Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приложение 3. Как инженеру повысить свою изобретательность (изложено по: Крик, 1970, С. 118–121)





 

1. Приложить необходимые усилия. Творить без умственных усилий нельзя.

2. Не увязайте слишком глубоко в трясине подробностей. Если это случится, то будет очень трудно обратиться к радикально иным идеям. Старайтесь вначале мыслить широко, концентрируя своё внимание на решении в целом и откладывая рассмотрение деталей на более поздний срок. Начав же разрабатывать подробности первого найденного «хорошего» решения, Вы помешаете сами себе и не сможете уже думать по-другому. Вдобавок, если Вы всё же так поступите и, в конце концов, придете к наилучшему решению, Вы склонитесь в сторону первого решения, так как на выяснение его деталей Вы уже затратили много времени и сил.

3. Чаще спрашивайте себя: почему? Настойчивое применение этого простого, но очень действенного вопроса особенно полезно. Выясняйте таким образом основные цели поставленной задачи, ограничения, характеристики существующих и предполагаемых решений и пр.

4. Отыскивайте много возможных решений. Пусть Вашей ближайшей целью будет найти как можно больше их. Если Вы сумеете найти максимальное число решений, то ценность и разнообразие их, вероятно, будут достигнуты автоматически.

5. Избегайте консерватизма. Пусть не смущают радикально отличающиеся одна от другой идеи. Если нам удалось сделать большой скачок, то всегда имеется тенденция вернуться и отказаться от достигнутого. Всегда кажется естественным пользоваться идеями, испытанными временем, и поэтому пользующимися большим доверием. Существует склонность быть чрезмерно консервативным и отвергать любую идею, связанную хотя бы с малейшим риском.

6. Избегайте поспешных решений. Не торопитесь отвергнуть найденное решение. Некоторые идеи при первом рассмотрении могут показаться плохими или даже бесполезными, и естественно стремление сразу же отбросить их, и таким образом лишиться некоторых достойных рассмотрения решений. Более того, через некоторое время эти идеи могут быть применены после небольшой модификации. Одним из качеств квалифицированного инженера является его настойчивость в применении новых идей, радикально отличающихся от всех предыдущих.

7. Избегайте преждевременного удовлетворения проделанной работой. Не соблазняйтесь первой встретившейся «хорошей» идеей или той, которая улучшает уже имеющееся решение, когда на самом деле экономически оправданы дальнейшие поиски. Очень легко оказаться ослепленным блеском первой попавшейся идеи и отказаться от дальнейших активных поисков. Есть отличный способ избежать этого — нужно всегда считать, что имеется решение лучшее, чем то, которое Вам стало известно. Если Вы последуете такому правилу, то редко когда ошибётесь.

8. Обращайтесь за идеями к аналогичным задачам. Попробуйте мысленно решить аналогичные задачи, но в иных ситуациях.

9. Консультируйтесь с другими. Активно собирайте информацию от инженеров, продавцов, заказчиков, военнослужащих и др. Такие беседы не только расширяют знания инженера, но и могут натолкнуть его на правильную мысль.

10. Попытайтесь отвлечься от существующих решений, хотя это и нелегко. Существующие решения «давят» своим авторитетом, однако, при определенной дисциплине ума отвлечься от них можно.

11. Попробуйте групповой метод поиска новых решений. Все идеи вносят вклад в нахождение решения, какими бы смехотворными они ни казались вначале.

12. Всегда помните об ограниченности ума в процессе создания идей. Если инженер постоянно отдает себе отчет в том, что могут возникнуть ложные ограничения, старается не быть чрезмерно консервативным, не делать поспешных выводов, значит он делает важный шаг в преодолении тенденций, которые буквально «душат» изобретательность… Знакомьтесь с богатой литературой, посвящённой вопросам творчества.

 

 

Литература

 

Альтов, 1975 — Альтов Генрих. Вектор фантазии / Фантастика 73–74/ — М.: Молодая Гвардия, 1975. — С. 265–278.

Альтов, 1987 — Альтов Г. С. И тут появился изобретатель: Научно-популярная книга. — М.: Детская литература, 1987.

Альтшуллер, 1973 — Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. — М.: Московский рабочий, 1973.

Альтшуллер, 1988 — Альтшуллер Г. С. Нить в лабиринте. — Петрозаводск: Карелия, 1988.

Альтшуллер, 2003 — Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, — Петрозаводск: Скандинавия, 2003.

Альтшуллер, Вёрткин, 1994 — Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн.: Беларусь, 1994.

Альтшуллер и др., 1989 — Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.

Альтшуллер, Селюцкий, 1980 — Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. — Петрозаводск: Карелия, 1980.

Белозерцев, 1980 — Белозерцев В. И. Диалектический материализм и технознание. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980.

Биван, Райт, 2011 — Биван Р., Райт Т. Безграничные возможности мозга. Секреты гениального творчества: идеи напрокат. — М.: Центрполиграф, 2011.

