Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРЫЖКИ И ЗАНОСКИ





Наиболее сложными и технически трудными движениями в искусстве классического танца являются прыжки.

Прыжки — это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращаться в самоцель. Прыжок ради прыжка — акробатика. Задача состоит не в том, чтобы танцовщик возможно выше прыгнул, выполняя какой-либо сложный вид заноски или воздушного вращения, а в том, чтобы он с предельной легкостью, эластичностью и музыкаль­ностью отобразил эмоциональное состояние своего героя. Тогда прыжок станет выразительным актерским средством. Как известно, прыжки слагаются из предварительно усвоен­ных элементов экзерсиса и adagio. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.

Вместе с тем техника прыжков имеет и свои особые исполни­тельские приемы. Один из таких приемов называется элевацией, которая позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно; устойчиво выдерживать пластический и музы­кально-ритмический строй движения; «предвидеть» в последую­щем толчке должную степень высоты взлета и продвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе и ритме. Но одна элевация не исчерпывает полностью совершенную технику прыж­ка. Танцовщику необходимо уметь в некоторых больших прыжках фиксировать кульминацию взлета. В классическом танце такой прием называется «баллон». Заключается он в том, что толчок ногами и посыл всего тела осуществляются короче и сильнее, от­чего прыжок приобретает большую степень воздушности, и тан­цовщик как бы задерживается, зависает в воздухе, пластично и четко фиксируя исполняемое движение или позу. Иначе прыжок лишится своей четкости и виртуозности. В этом случае и говорят, что у танцовщика нет баллона.

Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка яв­ляется demi-plie, при помощи которого осуществляется толчок, взлет и его завершение. При выполнении прыжкового demi-plie необходимо, чтобы вся ступня и особенно пятки плотно, с упором примыкали к полу, чтобы ступня отделялась от пола с силой, последовательно от пятки до кончика пальцев, голеностоп и бедро активно участвовали в толчковом посыле и вся нога, отделяясь от пола, вытягивалась бы упруго в колене, подъеме и пальцах, иначе взлет окажется слабым, недостаточно устойчивым, элас­тичным и высоким.

Заканчивать прыжок следует в мягкое, легкое и эластичное demi-plie, принимая тяжесть тела на собранные, а не на рас­слабленные мышцы ног и с кончика пальцев на пятки, которые должны плотно, но бесшумно примкнуть к полу. Голеностоп и бед­ро также должны активно участвовать в эластичном и мягком завершении прыжка, разумеется, по всем существующим прави­лам demi-plie. Если нет последовательного примыкания ступни к полу и непрерывно сливающегося с ним demi-plie, то прыжок будет за­вершаться тяжело и жестко. Поэтому в учебной работе развитию и укреплению прыжкового demi-plie следует уделять самое при­стальное внимание.

Осваивая технику связи изучаемых прыжков, необходимо, чтобы завершающее demi-plie и дальнейший толчок выполнялись слитно, с ходу используя силу инерции собственного тела как до­полнительный «трамплин» для взлета различной высоты, различ­ного темпа и ритма, от сдержанного и мягко-пружинящего до энергично-стремительного, но всегда эластичного demi-plie.

Кроме того, необходимо во время толчка, взлета и завершения прыжка правильно согласовывать движения головы, рук, корпуса и ног. И если ученик не умеет воспроизводить точно рисунок ис­полняемого прыжка или целой танцевальной фразы, это означает, что он не обладает полноценной элевацией и баллоном. Театр знает таких танцовщиков и не может считать их мастерами вир­туозной техники.

