Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственная дума в России





Декрет о мире

Советское рабоче-крестьянское правительство предлагает «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире» — а именно, о «немедленном мире без аннексий и контрибуций», то есть без захватов чужих территорий и без насильственного взыскания с побеждённых материальных или денежных возмещений. Продолжение войны рассматривается как «величайшее преступление против человечества».

Советское правительство отменяет тайную дипломатию, «выражая твёрдое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтверждённых или заключённых правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г», и «объявляет безусловно и немедленно отменённым» всё содержание этих тайных договоров.

Советское правительство предлагает «всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие» для проведения переговоров о мире и окончательного утверждения условий мира.

Декрет о земле

Многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное).

Конфискация помещичьих земель и имений. Причём отмечалось, что «Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.»

Переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.

Переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей её крестьянам. «Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением её между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.»



Отмена права частной собственности на землю. «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.»

Запрет применения наёмного труда.

Первые советские декреты о суде.

Декреты о суде — нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917—1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.

Необходимость в принятии таких декретов была обусловлена позицией большевиков, в частности, В. И. Ленина, направленной на решительный слом судебных учреждений, существовавших до Октябрьской революции.

Другой причиной послужило то, что «на местах» сразу после революции началось стихийное формирование новых судов, деятельность которых основывалась на местных обычаях или же на «революционном правосознании». Подобные суды были созданы в Петрограде, Москве, Кронштадте, Новгороде, Череповце, Саратове, Смоленске, в Томской, Пензенской, Ярославской губерниях.

При этом продолжали действовать судебные органы, оставшиеся со времён Российской империи и Временного Правительства, — судебная система во главе с Правительствующим Сенатом.

Советская власть не хотела мириться с подобным «дуализмом», тем более, как вспоминал П. И. Стучка,

Все суды с Правительствующим сенатом во главе нашу революцию просто игнорировали. Если в феврале, на второй день революции, суды уже писали свои решения «по указу Временного правительства», то после Октябрьской революции они Рабоче-Крестьянское правительство и временно признавать не желали. В сотнях камер мировых судей и разных других судов провозглашались решения по указу свергнутого Временного правительства.

Декрет о суде № 1

Первоначально проект декрета был разработан П. И. Стучкой и М. Ю. Козловским. На заседании СНК РСФСР 16 ноября 1917 года было принято решение о создании комиссии для рассмотрения проекта декрета.

После чего декрет должен был рассматриваться ВЦИК, однако, поскольку отдельные его положения вызывали возражения левых эсеров, большевики во главе с Лениным фактически не допустили полноценного рассмотрения декрета ВЦИК, а декрет был утверждён непосредственно Совнаркомом 22 ноября 1917 г.

Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений

как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды.

Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось с 25 октября 1917 года до издания особого декрета об определении порядка движения всех неоконченных к этому числу дел.

Действие института мировых судей приостанавливалось до замены этих судей местными судами, избираемыми «на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно — районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы (при цене гражданского иска не свыше 3000 руб.), объявлялись подведомственными местным судам. При этом решения таких судов были окончательны и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке.

Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде — столичные) съезды местных судей.

Подведомственность иных дел оставалась неопределённой до издания «особого декрета».

Институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры также упразднялись. Производство предварительного следствия возлагалось на местных судей, а функции обвинителя и защитника могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». При этом отмечается, что

Выступать по делу мог любой человек, присутствующий на суде, в том числе и заинтересованный в исходе дела и стремящийся намеренно выступить с целью неправильного обвинения невиновного или оправдания преступника… Поэтому последующие декреты о суде отказались от института общегражданского обвинения и общегражданской защиты.

Для разрешения споров гражданско-правового характера и уголовных дел частного обвинения предусматривалось создание третейских судов, порядок деятельности которых должен регулироваться специальным декретом.

«Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц…» учреждались революционные трибуналы в составе председателя и шести заседателей, избираемые губернскими или городскими Советами. Немногим позже деятельность трибуналов была урегулирована отдельной Инструкцией Наркомюста РСФСР. Для производства по делам, подсудным трибуналам, при соответствующих Советах организовывались следственные комиссии.

