|
Транскрипция – запись звучания речи.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Высоцкая Елена Тимерхановна
г. Лангепас Содержание
ЛЕНТА БУКВ
АЛФАВИТ В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная, 2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
А Б В Г Д Е Ё а бэ вэ гэ дэ е ё
Ж З И Й К Л М жэ зэ и и ка эль эм краткое Н О П Р С Т У эн о пэ эр эс тэ у
Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ эф ха цэ че ша ща твёрдый знак Ы Ь Э Ю Я ы мягкий э ю я знак Гласные звуки
1) их 6: 2) только из голоса, 3) ударный или 4) образуют слоги [а], [о], [э], шума нет безударный [и], [ы], [у] ВЫВОД:
сколько гласных звуков, столько и слогов: у – гол (2 гласных – 2 слога)
В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям: · безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко- [малако]; · безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак- [п΄итак]; · после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина- [шыр΄ина]
Гласные «Хитрые» Буквы – звуки гласные буквы
а – [а] е – [й΄ ] я – [й ΄] я – [а] [э] [а] э – [э] ё – [й ΄] ю – [й΄ ] е – [э] [о] [у] о – [о] 1. в начале слова – я корь ё – [о] 2. в середине слова после у – [у] разделительных ъ и ь знаков – подъ ё м, семь ю ю – [у] 3. в середине слова после гласной буквы – весёла я, и – [и] по ё м ы – [ы] 10 – [6] Части речи Самостоятельные
Служебные
Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения. Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и называет · конкретные предметы ( парта, ветка ) · явления природы ( иней, дождь ) · живые существа ( воробей, малыши ) · события ( митинг, праздник ) · процесс, действие ( выращивание, падение ) · абстрактные понятия ( любовь, радость ) Одушевлённые сущ. неодушевлённые сущ. Кто? что? птица ветер ребёнок зелёнка нарицательные собственные (обобщённое название однородные (индивидуальное название живых существ и предметов предметов, явлений) для отличия их от других) соловей Россия очарование Обь победа Толстой
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? л юбознательный – мужской род (м.р.) какая? здоровая – женскийрод (ж.р.) единственное число (ед.ч.) какое? прозрачное – среднийрод (ср. р.) какие? чистые -- множественное число (мн.ч.) чей? Светин, папин Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? мечтать что сделать? смастерить 1. Начальная форма глагола – неопределённая форма что делать? писать, нести что сделать? написать, принести 2. Бывают совершенного и несовершенного вида. Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает? – поработает, нарисует. Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает? – работает, рисует. 3. Глаголы изменяются по временам: Настоящее время – действие происходит в момент речи. что делаю? – читаю, вижу; Будущее время – действие будет происходить после момента речи. что сделаю? – почитаю, увижу, буду говорить; Прошедшее время – действие происходило до момента речи. что делал? – читал, что сделал? – увидел. 4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу, мн. ч. – держат. 5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам: Мужской род(м.р) – он блестел Женский род(ж.р) – она блестела Средний род(ср.р) – оно блестело
Грамматическая основа предложения (главные члены предложения)
Второстепенные члены предложения - служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.
СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА Алгоритм проверки 1. Прочитай слово, поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном. 5. Обозначь орфограмму.
Порядок действий при списывании, 1 класс:
1. Прочитай предложение. Пойми его. 2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано. 3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово. 4. Запиши слово, чётко диктуя его себе. 5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным. 6. Так же списывай остальные слова предложения.
План фонетического разбора
1. Разделить слово на слоги. 2. Показать место ударения. 3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв. 4. Дать характеристику звуков: Если звук согласный определяете: · парный или непарный по звонкости-глухости · звонкий или глухой · парный или непарный по твёрдости-мягкости · твёрдый или мягкий Если звук гласный определяете: · ударный или безударный
5. Определить количество букв и звуков. Образец Фонетического разбора Площадка – 3 слога, 5 согл., 3 гласн. п - [ п ] - согл., парн. глух., парн. тв. л - [ л ] - согл., непарн. звонк., парн. тв. о - [ а ] - гласн., безуд. щ -[ щ¢] - согл., непарн. глух., непарн. мягк. а - [ а ] - гласн., уд. д - [ т ] - согл., парн. глух., парн. тв. к - [ к ] - согл., парн. глух., парн. тв. а - [ а ] - гласн., безуд. 8 б. 8 зв.