Хорошая элевация и баллон зависят от наличия достаточной силы, выносливости и волевой стойкости ученика. Поэтому, отра­батывая все качества прыжка, необходимо доводить исполнитель­скую нагрузку до максимума. Малое и недостаточное количество прыжков, входящих в каждое учебное задание, не может в долж­ной мере утвердить хорошую элевацию и баллон. Конечно, здесь необходимо соблюдать разумную меру и постепенность возраста­ния физической нагрузки, но не в ущерб природным возможно­стям ученика,

Недопустимо также выполнять прыжки, особенно большие в сложные, если мышцы ног «холодные» и дыхание не подготовле­но. Это препятствует развитию элевации и баллона, приводит к различным травмам, не позволяет обрести должную технику прыжка. Все прыжки необходимо изучать вначале отдельно, с останов­ками, для более основательного развития техники толчка, взлета и завершающего demi-plie. Затем можно перейти к слитному вы­полнению двух-трех прыжков, в зависимости от задания.

Элементарные прыжки, выполняемые без продвижения, на од­ном месте, в младших классах рекомендуется осваивать лицом к станку.

Во время изучения прыжков у станка учащиеся должны слег­ка придерживаться за него руками. «Висеть» или наваливаться на станок недопустимо. Кисти рук должны лежать на станке сверху, на ширине плеч, локти слегка согнуты и опущены вниз.

Само собой разумеется, что каждый прыжок сначала необхо­димо хорошо усвоить отдельно и только, затем вводить его в ком­бинированные задания.

Прыжки классического танца подразделяются на пять групп:

а) прыжки с двух ног на две ноги, б) прыжки с двух ног на одну ногу, в) прыжки с одной ноги на две ноги, г) прыжки с одной ноги на другую ногу, д) прыжки с одной ноги на ту же ногу.

Ниже дается описание всех пяти групп прыжков, которые объ­единяются между собой приемами толчка и завершения взлета.

ПРЫЖКИ С ДВУХ НОГ НА ДВЕ НОГИ

TEMPS SAUTE

Данное упражнение впервые знакомит учащихся с элементар­ной основой прыжка. С него и начинают отрабатывать технику прыжка, то есть эластичность demi-plie, упругий толчок, легкий взлет и мягкое его завершение.

Выполняются temps saute по I, II или V позиции и, как все последующие прыжки, в зависимости от высоты взлета подразде­ляются на малые — petits и большие — grands.

Petit temps saute заключается в том, что исходная по­зиция ног (I, II или V) на маленьком взлете выдерживается до завершающего demi-plie.

Выполняя упражнение, необходимо соблюдать эластичность начального и конечного demi-plie, легкость толчка и взлета, выво­ротность ног, которые на прыжке должны быть хорошо вытяну­ты в колене, подъеме и пальцах. Весь прыжок следует исполнять с подтянутыми бедрами и точным соблюдением заданной позиции ног.

Корпус надо удерживать прямо, мышцы спины собрать, плечи свободно раскрыть и опустить, поясницу не прогибать. Голова тоже сохраняет прямое положение, шея не напряжена.

Изучается данный прыжок вначале лицом к станку, раздельно по I, затем по II и по V позиции на счет 4/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — задержка, 1/4 — взлет и его завершение; 1/4 — выпрямле­ние из demi-plie.

Далее temps saute можно изучать слитно в два прыжка: 1/4— demi-plie, 1/4 — прыжок, 1/4 — второй прыжок, 1/4 — выпрямление из demi-plie и т. д. Позднее это упражнение делается несколько раз подряд с затактного demi-plie.

Когда petit temps saute будет хорошо усвоен у станка, присту­пают к его выполнению на середине зала. Руки во время всего упражнения правильно и свободно удерживаются в подготовитель­ном положении.

Grand temps saute исполняется на углубленном demi-plie и на предельной высоте взлета с соблюдением всех вышеука­занных правил выполнения этого прыжка.

58 (213-217)

 

Изучается он сразу на середине зала на счет 4/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — взлет и последующее demi-plie, 1/4 — выпрямление из него, 1/4 — пауза. Далее этот прыжок можно выполнять с затакт­ным взлетом на 2/4; 1/4 — завершение прыжка, 1/4 — выпрямле­ние из demi-plie. И, наконец, подряд — на каждую 1/4 по одному прыжку и т. д.