Декрет не до конца решил вопрос о том праве, которое должны применять вновь создаваемые суды. Устанавливалось лишь, что

Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

При этом отменёнными признавались все ранее изданные законы, противоречащие декретам ВЦИК и СНК РСФСР, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.

Позже (1918 год) было установлено, что суды, признавая тот или иной закон отменённым, должны указать мотивы такой отмены.

Сразу после издания декрета начались меры по его претворению в жизнь.

Военно-революционный комитет (ВРК) Петрограда уже 25 ноября 1917 года распорядился «закрыть Сенат, установить охрану и никого без пропуска ВРК внутрь не пропускать».

Несмотря на это, Сенат принял постановление об оценке Декрета № 1, в котором говорилось:

Сенат осведомился о намерении лиц, захвативших власть незадолго до созыва Учредительного собрания, которое должно являться истинным выражением директивной воли русского народа, посягнуть на самоё существование Правительствующего сената, в течение слишком 200 лет стоящего на страже закона и порядка в России. Эти лица, решаясь упразднить Правительствующий сенат и все суды, подрывают сами основы государственного строя и лишают население последней его опоры — законной охраны его личных и имущественных прав. Преступные действия лиц, именующих себя народными комиссарами, в последние недели свидетельствуют, что они не останавливаются перед применением насилия над учреждениями и лицами, ставшими на страже русского государства. Прежде чем насилие коснется старшего из высших учреждений России и лишит Правительствующий сенат возможности возвысить свой голос в час величайшей опасности для родины, созванное на основе ст. 14 Учреждения сената общее собрание сената определяет, не признавая законной силы за распоряжениями каких бы то ни было самочинных организаций, неуклонно исполнять впредь до решения Учредительного собрания об образовании власти в стране возложенные на Сенат законом обязанности, доколе к этому представляется какая-либо возможность, о чём и дать знать всем подчинённым местам, и лицам.

О своём неприятии положений Декрета заявили также Московский окружной суд, Петроградская и Московская адвокатуры.. Современники отмечали: «Во всей Москве не нашлось ни одного судьи, который стал бы продолжать работу после издания нового декрета о суде…».

В период с конца ноября по декабрь 1917 г. в Петрограде были упразднены, помимо Сената, также Петроградская судебная палата, Окружной суд со всеми департаментами и отделениями, прокурорский надзор, камеры судебных следователей, комиссия по обследованию деятельности бывшего Департамента полиции, чрезвычайная следственная комиссия и ряд других старых судебно-следственных органов.

Декрет о суде № 2

Принятию Декрета о суде № 2, как и в случае с Декретом № 1, предшествовала политическая борьба между большевиками и левыми эсерами (в лице, в частности, И. Н. Штейнберга, занимавшего пост наркома юстиции РСФСР в то время и непосредственно руководившего подготовкой текста декрета), касающаяся принципов деятельности судебных учреждений в РСФСР (эсеры выступали за менее радикальные меры в области судебной реформы).

15 февраля 1918 года проект декрета передаётся на утверждение Президиума ВЦИК, 20 февраля — утверждён и 22 февраля опубликован.

Декретом были созданы окружные народные суды в качестве судов первой инстанции для гражданских и уголовных дел, не отнесённых к подведомственности местных судов по Декрету № 1. При этом специально огововаривалось, что дела из брачно-семейных правоотношений (в том числе, связанные с актами гражданского состояния), а также «вообще дела, оценке не подлежащие» подсудны по первой инстанции местным судам, а дела о конкурсах на сумму свыше 3000 руб. — окружным судам.

Окружные суды избирались местными Советами по территориям, соответствующим территориям прежних, существовавших до Октябрьской революции, судебных округов (при этом местные Советы по своему соглашению имели право увеличить или уменьшить такую территорию). Члены суда избирались также местными Советами с правом последующего отзыва.

