|
Политические репрессии 30-х гг. ХХ в.14. И.В. Сталин – исторический портрет. 15. Российская эмиграция. Методические указания Цель семинара – рассмотреть особенности социально-экономического и политического развития страны в 20-30-е гг. ХХ в. Первый вопрос. Проанализируйте экономическую политику большевиков на начальном этапе (до лета 1918 г.). Каково было отношение новой власти к частным промышленным предприятиям? Что такое рабочий контроль? Когда и в связи с чем была введена продовольственная диктатура? С середины 1918 г. по весну 1921 г., определяющим в области внутренней политики Советской России был комплекс мер, вошедших в историю под названием «военного коммунизма». Основными его проявлениями стало формирование предельно-централизованной экономической модели: ускоренное обобществление промышленности; ограничение и свертывание государством рыночных, товарно-денежных отношений; неэквивалентный продуктообмен между городом и деревней с применением насильственных способов изъятия продукции крестьянского хозяйства. Политика «военного коммунизма» вместе с разрушительным воздействием событий гражданской войны привела страну к серьезному кризису. Антиправительственные выступления 1920-1921 гг. В чем проявился кризис политики военного коммунизма? При подготовке ответа на вопрос проследите особенности кризиса в экономической (уровень жизни населения, выпуск промышленной продукции, положение в деревне и пр.), политической сферах (отношения между властями и населением, волнения, забастовки), а также внутри правящей партии. Второй вопрос. При подготовке вопроса следует выделить основные причины перехода к новой экономической политике и рассмотреть основные мероприятия НЭПа. Каковы были первые шаги новой экономической политики. Что такое продналог? Что отличало его от продразверстки? Перестройка управления промышленностью. Деятельность ВСНХ, его место и роль. Допущение частной торговой деятельности и мелкого предпринимательства в промышленности. Финансово-денежная система страны в 20-е годы и денежная реформа 1922-1924 гг. Отношение к НЭПу в различных слоях общества. Новая экономическая политика развивалась с многочисленными трудностями и проблемами. Покажите экономические противоречия НЭПа. Проанализируйте причины кризисов 1923, 1924, 1927-1928 гг. Охарактеризуйте опыт и уроки новой экономической политики. Оцените эффективность экономики в 1921-1928 гг. Каким было социально-экономическое положение страны накануне «великого перелома»? Третий вопрос. Конец 1920 – начало 1930-х гг. вошли в историю страны как время «великих социалистических преобразований», к которым относили коллективизацию и начало индустриализации. Оба эти грандиозные по замыслу политико-экономические мероприятия имели огромное значение для развития страны. Они положили начало слому НЭПа, уничтожению многоукладности экономики, введению административно-командных методов управления, а также утверждению режима сталинской диктатуры. Подумайте, в чем выражалась объективная необходимость рывка в экономике СССР в конце 1920 – 1930-х гг.? Первые пятилетки и их значение. Какую роль в переходе к коллективизации сыграл хлебозаготовительный кризис 1927-28 гг.? Когда принимается решение о начале сплошной коллективизации? Год «великого перелома» и курс на сплошную коллективизацию. Установление колхозного строя. Голод 1932-1933 гг., его причины и масштабы. Одной из самых трагических страниц в истории коллективизации было «раскулачивание». Как вы оцениваете мероприятия, проводимые в этом направлении. Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием? Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях экономики и в первую очередь в промышленности. В чем была историческая необходимость индустриализации страны? Подумайте, с чем был вызван форсированный рывок в осуществлении индустриализации на рубеже 20-30-х годов? Рассмотрите развитие и становление промышленного потенциала страны. Проследите изменение численности, состава и социального облика рабочего класса в годы пятилеток. Стахановское движение и его роль. Четвертый вопрос. В политической сфере на рубеже 1920-1930-х гг. в СССР сформировался культ личности Сталина. Культ личности – это определенный тип власти, основанный на единовластии одного человека. Выделите факторы, способствующие формированию культа личности (политическая культура масс, личность Сталина, роль партии и партаппарата и др.). Сущность сталинизма и его проявление в политике, экономике, социальной сфере и культуре Рассмотрите основные черты складывающейся советской политической системы. Контрольные вопросы 1. Каковы основные черты политики «военного коммунизма»? 2. Какие основные стимулы в развитии экономики были обусловлены проведением в жизнь НЭПа? 3. В чем заключались причины свертывания НЭПа? 4. Каковы плюсы и минусы форсированной индустриализации? 5. Существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализациейи сплошной коллективизацией? 6. Была ли достигнута поставленная индустриализацией и коллективизацией цель? 7. В чем вы видите объективные и субъективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима
Семинар 9
ВТОРАЯ МИРОВАЯ И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНЫ План 1. Причины, характер и периодизация Второй Мировой и Великой Отечественной войны. 2. Великая Отечественная война: объективные и субъективные причины поражений и побед. 3. Создание антигитлеровской коалиции и ее значение в победе над фашистским блоком. 4. Роль СССР в разгроме Германии и всемирно-историческое значение Победы над фашистской коалицией. Дискуссии в историографии. Основная литература Советская Россия, СССР В 1921–1956 гг. Хрестоматия по отечественной истории для дистанционного обучения студентов I курса / С. А. Величко, М. Т. Когут. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 28-38. Хрестоматия по истории России / Авт-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2009 – С. 480-500. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 400-416. Рычков А.В. Новейшая история: конспект лекций / А.В. Рычков – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – С. 50-56.