В дальнейшем это упражнение можно выполнять по V пози­ции в epaulement croise и с отлетом — de volee. Во втором случае прыжку должен предшествовать посыл, сообщаемый всему телу. Руки при этом должны с силой помогать взлету и переводиться вместе с толчком из подготовительного положения в 3-ю позицию.

CHANGEMENT DE PIED

Данное упражнение исполняется из V позиции в V. В момент прыжка ноги меняются местами. Если не считать перемену ног, вся техника прыжка здесь та же, что и в temps saute.

Petit changementde pied делается следующим обра­зом: во время предварительного demi-plie в V позиции происхо­дит толчок, затем маленький взлет, на котором ноги очень незна­чительно разъединяются и вновь соединяются к моменту завер­шающего demi-plie (рис. 103).

Начальное и конечное demi-plie должно совершаться выворотно, эластично и равномерно на обе ступни. Разъединяются ноги во время прыжка лишь настолько, чтобы при перемене мест не заде­вать пятками друг друга. В этот момент они должны быть вытяну­ты в колене, подъеме и пальцах, сохраняя должную выворотность.

Корпус удерживается прямо с раскрытыми и опущенными пле­чами. Голова сохраняет тоже прямое положение.

Изучение этого прыжка происходит так же последовательно, по той же ритмической схеме, как и petit temps saute, вначале ли­цом к станку, потом на середине зала. Руки при исполнении petit changement de pied на середине зала должны находиться в подготовительном положении.

В средних и старших классах petit changement de pied можно выполнять в быстром темпе, почти без demi-plie, отделяясь от пола только силой эластично и упруго вытягиваемых подъемов и пальцев ног на очень маленьком прыжке.

Ступни ног при завершении этих очень маленьких прыжков должны примыкать к полу с носка пружинистым движением и тот­час же снова так же пружинисто и с силой отталкиваться от него. Выполняется это упражнение на счет 2/4, по 1/8 на каждый пры­жок. Petit changement de pied полезно выполнять и в замедленном темпе; ступни ног в таком случае должны примыкать к полу очень плавно и упруго и тоже почти без demi-plie.

Данная форма этого упражнения довольно трудна, но она очень хорошо развивает силу и упругую стойкость голеностопной части ног, особенно пальцев. Выполняется она медленно на 2/4 по 1/4 на каждый прыжок.

Grand changement de pied выполняется по всем пра­вилам малого прыжка, но сила толчка и высота взлета предельно увеличиваются. Кроме того, ноги до кульминации взлета плотно соединены в V позиции, в момент завершения прыжка они меня­ются местами. Этот прыжок можно выполнять epaulement croise и с продвижением — de volee, соблюдая все правила, присущие указанному приему (рис. 104).

Данное упражнение изучается по той же ритмической схеме, что и grand temps saute.

SOUBRESAUT

Исполняется soubresaut по V позиции с продвижением по диагонали вперед. В момент взлета ноги плотно прижимаются од­на к другой голеностопной частью и отбрасываются назад, при завершении прыжка вновь принимают отвесное положение.

Корпус во время начального demi-plie слегка подается вперед и затем на взлете одновременно с ногами сильно откидывается назад. При этом всему телу придается легкий посыл вперед с тем, чтобы завершение прыжка произошло не в той точке, где выпол­нялся толчок, а несколько дальше. На заключительное demi-plie вся фигура ученика снова принимает прямое положение.

Руки на demi-plie находятся в подготовительном положении, а на взлете энергично поднимаются в 3-ю позицию, но могут занимать и другие положения, в зависимости от задания.

Голова одновременно с предварительным наклоном корпуса также несколько наклоняется вперед к рукам, а на взлете повора­чивается к выдвинутому вперед плечу (рис. 105).

Разучивать soubresaut следует сначала на небольшом прыжке и несильно откидывая ноги и корпус, затем можно увеличивать до предела прыжок, выполняя все детали движения в полную силу.