В окружных судах вводился принцип исключительно коллегиального рассмотрения дел. Гражданские дела рассматривались в составе трёх постоянных членов (судей) и четырёх народных заседателей. Уголовные — в составе одного председательствующего-судьи и двенадцати очередных заседателей и двух запасных.

Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами на основании кандидатур, представленных районными и волостными Советами, а очередные списки заседателей к каждой сессии окружного суда формировались исполкомами Советов путём жеребьёвки.

Апелляционный порядок рассмотрения дел окончательно отменялся. Допускалась возможность кассационного обжалования решений и приговоров окружных судов, для чего в качестве кассационной инстанции вводился институт областных народных судов.

Областные суды должны были избираться «из своей среды» на общих собраниях постоянных членов окружных судов, при этом лица, избранные членами областных судов, могли быть отозваны как избравшими их собраниями, так и соответствующими Советами.

Областные суды уполномочивались отменить обжалуемое решение как по формальным соображениям, так и в случае его несправедливости.

Судам кассационной инстанции также принадлежало право помилования и смягчения наказаний.

Для обеспечения единообразия кассационной практики в Петрограде предполагалось создание Верховного судебного контроля, члены которого должны были избираться из числа судей областных судов сроком не более чем на один год (с правами отзыва и переизбрания). Планировалось, что Верховный судебный контроль будет выносить обязательные для нижестоящих кассационных судов «объединяющие принципиальные решения» по вопросам толкования законов. При этом в случаях «обнаружения неустранимого противоречия между действующим законом и народным правосознанием» Верховный судебный контроль мог сделать представление в соответствующий законодательный орган о принятии нового закона. Отменять решения Верховного судебного контроля мог только законодательный орган Советской власти, которым на тот момент был ВЦИК.

В судах всех инстанций допускалось «судоговорение на всех местных языках» по решению самого суда совместно с местным Советом.

При рассмотрении гражданских дел в случаях, требующих специальных познаний, допускалось по усмотрению суда приглашение в судебное заседание «сведующих лиц» с правом совещательного голоса.

Формальные ограничения по относимости и допустимости доказательств отменялись. Вопрос о принятии или непринятии конкретного доказательства отдавался целиком на усмотрение суда. Свидетели перед дачей показаний предупреждались об ответственности за дачу ложных показаний, при этом институт судебной присяги отменялся. Упразднялась также тайна купеческих книг «и прочих книг».

Запрещались судебные споры между казёнными учреждениями.

Несовершеннолетние в возрасте до 17 лет не могли быть привлечены к суду и подвергнуты тюремному заключению. Для рассмотрения дел о правонарушениях, совершённых такими лицами, учреждались «комиссии о несовершеннолетних» в составе представителей ведомств юстиции, народного просвещения и общественного призрения.

Вводился институт судебной пошлины по гражданским делам.

Предварительное следствие по уголовным делам, «превышающим подсудность местного суда», осуществлялось следственными комиссиями из 3 человек, избираемых Советами. На определения следственных комиссий могла быть подана жалоба в окружной суд.

Обвинительный акт заменялся постановлением следственной комиссии о предании суду, при этом окружной суд, в случае признания такого постановления «недостаточным», был вправе возвратить дело в следственную комиссию.

При Советах учреждались «коллегии правозаступников», избираемые этими Советами с правом последующего отзыва. На членов коллегий правозаступников возлагались функции как общественного обвинения, так и общественной защиты. Только членам коллегий правозаступников предоставлялось право «выступать в судах за плату». Помимо членов коллегии, в судебном заседании на стороне обвинения или защиты могли выступить по одному человеку из присутствующих в заседании. Таким образом, с принципом Декрета № 1 о неограниченном участии любых лиц в обвинении или защите было покончено.

Обжалование оправдательных приговоров и решений, смягчающих наказание или освобождающих от такового, не допускалось. При этом осуждённый мог просить местный суд об об условном или досрочном освобождении, а также о помиловании или о восстановлении в правах.

