Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 5. ВЫВОД МАТОК И ПЛЕМЕННОЕ УЛУЧШЕНИЕ ПЧЕЛ





На пасеке ежегодно требуются молодые матки для следующих целей: 1) образования новых семей, 2) смены старых маток, 3) запаса на случай утери или порчи матки в какой-либо семье. Кроме того, маток иногда выводят специально для наращивания дополнительных пчел к взятку (матки-помощницы).

Пчеловод должен уметь самостоятельно выводить требующееся для пасеки количество маток; при этом надо уделять особое внимание их качеству. Матка - это мать всего населения улья, и ее качество сильно влияет на силу, жизнеспособность и продуктивность семьи. Чтобы получить маток высокого качества, надо их вывод сочетать с племенной работой на пасеке. ПЛЕМЕННОЕ УЛУЧШЕНИЕ ПЧЕЛ

Основой для племенного улучшения пчел служит учение Мичурина о направленном воспитании здорового, жизнеспособного и высокопродуктивного потомства.

Свойства пчел, как и всяких других живых организмов, изменяются под влиянием внешней среды, т. е. тех условий, в которых они содержатся. Следовательно, чтобы достигнуть племенного улучшения пчел, надо в первую очередь окружить их наилучшими условиями содержания и создать семьям все возможности для продуктивной работы. Этим достигается направленное воспитание потомства, т. е. усиление полезных свойств пчел. Воспитание расплода в сильной семье, в хороших ячейках, при нормальной температуре, обильное кормление личинок доброкачественным кормом обеспечивают вывод полноценных, здоровых пчел. Усиленный принос нектара и отстройка большого числа сотов развивают их медособирательную способность и восковыделение.

Таким образом, в результате хороших условий содержания и правильного использования семей полезные для человека свойства пчел из поколения в поколение усиливаются.

Но даже при наилучших условиях содержания не все семьи имеют одинаково высокую продуктивность. На пасеке всегда при одних и тех же условиях отдельные семьи выделяются высокой продуктивностью. Такие семьи надо выявлять и использовать на племя, получая от них новые семьи, а также молодых маток и трутней для подсадки в другие семьи.

Научные данные и практический опыт показывают, что близкородственное скрещивание ведет к вырождению потомства — снижению его жизнеспособности и продуктивности. Поэтому на каждой пасеке надо принимать меры против спаривания родственных между собой маток и трутней.

Из сказанного видно, что работа по племенному улучшению пчел включает в себя:

1) создание пчелам наилучших условий содержания для направленного воспитания и усиления полезных признаков;

2) выделение группы высокопродуктивных семей;

3) получение от них новых семей, а также вывод молодых маток и трутней;

4) недопущение близкородственного спаривания маток и трутней.

Создание пчелам хороших условий содержания освещается во всех разделах данной книги, поэтому отдельно останавливаться на этом вопросе нет необходимости.

Выделение группы высокопродуктивных семей. Для получения потомства выделяют семьи по следующим хозяйственно полезным признакам: 1) наилучшему развитию с весны, 2) сбору наибольшего количества меда, 3) выделению наибольшего количества воска, 4) зимостойкости, 5) устойчивости к заболеваниям. Кроме того, учитываются такие признаки пчел, как неройливость и миролюбие.

Чтобы из общей массы семей на пасеке выделить наилучшие, надо учитывать их развитие и продуктивность. Достигается это ведением пасечных записей по установленной форме, приведенной ниже.

Развитие семей учитывают так: при каждом осмотре улья записывают, сколько в нем рамок занято пчелами и расплодом; записывают также, сколько отобрано пчел и расплода для отводков. Лучшими по развитию считаются те семьи, которые раньше других заняли полное гнездо и магазин (или второй корпус) и дали больше рамок с пчелами и расплодом для новых семей. Семьи, которые рано накопляют большую силу, используют ранние взятки, недоступные для слабых семей, а затем лучше используют главный взяток. Поэтому они всегда дают больше меда и отстраивают больше рамок, чем семьи отстающие.


Пасечный журнал (на каждую семью заводится по такой форме)

Нередки случаи, когда две одинаково сильные семьи в одинаковых условиях собирают весьма разные количества меда. Это зависит от свойств самих пчел — объема медового зобика, быстроты полета, энергии в работе и т. д. Следовательно, чтобы правильно оценить качество семьи, надо наряду с учетом ее силы учитывать и медопродуктивность. Медопродуктивность определяют по количеству меда, отобранного от семьи за сезон, а также оставшегося в улье на зиму.