Изучать это движение рекомендуется затактно, на счет 2/4; 1/4 — прыжок, 1/4 — пауза, затем подряд — без пауз.

PAS ECHAPPE

Состоит это движение из двух прыжков, во время которых но­ги переводятся из одной позиции в другую. В остальном техника прыжка не отличается от предшествующих упражнений. Так же точно необходимо сохранять позиции ног, выворотность, эластич­ность и мягкость demi-plie, стройное и подтянутое положение корпуса, четкие действия рук и головы.

Petit pas echappe. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. На первом маленьком прыжке ноги, разъединяясь, переводятся на II позицию en face. На втором маленьком прыжке они вновь соединяются в V позицию epaulement croise. Каждый прыжок начинается с demi-plie и им заканчивается; исходная и конечная V позиция выполняется с переменой ног; на каждом прыжке ноги вытягиваются в колене, подъеме и пальцах.

На первом прыжке руки из подготовительного положения че­рез 1-ю пониженную позицию приоткрываются в пониженную2-ю позицию, на втором прыжке — вновь опускаются в подготови­тельное положение.

Корпус удерживается прямо. Голова при исполнении epaule­ment поворачивается к выдвинутому вперед плечу (рис. 106).

Petit pas echappe разучивается лицом к станку на четыре так­та в 2/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — первый прыжок, 1/4 — выпрямле­ние из demi-plie, 1/4 — остановка. Второй прыжок выполняется в таком же порядке.

Далее это движение разучивают на середине зала на два такта в 2/4, сохраняя остановки лишь после обоих прыжков, и, нако­нец, его исполняют слитно, без остановок. Руки в начале разучи­вания сохраняют подготовительное положение, когда же делаются два слитных прыжка, то их можно раскрывать, как было указано выше.

Petit pas echappe может выполняться с V позиции в IV на croise. Руки при этом на первом прыжке раскрываются во 2-ю пони­женную позицию, на втором — опускаются в подготовительное положение; или же на первом прыжке одна рука поднимается в 1-ю позицию, другая — во 2-ю; голова поворачивается к выдви­нутому вперед плечу. На втором прыжке руки удерживаются в принятых позициях или опускаются в подготовительное поло­жение. В этом упражнении необходимо соблюдать установленную ве­личину IV позиции и все правила, относящиеся к выполнению данного прыжка.

В дальнейшем, когда будет освоен sissonne simple, следует переходить к изучению petit pas echappe по II и IV позиции с окончанием на одну ногу. (Данную разновидность исполнения pas echappe правильнее было бы рассматривать в разделе sissonne. Но в силу установившейся терминологии приходится излагать здесь.)

Второй прыжок со II или IV позиции заканчивается на одну ногу, другая переводится sur le cou-de-pied спереди или сзади — по заданию. При этом рука, соответствующая опорной ноге, пере­водится из 2-й позиции в 1-ю, другая остается во 2-й. Корпус подается на опорную ногу, удерживается стройно и подтянуто. Голова поворачивается к выдвинутому вперед плечу.

Затем первый прыжок можно начинать не с V позиции, а так­же с положения sur le cou-de-pied, заканчивая второй прыжок на эту же ногу. Корпус, руки и голова действуют аналогично.

Petit pas echappe как по II, так и по IV позиции может слу­жить подходом к исполнению малых pirouettes. Вращение в таком случае выполняется с demi-plie после первого прыжка.

Grand pas echappe исполняется на углубленном demi-plie и предельно высоком прыжке, причем на первом взлете ноги сохраняют V позицию до его кульминации, после чего они перево­дятся на II или IV позицию. На втором прыжке, фиксируя II по­зицию, ноги соединяются в V позицию к моменту завершающего demi-plie (рис. 107).

59 (218-221)

 

На первом взлете не следует передерживать ноги в V позиции, иначе прыжок будет завершаться резким и жестким demi-plie. Корпус, руки и голова сохраняют те-же положения, что и в petit pas echappe, но действуют энергичнее и активнее.