Срок кассационного обжалования как по гражданским, так и по уголовным делам устанавливался в один месяц.

Декрет № 2 допускал применение судами дореволюционных законов, но

лишь постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров и не противоречат социалистическому правосознанию.

Кроме того, в ст. 8 Декрета прямо подчёркивалось, что в судопроизводстве суды руководствуются Судебными уставами 1864 года (с оговоркой «поскольку таковые не отменены декретами… и не противоречат правосознанию трудящихся классов»)

На практике местные суды применяли дореволюционные законы редко, руководствуясь преимущественно «революционным правосознанием»; окружные суды, рассматривавшие более сложные дела и укомплектованные во многом «старыми кадрами», применяли дореволюционные нормы значительно чаще.

Что касается «революционного правосознания», то, с точки зрения советских доктрин 20-х гг. (испытавших влияние психологической школы права), под ним понималась некая «правовая идея», формирующаяся под влиянием социально-психологических факторов.

На деле в качестве источников «революционного правосознания» выступали или местные обычаи, или представления конкретного судьи о «революционной целесообразности». В отдельных случаях судьям в своих решениях и приговорах рекомендовали прямо ссылаться на труды В. И. Ленина и К. Маркса как «несомненные источники права и справедливости».

Декрет о суде № 3

Был издан СНК РСФСР 20 июля 1918 года.

Изданию Декрета предшествовало, во-первых, подавление большевиками восстания левых эсеров в начале июля 1918 г., приведшее к исключению представителей этой партии из Советов всех уровней на основании Постановления V Всероссийского Съезда Советов от 9 июля 1918 г. «По докладу тов. Троцкого об убийстве Мирбаха и о вооруженном восстании левых эсеров» и фактическому запрету этой партии. Это означало, что необходимость согласовывать положения Декрета с эсерами отпала, а потому он не носил уже компромиссного характера, в отличие от двух предшествующих декретов. Во-вторых, в июле 1918 г. состоялся II Всероссийский съезд губернских и областных комиссаров юстиции, обсудивший уже наработанную судебную практику; решения этого съезда легли в основу Декрета.

Декрет разграничил подведомственность дел между местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами.

Все уголовные дела (за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции) были отнесены к подведомственности местных судов. При этом дела о взяточничестве и спекуляции одновременно изымались из ведения трибуналов.

Местные суды могли налагать наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, «руководствуясь декретами Рабочего и Крестьянского Правительства и социалистической совестью».

Гражданские дела при цене иска до 10 тыс. руб. также были подведомственны местным судам.

Допускалась кассация решений и приговоров местных судов, «по коим присуждено взыскание свыше 500 рублей или лишение свободы свыше 7 дней»; кассационной инстанцией объявлялись Советы местных судей.

Рассмотрение гражданских дел в окружных судах должно было осуществляться в составе одного судьи и четырёх заседателей.

Вместо Высшего судебного контроля, предусмотренного Декретом № 2, планировалось образовать Кассационный суд в Москве как кассационную инстанцию в отношении окружных судов. Формирование этого суда должно было осуществляться ВЦИК.

Декрет не ответил окончательно на вопрос о допустимости применения судами РСФСР норм дореволюционного законодательства (иногда считается и даже утверждается в БСЭ, что данным Декретом был введён запрет на применение подобных норм). Из этого можно заключить, что и после издания Декрета № 3 формально допускалась возможность такого применения в порядке, определённом Декретом № 2. Окончательный запрет на применение судами «старых» норм последовал только 30 ноября 1918 г., когда ВЦИК было утверждено Положение о народном суде, в примечании к ст. 22 которого прямо содержался запрет на ссылки в решениях и приговорах на «законы свергнутых правительств». Именно до этого времени суды могли использовать нормы дореволюционного гражданского, уголовного, процессуального права, хотя декреты Советской власти существенно ограничивали их применение, особенно гражданского и процессуального права.

Общественное устройство.

