Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИИ ПОЭЗИИ И МЕДИАПРОСТРАНСТВ





Под медиапоэзией (media poetry) будем понимать литературный феномен, в основе которого лежит синтез собственно поэзии и мультимедийных технологий. Суть медиапоэзии кроется в гармоническом единстве поэтического текста с самыми разнообразными медиапространствами: визуальными, текстовыми, звуковыми, виртуальными, многомерными, интерактивными и т. д. И потому средства авторской выразительности медиапоэтического произведения способны воздействовать практически на все чувственные аспекты читателя/слушателя/зрителя.

Истоки медиапоэзии можно искать, по мнению некоторых исследователей, уже в визуальной поэзии античного времени. Так, например, в [25] упоминаются поэтические тексты С. Родосского, написанные в форме крыльев или топора.

Характерный признак видеопоэзии – это комбинация поэтического текста и видеоконтента, ставшая частью общей тенденции к синтетике жанров в современном искусстве.

 

"Света". Текст: С. Тимофеев / Анимация: Д. Палийчук

 

К видеопоэзии, на наш взгляд, следует отнести и флэш-поэзию (flash poetry), представляющую собой синтез поэзии и мультипликации: анимированные поэтические тексты проигрываются с визуальными и звуковыми эффектами, созданными в формате Adobe Flash (см. пример [30]).

Но самым экзотическим направлением в медиапоэзии является, на наш взгляд, биопоэзия (biopoetry). Посредством мультимедийных технологий она связана, прежде всего, с биологией, однако может взаимодействовать и с робототехникой. Основоположником биопоэзии по праву является бразильский (ныне проживает в США) поэт Э. Кац. Ему принадлежит целый ряд работ, таких как обучение африканского серого попугая стихосложению, превращение в поэзию ультразвуковых сигналов дельфинов, "танцующая" робот-пчела [36]. Подробное описание упомянутых работ в рамках данного исследования не представляется возможным, а ознакомиться с ними можно в [4, 36].

"Telephant Infrasonics (Biopoetry proposal #5)". Автор: Э. Кац

 

В силу изложенного представляется важным отметить, что среди всех причин возникновения медиапоэзии главной является поиск авторами новых средств выразительности. Так, например, в [38] отмечается, что инкорпорирование визуального ряда в вербальный текст позволяет воспринимать такое произведение практически в одно мгновение, в отличие от "голого" текста, на "прочтение которого уходит некоторое количество времени, а также время, затраченное на формирование ассоциативного ряда".

Однако стоит отметить и другую причину: во многом медиапоэзия получила развитие благодаря необходимости яркой авторской самопрезентации. Действительно, благодаря информационным технологиям современные поэты обрели дополнительные возможности заявить о себе читателю. Именно поэтому современные поэты и организаторы поэтических концертов предпочитают ставить полноценные шоу с элементами визуального искусства, танцев, видеопрезентаций, интерактивного общения и т. д. В одной из работ двадцатилетней давности [39] поэт и исследователь авангарда С. Бирюков, говоря о саунд-поэтах, отмечал, что "они должны совмещать несколько профессий – музыканта, актёра, режиссёра". Похоже, в наши дни медиапоэт должен совмещать гораздо больше профессий. Как следствие, зритель активно вовлекается в творческий процесс и становится соавтором [40].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в данной работе вопросы, относящиеся к оценке и результатам влияния информационных (и мультимедийных в частности) технологий на современную поэзию, позволили нам прийти к следующим выводам.

1. Современная поэзия всё чаще стала оперировать невербальным языком, используя всё многообразие его семиотических кодов. Включение графики, мультипликации, видео, звука, компьютерных кодов и т. д. позволило создать стремительно расширяющийся пласт электронной и медиапоэзии, в основе которого лежит подчинение информационных технологий высказыванию автора и поэтики его произведений.

2. Сетевая поэзия возникла вследствие доступности Интернета и достигла своего пика в последнее десятилетие.

3. Одна из задач поэзии – развивать язык и обеспечивать общение автора посредством него с читателем.

Вместе с тем, по нашему мнению, для объективной оценки ситуации в современной поэзии требуется как можно большее число независимых исследований и публикаций как самих участников литературного процесса, так и его наблюдателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. What is E-Lit? [Электронный ресурс]. URL: http://eliterature.org/what-is-e-lit (дата обращения: 10.09.2015).

7. Бурлюк Н., Бурлюк Д. Поэтические начала // Первый журнал русских футуристов. – 1914. – № 1-2. – С. 81-85.

8. http://www.eastgate.com/catalog/Afternoon.html

9. Долгополов А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: структура, особенности организации и функционирования: дис....канд. филол. наук. – Тольятти: ТГУ, 2005. – 168 c.

10. http://www.year01.com/archive/nomadlingo/door5.html

11. http://epidemic.ws/biannual.html

12. http://nickm.com

13. http://www.foundpoetryreview.com

25. Аникеева Е.С. Соотношение вербального и визуального компонентов в современном поэтическом дискурсе: дис....канд. филол. наук. – Кемерово: КГУ, 2015. – 343 c.

30. http://www.netslova.ru/zherdev/marche/serd.html

36. Kac E. Signs of Life: Bio Art and Beyond. – Cambridge: MIT Press, 2007. – 480 p.

37. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX столетия. – М.: Логос, 2010. – 376 с.

38. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык, природа, культура. – М.: Академия, 2007. – 432 с.

39. Бирюков С. Авангард. Сумма технологий // Вопросы литературы. – 1996. – № 5. – С. 21-35.

40. Сурина Т.В. Поэзия как разрыв однородности и просветление бытия в аспекте новой онтологии // Вестник ТГПУ. Серия: "Гуманитарные науки (философия)". – 2007. – № 11 (74). – С. 24-28.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.