Изучается это движение на два такта в 2/4; 1/4 — первый пры­жок, 1/4 — второй прыжок, 1/4 — выпрямление из demi-plie, 1/4 — остановка. Затем это упражнение выполняется слитно на один такт в 2/4.

Кроме того, grand pas echappe может заканчиваться в положе­ние sur le cou-de-pied и в позы на 90°. В первом случае все проис­ходит так же, как в petit pas echappe. Во втором случае на взлете со II или IV позиции выполняется большая поза. При этом пры­жок делается с продвижением от раскрытой ноги1. Руки, корпус и голова принимают положение, соответственное исполняемой позе.

Изучается grand pas echappe на одну ногу сначала со II пози­ции, с окончанием в положение sur lo cou-de-pied, затем в позах на 90°, с остановкой и без нее.

ПРЫЖКИ С ДВУХ НОГ НА ОДНУ

SISSONNE SIMPLE

Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Исполняется прыжок. Ноги на взлете соединены вместе. При завершении прыж­ка одна нога выполняет demi-plie, другая — занимает положение sur le cou-de-pied спереди или сзади. Руки фиксируют подготови­тельное положение, корпус и голова удерживают положение epaulement.

Исходный толчок в этом движении производится сильно и рав­номерно обеими ногами, которые на взлете, плотно соединившись, хорошо вытягиваются в колене, подъеме и пальцах. Завершается прыжок мягко и устойчиво с точным и четким переводом ноги в положение sur le cou-de-pied. Руки удерживаются свободно, без лишнего напряжения. Корпус подтянут, плечи легко опущены и раскрыты. Голова уверенно повернута к выдвинутому вперед плечу.

Изучать sissonne simple рекомендуется вначале лицом к стан­ку, обращая, при этом внимание учащихся на выворотность ног и эластичность demi-plie.

Выполняется sissonne simple sur le cou-de-pied сначала вперед, затем — смена ноги назад в V позицию приемом battement tendu. Повторяется все четыре раза вперед и столько же обратно.

На середине зала sissonne simple сначала изучается так же, далее в сочетании с petit pas assemble и другими прыжками, на­чинающимися с положения sur le cou-de-pied.

Рекомендуются музыкальные размеры в 2/4 или 4/4. Прыжок делается затактно, сначала с остановкой, затем слитно.

SISSONNE ТОМВЕЕ

Данное движение отличается от предшествующего тем, что оно заканчивается во II или IV позицию приемом tombe.

Например: исходная позиция ног — V, epaulement croise. Вы­полняется взлет, ноги соединены вместе в V позиции. Прыжок завершается, как в sissonne simple, но нога, переходящая в поло­жение sur le cou-de-pied, не задерживается, а непрерывно и с некоторым опозданием, скользнув носком по полу, раскрывается croise вперед на demi-plie. Другая нога в этот момент вытягивает­ся назад на croise, касаясь носком пола. В заключение выполняет­ся pas assemble назад с небольшим продвижением, как в малом pas de basque.

Руки на взлете переводятся из подготовительного положения в 1-ю позицию, при выполнении tombe занимают положение треть­его arabesque, на втором прыжке — опускаются в подготовитель­ное положение.

Корпус на взлете удерживается прямо, на завершении прыж­ка подается вперед на ногу, переходящую в tombe, на втором прыжке — вновь принимает прямое положение.

Голова на взлете поворачивается в направлении предстоящего tombe, на втором прыжке — возвращается в исходное положение.

Таким же путем этот прыжок может быть выполнен обратно во всех других малых позах, которые осваиваются при изучении petite sissonne ouverte и других маленьких прыжков. Но в каких бы позах ни выполнялось это движение, необходимо соблюдать все правила sissonne simple, pas tombe и petit pas assemble, вклю­чая переводы рук, фиксацию корпуса и головы. В целом этот прыжок следует выполнять слитно так, чтобы tombe вытекало из завершающего demi-plie, чтобы взлет оканчивался легким, а не затрудненным переходом с одной ноги на другую, чтобы действия рук, головы и корпуса были четки по рисунку и уверенны по ха­рактеру.

