Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод экспертной оценки .Социометрия .





Метод анализа документов.

«Анализ документов – один из основных методов сбора данных в социологи- ческом исследовании, который предполагает использование информации, фиксированной в рукописном или печатном тексте, а также на магнитной ленте, кинопленке и т.д.»

«Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации». По форме фиксации информации документы делятся на: письменные документы; архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме- иконографическую -документацию (кино, видео- и фото документы, картины и т. д.); фонетические документы (Магнитофонные записи, грампластинки).

Документы содержат информацию о каком-либоявлении, процессе или событии, которое когда-тоимело место, т.е. документы содержат первичную информацию. Изучение документов дает вторичные сведения, систематизированные, обобщенные и теоретически обработанные. Поэтому в социологических методах сбора информации анализ документов обладает свойствами так называемого «метода вторичного анализа данных». Это свойство данного метода и определяет специфику его использования.

Анализ документов может быть использован в социологических исследованиях в двух качествах:

1)как главный или единственный метод;

2)в сочетании с другими методами.

Например, биографический метод, история жизни, история семьи – все это различные вариации метода анализа документов, используемого самостоятельно, без привлечения других методов.

Анализ документов позволяет более точно сформулировать проблему, очертить границы объекта и предмета исследования, а также может дать результаты для формулировки рабочих гипотез исследования. Способ использования данного метода определяется двумя факторами: задачами конкретного исследования и квалификацией исследователя.

Основными условиями успешного использования данного метода является проверка массива документов на надежность и достоверность. Поэтому в целях проверки надежности документов необходимо установить подлинность источника и его связь с предметом исследования. А изучение правдивости освещения фактов, точности в передаче автором описываемых им событий позволит оценить степень достоверности документа.

Классифицировать документы можно по разным основаниям:

-по форме изложения (вербальные и статистические);

-по форме фиксации (печатные и рукописные, записи на кино- и фотопленке, на магнитной ленте);

-по способу восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические и смешанные);

-по прямому содержанию (литературные, исторические, научные и т.д.);

-по статусу (официальные и неофициальные);

-по функциональным особенностям (информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные);

-по целевому назначению (целевые, т.е. возникновение которых было специально задумано исследователем и наличные, т.е. существующие независимо от исследователя);

-по степени персонификации (личные и безличные);

-по количеству авторов (один и множество);

-по источнику информации (первичные и вторичные).

Все многообразие методов анализа документов сводится к двум основным типам: традиционному (качественному, содержательному) анализу и формализованному (количественному) анализу.

1.Традиционный анализ – это толкование документа, его всесторонняя интерпретация путем выяснения основных мыслей и идей конкретного текста, воссоздания логических связей и противоречий между ними. Традиционный, классический анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа: этот анализ стремится как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный.

Основной слабостью этого метода является субъективность. Как бы ни был добросовестен исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно рассмотреть материал, интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективна.

Традиционный анализ бывает внешний и внутренний.

а)Внешний предполагает восстановление обстоятельств создания документа в историческом и социальном планах. Цель внешнего анализа — установить вид Документа, его форму, время и место появления, автора, инициатора, цели его создания, насколько он надежен и достоверен, каков его контекст.

б) Внутренний анализ — это исследование содержания документа. По существу, вся работа социолога направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление различия между фактическим и литературным содержанием, установление уровня компетенции автора документа в делах, о которых он высказывается, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам.

Традиционный анализ применим для документов всех типов. Выделяют специальные методы традиционного анализа: исторический, психологический, юридический, лингвистический.

Формализованный анализ.

Желание избавиться от субъективности традиционного анализа породило разработку принципиально у иных, формализованных, или, как часто их называют, количественных методов анализа документов (контент-анализ).

Суть этих методов сводится к тому, чтобы, найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота) употребления определенных терминов, которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Результата анализа становятся в достаточной мере объективными. Ограниченность формализованного анализа заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей.