Воскопродуктивность семей определяют по числу рамок, отстроенных каждой семьей за сезон.

Более зимостойкими считаются те семьи, которые за зиму израсходовали меньше кормов, имеют меньше подмора и чистое гнездо.

Семьи, в которых обнаружены какие-либо болезни, ни в коем случае нельзя использовать на племя при любых показателях продуктивности.

Если пчеловод, обслуживая большое количество семей, не успеет вести подробные записи по каждой семье на всей пасеке, надо организовать выборочный учет продуктивности особо выделяющихся семей. Для этого при весенней ревизии выявляют семьи, перезимовавшие лучше других, берут их на отдельный учет и заводят на каждую из них так называемую карточку семьи по указанной выше форме, Это начало выявления группы лучших семей на пасеке. Дальше при расширении гнезд следят за тем, какие семьи быстрее развиваются и больше отстраивают новых сотов. Эти семьи также включают в группу лучших и заводят на них карточки. В то же время некоторые из хорошо перезимовавших семей могут быть исключены из этой группы, если они отстают в развитии. Далее в ходе медосбора из группы лучших семей снова могут отсеяться некоторые отстающие по продуктивности и добавиться вновь выдвинувшиеся семьи, Таким образом, группа комплектуется из действительно наилучших, выделившихся из общей массы семей. Эта группа семей в дальнейшем используется на племя, т.е. для получения потомства.

Чтобы у выделенных на племя семей и в дальнейшем развивались полезные качества, их окружают особо тщательным уходом. Эти семьи содержат в двухкорпусных ульях или ульях-лежаках; им дают наилучшие корма, следят за тем, чтобы весной и летом в улье всегда было не меньше 8 кг меда, ставят в гнезда наилучшие соты. Чтобы развивать у пчел способность к выделению воска и сбору меда, их усиленно загружают отстройкой сотов и создают все условия для максимальной работы на медосборе. В отношении племенных семей должно применяться только индивидуальное содержание, без использования маток-помощниц.

Создавая для племенных семей наилучшие условия содержания, нельзя злоупотреблять утеплением, перегревать, «парить» сильные семьи как летом, так и зимой в омшаниках. Это противоречит мичуринским принципам работы и приводит к воспитанию изнеженных, невыносливых пчел.

Группу выделенных на племя семей ежегодно пополняют новыми семьями, которые выделились из общей массы семей своими хорошими качествами. С другой стороны, из этой группы исключаются отстающие семьи.

Использование высокопродуктивных семей на племя. Размножение племенного материала в пчеловодстве проводится двумя путями: во-первых, от выделенных на племя семей получают отводки, или рои, во-вторых, выводят маток и трутней для других семей пасеки.

Размножение отводками, или роями, дает более полную и устойчивую передачу полезных признаков потомству, но этот путь размножения племенного материала медленный. От каждой высокопродуктивной семьи можно получить за сезон только одну новую семью (получение 2—3 отводков, или роев, приведет к раздроблению племенной семьи, и она перестанет быть высокопродуктивной).

Размножая высокопродуктивные семьи, надо одновременно выбраковывать семьи слабые, если они не поддаются исправлению. У этих семей перед главным взятком отбирают и уничтожают маток, а пчел и расплод присоединяют к семьям средней силы. Браковать слабые семьи можно только в таком количестве, сколько получено сверх плана новых семей от племенной группы, с тем расчетом, чтобы ликвидация семей не отразилась на выполнении плана прироста.

Размножение племенного материала путем получения плодных маток и подсадки их в другие семьи дает менее устойчивую передачу признаков потомству. Матка и ее расплод подвергаются сильному воздействию чужой семьи через молочко пчел-кормилиц, и это в какой-то степени снижает результаты племенной работы. Но зато этот путь размножения дает возможность получать от ценных семей большое число маток-дочерей, которые, будучи посажены в рядовые семьи, в значительной степени улучшат их.

В практике надо использовать оба пути размножения племенного материала.

Для получения молодых маток группу племенных семей обычно делят на две подгруппы — материнские семьи и отцовские семьи. От материнских семей получают молодых маток, а в семьях-отцах идет вывод трутней для оплодотворения. Иногда выделяют и третью группу, а именно группу семей-воспитательниц, которым передают на маточное воспитание личинок материнских семей.