Изучать sissonne tombee рекомендуется сначала en face в виде следующего упражнения. Выполняется sissonne tombee вперед по IV позиции, assemble назад; то же самое по II позиции и с другой ноги, затем обратно. Руки на tombe раскрываются во 2-ю позицию. Музыкальный размер — 2/4; все прыжки выполняются на каждую четверть.

Далее можно приступить к изучению этого прыжка в позах croisee, effacee и ecartee. Ввиду того что он часто применяется как подход к большим прыжкам, то действия рук, корпуса и головы могут быть в нем самые различные, в зависимости от предшест­вующего взлета, его силы, формы и характера. Все это, конечно, в учебной работе необходимо учитывать и отрабатывать с долж­ной основательностью.

SISSONNE OUVERTE

Petite sissonne ouverte выполняется во всех позах на 45°. Исходная позиция ног — V. Удерживается она и на взлете. В момент завершения прыжка одна нога выполняет demi-plie, другая одновременно через положение sur le cou-de-pied открыва­ется приемом developpe в требуемую позу.

Руки на первом demi-plie из подготовительного положения пе­реводятся в 1-ю позицию и сохраняют ее на взлете. В момент за­вершения прыжка руки, корпус и голова одновременно занимают положение, соответствующее исполняемой позе.

Выполнять petite sissonne ouverte следует с эластичного demi-plie, вытягивая на взлете колени, подъем и пальцы. Завершаться прыжок должен плавно, с мягким и четким раскрыванием ноги через правильное положение sur le cou-de-pied.

Корпус, руки и голова действуют согласованно, по всем пра­вилам выполняемой позы.

Изучать petite sissonne ouverte следует en face, вначале в сто­рону, затем вперед и назад, с раскрыванием ноги носком в пол. Руки при этом удерживаются в подготовительном положении, го­лова и корпус — прямо. Каждое раскрывание ноги заканчивается pas assemble, то есть подтягиванием ее в V позицию на прыжке, который с силой выполняет опорная нога. Все движение заканчи вается в V позицию на demi-plie.

Оба прыжка выполняются на один такт в 4/4; первый пры­жок — затактный, 1/4 — раскрывание ноги на носок, 1/4 — пауза, 1/4 — завершение pas assemble, 1/4 — пауза на demi-plie. Далее можно приступить к раскрыванию ноги на 45° с участием рук и головы, придерживаясь вышеуказанной схемы изучении.

Если в V позиции спереди стоит правая нога и она же на прыж­ке раскрывается в сторону, руки из подготовительного положения переводятся во 2-ю позицию, голова поворачивается к опорной ноге (рис. 110). Если в сторону раскрывается нога, стоящая сзади в V позиции, руки действуют так же, голова поворачивается от опорной ноги. Когда нога раскрывается вперед или назад, руки также раскрываются во 2-ю позицию, голова поворачивается от опорной ноги. Закрывание ноги в V позицию выполняется также при помощи pas assemble. Руки опускаются в подготовительное положение, во время demi-plie голова поворачивается en face.

Усвоив petite sissonne ouverte en face, можно изучать его в позах croisee, effacee, ecartee. Руки в этом случае из подготови­тельного положения переводятся в 1-ю позицию, затем одна рука раскрывается вместе с ногой во 2-ю позицию, другая остается в 1-й. Голова и корпус действуют соответственно с правилами вы­полняемой позы, в том числе и arabesque.

Вначале каждый прыжок делается с остановкой на demi-plie, затем слитно.

Grande sissonne ouverte выполняется на предельной высоте взлета и заканчивается в позах на 90°. На взлете обе ноги плотно соединены в V позиции. После кульминации прыжка раскрываемая нога, проходя через sur le cou-de-pied, повышается до положения «у колена» и на завершаю­щее demi-plie приемом developpe вытягивается в заданном на­правлении.