Формализованный, количественный анализ охватывает, как правило, широкий материал и характеризуется как экстенсивный. Его основным недостатком следует считать неполное, не исчерпывающее раскрытие содержания документа.

К методам формализованного анализа относят информационно-целевой метод и методы контент-анализа.

1.Суть информационно-целевого метода заключается в следующем. Любой текст обладает счетным и конечным количеством смысловых опорных узлов содержания. Также любой текст содержит некоторое количество базовых идей. Различные соотношения между опорными узлами содержания и базовыми идеями текста позволяют вычислить коэффициент новизны или информативность текста.

2. Контент-анализ или формализованный (количественный) анализ документов направлен на получение объективной информации о некоторой совокупности однородных документов путем фиксации существенных характеристик содержания и их количественного описания.

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:

1)понятия, выраженные в отдельных терминах;

2)тему, выраженную в целых смысловых абзацах, частях текстов, статей, радиопередач и т.п.;

3)имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений;

4)целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т.п.;

5)смысл апелляций к потенциальному адресату (в том числе апелляции к определенным ценностям, идеалам, интересам и т.д.) [103, с. 216].

Смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы. Основная задача исследователя – определить максимально корректные единицы анализа.

 

Социометрия.

Социометрический метод — это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (например, учебного, научного или производственного коллектива). Введем следующие понятия.

Выбор — выраженное каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим индивидом.

Отклонение (отрицательный выбор) — выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим индивидом.

Опускание — оставление одним индивидом другого без внимания (отсутствие выбора или отклонения).

Метод социометрических измерений позволяет получить информацию о: социально-психологических отношениях в группе; статусе людей в группе; психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Социометрический критерий. Существенны для социометрического опроса является то, что выбор или отклонение одним индивидом другого осуществляются по отношению к определенной содержательной деятельности.

Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием.

Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат, основанием для установления структуры взаимоотношений (например: «С кем из членов бригады Вы хотели бы вместе работать на один наряд?», «Кого из товарищей по бригаде Вы пригласили бы к себе на день рождения?», «С кем из членов бригады Вы не хотели бы, работать на один наряд?», «Кого из членов бригады Вы не пригласили бы к себе на день рождения?» и т. п.).

Виды социометрических критериев. Реакция опрашиваемого на социометрический критерий в виде выбора или отклонения какого-либо из членов коллектива (группы) как участника совместной деятельности определяется не только содержанием критерий, но и целым рядом свойств, знание и учет которых являются необходимыми для выявления и фиксации структурных особенностей изучаемого коллектива. В основном критерии делятся на производственные(позволяют исследователю выяснить -межличностные взаимоотношения на уровне структуры производственной деятельности) и непроизводственные(являются показателями мёжличностных взаимоотношений в коллективе.).

Метод анализа документов.

«Анализ документов – один из основных методов сбора данных в социологи- ческом исследовании, который предполагает использование информации, фиксированной в рукописном или печатном тексте, а также на магнитной ленте, кинопленке и т.д.»

«Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации». По форме фиксации информации документы делятся на: письменные документы; архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме- иконографическую -документацию (кино, видео- и фото документы, картины и т. д.); фонетические документы (Магнитофонные записи, грампластинки).

Документы содержат информацию о каком-либоявлении, процессе или событии, которое когда-тоимело место, т.е. документы содержат первичную информацию. Изучение документов дает вторичные сведения, систематизированные, обобщенные и теоретически обработанные. Поэтому в социологических методах сбора информации анализ документов обладает свойствами так называемого «метода вторичного анализа данных». Это свойство данного метода и определяет специфику его использования.

Анализ документов может быть использован в социологических исследованиях в двух качествах:

1)как главный или единственный метод;

2)в сочетании с другими методами.

Например, биографический метод, история жизни, история семьи – все это различные вариации метода анализа документов, используемого самостоятельно, без привлечения других методов.