Якорь – 2 сл., 2 гласн., 2 согл я – [й΄] – согл., непарн. звонк., непарн. мягк. [а] – гласн., уд. к – [к] – согл., парн. глух., парн. тв. о – [а] – гласн., безуд. р – [р΄] – согл., непарн. звонк., парн. мягк. ь – [–]_________ 5 б., 5 зв. Морфологический разбор имени существительного Образец устного разбора 1. Часть речи, вопрос, общее значение (конкретные предметы; явления природы; живые существа; события; процесс, действие; абстрактные понятия) 2. Начальная форма (И.п., ед.ч.) 3. Постоянные признаки:
4. Непостоянные признаки:
5. Синтаксическая роль в предложении. Образец письменного разбора Чему научишься в молодости3, пригодится в старости. 1. В молодости – сущ., (в чём?), абстрактное понятие 2. Нач. форма – молодость 3. Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р.,3 скл. 4. Непост. признаки: ед.ч., П.п. 5. Дополнение
Морфологический разбор Имени прилагательного
Образец устного разбора 1. Часть речи, вопрос, общее грамматическое значение. 2. Начальная форма ((И.п., ед.ч., м.р.) 3. Постоянный признак: · разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное). 4. Непостоянные признаки: · число · род (в единственном числе) · падеж. 5. Синтаксическая роль в предложении. Образец письменного разбора Он рощи полюбил густые3 … (А. С. Пушкин.) 1. Густые (рощи) – прил. (какие?), признак. 2. Нач. форма – густой. 3. Пост. признаки: качеств.. 4. Непост. признаки: мн. ч., В. п. 5. Определение.
Суффиксы
ПРИСТАВКИ
Имён существительных
В начальной форме
Типы текстов
Текст – повествование: 1. говорится о действиях предметов, о последовательных событиях; 2. действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе; 3. можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце? Текст – описание: 1. говорится о признаках предмета или явления; 2. все признаки можно увидеть одновременно; 3. можно поставить вопрос: какой предмет?
Текст – рассуждение: 1. говорится о причинах явлений; 2. их нельзя увидеть, но можно понять; 3. можно поставить вопрос: почему это так? Разряды имён прилагательных
МОИ ПОМОЩНИКИ
Фамилия, имя
МОИ ПОМОЩНИКИ
Фамилия, имя
ОРФОГРАММЫ КОРНЯ
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
сн е г – сн е жинка ст о роны, стор о нка – ст о р о на
ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Правило: чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
тра в а – тра в ка медве д и – медве д ь
НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко.
сер д ечный – сер д це радос т ь – радос т ный со л нышко – со л нце
СОСТАВ СЛОВА
1. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.
Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова. друг – другу, друга, другом, о друге умный – умная, умную, умные, умное пришёл – пришла, пришло, пришли
2. ОСНОВА СЛОВА - это всё слово без окончания.
незабудка, прелестный, убегает
3. КОРЕНЬ – это общая часть однокоренных слов. Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова. опоздать - поздний, опоздание книга – книжный, книголюб
4. ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.
выход – вход, уход, приход, ходит
5. СУФФИКС – это часть слова, которая находится между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.
Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.
котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.
Синтаксический анализ предложения
1. Подчеркни грамматическую основу предложения. 2. Подчеркни второстепенные члены предложения. 3. Укажи, какой частью речи является каждое слово предложения. 4. Запиши характеристику предложения. · простое или сложное (простое – одна грамматическая основа, сложное – две и более грамматические основы) · осложнено ли однородными членами (какими?) · по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) · по интонации (восклицательное, невосклицательное) · по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое)
Вы принесёте домой самые крепкие грибы,
ветку алой рябины, разноцветный букет из
листьев. (простое, осложнено однородными членами (дополнение), побудительное, невосклицательное, распространённое) Красное солнце упало за дальний сосняк, а в
печке сохнет срезанный нами подсолнух.