1 Такое продвижение обусловливается тем, что данный прыжок осу­ществляется по принципу sissonne ouverte, но не с V, а со II или с IV по­зиции.

60 (222-228)

 

Руки, голова, корпус действуют согласно правилам выполне­ния позы на 90° и большого прыжка.

Начальное и завершающее demi-plie производятся углубленно, с силой, эластично и легко. Раскрываемая нога, вытягиваясь в колене, подъеме и пальцах, должна твердо удерживать взятую вы­соту и направление. Нарушение выворотности ног недопустимо. Движение рук и головы следует производить в одном ритме с движением ног. Весь прыжок выполняется с небольшим продвижением от рас­крываемой ноги, слитно, мягко, но достаточно энергично и четко.

Изучается grande sissonne ouverte сначала en face пo II и по IV позиции, затем в позах croisee, effacee, ecartee. Прыжок выпол­няется с последующей остановкой. Музыкальный размер — 2/4 или 3/4.Каждый grande sissonne ouverte заканчивается также pas assemble, с последующей остановкой. Оба прыжка могут выпол­няться и слитно.

Sissonne ouverte par jete — разновидность sissonne ouverte, которая выполняется приемом jete. В этом случае нога раскрывается не приемом developpe, а отбрасывается на 45° или 90° прямо с V позиции и одновременно со взлетом. Другая нога при этом устремляется в сторону продвижения, которое делается достаточно энергично и протяженно, но не чрезмерно.

Таким образом, летящая поза фиксируется на прыжке и удер­живается на завершающем demi-plie.

В учебной работе sissonne ouverte par jete выполняется во всех малых и больших позах.

Надо следить за тем, чтобы ученики равномерно и эластично отталкивались от пола обеими ногами; на взлете хорошо вытяги­вали колени, подъем и пальцы; на завершающем demi-plie удер­живали раскрытую ногу на заданной высоте и в нужном направ­лении, на протяжении всего прыжка сохраняли выворотность ног.

Руки, голова и корпус действуют здесь по тем же правилам, что и в обычном sissonne ouverte. Иными словами, на исходном demi-plie корпус несколько посылается в направлении продвиже­ния, руки из подготовительного положения переводятся в 1-ю позицию, голова и взгляд обращены на кисти рук. На взлете вся фигура в едином ритме устремляется по траектории, выполняя требуемую позу которая сохраняется на завершающем demi-plie.

Изучать sissonne ouverte par jete рекомендуется вначале в, малых, затем в больших позах. После каждого sissonne следует выполнять pas assemble в V позицию. Сначала данный sissonne изучается с остановкой, затем слитно, Музыкальный размер — 2/4 или 3/4.

Sissonne ouverte par jete можно усложнять приемом soubresaut.

Как и при обычном выполнении этого приема, ноги должны быть плотно соединены в V позиции и разъединяться лишь после кульминации взлета. На завершающем demi-plie раскрытая нога удерживается на 90°. Корпус, руки и голова действуют здесь со­гласно правилам выполнения большой позы (рис. 113). Весь пры­жок должен быть четким, эластичным, с достаточным взлетом и продвижением. Особое внимание следует обратить на мягкость завершающего demi-plie.

Прием soubresaut можно применять, лишь когда ученики при­обретут хорошую технику и силу прыжка. Изучать sissonne ouverte soubresaut рекомендуется вначале в первом arabesque, далее в позах по II и IV позиции. Исполняется этот прыжок затактно, сначала с остановкой, затем слитно. Му­зыкальный размер —2/4 или 3/4 (вальс).

