Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Замеры и прогнозирование спроса





Обдумывая выход на рынок со средством от головной боли, фирма «Элен Кертис» захочет провести более точную оценку нынешнего и будущего размера рынка Для оценки нынешнею размера рынка «Элен Кертис» выявит все продающиеся на нем товары - байер, экседрин, анацин, буфферин, тайленол и др. - и оценит объем продаж каждого из них

В равной мере важен и будущий размер рынка средств от головной боли. Ведь фирмы хотят внедряться на растущие рынки. В прошлом темпы роста рынка средств от головной боли были высокими и устойчивыми, а что сказать о будущем росте? Специа­листам «Элен Кертис» по маркетинговой информации предстоит рассмотреть все факторы и тенденции, влияющие на развитие рынка средств от головной боли, и сделать прогнозы относительно его перспектив.

Сегментирование рынка

Рынок состоит из множества типов потребителей, множества товаров, множества нужд Группы потре­бителей могут формироваться по географическим признакам (ре­гионы, города), демографическим признакам (пол, возраст, уровень доходов, уровень образования), социографическим признакам (при­надлежность к общественному классу, образ жизни) и поведенчес­ким признакам (поводы для покупок, искомые выгоды, интенсив­ность потребления)

Процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и/или поведении называется сегментированием рынка

Не все приемы сегментирования рынка одинаково полезны Например, нет никакой необходимости проводить различие между мужчинами и женщинами, пользующимися средствами от головной боли, если обе эти группы потребите чей одинаково реагируют на побудительные стимулы маркетинга

Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реа­гирующих на один и тот же набор побудительных сти­мулов маркетинга.

Потребители, выбирающие самое сильнодействующее средство независимо от его цены, составляют один сегмент рынка В другом сегменте окажутся те, кто прежде всего обращает внимание на цену. Вряд ли все потребители остановят свой первый выбор на одной и той же марке болеутоляющего Поэтому фирмы предусмотритель­но концентрируют свои усилия на удовлетворении специфических нужд одного или нескольких сегментов рынка Необходимо соста­вить профиль всех целевых сегментов рынка, описав их на основе различных присущих им признаков, чтобы оценить привлекатель­ность каждого из них в качестве маркетинговой возможности для фирмы

Теперь немного поговорим о рынках. Рынок совершенной конкуренции для фирмы – плохо, т.к. на нем много производителей и таким рычагом как цена трудно регулировать, а для населения это хорошо. На этом рынке товар однороден. На рынке совершенной конкуренции нельзя регулировать ценой или качеством, упор сосредоточен на снижение издержек внутри фирмы.

Рынок монополистической конкуренции характеризуется тем, что на нем:

- много фирм;

- много товаров отличных и с мнимым отличием (упаковка и т.д.);

- много покупателей.

Фирма старается выходить из рынка совершенной конкуренции на др. рынки.

Существует четыре рычага влияния фирмы на рынке:

1) ценовой рычаг (входит также борьба с издержками);

2) качество товара;

3) методы и формы доставки и продажи (т.е. сбыта) товара;

4) методы маркетинговой коммуникации (реклама, пропаганда и т.д.);

 

Отбор целевых сегментов рынка

Фирма может решить выйти на один или несколько сегментов конкретного рынка

1 Концентрация на единственном сегменте Компания может принять решение обслуживать только один сегмент рынка, (см рис.5а)

2 Ориентация на покупательскую потребность Компания может сосредоточиться на удовлетворении какой-то одной покупательской потребности (см рис 56)

3 Ориентация на группу потребителей Компания может принять решение производить все товаров, необходимых для конкретной группы потребителей (см. рис. 5в).

4. Обслуживание нескольких не связанных между собой сегмен­тов. Компания может принять решение обслуживать несколько сегментов рынка, слабо связанных между собой, за исключением того, что каждый из них открывает для фирмы привлекательную возможность (см. рис. 5г).

5. Охват всего рынка. Компания может принять решение о производстве всего ассортимента, чтобы обслуживать все сегменты рынка (см. рис. 5д).

При выходе на новый рынок большинство фирм начинают с обслуживания одного сегмента и, если начинание оказалось успеш­ным, постепенно охватывают и другие. Очередность освоения сегментов рынка следует тщательно продумывать в рамках комп­лексного плана.

Ведущая компания, как правило, обращается к разным сегментам рынка с разными предложениями В противном случае она рискует, что в отдельных сегментах ее обойдут фирмы, сосредоточившие внимание на удовлетворении потребностей именно этих сегментов.

