чувствительность, ощущения – субъективная область объективн мения, измен поведенческая деятльность – необх полного приспособления к среде, что происх в результате психич приспособления) Сознание – высшая форма отражения. Отражение в этом случае сопровожд пониманием того, что происходит с субъектом в окруж его действительности. Труд, членораздельная речь, общение – соц факторы форм-я чел-а. 1)Труд – целенаправлен деят-ть на изменение окруж средств. Соотн деят-ти и сознания: роль труда в возникн созн-я вообще и каждого конкр чел-а; сама деят-ть предполаг сознание, предполаг некий контроль над ней. 2) В процессе совм деят-ть появл членоразд речь, язык. Язык – знаковая инф система, выполн функции формир, хранения и передачи инф-ив процессе познания действит-ти и общении между людьми. 3) Речевое общение влияет на мозг чел-а. Свобода труда, работы
Природа бессознательного, его основные проявления. Психическая деятельность как единство сознательного и бессознательного. Сознание - состояние псих жизни индивида, выраж в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Существует 3 сферы познания: 1) познавательная сфера. Основой является мышление – процесс отражения действит-ти, в ходе кот чел-к, формируя образы и оперируя ими, выдвигает цели, разрабатывает планы и в конечном счете решает те или иные задачи. Человек способен отражать общие, существенные связи самой действит-ти. Эта способность связана с деят-тью чел-а. 2) Эмоциональная сфера. Гегель: «Без человеческих эмоций не м.б. сознания чел-а». Эмоции - псих переживания, душевные волнения, переживание жизн смысла, обусловленного отношением их объективн сво-в к потребностям субъекта. Гегель: жизнь и чувства – форма непосред-ти, в кот не сущ-ет различия между субъектом и объектом. 3) Мотивационно-волевая сфера. Мотивации – потребности субъекта в единстве со спос-тью достижения цели. Воля – решимость совершить те или иные действия. Важным элементом явл самосознание – осознание своего тела, сути своего «я», своих цен-тей, представлений. Особенность сознания – единство всех компонентов внутр и внешн опыта. Созанание чел-ка рассм в контексте всей психики, в кот помимо сознания и ее структуры входит подсознание, бессознательное. Бессознательное – сов-ть тел и перцептивных ощущений и комплекс инстинктивно-аффективных переживаний и воспоминаний, кот нах вне поля сознания и контроля своего я. Сущ различные типы бессозн-ого, кот по-разному соотносится с сознанием: а) есть бессозн псих явления – предсознательное, более низкий уровень псих регуляции поведения, чем сознание; б) другие бессоз явления – раньше осознавались, а потом ушли в бессознательное (двигательные умения); в) желания, потребности, вытесненные из сознания под влиянием цензуры- это мотивационные процессы, сталкивание с моралью. Метафизика и диалектика как философские методы познания. Основные принципы и законы диалектики. Всеобщие методы познания: метафизика и диалектика. Метафизика – мир нах-ся в статике, а не в динамике, иногда вообще отриц развитие. Хаар-но односторон-ть, абсолютиз-я отдельных объектов. Диалектика – все движется, все течет, все развивается в процессе войны и борьбы противопол-тей. Диалектика - учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Диалектика фиксир-ет подвижность, текучесть жизн процессов. Пик развития диалектики – Гегеля. Осн принципы деалектич метода: - объективность предполагает ряд треб-й: пр отражение, взаимосв сознания и практики, единство абс-ти и относит-ти в истинности. - пр всесторонности выраж всеобщ связь всех явлений действительности: вычленен предметн исслед, проведение его границ; его целостн многоаспектное рассмотрение; изучение кажд из сторон предмета; осуществление познават процесса как разверт вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон - пр системности - пр историзма рассм явл, когда возникло, какие этапы прошло и чем является - принцип противоречия: выделяя противополож-е стороны объекта и исследуя их, мышление воспроизводит объект в его противоречивом единстве, т.е. двигаясь от явления к сущности, оно раскрывает противоречия в самой сущности, являющиеся источником его самодвижения и саморазвития.
Вопрос 43. Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве. Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств,состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип). Т.е. все, что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие. Закон диалектики: всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга). Диалектика Ф и С. 1. Ф и С взаимосвязаны.Но она не одинакова:© Форма определяется содержанием, но раз возникнув форма приобретает относительную независимость © Одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма -разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм.© Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему © Содержание - изменчиво, форма – устойчива ©Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает (отрицает) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание © Развитие обеспечивается отрицанием форм
Материя как философская категория, ее основные атрибуты. Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носитонтологический оттенок.Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.[2]Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:физическая;химическая;биологическая;социальная;механическая.Универсальными свойствами материи являются:несотворимость и неуничтожимостьвечность существования во времени и бесконечность в пространствематерии всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другиедетерминированность всех явленийпричинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условийотражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышленияУниверсальные законы существования и развития материи:Закон единства и борьбы противоположностейЗакон перехода количественных изменений в качественныеЗакон отрицания отрицанияФормы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[3]в неорганической природе,пространственное перемещение;движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;геологические процессы;изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;в живой природе,обмен веществ,саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;в обществе,многообразные проявления сознательной деятельности людей;все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.
33. Движение и развитие. Метафизическая и диалектическая концепции развития. Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип материального единства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.Создатели материалистической диалектики считали, что именно взаимодействие объектов составляет содержание движения материи. “ Из взаимодействия объектов и составляющих их элементов образуется источник развития — противоречие. Данное свойство материи, вытекающее из взаимодействия материальных объектов, было названо отражением. Идея отражения становится принципом диалектики в силу того, что, с одной стороны, с её помощью объясняется возникновение сознания, с другой стороны, она используется для раскрытия материального источника развития сознания. Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”, - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма. Итак, принцип детерминизма исходит из наличия всеобщей взаимной связи и обусловленности явлений мира, из генетической причинной производительности, лежащей в основе отношений детерминации. Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей. Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. Метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектикеконцепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики. Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика. Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная черта метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм однажды познанное закрепляет в качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового.В софистике односторонность метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Часто встречается метафизика в форме эклектики. Эклектикой является все то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить целостность на основе разнородных, несовместимых элементов. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|