Передача личинок для вывода маток из материнской семьи в семью-воспитательницу имеет смысл только в том случае, когда от одной выдающейся семьи надо в короткий срок получить большое число маток-дочерей. Передавая на воспитание личинок данной матки во многие семьи-воспитательницы, от нее можно получить сотни и даже тысячи дочерей.

Надо иметь в виду, что семья-воспитательница при выкормке маточных личинок передает через молочко будущим маткам некоторые свои свойства. Таким образом, молодая матка, полученная из семьи-воспитательницы, не является чистопородной дочерью материнской семьи, а до некоторой степени несет в себе свойства тех пчел, которые ее воспитывали. Эту способность пчел надо использовать для улучшения потомства, выделяя в качестве воспитательниц высокопродуктивные семьи, обладающие такими полезными особенностями, каких нет у материнских семей. В том случае, когда пчеловод выводит маток только для своей пасеки и ему требуется получать от одной материнской семьи всего около 20 дочерей, маток следует воспитывать в той же семье, откуда берутся личинки. Это дает более устойчивую передачу наследственных свойств от материнской семьи ее потомству.

Маток выводят в таком количестве, чтобы полностью удовлетворить потребность своего хозяйства. Если на соседних пасеках не ведется племенная работа, желательно увеличить вывод маток настолько, чтобы снабжать ими все ближайшие пасеки, в том числе и приусадебные. Это важно потому, что трутни соседних пасек могут покрывать племенных маток, и если они сами будут беспородные, это снизит результаты племенной работы.

В остальных неплеменных (пользовательных) семьях на пасеке маток не выводят, а вывод трутней всеми мерами ограничивают. Чтобы не допустить вывода трутней, во всех семьях держат только пчелиные соты, регулярно сменяют маток и принимают меры, предупреждающие роевое состояние семей.

Проверка материнских семей по потомству. Не все высокопродуктивные семьи одинаково хорошо передают свои качества потомству. У одних из них матки-дочери более устойчиво наследуют признаки высокой продуктивности, у других — менее устойчиво. При упрощенной племенной работе (массовой селекции) от всех лучших по продуктивности семей одинаково получают потомство, не считаясь с тем, что некоторые из этих семей, может быть, не передают потомству своих хороших качеств. Такая работа хотя общем и улучшает продуктивность пчел в целом по пасеке, но то улучшение идет недостаточно быстро. Результаты племенной работы будут гораздо выше, если вести хотя бы простейшую проверку лучших семей по их дочерям и затем получать молодых латок и трутней от тех семей, которые более устойчиво передают свои признаки потомству.

Проверку по потомству организуют так. От нескольких лучших маток выводят по равному количеству дочерей и используют их, как обычно, т. е. для смены старых маток, для отводков и т. д. При этом ведут строгий учет происхождения молодых маток, чтобы знать, в каких семьях находятся дочери той или иной рекордистки, и создают им одинаково хорошие условия содержания.

В первый год жизни молодой матки нельзя судить о продуктивности ее семьи, так как на взятке и отстройке сотов работают пчелы от двух маток — старой и молодой и полная смена пчел в семье заканчивается только во второй половине сезона или к его концу.

С весны следующего года по каждой группе дочерей учитывают зимостойкость семей, быстроту их развития и продуктивность, как описывалось выше. В конце сезона подсчитывают среднюю продуктивность дочерей каждой материнской семьи в отдельности и сравнивают их показатели. Выяснив, какие из материнских семей дают наиболее продуктивное потомство, от них и от их лучших дочерей выводят маток для всех семей на пасеке до тех пор, дока не будут выявлены более продуктивные семьи.

Обмен племенным материалом. Хотя маток и трутней выводят в разных семьях, но это не избавляет полностью от родственного спаривания. При длительном разведении пчел на одной и той же пасеке они неизбежно становятся родственными друг другу. Это неблагоприятно отражается на жизнеспособности пчел и продуктивности семей.

