Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Одушевлённые сущ. неодушевлённые сущ.





Кто? что?

птица ветер

ребёнок зелёнка

нарицательные собственные

(обобщённое название однородные (индивидуальное название живых существ и предметов

предметов, явлений) для отличия их от других)

соловей Россия

очарование Обь

победа Толстой

 

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

какой? л юбознательный – мужской род (м.р.)

какая? здоровая – женскийрод (ж.р.) единственное число (ед.ч.)

какое? прозрачное – среднийрод (ср. р.)

какие? чистые -- множественное число (мн.ч.)

чей? Светин, папин

Глагол — это часть речи, которая обозна­чает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? мечтать

что сделать? смастерить


1. Начальная форма глагола – неопределённая форма

что делать? писать, нести


что сделать? написать, принести

2. Бывают совершенного и несовершенного вида.

Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает? – поработает, нарисует.

Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает? – работает, рисует.

3. Глаголы изменяются по временам:

Настоящее время – действие происходит в момент речи.

что делаю? – читаю, вижу;

Будущее время – действие будет происходить после момента речи.

что сделаю? – почитаю, увижу, буду говорить;

Прошедшее время – действие происходило до момента речи.

что делал? – читал, что сделал? – увидел.

4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу, мн. ч. – держат.

5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:

Мужской род(м.р) – он блестел

Женский род(ж.р) – она блестела

Средний род(ср.р) – оно блестело

 

Предложение   Знак в конце предложения  
по цели высказывания по интонации
Повествовательное (рассказ, повествование)   Невосклицательное
Восклицательное !
Вопросительное (вопрос)   Невосклицательное ?
Восклицательное ?!
Побудительное (приказ, просьба)   Невосклицательное
Восклицательное !

 

Грамматическая основа предложения

(главные члены предложения)

 

Подлежащее (лежащее в основе предложения) Сказуемое (что сказано о подлежащем)
–это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. –это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.
–отвечает на вопросыкто?иличто? –отвечает на вопросы чтоделает? что делал? что будет делать? каков?
– подчёркивается одной чертой –подчёркивается двумя чертами
– может быть выражено: существительным Послышалась тихая музыка. местоимением Все собрались в зале. сочетанием слов Недавно у мамы было день рождения. –может быть выражено: глаголом Весело запели петухи. существительным Моя сестра художница. прилагательным Ночь звёздная. кратким прилагательным Наша Катя аккуратна.
– может быть одно подлежащее Ночь. Поздняя осень. – может быть одно сказуемое Морозит. Запиши в тетрадь.

Второстепенные члены предложения

- служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.

Обстоятельство Определение Дополнение  
–второстепенный член предложения, который обозначает обстоятельства совершения действий; поясняет сказуемое.   –второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на какой предмет или явление направлено действие.  
обстоятельства образа действия Маша читает выразительно. обстоятельства времени Проливной дождь шёл ночью. обстоятельства места На тополях набухли почки. обстоятельства причины Земля сырая от дождя. обстоятельства цели Я пошёл в магазин за хлебом. Зелёная листва шелестит на ветках. Листва (какая?) зелёная. Оля взяла мамин зонт. Зонт (чей?) мамин.  
На прошлом уроке мы узнали об определении. Узнали (о чём?) об определении. Ученики слушают учителя. Слушают (кого?) учителя.  
–подчёркивается – точка тире –подчёркивается волнистой линией – подчёркивается – тире, тире  

 

СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Измени форму слова Подбери однокоренное слово
1.Один – много Тр а ва –тр а вы Зв е зда – зв ё зды 2. Много – один Ш а ги – ш а г Гр а чи – гр а ч 3. Что делал? Что делать? - Что делает? См о трел, см о треть - см о трит П и сал, п и сать - п и шет 1.Слово – предмет (имя существительное) Тр е щит – тр е ск цв е ток – цв е т 2. Слово – признак (имя прилагательное) Т е мнота – т ё мный Л а скает – л а сковый 3. Слово – действие (глагол) К о рмушка -к о рмит х о дьба – х о дит 4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением. К о вёр – к о врик гн е здо - гнёздышко

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Алгоритм проверки

1. Прочитай слово, поставь ударение.

 

2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

 

3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

 

4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

5. Обозначь орфограмму.

 

 

 

Порядок действий при списывании, 1 класс:

 

1. Прочитай предложение. Пойми его.

2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.

3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.

4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.

5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.

6. Так же списывай остальные слова предложения.

 



План фонетического разбора

 

1. Разделить слово на слоги.

2. Показать место ударения.

3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв.

4. Дать характеристику звуков:

Если звук согласный определяете:

· парный или непарный по звонкости-глухости

· звонкий или глухой

· парный или непарный по твёрдости-мягкости

· твёрдый или мягкий

Если звук гласный определяете:

· ударный или безударный

 

5. Определить количество букв и звуков.

