Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отечественная история физической культуры и спорта





С.Г. Уразова

 

Отечественная история физической культуры и спорта

Учебное пособие для студентов факультета физической культуры

Кострома

Г.


ББК

У-683

 

 

Рецензенты:

С.М. Нуртдинов – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания КГУ им. Н.А. Некрасова.

 

Уразова С.Г. Отечественная история физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов факультета физической культуры. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. – 68 с.

 

Учебное пособие подготовлено доцентом кафедры теоретических основ физического воспитания КГУ им. Н.А. Некрасова Уразовой С.Г. и представляет собой курс из 6 тем, каждая из которых завершается вопросами для самоконтроля знаний студентов.

В нем содержатся сведения о происхождении, формировании, развитии и функционировании отечественной системы физического воспитания.

Данная работа предназначена для студентов дневного и заочного отделения факультета физической культуры. Она также может быть полезна преподавателям специализированных колледжей, учителям физической культуры.

 

© Уразова С.Г., 2008.

© КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008.

 


Содержание:

 

 

Физическая культура в России с древнейших времен (с VI в.) до второй половины XIX века. ……………..…………………………………..…….. 4

Физическая культура и спорт в России во в.п. XIX – н. XX в. ……... 16

Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта (1917-1941 гг.). ………………….……………………….….….…. 42

 

Физическая культура и спорта в СССР в 1941-1961 гг. …….….……. 49

 

Развитие физической культуры и спорта в СССР в 60-80 гг. ….…… 55

Физическая культура и спорт в Российской Федерации. …………… 59

Литература …………………………………………………….…………… 69


Физическая культура в России с древнейших времен

(с VI в.) до в.п. XIX в.

Народные формы ФВ.

Историю развития ФКС в нашей стране можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие ФКС в СССР и развитие ФКС в РФ после 1991 г.

Возникновение ФУ у восточных славян происходило практически также, как и в других регионах мира. Практика ФВ начала складываться у них в VI-IX вв.

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Также существовали и специальные формы воспитания, со временем превратившиеся в ритуалы (например, инициации).

В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охоте, изготовлению орудий труда), а девочек – к женским (сбору растений, приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми).

По мере распада родовой общины воспитательные функции переходят к семье.

В VI-IX вв. у восточных славян сформировались четыре социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодальная знать и языческое жречество. Для каждой социальной группы общая направленность воспитания была связана с образом идеального героя. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания. Каждому периоду исторического развития соответствовал свой образ героя-богатыря. Идеальный образ богатыря-воина показывают старинные русские былины и сказки (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никиты Кожемяки, Ивана крестьянского сына и др.). Богатырь предстает не только как физически непобедимая личность, но и как человек в совершенстве владеющий трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими врагами. По описанию поединков богатырей можно судить об арсенале их воинского мастерства. Они владели приемами и борьбы и рукопашного боя, мастерски использовали холодное оружие, умели стрелять из лука, играть в шахматы. Есть описания установившейся динамики схватки. Сначала соперники сражаются на конях: бьются на копьях, клинках, палицах, а затем поединок продолжается в рукопашной борцовской схватке.

В своем развитии некоторые народы миновали рабовладельческий период и от первобытно-общинного перешли к феодальному. Что в значительной степени предопределило своеобразный путь развития ФК.

Воспитание детей в период раннего феодализма осуществлялось в семье.

К 3-4 годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим, главным образом матери. Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

С 7 лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап его воспитания. Мальчики переходили в возрастную группу отроков. У восточных славян слово «отрок» означало мальчика 7-14 лет. Они помогали отцам в выполнении «мужских» видов работ, прежде всего в сельскохозяйственных работах: земледелии, животноводстве. Девочки осваивали «женские» виды работ: учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать и др.

Наряду с трудовым воспитанием подростки усваивали правила поведения и мировоззренческие представления общины. Идеологической основой воспитания на Руси были языческая, а затем христианская религии. Христианство формировало всю жизнь человека. В руках церкви находилось судопроизводство, образование, социальная жизнь (всякое деяние требовало обязательного церковного благословения). Интересы церкви и государства были практически едиными.