Чтобы совершенно избежать родственного спаривания, надо примерно один раз в 3 года обновлять племенную группу семей путем обмена лучшими семьями или отводками от них с другими пасеками. Обмен племенным материалом имеет важное значение. Мичуринская биология учит, что скрещивание особей, взятых из удаленных друг от друга местностей с различными условиями, обогащает наследственную основу организмов и дает более жизнеспособное, продуктивное потомство. Поэтому для обмена племенными семьями надо подбирать пасеки, по возможности более удаленные друг от друга и расположенные в неодинаковых природных условиях, например одна в лесной части района, другая — в безлесной. При обмене надо иметь полную уверенность в том, что полученная семья действительно высокопродуктивна и что нет риска занести с ней какую-либо заразную болезнь пчел. Поэтому обмен должен производиться под непосредственным наблюдением специалиста-пчеловода или ветеринарного врача. Хозяйства, обменивающиеся семьями, должны выдавать друг другу характеристики продуктивности этих семей. Завезенные семьи используют для получения молодых маток, которые будут покрыты местными трутнями.

Использование пчел разных пород. Пчелы, населяющие разные зоны Советского Союза, имеют свои отличительные особенности, Они представляют собой естественно сложившиеся примитивные породы, которые могут служить исходным материалом для получения межпородных помесей,

Большую часть территории СССР населяют среднерусские лесные пчелы. Они имеют темную окраску, мед запечатывают белыми крышечками, отличаются злобивостью; ройливость их умеренная, роевых маточников они закладывают обычно немного — 10, реже до 20 штук. Не все лесные пчелы одинаковы по своим качествам, Например, среди них выделяется башкирская пчела, которая отличается особой выносливостью к суровым условиям и способностью в короткий срок наращивать много пчел в семье.

На Украине распространены так называемые украинские степные пчелы. Они сходны с лесными пчелами, но мельче их, миролюбивее и более склонны к роению. Некоторое количество семей этой породы в прошлом столетии было завезено с Украины на Дальний Восток. Здесь они размножились, акклиматизировались и представляют теперь особую породную группу — дальневосточную пчелу, которая приспособлена к местным условиям, в частности к использованию обильных взятков с липы. Эти пчелы в условиях Дальнего Востока совершенно не болеют гнильцом.

Среди пчел, распространенных в СССР, особо выделяются кавказские пчелы. Имеется несколько пород этих пчел, значительно отличающихся друг от друга, но все они имеют общий очень характерный устойчивый признак — темную, так называемую мокрую, печатку меда. Кроме того, кавказские пчелы отличаются незлобивостью, склонностью к воровству. Размеры тела у кавказских пчел значительно мельче, чем у средне русских, а ножки, крылышки и хоботок, наоборот, длиннее. Некоторые из кавказских пчел отличаются повышенной ройливостью, закладкой большого количества роевых маточников (по нескольку десятков и даже сотен в семье).

Из всех пород пчел этой группы особого внимания заслуживают кавказские высокогорные серые пчелы, получившие мировую известность. Они населяют горные районы Кавказского хребта (Грузию). Эти пчелы отличаются наибольшей длиной хоботка среди всех других пчел (до 7,1 мм). Они приспособлены к суровым условиям горного климата, где зима тянется 4—5 месяцев, а летом бывают резкие изменения температуры и сильные похолодания. Эти пчелы идут за взятком при более низкой температуре, чем среднерусские, и летают даже при тумане и небольшом дожде. Они более предприимчивы, чем другие породы пчел, имеют серую окраску, отличаются исключительным миролюбием. В отличие от других кавказских пчел высокогорные пчелы роятся мало и маточников закладывают обычно не более 10 штук в семье.

Из кавказских пород пчел широко распространена кубанская желтая пчела, заселяющая Северный Кавказ (Краснодарский и Ставропольский края). Эти пчелы имеют желтые колечки на брюшках, отличаются миролюбием, повышенной склонностью к воровству, сильно ройливы и закладывают много маточников.

Кубанские пчелы приспособлены к теплому климату, короткой зиме и очистительным облетам среди зимы.

Каждая порода пчел хорошо приспособлена к местным условиям, поэтому разводить надо в первую очередь своих местных пчел, улучшая их путем племенной работы. При завозе пчел другой породы надо сначала проверить, насколько ©ни подходят к условиям данной местности. Например, завоз желтых кубанских пчел в районы средней полосы и севера СССР показал, что эти пчелы здесь хуже выносят зимовку, чем местные, и дают гораздо меньше меда. Не рекомендуется завозить любых кавказских пчел в районы севера, северо-запада, а также в Сибирь, на Урал и Дальний Восток.