1. СССР — социалистическое государство

2. Политическая основа — советы

3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся в лице советов

4. Экономическая основа — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. 2 формы собственности — социалистическая (государственная и кооперативно-колхозная) и личная.

. В гос собственности — земля, недра, воды, леса, фабрики, заводы, жд, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи и др. имущество общенародного значения (всенародное состояние)

. Кооперативно-колхозная — Общественные предприятия в колхозах и кооперативах с их живым и мертвым инвентарем, производимая ими продукция и общественные постройки. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование (навечно).

. Личная собственность — вещи, необходимые для личного использования, собственность граждан на их трудовые доходы, на жилой дом (только 1) и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода. Жители сельских поселений (крестьяне) могли иметь в лично собственности живой и мертвый сельскохозяйственный инвентарь и вести личное подсобное хоз-во по уставу сельскохозяйственной артели.

5. Труд в СССР оставался обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина.

6. Принцип социализма — от каждого по способностям, каждому по труду. По потребностям — это принцип коммунизма.

Государственное устройство

Союз признавался добровольным объединением равноправных республик. К 36 — 15 республик. Определялись предметы ведения союза СССР ст 14. Предметы ведения союзных республик определялись по остаточному признаку. За республиками признавался суверенитет, который ограничивался ст 14. Вне этих пределах каждая республика осуществляет свою власть самостоятельно и СССР охраняет суверенные права союзных республик. Основные суверенные права:

1. Право иметь конституцию, которая учитывает особенности, но построенная в полном соответствии с кон СССР

2. Территория союзных республик не может быть изменена без их согласия.

3. Каждая республика имеет свои республиканские войсковые формирования.

4. В состав республик могут входить автономные ССР, автономные области. Напр, в состав СССР входили башкирская, дагестанская и до автономные ССР и еврейская автономная область.

Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик и имеют приоритет по сравнению с республиканским законодательством.

Для граждан СССР — единое гражданство.

Органы власти и управления.

1. Съезд советов переименован в верховный совет СССР — высший орган власти. Ст 14. Законодательную власть он осуществляет исключительно. Ему подчиняются президиум верховного совета СССР, совет министров СССР, министерства СССР.

Структура: 2 палаты — совет союза (избирается пропорционально населению СССР 1 деп — на 300 000 жителей) и совет национальностей (избирается по фиксированной норме от каждой республики и области 32 деп от каждой союзной респ, 11 — от каждой автономной респ, 5 — от авт области). Обе палаты равноправны. В каждой палате избирается председатель и 4 зама.

Верховный совет — на 4 года, созывается 2 раза в год.

Исключительные полномочия : принятие законов и принятие в состав новых республик, избрание президиума верховного совета СССР.

Совет министров СССР.

Суд и прокуратура.

Избирательная система —прямые, всеобщие, равные выборы при тайном голосовании во все гос органы. Каждый гражданин — 1 голос, м и ж равны. Права избирать лишены только умалишенные. Выбирали не из своего состава, а по кандидатам. Право выставлять кандидатов имели: общественные организации, общества трудящихся, кооперативы, организации молодежи и культурные общества.

Глава 12 — изменение конституции по решению рерховного совета СССР принятому квалифицированным большинством. 2 -3 голосов от каждой палаты.

52. Изменение в государственном строе СССР в период Великой Отечественной войны.

Признаки гос устройства в тот период:

1. Продолжали действовать обычные органы гос власти.

2. Появились новые органы с чрезвычайными полномочиями.

3. Некоторым обычным органам предавались чрезвычайные полномочия

1. 31-го июня 1941 создан государственный комитет обороны СССР. (ГКО) постановление президиума верховного совета. Он признавался высшей властью в стране. Все граждане, органы, и организации обязаны были выполнять решения ГКО. Сначала — 5 человек, потом — 9. Глава — Сталин. Гос комитет обороны не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты других органов.

Существовал институт уполномоченных ГКО — отдельные должностные лица, которые направлялись на фронтовые территории, на кот они имели неограниченную власть. В отдельных городах создавались городские комитеты обороны. Около 60.

