Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система революционных трибуналов.





Уже Декрет о суде № 1 параллельно с местными учреждал особые суды «для борьбы против контрреволюционных сил» — революционные трибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». Социальная направленность деятельности этих органов была определена. В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернскими и городскими Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Система ревтрибу-налов начала формироваться уже в январе 1918 г., когда были созданы специальные революционные трибуналы печати. Трибуналы стали созда-ваться по всей территории страны на уровне губерний, уездов-, городов и даже волостей.

С марта по май 1918 г. Наркомат юстиции разрабатывал проект Декрета о революционных трибуналах, который был принят СНК в мае 1918 г. Предписывалось сохранить ревтрибуналы только в крупных центрах и упразднить их в иных местах. Деление трибуналов по направ-лениям деятельности (борьба с контрреволюцией, спекуляцией, по делам печати) также упразднялось. Была сделана попытка укрупнить и центра-лизовать деятельность этих органов. Одновременно приняты меры к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов (более детально это было сделано в ноябре 1918 г. в Положении о народном суде РСФСР). Вместе с тем ревтрибуналам оставлена полная свобода в выборе мер «борьбы с контрреволюцией».

Тенденция к централизации системы проявилась также в создании центрального Революционного трибунала при ВЦИК (май 1918 г.) и кассационного отдела при ВЦИК, рассматривавшего жалобы и протесты на приговоры местных трибуналов (июнь 1918 г.). В период гражданской войны система ревтрибуналов подвергалась существенным изменениям. В феврале 1919 г. ВЦИК своим постановле-нием подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных городах. В их состав входят три члена, избираемых исполкомами Советов. Трибуналы проверяли следственные действия ор-ганов ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие. Судебное рассмотрение в трибуналах долж-но было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия.



Положение о ревтрибуналах 1919 г. закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов. В марте 1920 г. новое Положение о ревтрибуналах, принятое ВЦИК, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав ревтрибуналов стали входить представители губернских ЧК.

Особенности судебного процесса, характерные для ревтрибуналов, объяснялись условиями Гражданской войны. Ускоренное судопроизвод-ство, право применения высшей меры наказания, свобода в выборе мер уголовной репрессии, использование в качестве защитников и обвините-лей только штатных членов коллегий при Советах, ярко выраженные социальные критерии при назначении наказаний — все это придавало характер чрезвычайности этим судебным органам. При переходе к нэпу (1921—1923) система ревтрибуналов была существенно реорганизована и их большая часть упразднена.

Сохранялись военные трибуналы высшего звена (фронтов, округов, корпусов, дивизий), военно-транспортные трибуналы в ряде крупных городов. В качестве органов чрезвычайной юстиции сохранялись также особые трудовые сессии народных судов, земельные и арбитражные комиссии, выпадавшие из общей судебной системы.

45. Государственно-политическая система в период нэпа.

46. Кодификация права в РСФСР 1922–1924 гг. Общая характеристика.

За прошедшие с момента установления Советской власти годы накопилось значительное количество нормативных актов, которые оставались не систематизированными и зачастую противоречили друг другу. Разрозненность законодательства крайне затрудняла правоприменительную практику. При обилии нормативного материала, тем не менее, оставались и существенные пробелы в законодательстве. Вместе с тем, для укрепления законности и дальнейшего стабильного развития страны необходимы были четкие, ясные и исчерпывающие законы.

Возобновившиеся в РСФСР после завершения гражданской войны работы по кодификации законодательства должны были окончательно оформить и закрепить единую систему советского права. В основном кодификационными работами занимались специалисты отдела законодательных предположений и кодификации Наркомата юстиции РСФСР. К кодификации по мере необходимости привлекались работники соответствующих отраслевых ведомств. Проекты кодексов, подготовленные Наркоматом юстиции и другими ведомствами, передавались на рассмотрение в Совнарком, а затем — во ВЦИК. После утверждения ВЦИК проект обретал силу закона.

В 1922 — 1923 годах были приняты семь кодексов РСФСР: Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Земельный, Лесной и Кодекс законов о труде. В 1924 году принят Исправительно-трудовой кодекс. В 1926 году утверждены новые Брачно-семейный и Уголовный кодексы. На основе кодексов РСФСР создавали свои кодексы другие союзные республики и, тем самым, осуществлялась рецепция российского советского права. В 1929 году было издано систематическое собрание законов РСФСР, в которое вошли все действующие законы.

На развитие гражданского права большое влияние оказала новая экономическая политика (НЭП), в рамках которой разрешалась частная собственность и торговля. Мелкие промышленные предприятия и маломерные жилые строения денационализировались. Более крупные предприятия могли передаваться в концессию иностранным компаниям. Все это привело к расширению сферы договорных отношений, что и было отражено в новом Гражданском кодексе.

Устанавливалось, что гражданской правоспособностью обладают все граждане, не ограниченные по суду в своих правах. Гражданам гарантировался свободное перемещение и выбор места жительства, право свободного выбора занятий, организации промышленных и торговых предприятий. Дееспособность возникала в полном объеме с 18 лет. Наряду с правоспособными гражданами выделялись и такие субъекты гражданских правоотношений как юридические лица: акционерные общества, тресты и др.

Закреплялись три вида собственности: государственная, кооперативная и частная. Государство ограничивало число и виды объектов, которые могли находиться в частной собственности. Из частного обороты изымались крупные и средние предприятия (с числом рабочих более 20 человек), земля, недра, леса, железные дороги и их подвижной состав, летательные аппараты. В связи с отменой частной собственности на землю в советском гражданском праве утратило значение деление имущества на движимое и недвижимое.