Наряду с разведением и улучшением своих местных пчел можно применять межпородные скрещивания пчел, но только с использованием метисов первого и второго поколений. В этом отношении большой интерес представляет использование кавказских высокогорных серых пчел. Матки, полученные от этих семей и покрытые трутнями местных среднерусских пчел, отличаются большой плодовитостью и дают высокопродуктивных рабочих пчел. Семьи-помеси первого поколения дают меда на 30—50% больше, чем обычные среднерусские пчелы. Но такие помеси менее зимостойки, чем местные среднерусские пчелы, поэтому их не рекомендуется разводить в районах с суровым климатом и длительной зимой.

ВЫВОД МАТОК

Квалифицированные пчеловоды выводят маток искусственным путем в специально подготовленных семьях-воспитательницах. Но наряду с этим на многих пасеках для вывода маток используют роевые маточники.

Использование роевых маточников. Если на пасеке имеются семьи, пришедшие в роевое состояние, заложенные в них маточники можно использовать для получения молодых маток. Опыт показывает, что из роевых маточников получаются хорошо развитые яйценоские матки. Но получать роевые маточники можно только от сильных, высокопродуктивных семей.

Семье дают отпустить первый рой, а затем по мере созревания маточников их вырезают, не допуская до выхода маток, иначе выйдет рой-вторак. Когда закончится отбор маточников, один из них оставляют семье для вывода в ней матки.

Роевой маточник вырезают тонким острым ножом с кусочком сота шириной 1—1,5 см вокруг его основания. Кусочек сота с маточником вставляют в вырез, сделанный в соте той семьи, которой намечено дать молодую матку.

Некоторые пчеловоды применяют специальные меры, ускоряющие закладку роевых маточников. Выделив наиболее сильную, высокопродуктивную семью, ей рано весной создают наилучшие условия для накопления расплода и молодых пчел. В частности, этой семье систематически дают подкормку. Во второй половине весны, когда в семье идет массовый вывод молодых пчел, пчеловод задерживает постановку в улей новых рамок, оставляя гнездо сжатым. Это способствует возникновению у пчел роевого состояния, и они закладывают роевые маточники, которые пчеловоды используют, как описано выше.

Преимущества искусственного вывода маток. Хотя роевые маточники используются на пасеках довольно широко, этот способ имеет существенные недостатки.

Естественный вывод маток не соответствует плановому ведению пчеловодного хозяйства. Роевых маточников в одном году бывает слишком много, в другом их почти совсем нет. Племенная работа при использовании роевых маточников осложняется тем, что они часто выводятся в малопродуктивных семьях, тогда как в семьях-рекордистках маточников может не быть. Нередко даже применением описанных выше специальных мер не удается заставить высокопродуктивную семью заложить много роевых маточников и в нужные для нас сроки. Кроме того, работа по вырезке и постановке в другую семью роевых маточников связана со значительными неудобствами.

Но главный недостаток использования роевых маточников заключается в том, что при этом идет отбор на племя наиболее ройливых семей, которые закладывают много маточников. Таким образом, склонность пчел к роению в потомстве будет возрастать.

Искусственный вывод маток не имеет указанных недостатков. Он целиком соответствует плановому ведению дела на крупных колхозных и совхозных пасеках. Преимущества искусственного вывода заключаются в следующем: 1) маток выводят по плану в требующемся количестве и в определенные сроки; 2) маток получают от высокопродуктивных, неройливых семей пчел; 3) для их вывода берут личинок определенного возраста; 4) каждый маточник отстраивается на особом деревянном основании, то позволяет свободно брать его и переносить в другую семью. Искусственный вывод маток основан на той биологической особенности пчел, что семья, лишившись маток, закладывает маточники на личинках рабочих пчел раннего возраста и выводит из их полноценных маток. Таким образом, создавая в семье состояние сиротства, пчеловод может переключить на вывод маток любую семью и в необходимые для него сроки. Когда начинать вывод маток? Маток выводят весной и в первой половине лета, до главного медосбора. Начало весеннего вывода маток зависит от двух условий:

1) от начала устойчивого тепла и взятка;

2) от времени появления трутневого расплода.