 

Рис. 5. Пять способов охвата рынка

Позиционирование товара на рынке

Предположим, что на рынке болеутоляющих средств «Элен Кертис» решила сосредоточиться на «активных потребителях пожи­лого возраста» В этом случае фирме понадобится выявить все обычные и марочные товары, предлагаемые в настоящее время на конкретном сегменте Одновременно нужно будет выяснить, чего именно хотят от болеутоляющих средств потребители, составляю­щие этот сегмент

Деятель рынка должен ясно представлять себе, чем отличаются друг от друга по своему действию существующие марки, как их рекламируют, каковы их цены и т п. Если «Элен Кертис» попы­тается предложить болеутоляющее точно такое же, как одно из имеющихся на рынке, у потребителей не будет никакого резона покупать его

Любой товар - это набор воспринимаемых потребителем свойств Марочный аспирин-экседрин-считают, к примеру, сред­ством быстродействующим, но «жестким» для желудка, а тайленол -средством, которое действует медленнее, но зато «мягче» для желудка Один из способов разобраться, почему потребители покупают этот товар, а не другой, сравнить их основные свойства определяющие выбор Результаты сравнения можно представить в виде схемы позиционирования товара (см рис 6а)

Глядя на нее, можно увидеть довольно много Во-первых, из множества возможных свойств (например, высокая цена, рискован­ность использования и др.) на ней отражены всего два. мягкость и эффективность действия Они были выбраны на том основании, что, по мнению потребителей, являются самыми важными.

Во-вторых, интенсивность этих свойств обозначена в виде число­вых значений по пятибалльной шкале Например, показатель эф­фективности экседрина равен 4 (хорошая эффективность), а показа­тель мягкости его действия 1 (низкая мягкость)

В-третьих, позиции марок соответствуют скорее восприятию их потребителями, а не их действительным свойствам Экседрин мо­жет обладать и недостаточно мягким действием, но главное не это,

Рис. 6.

Схемы позиционирования товара и потребительских

предпочтений

а то, как воспринимают его покупатели. (При желании можно

составить еще одну схему на основе объективных характеристик марок.)

В-четвертых, чем ближе на схеме расположены друг к другу две марки, тем больше они выглядят в глазах потребителей как удов­летворяющие одну и ту же нужду. Так что вполне можно считать, что с байера на буфферин или наоборот будет переключаться больше людей, чем с экседрина на тайленол или обратно.

После этого фирма должна выяснить, чего именно с точки зрения основных свойств хотят от товара потребители. Их могут попросить описать уровень эффективности, мягкости, стоимости, быстроты действия и прочих характеристик, которые они хотели бы видеть в препарате и за которые они были бы готовы платить свои деньги. Мнение каждого потребителя об идеальном сочетании свойств можно изобразить в виде точки на схеме того же типа, о котором шла речь ранее. Только в этом случае она будет назы­ваться схемой потребительских предпочтений. На рис. 106 показан возможный разброс предпочтений в отношении двух исследуемых свойств болеутоляющих.

Затем деятель рынка объединяет схемы позиционирования това­ра и потребительских предпочтений в сводную схему, представлен­ную на рис. 10в, Из нее становится совершенно ясно, что многие потребители хотели бы и готовы покупать то болеутоляющее, которое сочетает в себе высокую мягкость с высокой эффектив­ностью (правый верхний угол), хотя в настоящее время ни одну из марок не воспринимают как сочетающую оба эти свойства

«Элен Кертис» может принять решение воспользоваться этой возможностью Для достижения успеха нужны две вещи. Во-первых, компания должна быть в состоянии выпускать товар, который покупатели посчитают мягким и эффективным. Возможно, конку­ренты не выпустили мягкого и эффективного болеутоляющего средства только потому, что не найден способ его производства. Во-вторых, компания должна быть в состоянии предложить этот товар по цене, которую рынок готов за него платить. Если расходы на производство окажутся непомерно большими, товар может не пойти на рынке из-за его высокой продажной цены. А вот при соблюдении обоих вышеназванных условий компания сможет хоро­шо обслуживать интересы рынка и получать прибыль. Она выявила участок неудовлетворенной покупательской потребности и попы­тается удовлетворить ее.

Предположим, «Элен Кертис» не в состоянии воспользоваться открывшейся возможностью, а принимает решение угнаться за тайленолом Фирма может позиционировать свою марку как товар класса «Кадиллак», заявив, что его эффективность выше, чем у тайленола, и установив на него более высокую цену. Или же она может избрать в качестве основы для позиционирования своего товара любое из множества его свойств, которые, по мнению достаточно большого числа потребителей, являются важными, желанными и в недостаточной мере присутствуют в марках конку­рентов.