Буш, 1972 — Буш Г. Я. Методы технического творчества. — Рига: Лиесма, 1972.

Бобров, 1966 — Бобров Лев. По следам сенсаций. — М.: Молодая гвардия, 1966.

Богданов, 1989 — Богданов А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука), в 2-х книгах. — М.: Экономика, 1989.

Болотовский, 1985 — Болотовский Б. М. Оливер Хевисайд. — М.: Наука, 1985.

Боно, 2005 — Боно Э. Серьёзное творческое мышление. Пер с англ. Д. Я. Онацкая. — Мн.: Попурри, 2005.

Боно, 2006 — Боно Э. Я прав — вы заблуждаетесь. Пер. с англ. Е. А. Самсонов. — Мн.: Попурри, 2006.

Вассерман, 2012 — Вассерман А. А. Скелеты в шкафу истории. — М.: АСТ; Астрель, 2012.

Вассерман, Латыпов, 2012 — Вассерман А. А., Латыпов Н. Н. Самые интересные факты, люди и казусы всемирной истории, отобранные знатоками. — М.: Астрель; Полиграфиздат, 2012.

Венецкий, 1985 — Венецкий С. И. Рассказы о металлах. — М.: Металлургия, 1985.

Вертгеймер, 1987 — Вертгеймер Макс. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.

Владиславский, 1975 — Владиславский В. Человек среди природы. — Мн.: Вышэйшая школа, 1975.

Воробьёв, 1989 — Воробьёв А. Тренинг Интеллекта, — М.: Лесная промышленность, 1989.

Гаврилов, 2006 — Гаврилов Д.А Введение в сравнительную мифологию. Особенности традиционной культуры / Гаврилов Д. А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре. — М.: Социально-политическая мысль, Каф. истории соц. — полит. учений. Филос. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. — C. 216–232.

Гаврилов, Ёлкин, 1998 — Гаврилов Д., Ёлкин С. Диалектические шахматы / Д. А. Гаврилов, С. В. Ёлкин, Н. Н. Латыпов, С. Н. Фрумин. Старые и новые столбовые шахматные игры, — М.: СИНТЕГ, 1998. — С.59–79.

Гегель, 1997 — Гегель Г.В.Ф. Наука Логики, — СПб.: Наука, 1997.

Гильде, Штарке, 1973 — Гильде В., Штарке К.-Д. Нужны идеи. Пер. с нем. — М.: Мир, 1973.

Глейзер, 1981 — Глейзер Г. И. История математики в школе: IV–VI кл. Пос. для учителей. — М.: Просвещение, 1981.

Грефе, 1990 — Райнер Грефе. Жизнь и творчество В. Г. Шухова (пер. Оттмара Перчи) // Graefe R. Vladimir G. Suchov 1853–1939. Die Kunst der sparsamen Konstruktion. Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1990.–192 S.

Гумилевский, 1953 — Гумилевский Л. И. Русские инженеры. — М.: Молодая гвардия, 1953.

Джафаров, Джафаров, 2001 — Джафаров К. И., Джафаров Ф. К. Товарищество нефтяного производства братьев Нобель // Науковедение, 2001. — № 1.

Ермаков, Гаврилов, 2009 — Ермаков C. Э., Гаврилов Д. А. Опора Мироздания. Мировое Древо и Скала Времён в традиционной культуре. — М.: Ганга, 2009.

Ёлкин, Гаврилов, 1998 — Ёлкин С. В., Гаврилов Д.А… Исчисление смыслов и симметрии в системе универсального языка / Научная сессия МИФИ-98. Сборник научных трудов в 11 ч. Ч. 5. — М.: Московский государственный инженерно-физический институт (Технический университет), 1998. — C. 31–34.

Ёлкин, Куликов и др., 2006 — Ёлкин С. В., Куликов В. В., Клышинский Э. С., Максимов В. Ю., Аминева С. Н. Основы методологии трансляции знаний между различными предметными областями // Препринты Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, 2006. — № 73.

Злотин, Зусман, 1988 — Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии: школа развития творческого воображения. — Кишинёв: Лумина, 1988.

Злотин, Зусман, 1989 — Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. — Кишинев: Лумина, 1989.

Злотин, Зусман, 1991 — Злотин Б. Л., Зусман А. В. Решение исследовательских задач. — Кишинев: МНТЦ «Прогресс»; Картя Молдовеняскэ, 1991.

Иванов, 2001 — Иванов И. С. Как войти в интеллектуальную элиту планеты. — М.: И — квадрат, 2001.

Иванов, 2010 — Иванов И. С. Инвентология. Краткий авторский курс. — М.: Галлея-Принт, 2010.

Ивин, 1986 — Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1986.

Ивин, 1998 — Ивин А. А. Логика: учебное пособие. — М.: Знание, 1998.

Ивин, 2009 — Ивин А. А. Современная логика. — Фрязино: Век 2, 2009.