Матки, выведенные при отсутствии взятка, хуже выкормлены, поэтому менее яйценоски. Чтобы обеспечить хорошее качество маток, надо выждать теплую погоду и зацветание весенних медоносов. В средней полосе СССР это бывает обычно с зацветанием лена остролистного, ветлы, смородины или же плодовых деревьев. Нередко пчеловоды приступают к выводу маток во время цветения ивы-бредины, т. е. в начале мая.

В случае внезапного перерыва во взятке его заменяют обильным кормлением семьи-воспитательницы медо-перговой массой или специальным белково-витаминным кормом. Приготовление и использование этих подкормок описаны выше.

Матки весеннего вывода могут остаться неплодными из-за отсутствия трутней, поэтому сроки вывода маток надо строго увязывать с появлением и развитием трутневого расплода. Развитие трутня в ячейке идет 24 дня, затем еще 10—14 дней требуется на его половое созревание. Таким образом, трутни способны покрывать маток не раньше чем через 34—38 дней с момента появления в сотах трутневых яиц. На развитие же матки до ее полового созревания уходит около 20 дней (считая, что для вывода матки взята однодневная личинка). Отсюда следует, что вывод маток можно начинать не раньше чем через 14 дней после появления в сотах трутневых яиц. Иначе говоря, появление первого печатного трутневого расплода указывает на то, что можно приступать к выводу маток.

Вывод трутней. Чтобы ускорить вывод трутней, рано весной, сразу после выставки пчел из зимовника, отцовским семьям дают в середину гнезда по рамке трутневой суши, заготовленной еще в прошлом году. Затем семьям сильно сокращают гнезда и ежедневно на ночь дают пол-литра сахарного сиропа или медовой сыты. Через неделю семью осматривают и, если трутневый сот занят расплодом, в гнездо дают новую рамку с таким сотом.

В дальнейшем такие соты подставляют отцовским семьям примерно раз в неделю. Чтобы трутневый расплод не скоплялся в семье и не мешал ее нормальной деятельности, трутневые рамки по мере запечатывания расплода передают в другие семьи на пасеке.

Ранний вывод трутней применяют многие передовые пчеловоды, использующие маток-помощниц весеннего вывода.

Замечено, что весной матки охотнее откладывают яйца в те трутневые ячейки, которые расположены небольшими участками среди пчелиных. Поэтому рекомендуется разрезать трутневые соты на кусочки и вставлять их в «окошечки», вырезанные в хороших пчелиных сотах, которые затем дают семьям-отцам.

Получить трутневый расплод рано весной иногда не удается, несмотря на наличие в середине гнезда сота с трутневыми ячейками. Матки обходят их, не откладывая яиц. Чаще всего это объясняется тем, что в гнездо ставится светлый трутневый сот, в котором раньше не выводился расплод. Как известно, рано весной матки плохо откладывают яйца в совершенно светлые соты, хотя бы все ячейки в них были пчелиными. Чтобы обеспечить успех дела, применяют следующий способ заготовки трутневых сотов. В середине хорошо отстроенной рамки со светло-коричневым пчелиным сотом делают вырез в виде окна размером примерно 10×15 см. В июне ставят такой сот в сильную семью. Пчелы застраивают окно трутневыми ячейками и выводят в них 2—3 поколения трутневого расплода. Заготовив до десятка таких рамок, их используют для ранневесеннего вывода трутней. При этом еще с осени ставят в центр гнезда семьи-отца один трутневый сот, а весной по мере надобности подставляют их еще.

Наличие ранних трутней при этом способе позволяет уже в начале мая, во время цветения ивы-бредины, приступать к выводу маток.

Продолжительность использования отцовских семей зависит плановых сроков вывода маток. Постановку новых трутневых отов прекращают за 3 недели до последней постановки личинок а маточное воспитание в семью-воспитательницу. Простейший способ искусственного вывода маток. В том случае, когда маток выводят немного, для потребностей небольшой пасеки или одного отделения крупной колхозной пасеки, можно ограничиться следующим наиболее простым способом вывода маток. У выделенной на племя семьи временно удаляют матку (ее помещают в запасный улей с 2—3 рамками пчел и расплода), затем в семье подбирают сот с молодым открытым расплодом — яйцами и личинками. Сот обрезают острым ножом на таком уровне, чтобы по его краю остались наиболее молодые, только что вылупившиеся личинки. Пчелы обычно закладывают маточники по тому срезу. Чтобы маточники были заложены не слишком близко друг к другу, личинки по краю сота прореживают, выбрасывая кончиком спички по две личинки из каждых трех. Подготовленную таким образом рамку ставят обратно в середину гнезда безматоченной семьи, и пчелы на краю среза закладывают несколько маточников (рис. 69).