Дополнительная литература Великая Отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия. – М., 1985. – С. 133-137, 190-193. История России XX–до начала XXI века: учеб. пособие для вузов / Л.В. Милов [и др.]; под ред. Л. В. Милова – М.: ЭКСМО, 2006. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/hist/hist008.htm, свободный. Новейшая отечественная история. XX век: В 2 кн. / Под ред. Э. М. Щагина, А. В. Лубкова. – М., 2004 – Кн. 2. – 2004. – С. 82–187. Полканов В. Д. Причины поражения Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны / В.Д. Полканов, Е.А. Титова, Н.Н. Набатова // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность – 2011. – N 3(98). – С. 5-9. Соколов В.В. Новые данные о подготовке германского вторжения в СССР в 1941 г.// Новая и новейшая история. – 2000. – № 1. –С. 82-89. «Час мужества пробил…»:МатериалыВсероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию начала Великой Отечественной войны (Омск, 6–7 мая 2011 г.). – Омск, Издательский центр Кан, 2011. –372 с. (С. 3–6, 13–25, 51–55, 143–146.244–251, 290–293; и др.).
Темы рефератов 1. Зарубежные историки об истоках и начале второй мировой войны. 2. Человек в повседневности войны. 3. Человеческие жертвы на советско-германском фронте 1941-1945 гг. 4. О советско-российских фальсификаторах Великой Отечественной войны. 5. Героизм советских людей на фронтах Великой Отечественной войны. 6. Омская область в годы Великой Отечественной войны. 7. Омичи – герои Советского Союза. 8. ОмГТУ в годы Великой Отечественной войны. 9. «Восточная политика» Германии на оккупированных территориях СССР в годы войны. 10. Полководческий талант Г.К.Жукова. 11. «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»
Методические указания Цель семинара – рассмотреть основные этапы Второй мировой войны, причины побед и поражений стран-участников, охарактеризовать вклад СССР в победу над фашистской Германией. Первый вопрос. Обращаясь к причинам и характеру Второй мировой и Великой Отечественной войны, следует вспомнить идеологические, расовые, геополитические программы германского фашизма, выявить место, отводившееся восточным землям в решении этих программ. Целесообразно также вернуться к проблеме внешнеполитической деятельности СССР накануне Второй мировой и Великой Отечественной войн. Рассматривая вопрос о периодизации этих войн, акцентируйте внимание на критериях периодизации, какими событиями обусловлено выделение этих периодов. Второй вопрос. Изучая трагические страницы истории Великой Отечественной войны, выделите как объективные, так и субъективные причины трагедии страны и армии в 1941-1942 гг., важно при этом определить соотношение этих причин. Следует рассмотреть экономические, политические, идеологические условия, позволившие осуществить поворот в войне и победить. Третий вопрос. Определите, какие страны входили в антигитлеровскую коалицию, как она создавалась, какие последствия для мирового сообщества имело широкое взаимодействие государств в борьбе с фашистским блоком. Какую помощь оказали союзники Советскому Союзу в период Великой Отечественной войны? Каков был объем поставок по ленд-лизу в СССР? Определите место ленд-лиза в обеспечении победы СССР. Четвертый вопрос. Какие существуют точки зрения на определение роли СССР в победе над фашистской Германией? Какая из них Вам кажется наиболее убедительной? Аргументируйте свою оценку. Попытайтесь определить истоки победы советского народа. Можно ли говорить о положительной роли коммунистической партии в исходе войны? Сложным в настоящее время оказывается вопрос о цене Победы. Что Вы думаете по этому поводу? Чему учит опыт Второй мировой и Великой Отечественной войн? Каковы их главные уроки? Как сегодня можно определить всемирно-историческое значение великой Победы?
Контрольные вопросы 1. Назовите этапы Второй Мировой войны? 2. Определите три этапа Великой Отечественной войны. 3. Как сегодня можно определить всемирно-историческое значение великой Победы? 4. Кого из своих родственников участников Великой Отечественной войны вы знаете?
Семинар 10
СССР В 1950-1980-е ГГ.
План ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|