Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кафедра российской и мировой истории





 

Одобрено

учебно-методическим советом

юридического факультета

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплекс

Для всех специальностей РГТЭУ

Москва 2007

 

 

Авторы-составители: д.ф.н., профессор Л.Н. Доброхотов,

д.и.н., профессор И.О. Князький,

к.и.н., профессор С.Н. Козырева,

к.и.н., профессор С.Д. Долаева

 

 

Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Примерной программой по дисциплине по всем специальностям и направлениям.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

 

 

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007

 
 

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины ……………………………………………….  
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………...  
2.1. Инновационные технологии ………………………………………….  
3. Объем дисциплины ………………………………………………………..  
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………...  
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………..  
4. Содержание курса …………………………………………………………  
5. Темы семинарских занятий ……………………………………………….  
6. Задания для самостоятельной работы студентов ………………………..  
7. Тестовые задания …………………………………………………………..  
8. Темы рефератов …………………………………………............................  
9. Вопросы для подготовки к экзамену ……………………………………..  
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины....................................  
10.1. Литература …………………………………………………................  
10.2. Методическое обеспечение дисциплины …………………………  
10.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины................................................................................................... 126
11. Рабочая тетрадь ………………………………………………………......  
12. Глоссарий …………………………………………………………………  
Тематика контрольных работ и методические указания по отечественной истории для студентов-заочников (изданы отельной брошюрой, находятся на кафедре, в библиотеке и в электронном виде в читальном зале).

 

1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование у студентов патриотизма, культуры исторического мышления, знание законов общественного развития, умение применять их к истории России. Изучение курса дает возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в стране, осмыслить такие актуальные в русской истории теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика, проанализировать альтернативные пути развития нашего общества.

Овладение обширным конкретным материалом, его систематизация и новый, более высокий уровень освоения отечественной истории позволят студентам на основе научного знания выработать собственную точку зрения на прошлое страны, ее настоящее и будущее.

В основу изложения материала положен преимущественно проблемно-хронологический принцип: развитие отечественной истории рассматривается с периода образования Древнерусского государства и до наших дней.

Важнейшими источниками изучения курса являются документы и материалы государственных органов и частных лиц, летописи, произведения выдающихся мыслителей прошлого, видных деятелей российского государства и историков, теоретиков освободительного и социал-демократического движения, монографические исследования, а также проблемные статьи, опубликованные в журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Общественные науки и современность» и других периодических изданиях.

Успешно овладеть курсом «Отечественная история» поможет использование таких методологических принципов как историзм и объективность.

Принцип историзма требует глубоко изучить условия и причины возникновения исторического явления, его социально-экономические корни, проследить изменения и развитие, с учетом этого выявить современный взгляд на него.

Реализация принципа объективности обеспечивается тем, что при изучении исторического события берется совокупность всех факторов, относящихся к рассматриваемому вопросу, как позитивное, так и негативное в деятельности государственных органов и общественных организаций, политических партий, личностей.

Знать исторический опыт страны необходимо для выработки активной гражданской позиции и понимания современного состояния России, ее задач на будущее.

Задачи курса:

• выявление методологии исторического анализа, специфика предмета «Отечественная история»;

•функции истории: мировоззренческая (историзм, масштабность, реализм исторического мышления), практическая (аккумуляция исторического опыта), критическая (научное обоснование новых исторических подходов);

• раскрытие проблемы периодизации истории России;

• раскрытие основных этапов формирования государственного строя России;

• уяснение причин и факторов, влияющих на ход и результаты исторического развития России и ведущих стран мира;

• изучение особенностей и специфики российской цивилизации;

• изучение роли истории в формировании исторической культуры, в воспитании многовариантного, альтернативного, реалистического и масштабного мышления историка в оценке событий и хода отечественной истории;

• изучение исторического опыта России способствует глубокому пониманию проблем сегодняшнего дня.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Курс отечественной истории занимает важное место в системе гуманитарного образования. Подготовка к занятиям означает овладение важными знаниями, освоение которых невозможно без самостоятельной работы студентов, без изучения литературы, которая рекомендуется по теме.

Подготовка к семинарскому занятию начинается с прослушивания лекций, читаемых в соответствии с учебным планом. Надо стараться на лекции записать план, основные положения и все рекомендации преподавателя по работе над данной темой. Изучение темы по рекомендованным учебникам является основным этапом подготовки к занятиям. Список литературы к каждой теме указан в данном методическом пособии. Курс отечественной истории не может существовать без углубленного изучения классиков мировой и отечественной исторической мысли, в списке литературы названы их работы.

Курс отечественной истории имеет сложные понятия. Ведите собственный словарь исторических, политических, культурных терминов. Поэтому под рукой должны быть справочники и исторические словари, словарь иностранных слов, энциклопедии.

При подготовке к занятиям фиксируйте непонятные вопросы, соображения и излагайте их на семинаре.

В течение учебного года студент первого курса обязан прослушать и законспектировать лекции, систематически готовиться к семинарским занятиям и активно участвовать в обсуждении вопросов семинара. Выступления студентов должны отличаться четкостью структуры, аргументированностью, ясным и грамотным изложением.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

знать закономерности общественного развития;

владеть необходимыми знаниями и умением использовать информацию для анализа исторического развития Российского государства;

иметь представление о важнейших исторических процессах, тенденциях их развития в нашей стране и в мировом сообществе;

приобрести навыки самостоятельно анализировать и объяснять исторические события и процессы в прошлом и современном российском обществе.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.