Позиционирование на рынке - обеспечение товару не вызы­вающего сомнений, четко отличного от других, желатель­ного места на рынке и в сознании целевых потребителей

Разработка комплекса маркетинга

Приняв решение относительно позиционирования своего товара, фирма готова приступить к планированию деталей комплекса маркетинга. Комплекс маркетинга - одно из основных понятий сов­ременной системы маркетинга Мы определяем его следующим образом:

Комплекс маркетинга - набор поддающихся контролю пе­ременных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую от­ветную реакцию со стороны целевого рынка. В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпри­нять для оказания воздействия на спрос своего товара. Много­численные возможности можно объединить в четыре основные группы товар, цена, методы распространения и стимулирования.

Рис. 7. Четыре составляющих комплекса маркетинга

Товар - это набор «изделий и услуг», которые фирма предлагает целевому рынку.

Цена - денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара Назна­ченная фирмой цена должна соответствовать воспринимаемой цен­ности предложения, иначе покупатели будут приобретать товары конкурентов.

Методы распространения - всевозможная деятельность, благо­даря которой товар становится доступным для целевых потреби­телей.

Методы стимулирования - всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убежде­нию целевых потребителей покупать его.

Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий

Работа по анализу рыночных возможностей, отбору целевых рынков, разработке комплекса маркетинга и его реализации требует наличия вспомогательных систем управления маркетингом.

Система планирования маркетинга

Любая фирма должна смотреть вперед, чтобы ясно сознавать, куда она хочет идти и каким образом добраться до цели. Не следует пускать на самотек собственное будущее Чтобы этого не случилось, фирма использует сразу две системы систему стратегического планирования и систему планирования маркетинга

Система стратегического планирования исходит из того, что у любой компании есть несколько сфер деятельности.

Под планированием маркетинга понимается разработка планов для каждого отдельного производства, товара или товарной марки фирмы. При этом имеется в виду, что фирма уже приняла стратеги­ческое решение относительно того, как поступать с каждым из своих производств.

 

Схема анализа рыночных возможностей:

1. Анализ рынка:

- потребители

-

Ф
поставщики

- конкуренты

Ресурсы Потребители

 

2. Анализ ресурсов. Состоит из всех ресурсов, которые используются. Обычно анализ начинается с внутренних ресурсов фирмы. Затем рассматривают ресурсы рынка капитала.

3. Анализ технологий.

4. Анализ рисков.

5. Анализ продаж.

Анализ деятельности фирмы возложен на маркетинговые службы.

Службы маркетинга:

- служба рекламы

- служба сбыта

- служба маркетинговых исследований

- служба новых товаров.

Система организации службы маркетинга

Фирма должна разработать такую структуру службы маркетин­га, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу, включая планирование Если фирма очень маленькая, все маркетин­говые обязанности могут быть возложены на одного человека Ему будет поручено заниматься и маркетинговыми исследованиями, и организацией сбыта, и рекламой, и службой сервиса для клиентов и т. Д. Этого человека могут называть управляющим службой сбыта, управляющим по маркетингу или директором маркетинга Если фирма большая, в ней обычно работают несколько специалистов в области маркетинга. Так, в штате компании «Элен Кертис» есть продавцы, управляющие службой сбыта, исследователи маркетин­га, специалисты по рекламе, управляющие производствами простых и марочных товаров, управляющие по сегментам рынка и работ­ники службы сервиса для клиентов. Осуществлением всех маркетин­говых функций руководит отдел маркетинга.

СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА Сегодня отделы маркетинга могут быть организованы на разных основах Каждая фирма создает отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению ее маркетинго­вых целей.

Функциональная организация. Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга В этом случае специалисты по маркетингу руководят разными видами (функциями) маркетинговой деятельности Они подчиняются вице-президенту по маркетингу, который координирует их работу. В схеме на рис. 8 представлены пять таких специалистов: управляю­щий службой маркетинга, управляющий службой рекламы и стиму­лирования сбыта, управляющий службой сбыта, управляющий службой маркетинговых исследований и управляющий по новым товарам. Кроме них, могут быть еще управляющий службой сер­виса для клиентов, управляющий службой планирования маркетин­га и управляющий службой товародвижения.

Основным достоинством функциональной организации является простота управления. С другой стороны, по мере роста товарного ассортимента и рынков фирмы эта схема все больше и больше

Рис 8. функциональная организация

теряет свою эффективность Становится все труднее разрабатывать особые планы для каждого отдельного рынка или товара, а также координировать маркетинговую деятельность фирмы в целом.