По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины.

Профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве готовились в специальных дружинах. Дружинники представляли социальную группу профессиональных воинов, уже в VII в. живших в специальных укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI-IX вв. Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий.

Известный русский историк С.М. Соловьев писал о военно-физических качествах древних славян: «...особенно отличались славяне искусством плавать и скрываться в реках… Вооружение славян состояло из двух малых копий, некоторые имели и щиты, использовали также деревянные луки и маленькие стрелы, намазанные ядом».

Первым письменным источником, в котором говорится о древних физических упражнениях, является первая древнерусская летопись «Повесть вpeмeнныx лет». Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В этой книге (написана она была в начале ХII в.) говорится, что предки русских - радимичи, вятичи и северяне - жили в лесах, но в свободное от работы время ими «...устраивались игрища между сел, на которые сходились почти все люди от мала до велика». Во время игрищ проводились состязания в различных прыжках, борьбе, рукопашном бое, «медвежьей борьбе», играх с бегом, стрельбе из лука, конных скачках и др.

Главными же действующими лицами древнеславянских летописей быликнязья. В их образах авторы видели идеал, к которому должен стремиться человек в жизни.

Первое изображение борцовской схватки датируется 1197 г., когда во Владимире был построен Дмитровский собор. В нем имеется барельеф, изображающий сценку борьбы. Специалисты по спортивной борьбе, изучив это изображение, уверенно утверждают, что в то время уже существовали такие виды, как борьба «в обхват» и «поясная», в которой былизапрещены броски с помощью ног.

Массовой народной формой физического воспитания на Руси были кулачные бои. Размежевание борьбы с кулачным боем проходило на протяжении длительного времени. В результате запрет на удары в борьбе стал общепринятым положением. В результате такого «смягчения» борьба, с одной стороны, что-то теряла в прикладном боевом отношении, с другой открывала более широкие пути для ее развития в спортивном направлении, для совершенствования уже чисто борцовской техники и тактики.

Традиции кулачного боя существовали на нашей земле издревле. И если письменные свидетельства говорят о существовании у нас кулачного боя в Х в., то имеются и другие сведения - о том, что они были непременной частью древних игрищ. Со временем у западных и южных славян обычай кулачного боя исчез.

Кулачный бой практиковался в трех разновидностях: один на один («сам на сам»), «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Бой «сам на сам» былблизок к старому английскому боксу на голых кулаках, но отличался от него меньшей жестокостью. Перед тем как начать бой, соперники трижды обнимали и целовали друг друга, демонстрируя отсутствие какой-либо вражды между ними. С падением одного из бойцов бой прекращался, в то время как в английском боксе избиение лежащего продолжалось (оно былозапрещено только в 1743 г.).

Однако самыми любимыми и наиболее широко распространенными на Руси были массовые бои «стенка на стенку».

«Сцеплялка-свалка» - массовый и озорной вид боя, где каждый бился сам за себя и против всех остальных. Он перестал существовать уже очень давно.

Правила кулачных боев формировались долгое время. Первым важным шагом было полное размежевание с палочным боем. Кулачный бой стал исключительно безоружной схваткой. Далее были запрещены удары ногами и использование ног для бросков. Во многих местностях существовали свои особенности в правилах, но со временем они стали едиными для всей России. Одно из правил кулачного боя стало даже пословицей, символизирующей русское благородство в бою: «Лежачего не бьют». Имелось правило, согласно которому боец, обычно тот, кто получил слишком сильный удар, мог присесть на корточки, и его, как лежачего, уже никто не смел трогать. Очень строго соблюдалось правило ведения боя только кулаками, без каких-либо металлических «закладок». Уличенные в этом наказывались беспощадно: их жестоко били не только чужие, но и свои.

Вместе с тем в высших слоях общества утвердилось отрицательное и презрительное отношение к кулачным боям. Большинство русских царей пытались запретить их проведение, но все попытки оказались тщетными. Для этого были объективные причины.

За ХIII первую половину XV вв. Русь выдержала более 160 войн. В XVIII в. она воевала 60 лет. Поэтому в физической подготовке преобладала военная направленность, в частности кулачный бой.