(сложное, повествовательное, невосклицательное, распространённое)
Местоимение
- часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
1. Местоимение-существительное – указывает на лицо или предмет (я, ты, он, кто, что, никто, ничто, кто-то, нас, вами). 2. Местоимение-прилагательное – указывает на признак предмета (мой, твой, наш, это, такой, какой, чей, который, ничей, некоторый). 3. Местоимение-числительное – указывает на количественное значение (сколько, столько, несколько).
Личные местоимения
Какие ещё бывают местоимения · себя, мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их, этот, тот, такой, таков, столько, кто, что, какой, каков, чей, сколько, который, о чём, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, сам, самый, все, никто, ничто, ничей, некого, нечего, некто, нечто, кто-то, что-то, кто-либо, что-либо, кто-нибудь, что-нибудь, кое-кто, кое-что, некий, некоторый, какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь, несколько, некем, нечем
Морфологический разбор личных местоимений
Родители довольны нами. 1. Нами – мест. 2. Нач. форма – (Им.п., ед.ч. - кто? что?) мы 3. Пост. признаки: 1л. 4. Непост. признаки: Т.п., мн. ч., род определить нельзя 5. Довольны (кем?) н а м и, дополнение
Разделительный ь знак
Е (учен ь е) Ё (бел ь ё) согласный Ь Ю (в ь юга) Я (лис ь я) И (вороб ь и)
Разделительный Ъ знак
Е (под ъ езд) Ё (с ъ ёжился) согласный Ъ Я (об ъ явление) Ю (пред ъ юбилейный)
(подъез
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Ø Запятая не ставится и или да (значение и)
Ø Запятая ставится ,,
, а, но
и, и, и
или, или, или
, и, и
, или, или
Имён существительных
Алгоритм работы по ВД 1. Каждый ученик получает индивидуальную карточку. 2. Познакомься с содержанием карточки, выполни его письменно. 3. Проверь себя по образцу учителя. 4. найди партнёра, сядь рядом с ним. Работа в паре Ученик 2 ученик 1. Продиктуй задание. Запиши, объясняя правописание, подбирай 2. Запиши, объясняя проверочные правописание, слова. подбирай проверочные слова. Продиктуй задание.
3. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга, исправьте ошибки, поставьте свои инициалы.
5. Поблагодарите друг друга, обменяйтесь карточками, найдите нового партнёра.
Список использованной литературы
1. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях.- М.: Вентана-Граф, 2008 (Начальная школа 21 века)
2. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О., Петленко Л.В., Романова В.Ю.Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях.- М.: Вентана-Граф, 2009 (Начальная школа 21 века)
3. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М.: Вентана-Граф, 2007 (Начальная школа 21 века)
Высоцкая Елена Тимерхановна
г. Лангепас Содержание
ЛЕНТА БУКВ
АЛФАВИТ В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная, 2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
А Б В Г Д Е Ё а бэ вэ гэ дэ е ё
Ж З И Й К Л М жэ зэ и и ка эль эм краткое Н О П Р С Т У эн о пэ эр эс тэ у
Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ эф ха цэ че ша ща твёрдый знак Ы Ь Э Ю Я ы мягкий э ю я знак Гласные звуки
1) их 6: 2) только из голоса, 3) ударный или 4) образуют слоги [а], [о], [э], шума нет безударный [и], [ы], [у] ВЫВОД:
сколько гласных звуков, столько и слогов: у – гол (2 гласных – 2 слога)
В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям: · безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко- [малако]; · безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак- [п΄итак]; · после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина- [шыр΄ина]
Гласные «Хитрые» Буквы – звуки гласные буквы
а – [а] е – [й΄ ] я – [й ΄] я – [а] [э] [а] э – [э] ё – [й ΄] ю – [й΄ ] е – [э] [о] [у] о – [о] 1. в начале слова – Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|