Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Композиционно-смысловая структура научного текста





Неделя 8

Тема: Композиционно-смысловая структура научного текста

КЛК «Ученые Казахстана»

Вопросы:

1. Понятие о композиционно-смысловой структуре научного текста.

2. План содержания.

3. Цитирование в научной сфере.

4. Основные правила оформления цитат.

5. Пунктуация при цитировании.

Правила оформления сносок в научных работах.

Цели:

- рассмотреть композиционно-смысловую структуру научного текста как диалектическое единство формы и содержания; определить понятие цитаты как точную, буквальную выдержку из текста.

- раскрыть особенности составления плана развернутого содержания, сформировать представление о правилах оформления плана; рассмотреть особенности плана свернутого содержания; сформировать навыки цитирования;

- воспитание патриотизма, расширение кругозора студентов.

Справочный материал

Понятие о композиционно-смысловой структуре научного текста.

Структура научного произведения определяется логикой мысли. Именно логика научного исследования определяет основные структурные элементы каждого научного произведения, его композицию и рубрикацию (членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации ит.д.) Рубрикация в научном произведении отражает логику научного исследования.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

- обоснование актуальности научного исследования и положительного эффекта (обоснование гипотетической новизны и положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной задачи);

- выявление предмета (объекта) исследования (что исследуется);

- выбор метода (методики) проведения исследования (метод исследования – это совокупность действий, предпринимаемых исследователем для решения поставленной научной проблемы);

- описание процесса исследования (эксперимента) (выдвижение и обоснование гипотезы связано с применением различных типов умозаключений: сравнения, анализа, моделирования, индукции в ее различных формах, дедукции);

-обсуждение результатов исследования (решить научную задачу – значит доказать или опровергнуть заданное утверждение, вывести возможные следствия);

- формулирование выводов (полученный результат- это решение научной задачи, которое формулируется в научном произведении как вывод, в выводах излагается следствие, вытекающее из произведенной работы).

Данная логическая схема, естественно, варьируется в зависимости от области науки, жанра и в какой-то степени от индивидуального стиля автора, что в свою очередь определяет композицию, и рубрикацию научного произведения.

Композиция – это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.

Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части - описательную (обзорную) и основную.

В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования, при этом во введении дается обоснование актуальности научного исследования, формулируется предмет и избранный метод исследования, излагается история вопроса (если нужно) и ожидаемый результат.

В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат.

Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.

 

Например:


Часть первая. Общие положения
Раздел А. Язык и речь
Глава I. Язык
§ 1. Функции языка: 1)....

 

Или

 

1. Язык и речь

1.1 Язык

1.2 Функции языка

 

2. Речь

2.1 Формы речи

 

 

Важным средством рубрикации являются также заголовки и подзаголовки. Заглавие всегда является структурным элементом текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения. Нередко и его основную мысль. Заголовок должен быть кратким (недвузначным, непротиворечивым). Информативный заголовок - это предельно краткая компрессия.

 

Вопрос. План развернутого содержания.

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли. Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения. Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования. Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
3 вопрос. План свернутого, сжатого содержания.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

Вопрос. Цитирование в научной сфере.

Седьмое издание Словаря иностранных слов, выпущенного издательством «Русский язык» в 1979 году, дает следующее определение:

Цитата – точная, буквальная выдержка из текста.

Необходимым условием любой научной работы является цитирование. Цитата авторитетного ученого подтверждает правильность вашей точки зрения, делает доклад, реферат, курсовую работу весомее и значительнее. Но здесь важно соблюсти меру. Цитата должна подтверждать вашу мысль, а не заслонять ее.

Цитата вводится в текст и для ее опровержения.

Цитату можно вводить в контекст различными способами: Как пишет автор; Автор подчеркивает, отмечает и т.п.

 

Общие требования к цитируемому материалу.

Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (доказывать или подтверждать авторские положения).

Цитата должна приводиться в кавычках, точно по тексту, с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме, что и в первоисточнике. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием. <…>

При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).

 

Вопрос. Пунктуация при цитировании

Цитирование широко используется в сферах социокультурного общения, нормы которого предписывают тщательно оформлять цитаты.

1. Цитаты приводятся в кавычках, показывающих границы чужой речи.

2. Если в цитате есть пропуски, это отмечается многоточием. Если в цитате уже есть многоточие, то при её сокращении используется многоточие в скобках.

3. Указание на источник, следующий после цитаты, даётся в скобках. Точка ставится после скобок.

4. Если цитата оканчивается не точкой, а многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то они ставятся перед кавычками.

7 вопрос. Правила оформления сносок в научных работах (рефераты, курсовые и дипломные работы, тезисы, статьи)

Правильное оформление сносок позволяет научному руководителю обращать больше внимания на содержательную сторону работы, что значительно повышает ее качество.

Виды цитирования:

Дословное цитирование

При дословном цитировании высказывание берется из текста источника «как есть» и ограничивается с двух сторон кавычками («»). Между второй кавычкой и точкой ставится номер сноски. Пример:

1. «Фрагмент источника» (Уголовное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Марцева. Омск: Юридический институт МВД России, 1998. С. 70.):

3. Сноска оформляется в конце страницы: 1 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Марцева. Омск: Юридический институт МВД России, 1998. С. 70.