ГКО интенсивно осуществлял нормотворческую деятельность — более 10 000 постановлений. Они носили как нормативный, так и индивидуальный характер.

2. Чрезвычайная государственная комиссия — указ президиума верховного совета СССР от 2 ноя 1942 года. Задачи — расследование преступлений немецко-фашистских захватчиков и причиненного им ущерба. ЧГК собирала документальные данные, опрашивала потерпевших, собирала свидетельские показания. На основании доказательств, собранных ЧГК были осуждены многие фашистские преступники.

3. Народные комиссары — их права расширены в 1941 году. Цель: допустить быстрое разрешение вопросов в сфере производства и строительства. Народные комиссары получили право перераспределять материальные ресурсы между отдельными предприятиями и строительствами.

4. В течении войны были расширены права союзных республик — они получили право учреждать собственные наркоматы обороны и ино дел. Законы от 1 фев 1944. Теперь республики могли вступать в непосредственные отношения с ино государствами и заключать с ними соглашения. (украинская и белорусская ССР сами участвовали в учреждении ООН, наравне с СССР).

5. Народный комиссариат танковой промышленности, ноя 1041 наркомат общего машинностроения преобразован в наркомат общего военного вооружения.

6. 21 ня — ставка главнокомандования вооруженными силами СССР. Потом — ставка верховного главнокомандования. Глава — Тимошенко, потом Сталин. Ставка осуществляла стратегическое руководство вооруженными силами страны, ей подчинялся генеральный штаб вооруженных сил.

7. Авг 1941 главное управление тыла красной армии. Задача — снабжение войск боеприпасами, горючим, продовольствием, содержание в порядке дорог прифронтовой полосы, ремонт боевой и спец техники, оказание первой мед помощи раненым и больным.

Вывод: в военное время серьезные изменения в структуре гос органов советского союза, направленные на войну с фашистскими захватчиками.

53. Советское право в годы Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 началась война. На период войны функция обороны стала основной задачей советского государства. Все другие функции были подчинены этой задаче.

Функции государства в военный период:

1. Ведение военных действий

2. Перевод экономики на военные рельсы (милитаризация)

3. Эвакуация населения и производства на восток.

4. Восстановление экономики освобожденных регионов

5. На внешней арене — создание и укрепление антигитлеровской коалиции (конференции, образование ООН).

 

1. Административное право —акты о введении военного и осадного положения.

22 июня 1941 года —указ президиума верховного совета СССР о военном положении: в местностях, объявленных на военном положении все функции гос орг принадлежали военным советам. Они получили право привлекать граждан к трудовой повинности, устанавливать военные квартирные обязанности, изымать транспортные средства, регулировать время работы учреждений и предприяьтий, вводить комендантский час, производить обыски и задержание подозрительных лиц, выселять таких. 19 окт 1941 года постановление гос комитета обороны о введении осадного положения в городе москве. Запрещалось всякое движение с 12 ночи до 5 утра. Нарушители — суд военного трибунала. Провокаторы и шпионы, призывающие к нарушению порядка — расстреливались на месте.

2. Гражданское право — продолжало действовать гражданское законодательство.

. На всей территории, расширились права гос-ва на нек объекты права личной собственности: гр-не должны были временно сдать радиоприемники, реквизиция некоторого им-ва (возмездная ликвидация), граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать трофейное имущество.

. В обязательственном — гражданско-правовые договоры вытеснялись административно-правовыми. Это касалось изготовления военной продукцией, поставок нефти, угля и металла.

. Особое внимание договору жилищного найма. Запрещалось высеклять из жилья военнослужащих и членов их семей. Эвакуированные граждане получали жил площадь на новом месте, а при возвращении на старое место — имели право требовать прошлое жилье.

3. Наследственное право— расширен круг наследников. + трудоспособные родители, братья и сестры. При отсутствии лиц, указанных в законе, имущество можно было завещать любому лицу.

4. Семейное право— меры были направлены на увеличение рождаемости, укрепление брака.

. Налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.

. Институт усыновления.

. Вводится правило, по кот только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов.

. Развод производится только в суде, 2 стадии — 1 стадия — примирение супругов, 2 стадия — через несколько месяцев.

. Увеличились отпуска по беременности до 77 дней. Беременные освобождались от сверхурочных работи получали дополнительный паек.

. Увеличилась гос помощь одиноким и многодетным матерям. Детское пособие после 3 го, а не 6 го ребенка.

. Учреждались медаль материнства (6-7) детей, орден материнская слава (8-9) детей, мать — героиня (10 детей).

5. Трудовое —проводилась мобилизация городского трудоспособного населения для рабочих на производстве и строительстве (те, кто раньше не работал), вводились дополнительные сверхурочные работы от 1 до 3 часов. Отменялись очередные и дополнительные отпуска. Учреждалась медаль за доблестный труд в великой отечественной войне.

Изменения в праве

2.1. Гражданское право

Восстанавливается роль договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

Все предприятия и хозяйства обязаны взаимодействовать между собой на основании договоров, заключаемых в соответствии с госпланом.

Были приняты меры по решению жилищных проблем. До войны и в течение войны были практически запрещено самостоятельное строительство, в 50 г государство для решения данной проблемы решило привлечь к этому делу самих граждан. В августе 48 издан Указ о праве граждан на покупку и строительство жилых домов. Люди получили право построить или купить дом как в городе, так и в сельской местности. Ограничивались размеры — не более 2 этажей, 5 комнат, 60 кв м. Государство кредитовало строительство. Указ оказал положительное воздействие, за 6 лет было построено 157 млн кв м жилья. Практически каждая 4 семья справила новоселье.

В 1961 г были приняты основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных распублик. В Основах содержались основные положения советского гражданского права. Упор был сделан на государственную собственность и командно-административные принципы регулирования хозяйственных отношений.

В 1964 г были приняты гражданские кодексы в республиках.

2.2. Трудовое право.

С окончанием войны были ликвидированы нормы права, относящиеся к военному времени. Восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены сверхурочные работы, восстановлены отпуска, прекратились трудовые мобилизации граждан.

23 июня 1945 г был принят закон, в соответствии с которым местные руководители предприятий и учреждений обязаны были трудоустроить каждого демобилизованного в течение месяца с учетом его специальности.

В 60е гг в сфере трудового права были произведены значительные улучшения положения рабочих. Повышена заработная плата в среднем на 20%; рабочий день сокращен до 7 часов без уменьшения заработной платы; рабочие получили право по своей инициативе расторгать трудовой договор с предупреждением администрации за 2 недели; отменена уголовная ответственность за прогулы.

2.3. Семейное право.

Значительных изменений не произошло.

В 1947 г был принят Указ о запрещении браков советских граждан с иностранцами.

2.4. Уголовное право.

В 40-50х гг все изменения в уголовном праве касались усиления уголовных респрессий. Увеличилось наказание за разглашение гос тайны, хищение гос собственности и др.

В 1958 г были приняты основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. При этом были введены некоторые изменения. В соответствии с ними смягчалась уголовная ответственность за деяния, не представляющие опасности для общества и государства, отменялся институт аналогии, отменялись некоторые виды наказаний (лишение избирательных прав), повышался минимальный возраст уголовной ответственности до 16 лет.

В 1964 были приняты уголовные кодексы.

 

В 1977 г была принята новая Конституция СССР. В 1978 Конституция РСФСР.

Государственная дума в России

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая “Основными государственными законами“23 апреля 1906 г.

По первоначальному проекту (6.VIII. 1905) Государственная дума предполагалась как "законосовещательное установление", избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

17 октября 1905 г. принимается “Манифест об усовершенство­вании государственного порядка, провозгласивший: 1) дарование свободы совести, слова, собрании и союзов, 2) привлечение к выборам широких слоев населения, 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формулирующие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, С-Р, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Монархистов-конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.

В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.