Организация по географическому принципу. В компаниях, торгую­щих по всей территории страны, подчиненность продавцов нередко приобретает форму организации по географическому принципу. В схеме на рис 9. показаны один управляющий общенациональной слабой сбыта, четыре управляющих региональными службами сбыта, 24 управляющих зональными службами сбыта, 192 район­ных управляющих по сбыту и 1920 торговых агентов. При организа­ции по географическому принципу торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, лучше узнавать своих

Рис 9. Организация по географическому принципу

клиентов и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.

Организация по товарному производству Фирмы с широкой товарной номенклатурой и/или разнообразием марочных товаров используют организацию по товарному или товарно-марочному производству Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управ­ления Всем товарным производством руководит управляющий по товарной номенклатуре, которому подчиняются несколько управ­ляющих по группам товаров, которым в свою очередь подчиняются управляющие по товару, ответственные каждый за производство своего конкретного товара (см рис 10.) Каждый управляющий по товару самостоятельно разрабатывает собственные производствен­ные планы, следит за их выполнением, контролирует результаты а при необходимости и пересматривает эти планы

Рис 10.

Организация по товарному производству

Организация по рыночному принципу. Многие фирмы продают товары своего ассортимента на разных по своему характеру рынках. К примеру, компания «Смит-Корона» продает свои электрические пишущие машинки на трех рынках индивидуальных потребителей. деловых предприятий и государственных учреждений. Фирма «Ю. С. стил» продает свою сталь железнодорожным компаниям. строительной промышленности и коммунальным отраслям про­мышленности и услуг. Использование организации по рыночному принципу желательно в тех случаях, когда у разных рынков разные покупательские привычки или разные товарные предпочтения.

 

Организация по товарно-рыночному принципу. Перед фирмами, продающими множество разных товаров на множестве разных рынков, встает проблема воспользоваться ли системой организа­ции но товарному производству, требующей от управляющих по товарам знания сильно отличающихся друг от друга рынков, или применить у себя систему организации по рыночному принципу. при которой управляющие по работе с рынками обязательно должны быть знакомы с самыми разными товарами, приобретае­мыми на их рынках А еще фирма может одновременно иметь у себя и управляющих по товарам, и управляющих по рынкам, т е. Применить так называемую матричную организацию.

Система маркетингового контроля.

В ходе претворения в жизнь планов маркетинга, вероятно, встретится немало неожиданностей. Фирме нужно контролировать проводимые ею мероприятия, чтобы быть уверенной в конечном достижении целей маркетинга Можно выделить три типа марке­тингового контроля контроль за исполнением годовых планов, контроль прибыльности и контроль за исполнением стратегических установок. Задача контроля за исполнением годовых планов убе­диться, что фирма выходит на все показатели, заложенные в годовой план Контроль прибыльности заключается в периодичес­ком анализе фактической прибыльности по различным товарам, группам потребителей, каналам сбыта и объемам заказов. Кроме того, фирма может заняться исследованием эффективности марке­тинга, чтобы выяснить, как можно повысить результативность различных маркетинговых мероприятий. Контроль за исполнением стратегических установок предполагает периодическое «отступле­ние назад» для критической оценки общего подхода фирмы к рынку.

Лекция 4

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Общее понятие о бизнес плане

Бизнес план представляет собой документ, содержащий основные направления развития предприятия. Причины составления бизнес плана могут быть двух видов

1. Разработка бизнес плана для привлечения дополнительных финансовых ресурсов

2. Бизнес план для планирования деятельности предприятия, с использованием в основном, своих собственных ресурсов.

Для Украины было характерно третье направление, связанное с приватизаций – составление бизнес-плана при изменении формы собственности.

Любое предприятие для своей деятельности использует различные ресурсы для достижения своей цели, поэтому в бизнес плане должны быть сформулированы цели данного плана, используемые ресурсы, способы их получения, поэтому, центральными стратегическим моментом является поиск и планирование путей, ведущих к поставленной цели с минимальным риском и с максимальной вероятностью успеха.

Не нужно забывать, что ресурсы необходимые и для разработки самого бизнес-плана. В случае ограниченных возможностей (создание или развитие малого бизнеса) составляют бизнес план сами заинтересованные лица, а при достаточно крупных проектах привлекают группу специалистов.

Примерный состав такой группы:

q Руководитель группы

q Маркетолог

q Юрист

q Финансист

q Инженер

Процесс составления бизнес-плана носит итеративный характер, что подразумевает периодическое возвращение к предыдущим этапам, с целью уточнения, улучшения, и исправления в свете новых данных, полученных в процессе разработки.

При составлении крупных бизнес планов, требующих существенных ресурсов, процесс разработки бизнес проекта обычно проходит несколько этапов







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.