Ивич, 1966 — Ивич Александр. Приключения изобретений. — М.: Детская литература, 1966.

Капица 1998 — Капица П. Л. Научные труды. Наука и современное общество. — М.: Наука, 1998. — С. 475–495.

Карцев, 1986 — Карцев В. П. Приключения великих уравнений. — М.: Знание, 1986.

Кириллов, Старченко, 1982 — Кириллов В. И. Старченко А А. Логика. — М.: Высшая школа, 1982.

Кедров, 1987 — Кедров Б. М. О творчестве в науке и технике. — М.: Молодая гвардия, 1987.

Коломиец, 2010 — Коломиец С. М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: Монография. — М.: Перо, 2010.

Кордемский, 1958 — Кордемский Б. А. Математическая смекалка. — М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1958.

Крик, 1970 — Эдвард В. Крик. Введение в инженерное дело. — М.: Энергия, 1970.

Кудрявцев, 1987 — Кудрявцев А. В. Организация и проведение мозгового штурма. — М: ВНИИПИ, 1987.

Кудрявцев, 1988 — Кудрявцев А. В. Обзор методов создания новых технических решений. — М: Госкомитет СССР по делам изобретений и открытий, 1988.

Кудрявцев, 1991 — Кудрявцев А. В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). — М.: Речной транспорт, 1991.

Куликов и др., 1994 — Куликов В. В., Гаврилов Д. А., Ёлкин С. В., Универсальный искусственный язык — «hOOM-Диал». Методические указания. — М.: Гэлэкси Нэйшн, 1994.

Куликов, 1998 — Куликов В. В. Узник бессмертия. — М.: СИНТЕГ, 1998.

Куликов, Гаврилов, 2009–2012 — Серия публикаций В. В. Куликова и Д. А. Гаврилова в информационно-аналитическом вестнике «Аномалия»: Его величество Парадокс (2009. — № 2. — С. 10–13); Язык креативного мышления и парадоксов (2009. — № 3. — С. 41–45); Аномалия всех начал (2009. — С. 49–51); Рождение и Смерть — (2010. — № 3. — С. 57–58; Время и Антивремя (2010. — № 3. — С. 16–17); Говорить на языке, не зная слов (2011. — № 1. — С. 46–48); Кванты времени и пространства: скачок через барьер (2011. — № 2. — С. 44–46); О рождении, жизни, смерти и бессмертии количества (2011. — № 3. — С. 16–17); Переход в иное измерение: мелодико-интонационный строй языка диал (2011. — № 4. — С. 35–37; Интерпретация гласных фонем в языке «диал» (2012. — № 1. — С. 30–32).

Куликов, Ёлкин, 2005 — Куликов В. В., Ёлкин С. В. От информационного исчисления к теории супероператоров // Матер. 8-го науч. — практ. семинара «Новые информационные технологии». — М.: МГИЭМ (Технический университет), 2005. — С. 194–223.

Ландсберг, 1956 — Элементарный учебник физики в трёх томах под редакцией акад. Г. С. Ландсберга. — М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1956.

Ландо, Узландер, 1988 — Ландо Д. И., Узландер А. Г. Методические рекомендации по изучению с учащимися средних профтехучилищ темы «Методы поиска новых технических решений» курса «Основы профессионального творчества». — М.: Государственный комитет по профессионально-техническому образованию. Республиканский учебно-методический кабинет, 1988. — Ч.2.

Латыпов, 1986 — Латыпов Н. Н. Закономерности математизации науки. Дис. … канд. филос. наук. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Кафедра философии естественных факультетов. 1986.

Латыпов, 2005 — Латыпов Н. Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. — СПб.: Питер, 2005.

Латыпов, 2010 — Латыпов Н. Н. Путеводитель по извилинам. Тренинг интеллекта. — М: Вече, 2010.

Латыпов, Гаврилов, 1996 — Латыпов Н., Гаврилов Д. Столбовые шахматы. Сказка для программиста // Компьютерра, 1996. — № 40. — C. 58–59.

Лем, 1968 — Лем Станислав. Сумма технологий. — М.: Мир, 1968.

Лисичкин, Бетанели, 1990 — Лисичкин Г. В., Бетанели В. И. Химики изобретают: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1990.

Лосев, 1990 — Лосев А. Ф. Из ранних произведений. — М.: Правда, 1990. — С.393–599.

Лук, 1973 — Лук А. Творчество // «Наука и жизнь» 1973, № 1, С.76–80; № 2, С.79–83.

Маковецкий, 1984 — Маковецкий П. В. Смотри в корень! Сборник любопытных задач и вопросов. — М.: Наука, 1984.

Николаев, 1961 — Николаев Л. А. Катализ и катализаторы. — М.: Учпедгиз, 1961.

Опаловский, 1985 — Опаловский А. А. На краю периодической системы. — М.: Химия, 1985.

Половинкин, 1988 — Половинкин А. И. Основы инженерного творчества: Учеб. пос. для студентов втузов. — М.: Машиностроение, 1988.