Рис. 69. Маточники, заложенные на подрезанном соте

Чтобы увеличить число закладываемых маточников, рекомендуется удлинять линию среза сота, обрезая его по зигзагообразной линии, как показано на рисунке 70. Но это можно делать только в том случае, если сот равномерно покрыт одновозрастными молодыми личинками, чтобы на линии среза не было личинок старше одного дня по выходе из яйца.


Рис. 70. Подрезка сота зигзагом для вывода маток

Когда маточники будут запечатаны, то за 3 дня до выхода молодых маток (через 5 дней после запечатывания) маточники вырезают тонким острым ножом с кусочками сотов и помещают в те семьи, которым надо дать молодых маток.

Техника вывода маток, применяемая в крупных хозяйствах. На крупных колхозных пасеках, состоящих из многих отделений (точков), целесообразно организовать вывод маток для всего хозяйства в одном из отделений, где имеется наиболее квалифицированный пчеловод. В этом случае он выводит несколько сот маток, поэтому нельзя обойтись описанным выше упрощенным способом этой работы.

Применение усовершенствованной техники вывода маток необходимо также на районных племенных пасеках, которые должны выводить много маток от выдающихся по продуктивности семей для снабжения пасек всего района.

Усовершенствованная техника вывода маток, применяемая при больших масштабах этого дела, складывается из следующих работ:

1) получение одновозрастных личинок от материнских семей;

2) подготовка семей-воспитательниц;

3) прививка личинок и постановка их на воспитание;

4) проверка личинок на прием;

5) подкормка семей-воспитательниц;

6) формирование нуклеусов;

7) раздача маточников в нуклеусы;

8) проверка маток на плодность.

Подробное описание этих работ дается ниже.

Получение одновозрастных личинок от материнских семей. Личинок для вывода маток берут от высокопродуктивных выделенных на племя семей.

Эти личинки должны быть как можно моложе, желательно не старше одних суток по выходе из яиц.

Чем раньше пчелиная личинка будет переключена на маточное воспитание, тем полноценнее будет матка.

Личинка старше двухдневного возраста уже непригодна для ввода матки.

На сотах всегда можно найти молодых личинок, но при этом трудно точно узнать их возраст. Кроме того, для вывода маток требуется, чтобы одновозрастные личинки занимали сплошь большой участок рамки, что далеко не всегда в семье удается найти. Поэтому надо заранее принять меры, чтобы в материнской семье был подготовлен сот с одновозрастными личинками.

К этой работе приступают за несколько дней до намеченной постановки личинок на маточное воспитание. Сначала подбирают рамку с пустым, правильно отстроенным пчелиным сотом, в котором вывелось 2—3 поколения расплода. Этот сот слегка сбрызгивают медовой сытой и ставят в середину гнезда маточной семьи, по возможности рядом с той рамкой, на которой червит матка (дымить при этом надо возможно меньше). На верхнем бруске рамки делают пометку карандашом, чтобы сразу отличить ее от других. Семье ежедневно дают побудительную подкормку.

Чтобы точно определить время начала кладки яиц, рамку ежедневно утром просматривают, делая это очень осторожно, чтобы не спугнуть с нее матку. Уже на следующее утро удается найти матку на этом соте. Через 4 дня после начала кладки яиц самые старшие личинки на этом соте будут иметь возраст не больше одних суток по выходе из яиц, и они пригодны для вывода маток.

Подготовка семьи-воспитательницы. Направленному воспитанию наиболее легко поддается молодой, развивающийся организм, поэтому создание условий для выращивания маточных личинок имеет особо важное значение. Мы уже знаем, что молодая матка несет в себе задатки не только материнской и отцовской семей, но и той семьи, в которой воспитывалась маточная личинка. Учитывая это, семью-воспитательницу выделяют из числа сильных, высокопродуктивных племенных семей, чтобы она, вскармливая маточные личинки, не ухудшала, а, наоборот, дополняла полезные свойства будущих маток.