Русская православная церковь выступала против народных игрищ и ФУ. С с. XVI в. (1551 г.) церковными законами кулачные бои были запрещены, а в с. XVII в. (1648 г.) они были запрещены и светской властью, когда царь Алексей Михайлович (отец Петра I) под давлением духовенства издал указ о запрещении народных игр и забав.

Но народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои национальные традиции, игры, упражнения. Целый ряд первых наших боксеров до своего прихода в этот вид спорта уже имел определенный опыт в «стеношном» кулачном бое.

Конные и пешие состязания, единоборства формировали нравственные черты и развивали двигательные качества. Народ особенно ценил смелость и решительность, физическую силу при поднятии тяжестей. Были особые правила рукоборства сидя, стоя и различных видов борьбы. Развлечения были составной частью всех праздников, и те, кто хотели для увеселения участвовать в кулачном бою выбирали между собой «главных», которые должны были явиться в полицию, где их имена записывались и указывались места для боев. И только в этих местах под присмотром «тех сотских, пятидесятских и десятских» могли проводиться бои. Тем самым дворянская монархия в лице Екатерины I, издавшей указ «О кулачных боях» (1726), стремилась к регламентации популярных единоборств. Однако этот указ не был подкреплен соответствующим механизмом контроля и финансирования и на деле не всегда работал.

Елизавета Петровна также пыталась усовершенствовать «регламент» Петра I в Невской флотилии, но, к сожалению, регламентация гребного и парусного спорта, бокса в России не удалась.

Изобретения народных умельцев способствовали ускоренному развитию прикладных, технических видов спорта.

У народов России высоко ценились игры, выявляющие рассудительность и остроту ума, восприимчивость и любознательность, честность и правдивость, уважение к старшим и гостеприимство – «волки и овцы», «гуси-лебеди», «коршун», «котел», «шаровки» и др.

Народные формы физического воспитанияособенно интересны у такого сословия на Руси, как казачество. Его можно считать системой прикладной физической подготовки. В основе идейной направленности было воспитание у казаков преданности своему войску, любовь к родному краю. Система имела четко выраженную прикладную цель – подготовку к военной и трудовой деятельности. Система была всеобщей: она охватывала все мужское население от детского до пожилого возраста. Военно-физические упражнения систематически включались у казаков в игры, смотры, охоту, праздники, военные походы, т.е. было представлено разнообразие форм и средств физической подготовки. В основе используемых методов обучения военно-физическим упражнениям лежал эмпирический подход – пример, подражание, копирование, опыт.

Казачество как военное сословие в России начало складываться с XIV в., это были вольные люди, работавшие по найму и несшие военную службу в пограничных районах. Царское правительство стремилось использовать казачество для охраны своих границ и в войнах. В XVIII в. оно подчинило казаков, превратив в привилегированное военное сословие. К началу ХХ в. в Российской империи существовало 11 казачьих войск (территорий).

Военно-физическое воспитание казаков (например, в Донском казачьем войске) начиналось с рождения, когда младенцу приносили в дар воинские символы – стрелу, порох, лук, ружье и т.п. Когда у него прорезывались зубы, родители сажали его на лошадь и везли в церковь служить молебен, чтобы их сын стал храбрым казаком. Трехлетние дети уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять скакали по улицам и участвовали в детских военных играх. Девятнадцатилетних парней (малолеток) записывали в служилые казаки. Войсковой атаман назначал место, куда собирались из 20-30 и более станиц атаманы со стариками и все малолетки на лучших породистых конях, в полном вооружении: с пиками, длинными ружьями, шашками, луками и пр. Там в течение от двух недель до месяца устраивался смотр молодых казаков, в ходе которого проверялась резвость лошадей в скачке, умение на полном скаку стрелять в цель, скакать во весь опор с шашкой или ружьем, подхватывать на полном скаку с земли монету или плеть. Были также испытания в поединках двух казаков на конях в бое плетьми, а также массовые переправы всадников через реку в полном вооружении. Отличившиеся молодые казаки награждались войсковым атаманом уздечками, оружием и т.п., что считалось очень почетным. К вечеру обычно устраивались кулачные бои.