Поэзия скальдов, 1979 — Поэзия скальдов. — Л.: Наука, 1979.

Пуанкаре, 1989 — Пуанкаре А. Интуиция и логика в математике / Пуанкаре А. О науке. — М.: Наука, 1989. — С. 205–218.

Салматов, 1990 — Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. Книга для учителя. — М: Просвещение, 1996.

Самсонова, Ефимов, 2003 — Самсонова М. В., Ефимов В.В. Технология и методы коллективного решения проблем: Учебное пособие. — Ульяновск: Ул ГТУ, 2003.

Сергеев, 1988 — Сергеев Б. Ф. Жизнь лесных дебрей. — М.: Молодая гвардия, 1988.

Слободецкий, Орлов, 1982 — Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. — М., 1982.

Смирнов, 1970 — Смирнов В. А. Висячие мосты больших пролетов. — М.: Высшая школа, 1970.

Старцев, 1901 — Старцев Г. Е. Бакинская нефтяная промышленность. Историко-статистический очерк. — Баку: Арор, 1901.

Терлецкий, 1986 — Терлецкий Е. Д. Металлы, которые всегда с тобой. Микроэлементы и жизнеобеспечение организма. — М.: Знание, 1986.

Тимохов, 1996 — Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ/ сост. В. И. Тимохов. — СПб.: ТРИЗ-ШАНС, 1996.

Тульчинский, 1976 — Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике 7–8 класс. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1976.

Уокер, 1989 — Уокер Дж. Физический фейерверк (Вопросы и ответы по физике). — М.: Мир, 1989.

Уилер, 1962 — Уиллер Дж. Гравитация, нейтрино и Вселенная. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962.

Учимся изобретать, 1997 — Учимся изобретать / сост. М. А. Степанчикова; учеб. пос. под ред. С. К. Никулина. — М.: Министерство общего и профессионального образования РФ, Центр технического творчества учащихся, 1997.

Фигурновский, 1942 — Фигуровский Н. А. Очерк развития русского противогаза во время империалистической войны 1914–1918 гг. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1942.

Физика в живой природе, 1984 — Варикаш В. М., Кимбар Б. А., Варикаш И.М… Физика в живой природе. — Мн.: Народная асвета, 1984.

Ханзен, 1969 — Ханзен Ф. Основы общей методики конструирования / пер. с нем. — Л.: Машиностроение, 1969.

Шаммазов и др., 2000 — Шаммазов A. M., Мастобаев Б. Н., Сощенко А. Е. Трубопроводный транспорт России (1860–1917 гг.) // Трубопроводный транспорт нефти, 2000. — № 6.

Шустов, 2010 — Шустов М. А. Методические основы инженерно-технического творчества. — Томск: Томский политехнический университет, 2010.

Чертанов, 2008 — Чертанов М. Конан Дойл. — М.: Молодая гвардия, 2008.

Эльшанский, 2000 — Эльшанский И. И. Оседлайте радугу. Из дневника клуба анонимных изобретателей-фантазеров. — М.: МИПКРО, 2000.

Энгельмейер, 1910 — Энгельмейер П. К. Теория творчества — СПб.: Образование, 1910.

Энгельмейер, 1911 — Энгельмейер П. К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. — СПб: Образование, 1911.

Wheeler, 1990 — Wheeler J. A., Information, physics, quantum: The search for links // Complexity, Entropy, and the Physics of Information. — Redwood City, CA: Addison-Wesley, 1990.

 

Об авторах

 

Латыпов Нурали Нурисламович — родился в 1954 году в г. Маргилан Ферганской обл., закончил биологический и физический факультеты Ростовского государственного университета, аспирантуру кафедры философии Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, кандидат философских наук. Диссертация на тему «Закономерности математизации науки».

Известен большинству граждан бывшего СССР как герой телеигры «Что? Где? Когда?» (1980-е), первый лауреат высшей награды этой передачи — «Хрустальная сова», а также как автор креативной графики (лауреат международных конкурсов). Работал политическим обозревателем при ЦК ВЛКСМ, объездил многие горячие точки в качестве военного корреспондента. Входил в Инновационный Совет при премьер-министре России И. Силаеве, работал советником по межрегиональным проблемам вице-премьера Правительства РФ С. М. Шахрая, советником по вопросам инновационной политики мэра Москвы Ю. М. Лужкова. Автор и ведущий познавательного цикла телепередач «Мнения Знатоков» (ТВ-Столица, совместно с А. Вассерманом) (2008–2010). Авт. свид. на изобрет. в области проведения интерактивных конкурсов для удалённых пользователей.

В группе Советников-экспертов «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» (с 2011).