Рис. 71. Прививочная рамка для вывода маток

Как уже упоминалось выше, при выводе небольшого количества маток нет необходимости передавать личинок из материнской семьи особым семьям-воспитательницам. В этом случае материнскую семью после получения в ней сота с одновозрастным расплодом превращают в семью-воспитательницу.

К подготовке семьи-воспитательницы приступают через 3 дня после начала кладки яиц в сот, поставленный материнской семье, т. е. за день до появления однодневных племенных личинок.

В семье-воспитательнице создают полное сиротство, т. е. удаляют матку а весь открытый расплод. Просматривать соты надо очень тщательно: если пропустить хотя бы несколько личинок или яиц, пчелы заложат свищевые маточники и не примут личинок, поставленных на воспитание. Но в гнезде обязательно надо оставите не менее двух рамок запечатанной детки, иначе в нем не будет нормальных температурных условий для воспитания маточных личинок.

Матку из семьи-воспитательницы удаляют с маленьким отводком, т. е. с 3—4 рамками расплода и с частью молодых пчел, где матка продолжает яйцекладку. В улье-лежаке семейку с маткой помещают рядом с семьей-воспитательницей, за глухой перегородкой. В 12-рамочном улье семейку поселяют во второй корпус с фанерным дном, помещая его на семью-воспитательницу, летком назад. По окончании вывода маток временный отводок снова присоединяют к семье-воспитательнице, превращая ее в нормальную семью.

Создав в семье-воспитательнице полное сиротство, приступают к формированию ее гнезда. Если оставшихся рамок будет мало для размещения всех пчел, добавляют новые рамки с медом и пергой. Гнездо комплектуют так, чтобы все рамки были плотно покрыты пчелами. Чем больше в семье-воспитательнице пчел, запечатанного расплода, меда и перги, тем лучше идет выкормка маточных личинок. Рамки с крытым расплодом ставят подряд, так как между ними будет помещаться рамка с племенными личинками. Собранное гнездо тщательно утепляют. Подготовленную таким образом семью оставляют до следующего утра.

Если маток выводят непосредственно в материнской семье, превращение ее в семью-воспитательницу выполняется так же, как описано выше. Рамку с подготовленным одновозрастным засевом удаляют с маткой в отводок, а на другой день вышедших на ней личинок после специальной подготовки (прививки) возвращают в безматочную семью для воспитания.

Прививка личинок и постановка их на воспитание. На следующий день после подготовки семьи-воспитательницы приступают прививке личинок. Для выполнения этой работы требуется светлая, теплая комната, с температурой не ниже 20°, без сквозняков посторонних запахов. В комнате у окна должен быть стол.

Пчеловод заранее подготовляет прививочную рамку, то обыкновенная рамка без сота, в которой прибиты три горизонтальные планки. Одна из них прибивается на расстоянии 2— см от верхнего бруска рамки, а остальные — с промежутками в см. Планка прикрепляется к боковому бруску рамки одним гвоздем с каждой стороны так, что ее можно свободно поворачивать. Затем заготовляют патроны. Это маленькие квадратные брусочки размером 2,5×2,5 см и толщиной около 0,5 см, которых требуется на одну рамку 40 штук. С лицевой стороны каждого патрона надо сделать кончиком ножа маленькое углубление рис. 72).


Рис. 72. Патрон для вывода маток

Прививочную рамку заготовляют заранее, чтобы в день прививки не затрачивать на это время.

Иногда вместо патронов применяют клинышки из расслоенной фанеры или из разрезанной спичечной коробки. Длина клинышка 35 мм, а ширина тупого конца 15 мм (рис. 77). Если используются клинышки, прививочная рамка не нужна, так как их втыкают прямо в сот.


Рис. 77. Клинышки с приклеенными к ним ячейками для вывода маток

Прежде чем приступить к прививке личинок, в комнате на чистом столе подготовляют следующие принадлежности: 1) прививочную рамку с патронами или клинышки, 2) острый тонкий нож, 3) чайник с горячей водой, 4) кружку с расплавленным воском (ее пока держат в печке или на плите), 5) чистое полотенце. Чтобы воздух в помещении не был слишком сухой, пол сбрызгивают водой.

Подготовив все необходимое, берут из материнской семьи рамку с племенными личинками, осторожно сметают с нее пчел и доставляют в помещение, где рамку кладут плашмя на стол. Затем нагретым







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.