|
Кафедра российской и мировой историиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета ОТЕЧЕСТВЕННАЯ Учебно-методический комплекс Для всех специальностей РГТЭУ Москва 2007
Авторы-составители: д.ф.н., профессор Л.Н. Доброхотов, д.и.н., профессор И.О. Князький, к.и.н., профессор С.Н. Козырева, к.и.н., профессор С.Д. Долаева
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Примерной программой по дисциплине по всем специальностям и направлениям. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины Цель курса – формирование у студентов патриотизма, культуры исторического мышления, знание законов общественного развития, умение применять их к истории России. Изучение курса дает возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в стране, осмыслить такие актуальные в русской истории теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика, проанализировать альтернативные пути развития нашего общества. Овладение обширным конкретным материалом, его систематизация и новый, более высокий уровень освоения отечественной истории позволят студентам на основе научного знания выработать собственную точку зрения на прошлое страны, ее настоящее и будущее. В основу изложения материала положен преимущественно проблемно-хронологический принцип: развитие отечественной истории рассматривается с периода образования Древнерусского государства и до наших дней. Важнейшими источниками изучения курса являются документы и материалы государственных органов и частных лиц, летописи, произведения выдающихся мыслителей прошлого, видных деятелей российского государства и историков, теоретиков освободительного и социал-демократического движения, монографические исследования, а также проблемные статьи, опубликованные в журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Общественные науки и современность» и других периодических изданиях. Успешно овладеть курсом «Отечественная история» поможет использование таких методологических принципов как историзм и объективность. Принцип историзма требует глубоко изучить условия и причины возникновения исторического явления, его социально-экономические корни, проследить изменения и развитие, с учетом этого выявить современный взгляд на него. Реализация принципа объективности обеспечивается тем, что при изучении исторического события берется совокупность всех факторов, относящихся к рассматриваемому вопросу, как позитивное, так и негативное в деятельности государственных органов и общественных организаций, политических партий, личностей. Знать исторический опыт страны необходимо для выработки активной гражданской позиции и понимания современного состояния России, ее задач на будущее. Задачи курса: • выявление методологии исторического анализа, специфика предмета «Отечественная история»; •функции истории: мировоззренческая (историзм, масштабность, реализм исторического мышления), практическая (аккумуляция исторического опыта), критическая (научное обоснование новых исторических подходов); • раскрытие проблемы периодизации истории России; • раскрытие основных этапов формирования государственного строя России; • уяснение причин и факторов, влияющих на ход и результаты исторического развития России и ведущих стран мира; • изучение особенностей и специфики российской цивилизации; • изучение роли истории в формировании исторической культуры, в воспитании многовариантного, альтернативного, реалистического и масштабного мышления историка в оценке событий и хода отечественной истории; • изучение исторического опыта России способствует глубокому пониманию проблем сегодняшнего дня. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Курс отечественной истории занимает важное место в системе гуманитарного образования. Подготовка к занятиям означает овладение важными знаниями, освоение которых невозможно без самостоятельной работы студентов, без изучения литературы, которая рекомендуется по теме. Подготовка к семинарскому занятию начинается с прослушивания лекций, читаемых в соответствии с учебным планом. Надо стараться на лекции записать план, основные положения и все рекомендации преподавателя по работе над данной темой. Изучение темы по рекомендованным учебникам является основным этапом подготовки к занятиям. Список литературы к каждой теме указан в данном методическом пособии. Курс отечественной истории не может существовать без углубленного изучения классиков мировой и отечественной исторической мысли, в списке литературы названы их работы. Курс отечественной истории имеет сложные понятия. Ведите собственный словарь исторических, политических, культурных терминов. Поэтому под рукой должны быть справочники и исторические словари, словарь иностранных слов, энциклопедии. При подготовке к занятиям фиксируйте непонятные вопросы, соображения и излагайте их на семинаре. В течение учебного года студент первого курса обязан прослушать и законспектировать лекции, систематически готовиться к семинарским занятиям и активно участвовать в обсуждении вопросов семинара. Выступления студентов должны отличаться четкостью структуры, аргументированностью, ясным и грамотным изложением. В результате изучения дисциплины специалист должен: • знать закономерности общественного развития; • владеть необходимыми знаниями и умением использовать информацию для анализа исторического развития Российского государства; • иметь представление о важнейших исторических процессах, тенденциях их развития в нашей стране и в мировом сообществе; • приобрести навыки самостоятельно анализировать и объяснять исторические события и процессы в прошлом и современном российском обществе. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|