Книги: Латыпов Н. Н., Бейлин В. А., Верешков Г. М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная: В поисках физических и философских концепций XXI в. — М: Изд-во МГУ, 2001; Латыпов Н. Н. Основы интеллектуального тренинга. — СПб: Питер, 2005; Латыпов Н. Н. Философия в этюдах. — М: Московские учебники и картолитография, 2007. Латыпов Н. Н. Зазеркалье. — М: Московские учебники и картолитография, 2010. Латыпов Н. Н. Путеводитель по извилинам. Тренинг интеллекта. — М: Вече, 2010; Вассерман А. А., Латыпов Н. Н. Самые интересные факты, люди и казусы всемирной истории, отобранные знатоками. — М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012; Вассерман А. А., Латыпов Н. Н. Острая стратегическая недостаточность. Россия на переПутье. — М.: Астрель; Полиграфиздат, 2012. и др.

Ёлкин Сергей Владимирович — родился в 1958 году в Подмосковье, закончил факультет Экспериментальной и теоретической физики Московского инженерно-физического института (МИФИ), аспирантуру(1989–1992). Кандидат физико-математических наук. Работал и преподавал в МИФИ на разных должностях: ассистент, ст. преподаватель, доцент (1996–2012). Нач. лаборатории Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН (2003–2010).

В настоящее время — заместитель директора Института Экономических Стратегий РАН по научной работе.

Автор и соавтор десяти монографий по физике, машинной и теоретической лингвистике, экономике. 84 публикации, 4 авт. свид. на изобретения в области обнаружения элементарных частиц, 3 авт. свид. на компьютерные программы; 7 публикаций на английском языке. Научные работы по широкому спектру направлений и смежным областям: физика детекторов, ультразвук, искусственные языки, теоретическая лингвистика и искусственный интеллект, теория чисел, философия, экономика, нелинейные дифференциальные уравнения, «бионические нейронные сети». Руководитель и исполнитель четырёх грантов РФФИ.

Один из разработчиков универсального языка междисциплинарного общения Диал (с нач. 1980-х). Организатор и ведущий экспериментальных групп школьников, студентов и аспирантов по интеллектуальному тренингу (с 1986). 8 лет вёл в сети Интернет занятия по развитию творческих способностей в рамках сетевого Университета Русского Альтруизма. Читает авторский курс по методологии развития творческого мышления на кафедре «Экономика и менеджмент в промышленности» НИЯУ МИФИ.

Среди увлечений: самбо, дельтапланеризм, водный туризм.

 

Гаврилов Дмитрий Анатольевич — родился в 1968 году в г. Москва, закончил факультет «Технологии неорганических веществ» Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, работал при кафедре коллоидной химии.

Один из создателей универсального языка междисциплинарного общения Диал с сер. 1980-х. Публикации с 1990 года и по н. в. время в области интенсификации научно-технического творчества. Авт. свид. на изобрет. в области развивающих игр. Работал с экспериментальными группами учащихся в области эвристики (1994–2000). Осуществлял поиск и оценку инновационных проектов в рамках группы консультантов при премьер-министре Правительства Москвы (2000–2010). Сценарист познавательного цикла телепередач «Мнения Знатоков» на канале «ТВ-Столица» (2008–2010 гг.).

В группе Советников-экспертов «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» (c 2011).

Соавтор исторических романов «Наследие Арконы» (АСТ, 2005), «Кровь на мечах» и «Смерть за смерть» (Яуза; ЭКСМО, 2012) и т. д., автор нескольких десятков бардовских песен и популярных баллад. Один из основателей фолк-рок группы «Дорога Водана». Соучредитель Научно-исследовательского общества «Северный ветер» (2007, с 2012 г. — научное и творческое объединение).

Исследования в области нематериального культурного наследия (автор и соавтор 13 изданных монографий), в т. ч.: Ермаков С. Э., Гаврилов Д. А. Священное опьянение. Языческие таинства Хмеля. — М.: Яуза: ЭКСМО, 2012; Гаврилов Д. А. Ермаков С.Э. Были и Небыли сказки. О необычном, обыденном и искусстве перехода между ними. — М.: Ганга, 2011; Гаврилов Д. А. Ермаков С. Э. Древние боги славян. — М.: Вече, 2011; Ермаков С. Э., Гаврилов Д. А. Ключи к исконному мировоззрению славян. Архетипы мифологического мышления. — М.: Ганга, 2010; Гаврилов Д. А. Трюкач, Лицедей, Игрок. Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре. — М.: Ганга, Издательский Центр «Слава!», 2009; Ермаков С. Э., Гаврилов Д. А. Опора Мироздания. Мировое Древо и Скала Времён в традиционной культуре. — М.: Ганга, 2009; Ермаков С. Э., Гаврилов Д. А. Напиток жизни и смерти. — М.: Ганга, 2009; Гаврилов Д. А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре. — М.: Социально-политическая мысль, каф. истории соц. — полит. учений. филос. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. и др.

 


[1]Крик Э. В. Введение в инженерное дело. — М.: Энергия, 1970. — С. 5–6.

 

[2]Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. — М.: Московский рабочий, 1973.