В праздничные дни казаки устраивали соревнования по борьбе, различные виды бега, игры с мячом, в чехарду, в бабки и пр., но особенно популярны были стрельба и скачки. Любимыми занятиями казаков были охота и рыбная ловля.

ФВ девочек и девушек-казачек никто специально не занимался. Необходимую закалку и сноровку они приобретали, работая по хозяйству, а также в играх (в кремешки, в жмурки, в лапту).

Народные игры были основным средством приобщения детей народов Севера к охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. Часто в этих играх участвовали и девочки.

Т.о., при практически отсутствующих государственных формах ФВ в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения, связанные с двигательной деятельностью. Содержание народных ФУ было обусловлено региональными особенностями, условиями быта и трудовой деятельности, традициями. Практически у всех национальностей, населявших нашу страну, культивировались свои народные виды ФУ, которые не могли уничтожить ни запреты духовенства, ни указы царского правительства.

 

Во в.п. XIX – н. XX в.

Внешкольное ФВ учащихся.

После первой русской революции (1905-1907 гг.) правительство, напуганное революционным движением в стране и активным участием в нем российской молодежи, стало стремиться создавать молодежные спортивные организации с целью наилучшего содействия на формирование политических взглядов у учащихся. Создаваемые организации можно было бы разделить на следующие типы:

- для учащихся начальной школы (в основном детей рабочих и крестьян) – организации «потешных»;

- для учащихся средних учебных заведений (детей привилегированных слоев населения) – организации «бойскаутов»;

- различные спортивно-гимнастические организации и общества содействия физическому образованию молодежи.

«Потешные» занимались изучением военного строя и гимнастикой. Проводились в основном отставными унтер-офицерами и не были интересны всем детям. К тому же, приближающаяся война заставила правительство подумать прежде всего о военной подготовке взрослых, а не детей, поэтому в 1912 г. состоялись последние царские смотры «потешных организаций».

В отрядах «бойскаутов» (с 1910 г.) большое внимание уделялось идейно-политическому воспитанию в сочетании с физическими упражнениями и тренировками, причем важное значение придавалось поощрению активности и самостоятельности детей. Целями скаутских организаций были: подготовка командного состава запаса вооруженных сил, отвлечение от революционной борьбы, создание опоры в среде учащейся молодежи и воспитание активно-патриотических настроений интеллигенции. В скаутских организациях применялись «сокольская» гимнастика, легкая атлетика и подвижные игры. Некоторыми организациями использовались плавание, спортивные игры, гребля, фехтование, велосипед, военно-прикладные упражнения, приемы защиты и нападения без оружия и верховая езда. Внутри подобных организаций часто проводились различные соревнования.

Наряду с отрядами «потешных» и скаутов стали создаваться и другие поощряемые правительством гимнастические и спортивные организации. Быстрее других распространились кружки «сокольской» гимнастики. Министерство народного просвещения всячески поощряло эти кружки; снабжало дорогостоящим инвентарем, устраивало гимнастические сокольские праздники учащихся, приглашало опытных руководителей из-за границы. Среди учащихся устраивались соревнования по гимнастике, программы которых, кроме вольных упражнений, опорных прыжков и упражнений на снарядах, включали также бег на 100 м, прыжки в длину и высоту, метание копья, выжимание гири на количество раз и другие виды.

Т.о., прогрессивные идеи в области ФВ детей нашли свое применение в практике деятельности передовых для к. XIX-н.XX вв. опытных частных школах России. И хотя для России таких школ было мало, но многое из этого богатейшего наследия не утратило своей ценности и значимости и в наши дни.

В целом, несмотря на проведение ряда реформ, постановка ФВ в образовательных учреждениях России этого периода была крайне неудовлетворительной. Деятельность же общественных физкультурно-спортивных организаций не отличалась массовостью. Недостатки в ФВ молодежи закрывали перед ней перспективы увлечения спортом.

Развитие науки о ФВ.