Образец

Фонетического разбора

Площадка – 3 слога, 5 согл., 3 гласн.

п - [ п ] - согл., парн. глух., парн. тв.

л - [ л ] - согл., непарн. звонк., парн. тв.

о - [ а ] - гласн., безуд.

щ -[ щ¢] - согл., непарн. глух., непарн. мягк.

а - [ а ] - гласн., уд.

д - [ т ] - согл., парн. глух., парн. тв.

к - [ к ] - согл., парн. глух., парн. тв.

а - [ а ] - гласн., безуд.

8 б. 8 зв.

 

Якорь – 2 сл., 2 гласн., 2 согл

я – [й΄] – согл., непарн. звонк., непарн. мягк.

[а] – гласн., уд.

к – [к] – согл., парн. глух., парн. тв.

о – [а] – гласн., безуд.

р – [р΄] – согл., непарн. звонк., парн. мягк.

ь – [–]_________

5 б., 5 зв.

Морфологический разбор

имени существительного

Образец устного разбора

1. Часть речи, вопрос, общее значение (конкретные предметы; явления природы; живые существа; события; процесс, действие; абстрактные понятия)

2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)

3. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное
  • одушевлённое или неодушевлённое
  • род
  • склонение

4. Непостоянные признаки:

  • число
  • падеж

5. Синтаксическая роль в предложении.

Образец письменного разбора

Чему научишься в молодости3, пригодится в старости.

1. В молодости – сущ., (в чём?), абстрактное понятие

2. Нач. форма – молодость

3. Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р.,3 скл.

4. Непост. признаки: ед.ч., П.п.

5. Дополнение

 

Морфологический разбор

Имени прилагательного

 

Образец устного разбора

1. Часть речи, вопрос, общее грамматическое значение.

2. Начальная форма ((И.п., ед.ч., м.р.)

3. Постоянный признак:

· разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

4. Непостоянные признаки:

· число

· род (в единственном числе)

· падеж.

5. Синтаксическая роль в предложении.

Образец письменного разбора

Он рощи полюбил густые3 … (А. С. Пушкин.)

1. Густые (рощи) – прил. (какие?), признак.

2. Нач. форма – густой.

3. Пост. признаки: качеств..

4. Непост. признаки: мн. ч., В. п.

5. Определение.

 



Суффиксы

 

Суффиксы Значение суффиксов Правило применения Примеры
-анан-, -янин-, -ан-, -ян- Житель (жители) какой-либо страны, города, края   Запомнить парижанин, россиянин парижане, россияне
-ушк-, -юшк-, - к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -ечк-, -очк- Уменьшительно-ласкательное значение   Запомнить бабушка, Васюшка, берёзка, городок, деревенька, Ванечка, Ирочка
-ник-, -ниц, -чик-, -щик-, -ик-, -ист-, -арь-, -а-тель, -и-тель Профессия или род занятий   Запомнить дворник, учительница, лётчик, сварщик, химик, таксист, пекарь, писатель, строитель
-евн-, -евич-, -ич-, -иничн-, -овн-, -ович- Отчества людей   Запомнить Сергеевна, Сергеевич, Ильич, Ильинична, Петровна, Петрович
-оват, -еват- Оттенок какого-либо цвета Запомнить красноватый, синеватый
-иц-, -их- Названия животных-мам Запомнить волчица, зайчиха

 

 

-ёнок-   -онок- Детёныши животных ü После мягких согласных, кроме [ ч' ], пишется суффикс -ёнок-. ü После твёрдых согласных и [ ч' ] пишется суффикс -онок-. лисёнок, тигрёнок   зайчонок, волчонок
-ик-   -ек- Уменьшительно-ласкательное значение ü Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает» ü Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук из суффикса «убегает». ключик – нет ключика   замочек – нет замочка
-ость-   В суффиксе -ость-всегда пишется буквао. глупость, вежливость
-ив-   -ев-   ü Под ударением пишется суффикс -ив-. ü Без ударения пишется суффикс -ев-. красивый, игривый   волевой, боевой  
-лив-, -чив-   В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и. пугливый, доверчивый

 

 

ПРИСТАВКИ

Виды и правописание приставок
Состоят из одного звука (буквы) с-, в-, у-, о-  
Неизменяемые приставки вы-
Пишутся с гласной -о- во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со-
Исключения:приставки па-, пра-. п а водок, прабабушка, прадедушка
Пишутся с гласной -а- за-, на-, над-, раз-//рас-
Пишутся с согласной -д- под-, над-, перед-, пред-  
Пишутся с согласной -т- от-
Приставки, оканчивающиеся на з//с   раз-//рас-, из-//ис-, без-//бес- Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук. Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.