 

[3]Сноу Ч. П. Портреты и размышления. — М.: Прогресс, 1985. — C.195–226.

 

[4]Там же.

 

[5]Боно Э. Серьёзное творческое мышление / пер с англ. Д. Я. Онацкой. — Мн.: Попурри, 2005. — С. 22–23.

 

[6]Лем С. Сумма технологии. — М.: Мир, 1968.

 

[7]Крик Э. В. Введение в инженерное дело. С. 7–9.

 

[8]Боно Э. Серьёзное творческое мышление… С. 20–21.

 

[9]Саймон Г. Наука об искусственном. — М.: Мир, 1972.

 

[10]Здесь Н. Н. Абадовский особо оговаривается, что Г. Саймон «относит к инженерной области исключительно задачи синтеза, оставляя за наукой возможность, заниматься только анализом. Такое „деление“ в строгом смысле неправомерно, ибо диалектика рассматривает анализ и синтез взаимосвязанными и взаимодополняющими друг друга мыслительными процедурами».

 

[11]То есть инженер имеет дело не столько с техническими системами, сколько с их модельными описаниями.

 

[12]Крик Э. В. Введение в инженерное дело. С. 23.

 

[13]Бойнтон Э., Фишер Б… Виртуозные команды. Команды, которые изменили мир / пер с англ. — М.: Претекст, 2008. — С. 106–126.

 

[14]Нарушение условия однородности жидкости. Расширенный закон гласит, что «отношение уровней жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорционально отношению их плотностей».

 

[15]То есть «бокового, обходного», в отличие от магистрального, пути (медицинский термин).

 

[16]В предисловии к русским изданиям Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» В. Ю. Алекперов справедливо отмечает: «С английского языка название книги Дэниела Ергина „The Prize“ можно перевести как награда, находка, неожиданное счастье, предмет вожделений, желанная добыча. Все эти определения, без сомнения, относятся к нефти, ставшей поистине кровью современной экономики».

 

[17]Новости электроники, 2008. — № 4.

 

[18]Кудрявцев А. В. Обзор методов создания новых технических решений. — М: Госкомитет СССР по делам изобретений и открытий, 1988.

 

[19]Фирстов Ю. П., Ёлкин С. В. Основы инновационной экономики. — М.: Экономика, 2012.

 

[20]Боно Э. Я прав — вы заблуждаетесь. Пер. с англ. Е. А. Самсонов. — Мн.: Попурри, 2006. — С. 338.

 

[21]Там же, С. 16–17, 348.

 

[22]Позднее, впрочем, утвердилось слово «эвристика», то есть «искусство изобретать», отрасль знания, изучающая творческое мышление человека. Термин «эвристика» встречается уже в III веке у математика Паппа Александрийского в трактате «Искусство решать задачи». Эвристик может быть несколько, в значении «специфические познавательные установки».

 

[23]Хотя обезьяна не выполняла действие сама, клетки её мозга отреагировали, когда знакомое действие совершил человек.

 

[24]Собственно, начала метода были заложены ещё в середине 1940-х: Gordon W. I. I. Synectics: the development of creative imagination. — New-York: Harper and Row, 1961.

 

[25]Отсылаем читателя к Теории развития творческой личности (Альтшуллер, Верткин, 1994), её жизненной стратегии. Кстати, и академик В. М. Бехтерев в специальном институте, названном им «Пантеон мозга», предлагал всесторонне изучать и культивировать особенности творчества выдающихся деятелей человечества.

 

[26]В цитатах из источников здесь и далее сохранены особенности авторского написания. Хотя «Дойл» с точки зрения английской фонетики правильнее, мы сами предпочитаем традиционный для России вариант произношения «Дойль».

 

[27]В разных источниках фамилия инженера за давностью лет варьируется: Бранд, Брандт, Броун.

 

[28]Отцом комбинаторики может быть признан и великий Архимед. Текст его чудом восстановленного трактата «Стомахион» содержит задачу, благополучно решённую в III веке до н. э.: «сколькими путями 14 полос, имеющих неправильную форму, могли быть соединены вместе так, чтобы в результате получился квадрат». Копия трактата 975 года была испорчена монахами. Остро нуждаясь в пергаменте для своих молитвенников, они оттёрли и отмыли страницы от прежнего текста и покрыли их религиозными письменами. Рукопись нашлась только в 1906 году, а уже современные методы исследования позволили американским специалистам прочитать уничтоженный трактат, вернуть его человечеству.

 

[29]Между прочим, изобретение сделано классически, как мы увидим далее. В систему сведены два совершенно разных металла, которые начинают «воевать» друг с другом за преобладание, это пара — синтез двух противоположностей (борьба и единство). Один из металлов побеждает. Затем наращивается количество пар, что приводит к порождению качественно нового эффекта — постоянного тока.

 

[30]Эмпатия (анг. «empathy») — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого.