Создание научно-методических основ советской системы ФВ началось еще в 20-е гг., когда были созданы два высших учебных заведения – Институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта в Петрограде и Центральный институт ФК в Москве. В этих вузах с н. 20-х гг. ведутся научные исследования в области ФВ и спорта. Однако специалисты с высшим физкультурным образованием для общеобразовательных школ, т.е. учителя ФК, вплоть до 1946 г. в СССР не готовились, а институтов ФК до Великой Отечественной войны было лишь шесть.

В 1923 г. было создано издательство «Физкультура и спорт» и был выпущен первый сборник научных статей по ФК. С 1925 г. начинает издаваться ежемесячный научно-теоретический журнал «Теория и практика ФК». Т.о., был основан центральный орган печати, который до сего времени публикует новейшие экспериментальные исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых и практиков ФКС.

В 1933 г. открывается Центральный научно-исследовательский институт ФК (ЦНИИФК) – головное научное учреждение по разработке проблем ФКС в нашей стране.

Наиболее известными научными трудами отечественных ученых по проблемам теории и практики ФК, получивших международное признание, стали работы В.М. Дьячкова, Н.Г. Озолина, А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева, В.М. Зациорского, В.П. Филина (теория и методика ФВ и спортивной тренировки), П.А. Рудика, А.Ц. Пуни (психолого-педагогическое направление), Н.И. Пономарева, В.В. Столбова, В.И. Столярова (историко-социологическое направление), Н.А. Бернштейна, Д.Д. Донского, И.П. Ратова (биомеханика), А.Н. Крестовникова, С.П. Летунова, М.Ф. Иваницкого, П.Я. Гальперина, В.С. Фарфеля, В.Л. Карпмана (медико-биологическое направление) и многих других.

Во в.п. 30-х гг. официальная педагогика, в т.ч. и спортивная, становится в нашей стране частью идеологии тоталитарного режима. Она обладала рядом отличий от педагогики предшествующего периода. Методологической основой педагогики провозглашалась философия марксизма-ленинизма. Вместо множества концепций была выдвинута одна – советская педагогическая теория. Произошел разрыв советской педагогической науки с богатым опытом, накопленным отечественными учеными. Основными педагогическими понятиями (категориями) становится воспитание, образование и обучение. Попытки ввести какое-либо новое понятие, например, «развитие», жестко пресекались. В чистом виде, как составная часть сталинской идеологии, официальная педагогика существовала в 30-50-е гг.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как была организована и в чем выражалась военно-физическая направленность в подготовке населения СССР в годы Великой Отечественной войны?

2. Чем определялось и в чем заключалось своеобразие в развитии ФКС в СССР в послевоенный период по сравнению с довоенным временем?

 

В 60-80 гг.

  1. ФКС в СССР в 60-е гг.

В 1930 г. было принято решение о переходе от клубно-территориального принципа построения физкультурно-спортивных организаций к производственному. Вместо кружков ФК первичными организациями были признаны коллективы физической культуры (КФК) предприятий, учреждений, вузов, школ и др.

С 1960 г. на базе КФК, которые добились высоких показателей в результатах физкультурно-массовой и спортивной работы, начинают создаваться спортивные клубы (СК). Всего с 1960 по 1972 гг. в нашей стране было создано 285 СК.

С начала 60-х гг. в СССР внедряются массовые формы работы с детьми по ФКС: «Веселый дельфин» (с 1962 г.), «Золотая шайба», «Кожаный мяч» (с 1964 г.), «Зарница», «Орленок» (с 1967 и 1972 г. соответственно). Они дали определенный толчок развитию массовой ФКС среди детей.