 

Дидактический материал

Работа над усвоением материала (задания, вопросы)

Задания 1:

1. Скажите, чем определяется структура научного произведения. Аргументируйте свое понимание.

2. Каковы структурные элементы научного произведения и чем они определяются. Аргументируйте свое понимание.

3. Скажите, что такое композиция произведения, из чего состоит композиция научного произведения и отчего зависит выбор научного произведения. Аргументируйте свое понимание.

Задание 2. Измените данные предложения по образцу:

Образец: Употребление слова в прямом значении – особенность, характерная для научного стиля речи.

Употребление слова в прямом значении характерно для научного стиля речи.

1. Распространение пассивных конструкций – особенность, типичная для синтаксической системы научного стиля речи.

2. Употребление неопределенно-личных и безличных предложений – особенность научного стиля речи.

3. Преобладание форм родительного падежа в субстантивных словосочетаниях – черта научного стиля речи.

4. Принято считать, что научная речь, в отличие от художественной, характеризуется безличностью.

Задание 7. Определите композиционно-смысловую структуру одного из текстов. Составьте план развернутого содержания к нему, затем план свернутого, сжатого содержания текста.

Задание для СРО: Подготовить письменное сообщение об одном из ученых Казахстана в соответствии с планом развернутого содержания с использованием цитат.

Составитель: к.ф.н. Мукажанова Л.Г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существуют мнения, согласно которым возросший в начале XXI века интерес к поэзии есть следствие развития информационных технологий, главенствующее значение среди которых имели Интернет и компьютерные социальные сети в частности. Они позволили значительно популяризовать поэзию, в том числе посредством заметного упрощения процесса организации поэтических концертов. Вместе с тем под влиянием новейших информационных технологий изменилась и сама поэзия.

По этой причине вопрос влияния информационных технологий на современную поэзию, несмотря на сравнительно недавнюю его постановку, уже представляется нам как серьёзная и актуальная исследовательская задача. В этом аспекте можно выделить несколько ключевых линий. Во-первых, это исследования, связанные с изучением трансформаций поэтического текста под действием информационных технологий. Во-вторых, исследование новых способов тиражирования поэтического текста, в том числе с помощью новейших информационных технологий. И в-третьих, исследование процессов презентации поэтического текста с применением технических средств.

Данная работа использует сравнительно-исторический метод, метод изучения и обобщения материала и метод анализа полученных данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в данной работе вопросы, относящиеся к оценке и результатам влияния информационных (и мультимедийных в частности) технологий на современную поэзию, позволили нам прийти к следующим выводам.

1. Современная поэзия всё чаще стала оперировать невербальным языком, используя всё многообразие его семиотических кодов. Включение графики, мультипликации, видео, звука, компьютерных кодов и т. д. позволило создать стремительно расширяющийся пласт электронной и медиапоэзии, в основе которого лежит подчинение информационных технологий высказыванию автора и поэтики его произведений.

2. Сетевая поэзия возникла вследствие доступности Интернета и достигла своего пика в последнее десятилетие.

3. Одна из задач поэзии – развивать язык и обеспечивать общение автора посредством него с читателем.

Вместе с тем, по нашему мнению, для объективной оценки ситуации в современной поэзии требуется как можно большее число независимых исследований и публикаций как самих участников литературного процесса, так и его наблюдателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. What is E-Lit? [Электронный ресурс]. URL: http://eliterature.org/what-is-e-lit (дата обращения: 10.09.2015).

7. Бурлюк Н., Бурлюк Д. Поэтические начала // Первый журнал русских футуристов. – 1914. – № 1-2. – С. 81-85.

8. http://www.eastgate.com/catalog/Afternoon.html

9. Долгополов А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: структура, особенности организации и функционирования: дис....канд. филол. наук. – Тольятти: ТГУ, 2005. – 168 c.

10. http://www.year01.com/archive/nomadlingo/door5.html

11. http://epidemic.ws/biannual.html

12. http://nickm.com

13. http://www.foundpoetryreview.com

25. Аникеева Е.С. Соотношение вербального и визуального компонентов в современном поэтическом дискурсе: дис....канд. филол. наук. – Кемерово: КГУ, 2015. – 343 c.

30. http://www.netslova.ru/zherdev/marche/serd.html

36. Kac E. Signs of Life: Bio Art and Beyond. – Cambridge: MIT Press, 2007. – 480 p.

37. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX столетия. – М.: Логос, 2010. – 376 с.

38. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык, природа, культура. – М.: Академия, 2007. – 432 с.

39. Бирюков С. Авангард. Сумма технологий // Вопросы литературы. – 1996. – № 5. – С. 21-35.

40. Сурина Т.В. Поэзия как разрыв однородности и просветление бытия в аспекте новой онтологии // Вестник ТГПУ. Серия: "Гуманитарные науки (философия)". – 2007. – № 11 (74). – С. 24-28.

Неделя 8

Тема: Композиционно-смысловая структура научного текста

КЛК «Ученые Казахстана»

Вопросы:

1. Понятие о композиционно-смысловой структуре научного текста.

2. План содержания.

3. Цитирование в научной сфере.

4. Основные правила оформления цитат.

5. Пунктуация при цитировании.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.