 

[31]http://www.ieee.ru/

 

[32]Несколько выше в той же книге: «Сейчас трудно восстановить все обстоятельства и объяснить, почему руководство недостаточно настойчиво требовало от нас создания стыковочного устройства, которое позволяло бы космонавтам переходить из одного корабля в другой по герметичному тоннелю, а не через открытый космос. И хотя Королёв ставил перед проектантами задачу разработать проект с герметичным переходом, более того, настаивал на андрогинности соединяемых конструкций, похоже, не зная этого мифического термина (андрогины — двуполые мифические существа), несмотря на далеко не безразличное отношение к прекрасному полу. Проявить настойчивость в поиске нужного решения ему, по-видимому, не позволили другие многочисленные заботы…»

 

[33]Кстати, здесь немалую помощь ему оказал воздушный разрежающий насос, изобретённый великим немецким инженером Отто фон Герике (1602–1686) в те же годы.

 

[34]«Черный ящик» в принципе, — как справедливо указывал ещё и Станислав Лем в «Сумме технологий» — обладает «внутренней программой» действия, которая определяет все отдельные акты его поведения.

 

[35]Обратный метод тренировки — группа должна понять, что за «фактор Икс» был загадан ведущим.

 

[36]Идею предложил в 1988 году в ходе всесоюзного телевизионного конкурса безумных идей Г. П. Деркач (г. Симферополь).

 

[37]В 2011–2012 гг. они проходили в «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», Ухтинском государственном техническом университете, Тюменском государственном нефтегазовом университете, Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина, «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (и частью в Национальном Исследовательском Ядерном Университете МИФИ среди студентов экономических специальностей), а также на открытии «Академии молодого инноватора» в летнем лагере под Нижним Новгородом. Подавляющее большинство задач, приведённых в этой книге, не без успеха решали как студенты названных вузов, так и молодые работники и специалисты группы компаний «ЛУКОЙЛ».

 

[38]http://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp.

 

[39]В ГДР профессор Ф. Ханзен ещё в начале 1950-х гг. разработал методику, краеугольным камнем которой был совет по формулировке целей в возможно более абстрактном виде, чтобы не лишиться креативных решений (Ханзен, 1969).

 

[40]По нашему мнению сильные авторы — конструкторы миров. Положив в основание произведения «фактор икс», они возводят здание на этом единственном допущении в соответствии с логикой его влияния.

 

[41]Материалы нового РФИ были использованы сценаристами познавательной телепрограммы «Мнения знатоков» в 2008–2010 гг. (Вассерман, Латыпов, 2012) для создания сюжетов о В. А. Обручеве (С. 259–262), И. А. Ефремове (С. 263–266), Ж. Верне (С. 247–258), Р. Бэконе (С. 303–306).

 

[42]Подробнее см. журнал «Моделист-конструктор», 1973, — № 10.

 

[43]В мире науки. — 2010. — № 5. — С. 22–27.

 

[44]Осенью 1919 года английская экспедиция Артура Стэнли Эддингтона в Западной Африке провела наблюдения предсказанного Эйнштейном в рамках его Общей Теории Относительности (ОТО) отклонения лучей Солнца в поле тяготения Земли.

 

[45]Справедливости ради надо сказать, что русский динамит Николая Зимина и Алексея Петрушевского появился на год ранее патента Нобеля. «Адсорбентом» в нём выступал оксид магния. Но взрыв на опытном производстве помешал нашим соотечественникам довести идею и технологию до ума. Первая, как видно, носилась в воздухе — удар детонационной волны в жидкости передаётся свободно, и надо его гасить твёрдыми примесями к ней.

 

[46]Писал левой рукой, справа налево, и прочесть его записки можно было, только вооружившись зеркалом. Среди прогнозов да Винчи находим: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдалённых стран и друг другу отвечать, как будто находясь рядом», или «люди будут ходить, не двигаясь, смогут говорить с тем, кого нет, слышать того, кто безмолвствует». А на чертеже первого летательного аппарата Леонардо да Винчи написал пророчески: «Человек вырастит себе крылья».

 

[47]По форме аппарат — трапеция, напоминающая раскрытые крылья, придуманные специалистами американского космического агентства НАСА в 1960-х годах для плавного возвращения с орбиты капсул «Джемини». Размах крыльев аппарата, по точным указаниям гения эпохи Возрождения, составил 7.51 м, высота — 3.9 метра.

 

[48]Сто лет спустя Фрэнсис Бэкон (1561–1626) справедливо сообщал в романе «Новая Атлантида»: «…Мы знаем свойства и пропорции, необходимые для полёта по воздуху, наподобие крылатых животных». Но это уже было, как говорится, изобретение велосипеда.

 

[49]Crow T. A Darwinian Approach to the Origins of Psychosis // British Journal of Psichiatry (167), 1995; Crow T. Is schizophrenia the price that Homo sapiens pays for language? // Schizophrenia Research, (28) 1997. Эти статьи легко отыскать в сети Интернет.