Анализ документов позволяет более точно сформулировать проблему, очертить границы объекта и предмета исследования, а также может дать результаты для формулировки рабочих гипотез исследования. Способ использования данного метода определяется двумя факторами: задачами конкретного исследования и квалификацией исследователя.

Основными условиями успешного использования данного метода является проверка массива документов на надежность и достоверность. Поэтому в целях проверки надежности документов необходимо установить подлинность источника и его связь с предметом исследования. А изучение правдивости освещения фактов, точности в передаче автором описываемых им событий позволит оценить степень достоверности документа.

Классифицировать документы можно по разным основаниям:

-по форме изложения (вербальные и статистические);

-по форме фиксации (печатные и рукописные, записи на кино- и фотопленке, на магнитной ленте);

-по способу восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические и смешанные);

-по прямому содержанию (литературные, исторические, научные и т.д.);

-по статусу (официальные и неофициальные);

-по функциональным особенностям (информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные);

-по целевому назначению (целевые, т.е. возникновение которых было специально задумано исследователем и наличные, т.е. существующие независимо от исследователя);

-по степени персонификации (личные и безличные);

-по количеству авторов (один и множество);

-по источнику информации (первичные и вторичные).

Все многообразие методов анализа документов сводится к двум основным типам: традиционному (качественному, содержательному) анализу и формализованному (количественному) анализу.

1.Традиционный анализ – это толкование документа, его всесторонняя интерпретация путем выяснения основных мыслей и идей конкретного текста, воссоздания логических связей и противоречий между ними. Традиционный, классический анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа: этот анализ стремится как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный.

Основной слабостью этого метода является субъективность. Как бы ни был добросовестен исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно рассмотреть материал, интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективна.

Традиционный анализ бывает внешний и внутренний.

а)Внешний предполагает восстановление обстоятельств создания документа в историческом и социальном планах. Цель внешнего анализа — установить вид Документа, его форму, время и место появления, автора, инициатора, цели его создания, насколько он надежен и достоверен, каков его контекст.

б) Внутренний анализ — это исследование содержания документа. По существу, вся работа социолога направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление различия между фактическим и литературным содержанием, установление уровня компетенции автора документа в делах, о которых он высказывается, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам.

Традиционный анализ применим для документов всех типов. Выделяют специальные методы традиционного анализа: исторический, психологический, юридический, лингвистический.

Формализованный анализ.

Желание избавиться от субъективности традиционного анализа породило разработку принципиально у иных, формализованных, или, как часто их называют, количественных методов анализа документов (контент-анализ).

Суть этих методов сводится к тому, чтобы, найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота) употребления определенных терминов, которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Результата анализа становятся в достаточной мере объективными. Ограниченность формализованного анализа заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей.

Формализованный, количественный анализ охватывает, как правило, широкий материал и характеризуется как экстенсивный. Его основным недостатком следует считать неполное, не исчерпывающее раскрытие содержания документа.

К методам формализованного анализа относят информационно-целевой метод и методы контент-анализа.

1.Суть информационно-целевого метода заключается в следующем. Любой текст обладает счетным и конечным количеством смысловых опорных узлов содержания. Также любой текст содержит некоторое количество базовых идей. Различные соотношения между опорными узлами содержания и базовыми идеями текста позволяют вычислить коэффициент новизны или информативность текста.

2. Контент-анализ или формализованный (количественный) анализ документов направлен на получение объективной информации о некоторой совокупности однородных документов путем фиксации существенных характеристик содержания и их количественного описания.

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:

1)понятия, выраженные в отдельных терминах;

2)тему, выраженную в целых смысловых абзацах, частях текстов, статей, радиопередач и т.п.;

3)имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений;

4)целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т.п.;

5)смысл апелляций к потенциальному адресату (в том числе апелляции к определенным ценностям, идеалам, интересам и т.д.) [103, с. 216].

Смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы. Основная задача исследователя – определить максимально корректные единицы анализа.

 

Метод экспертной оценки.Социометрия.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.