Продолжают совершенствоваться школьные программы по ФК. В марте 1960 г. были утверждены новые учебные планы и программы для 1-8 классов. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Впервые уже с 3 класса выделен раздел «Легкая атлетика», в число подвижных игр включены игры, подготовительные к спортивным. В программе подчеркивалась важность комплексного ФВ школьников. В частности, говорилось, что организация ФВ не может ограничиваться только проведением уроков ФК. Учебные занятия по этому предмету могут дать положительные результаты только в том случае, если будут систематически подкрепляться правильным режимом учебного дня, в т.ч. физкультурно-оздоровительными занятиями (гимнастикой до занятий, физкультминутками на уроках, играми и ФУ на переменах, профилактической гимнастикой на уроках труда). Большое внимание уделялось также внеклассной работе по ФК (массовым физкультурным праздникам и соревнованиям, занятиям в спортивных секциях и др.). Отличительной особенностью программы для 5-7 классов было ее построение. Она состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене ФУ, гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм и баскетболу; вторая излагала материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. В программе, как и в предыдущей (1954 г.), делался акцент на решении образовательных задач ФВ.

В начале 60-х гг. возникает новая научная и учебная дисциплина – теория и методика юношеского спорта. Начиная с 1962 г. в СССР регулярно проводились всесоюзные научно-практические конференции по указанной проблеме. Основная заслуга в создании этого направления в науке о ФВ и спорте принадлежит В.П. Филину.

В 50-60 гг. заметный вклад в проблему обучения двигательным действиям внес П.Я. Гальперин. Он разработал теорию управления усвоением знаний, формированием действий и понятий.

В 1968 г. был создан союзно-республиканский Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (Спорткомитет СССР).

 

Развитие спортивной науки.

К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной концентрацией поиска в области ФКС.

В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры. Эта научная деятельность привлекала внимание и представителей зарубежной спортивной науки.

После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону: резко (в десятки раз) сократилось бюджетное финансирование ФК в целом и как следствие - значительное сокращение численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль. Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных органов страны, отсутствие федеральной программы развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик. Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг., информационное научное пространство России значительно отстаёт от международного уровня.

И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, И.П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В.А. Рогозкин, Р.Д. Сейфулла, Ф.А. Иорданская).

 

  1. Основные особенности развития спорта высших достижений.

Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят в историю отечественной школы 30-х гг. XX в. Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП).

Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А.В. Тарасова, в которых принимают участие тысячи юниоров 10-17 лет.

Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской и Волгоградской спортивных организациях. И как результат на Играх XXVI Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых - золотые.

В развитии юношеского спорта оригинальным путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское движение. Для создания спортивного резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого класса. Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. под патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО.

После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.

В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды спорта - хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних - плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.

На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.

В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой атлетике выиграла в командном зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А. Чемеркин.

В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних видах спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.

Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты, ставшие в 1994 серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.

Еще в 1988 г. была создана Федерация спорта инвалидов при Госкомспорте СССР. Председателем Федерации был избран В.И. Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться спортивные клубы инвалидов. С распадом СССР резко сократилось финансирование инвалидного спорта со стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия). Результаты выступления российских спортсменов-инвалидов в значительной степени активизировали внимание общественности к проблемам спорта. В регионах страны были созданы комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов-инвалидов. Разработаны первые учебные программы подготовки педагогов соответствующего профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической культуре. В последние годы в стране удалось создать для инвалидов специализированные юношеские школы, где культивируются отдельные виды спорта, по которым проводятся чемпионаты страны.

Одной из насущных проблем современного российского спорта, которая требовала своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция закономерна, она связана с рядом объективных условий развития современного спорта. Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности, которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими и физическими нагрузками. Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально-технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода в силу огромной занятости спортом он иметь не может.

Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности, возникшие в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение спортсменов высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и другими организациями и отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990 гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной Лиги США. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях задействованы тысячи наших спортсменов.

Таким образом, профессиональный спорт в Российской Федерации получил официальное законное признание. Для спортсмена-профессионала занятия спортом признаются теперь основным видом деятельности, за которую он в соответствии с контрактом получает заработную плату и/или иное денежное вознаграждение, а также обеспечивается различными формами социального и медицинского страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут объединяться в профессиональные союзы.

 

С.Г. Уразова

 

Отечественная история физической культуры и спорта

Учебное пособие для студентов факультета физической культуры

Кострома

Г.


ББК

У-683

 

 

Рецензенты:

С.М. Нуртдинов – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.