 

[50]An integrative architecture for general intelligence and executive function revealed by lesion mapping / A. K. Barbey, R. Colom, J. Solomon, F. Krueger, C. Forbes, J. Grafman / Brain, 2012; DOI: 10.1093/brain/aws021.

 

[51]Изобретателем микроскопа считают голландца, очковых дел мастера Ханса Янсена, который застал своего пятилетнего сына Захария в 1590 году за игрой. Мальчишка стащил линзы для очков и, вставив с обоих концов в полую трубку, забавлялся увеличенным многократно миром. Захарий Янсен впоследствии изобрёл телескоп. Впрочем, такую же легенду складывают и о другом голландце, Иоганне Липперсгее (ум. 1616), который делит с Янсенами славу изобретателя.

 

[52]Скорее всего, он подразумевал под этим нахождение и разрешение технического противоречия.

 

[53]Далее для удобства чтения по всему тексту название языка употребляется единообразно, без кавычек и с заглавной буквы, хотя в публикациях, на которые мы ссылаемся, могут быть разночтения.

 

[54]Classes — классы, lasses — любовницы, asses — ослы.

 

[55]И поэтому крайне весело читать про иные суперсовременные открытия американских журналистов, просачивающиеся «под большим секретом» в глобальные сети. Так, Дж. Лерер (Jonah Lehrer) не открывает Америки в своей новой книге 2012 года «Представь себе: как устроена креативность», когда советует: «Один из способов улучшить способность решать задачи — излагать условия задачи другими словами. Когда употребляются конкретные глаголы с узким значением, люди мыслят узко. Наоборот, употребление глаголов с широкими значениями — „перемещаться“ вместо „ехать“ — может значительно повысить количество решенных задач».

Впрочем, не исключено, что прагматичные американцы первыми поставили риторический вопрос «Сколько будет стоить это „удовольствие“?», если опять же вернуться к развитию техники.

 

[56]Они же могут интерпретироваться в других отраслях знания как типологические образы или даже архетипы.

 

[57]В принципе, это очень бородатая шутка, восходящая к богословским спорам и суфийским притчам ходжи Насреддина, например. Но продолжение истории важнее, чем сама «шутка».

 

[58]Подробнее см. (Куликов, Гаврилов, 2009–2012: 2009 — № 4, 2010, № 3).

 

[59]В дальнейшем будем сохранять нумерацию и приводить описание принципов ТРИЗ с опорой на этот источник. К имеющимся в книге 40 приёмам Г. С. Альтшуллер со временем добавил ещё не менее десяти. Об этом ниже.

 

[60]История конкуренции изобретений на звуковом рынке кон. XIX — нач. XX вв. пестрит оригинальными инженерными идеями. См.: Тихонов. А. 100 лет «Пате» в России // Звукорежиссёр, 2003, № 1.

 

[61]Коллер Р. Метод конструирования машин, приборов и аппаратов. Цит. по русскому переводу 1980 г. с немецкого издания 1976 года.

 

[62]Пример действия фактора Х «по Ефремову» подробнее см.: Опаловский, 1985. — С. 62.

 

[63]Там же.

 

[64]Подробнее см.: Джафаров, Джафаров, 2001.

 

[65]Необходимость подавать воду к паровым котлам привела в свою очередь к решению задачи параллельной транспортировки по трубам морской воды и её очистки.

 

[66]Максиму «товар — деньги — товар» к тому времени уже ввёл Карл Маркс в 1867 году в труде «Капитал», а деньги пропорциональны общественно-необходимому времени на производство товара.

 

[67]«Я не могу позволить себе роскошь, чтобы ход моих рассуждений прерывали. В момент зарождения идеи мой ум напоминает идеально гладкую водную поверхность. А звонок телефона в этот момент вызывает такой же эффект, как упавший в воду кирпич. Когда я думаю, то не желаю, чтобы кто-либо меня беспокоил. Сообщения могут подождать. Идеи — нет!» — писал изобретатель телефона Александр Грэхем Белл, редко обращавшийся за помощью к собственному детищу 1876 года рождения.

 

[68]Близок по смыслу и приём ТРИЗ № 44 — «Применение вставных частей».

 

[69]Дайте интерпретацию как во Времени, так и в Пространстве.

 

[70]Используйте операторы изменения размера, вес и антивес интерпретируйте как соотношение таких операторов. Взвешивание, то есть соотнесение весов, это либо время жизни, либо пространство памяти таковых.

 

[71]Примите, что понижение тона в таком контексте — это вред.

 

[72]Интерпретацию цветности как зарядности см. ниже по тексту.

 

[73]Найдите из ранее рассмотренных операторов обратный этому.

 

[74]В 1990 году Уилер писал так: «Всё из бита („It from bit“). Иными словами, всё сущее — каждая частица, каждое силовое поле, даже сам пространственно-временной континуум — получает свою функцию, свой смысл и, в конечном счёте, самое своё существование — даже если в каких-то ситуациях не напрямую — из ответо<







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.