SISSONNE FERMEE

Данное движение является дальнейшим развитием sissonne ouverte par jete в его финальной части, когда раскрытая нога на завершающем demi-plie закрывается в V позицию, а не остается открытой на 45° или 90°. Все остальные правила выполнения со­храняются здесь полностью (рис. 114). Закрываться в V позицию отведенная нога должна выворотно и одновременно с началом de­mi-plie, легко и мягко скользя носком по полу.

Положение рук, корпуса и головы, как и в sissonne ouverte, за­висит от исполняемой позы. Все движение должно исполняться слитно, достаточно отчетливо, с энергичным продвижением.

Изучать sissonne fermee рекомендуется так же, нак sissonne ouverte, сначала en face, затем в малых позах на 45° и, наконец, в больших позах на 90°. Музыкальный размер — 2/4 или 3/4. Sissonne fermee может заканчиваться не только в V позиции, а и в положении sur le cou-de-pied, с сохранением всех правил прыж­ка. Изучать этот sissonne рекомендуется последним.

Приемом fermee может завершаться также и sissonne simple. В этом случае на взлете фиксируется не V позиция, а положение sur le cou-de-pied. Закрывание ноги в исходную позицию здесь на­чинается с кульминации взлета и заканчивается одновременно и эластично на обе ноги, с кончика пальцев на всю ступню.

Данный прием не очень распространен в учебной практике, но иногда применяется как острая и яркая краска в гротесковых и де-миклассических партиях. И чем выше делается этот прыжок, тем выше поднимается нога на голени опорной, вплоть до 90°. Завер­шаться данное fermee может в ту же V позицию, с которой начи­нался прыжок; с переменой ее или поочередно с разных ног.

Руки в этом движении могут занимать самые различные поло­жения, например 3-ю позицию, 2-ю и 3-ю, 1-ю и 3-ю. Корпус, как правило, удерживается en face или epaulement. Но в сценических условиях он может сгибаться и поворачиваться под различными углами. Положение головы во всех учебных случаях отвечает общим правилам связи движения рук и корпуса. В сценических композициях — по заданию балетмейстера. Изучается это движе­ние последним в разделе sissonne fermee с соблюдением выворот­ности ног, точности V позиции, эластичности demi-plie, пластично­го действия рук, головы и корпуса.

PAS FAILLI

Данное движение вполне можно отнести к sissonne fermee, но заканчивается оно не в V, а в IV позицию.

Pas failli выполняется обычно на небольшом прыжке в основ­ном вперед, реже назад. Исходная позиция ног —V, epaulement croise; делается взлет, во время которого вся фигура по­ворачивается на efface с одновременным раскрыванием ноги назад на 45°.

Когда начинается завершающее demi-plie, раскрытая нога лег­ким скользящим движением переводится через I позицию вперед на croise и на нее одновременно передается тяжесть корпуса. Таким образом, все движение оканчивается на одной ноге в demi-plie, другая нога остается вытянутой назад, касаясь носком пола и, наконец, подтягивается в V позицию назад приемом pas as­semble.

Во время взлета руки из подготовительного положения при­поднимаются во 2-ю пониженную позицию; затем рука, соответ­ствующая открытой ноге, переводится вместе с ней в 1-ю пони­женную позицию, но pas failli можно оканчивать и в позе треть­его или четвертого arabesque.

Корпус во время перевода ноги через I позицию вместе с ней слегка подается вперед. Голова на первом demi-plie и на взлете поворачивается к вы­двинутому вперед плечу, сохраняя это положение до окончания всего движения, или согласуется с правилами построения треть­его и четвертого arabesque. На заключительном pas assemble в V позицию все тело прини­мает исходное положение.

Все движение должно выполняться слитно и легко, особенно когда оно используется как подход к большим прыжкам или pi­rouettes. Соединять pas failli надо сначала с малыми, затем с боль­шими прыжками, тщательно отрабатывая все разнообразие его пластических возможностей, что зависит от комбинированных за­даний, в которых оно будет использовано.

Изучается pas failli затактно, сначала с остановками после каждого прыжка, затем слитно. Музыкальный размер — 2/4 или 3/4.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.