В обязательственном праве особый статус имели государственные предприятия. С одной стороны, для них создавались определенные преимущества. Например, они отвечали по обязательствам только оборотным капиталом, а на основной капитал (здания, оборудование и т.д.) взыскание не обращалось. Договоры, убыточные для государства, расторгались в одностороннем порядке. С другой стороны, в отличие от частных предприятий, государственные предприятия, исходя из требований плановой экономики, всегда обязаны были не только возмещать ущерб, но и реально исполнять взятые на себя обязательства. Для таких предприятий ограничивалась свобода договоров с предприятиями, находящимися в частных руках.

Различалось наследование по закону и завещанию. Наследники могли наследовать имущество на сумму не более 10тыс. золотых рублей (ограничения были сняты в 1926 г.). Право наследования по закону имели только супруг, дети, а также лица, состоявшие на полном иждивении наследодателя в течение последнего года его жизни. Все наследники получали равные доли наследства. Завещать имущество разрешалось тем лицам, которые входили в круг наследников по закону. В 1928 г. были разрешены завещания в пользу государства, его органов, партийных, профессиональных и других общественных организаций.

Главным нововведением в семейном праве было введение института фактического брака, т.е. фактическое сожительство приравнивалось к зарегистрированному браку. Наличие фактического брака в спорных случаях устанавливалось судом на основании таких фактов, как совместное ведение хозяйства, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в различных документах, совместное воспитание детей и др. Восстанавливался институт усыновления.

В советском трудовом праве ликвидировались институты, связанные с политикой военного коммунизма: различные принудительные повинности, трудовые мобилизации. Устанавливался единый режим трудовых отношений для предприятий разных форм собственности. Прием на работу осуществлялся на основе трудового договора при добровольном согласии гражданина. Возобновилось заключение коллективных договоров между трудовыми коллективами и администрацией государственных предприятий. С октября 1927 г. вводился 7-часовой рабочий день для фабрично-заводских рабочих. Для непрерывно действующих предприятий в 1929 г. устанавливалась пятидневная рабочая неделя, а для остальных предприятий — шестидневная.

В Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. под преступлением понималось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского правопорядка. Преступления подразделялись на две категории: 1) наиболее опасные преступления: по данным составам устанавливался только нижний предел наказания (суд не мог назначать наказание ниже этого предела); 2) все остальные преступления, по которым устанавливался высший предел наказания. Система преступлений включала государственные преступления, преступления против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и иные преступления. К основным видам наказаний относились: изгнание из пределов СССР на срок или бессрочно, лишение свободы на срок от 6 месяцев до 10 лет, принудительные работы без содержания под стражей, конфискация имущества, смертная казнь в виде расстрела. Допускалось наказание без вины (высылка на срок до 3 лет) по отношению к лицам, подозреваемым в причастности к совершенному преступлению. Если деяние не было напрямую запрещено законом, то допускалась квалификация по принципу аналогии, т.е. на основе диспозиции и санкции статьи, устанавливающей ответственность за похожее деяние.

Образование СССР привело к возникновению новой правовой системы — права союзного государства, тесно взаимосвязанного с правовыми системами союзных республик. Так, в 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в которых вместо понятия наказания вводилось единое понятие «меры социальной защиты» К их числу относились меры судебно-исправительного, медицинского и медико-педагогического характера. В октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в декабре 1928 г. — Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Союзные республики приводили свои кодексы в соответствие с общесоюзным законодательством.

47. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.: разработка, принятие, основные черты права.

Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Он состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право и наследственное право. Разделы делились на главы, а главы, в свою очередь, — на статьи. Всего ГК РСФСР 1922 г. содержал 435 статей.

В Общей части (ст. 1) ГК закреплялось положение о том, что гражданские права охраняются законом, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначением.

Объем гражданской правоспособности не зависел от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения. Никто не мог быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе, как в случаях и порядке, определенных законом. Правоспособность и дееспособность в полном объеме наступали по достижении 18-летнего возраста.

Закон различал следующие виды собственности: государственную, кооперативную и частную. Предпочтение отдавалось первой. Так, земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли находиться только в собственности государства. С отменой частной собственности на землю было ликвидировано и деление имущества на движимое и недвижимое. ГК РСФСР ограничивал объем и размеры права частной собственности (круг объектов, которые могли находиться в частной собственности, установление предельного размера и т.д.).

В ГК были предусмотрены основания возникновения и прекращения обязательств. Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств, а также последствия их нарушения. Гражданскому законодательству были известны следующие виды договоров: купли-продажи, мены, дарения, подряда, имущественного найма и др.

ГК регламентировал наследование по закону и по завещанию. В сфере наследственного права необходимо выделить положение об ограничении имущества, передаваемого по наследству, в пределах 10 тыс. золотых рублей. 29 января 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР ограничение размера наследования было отменено, однако наследование имущества стало облагаться высоким налогом. Запрещалось завещать имущество лицам, которые не являлись наследниками по закону.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. с изменениями и дополнениями действовал до 1964 г.

Развитие гражданского оборота требовало усиления судебной зашиты гражданских прав. В январе 1923 г. Наркомюст РСФСР издает Временную инструкцию «Об основных нормах гражданского процесса».

10 июля 1923 г. второй сессией ВЦИК десятого созыва был принят Гражданский процессуальный кодекс, который вводился в действие с 1 сентября 1923 г. ГПК РСФСР 1923 г. состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей.

Первая часть содержала основные положения, нормы о представительстве в суде, подсудности, процессуальных сроках, о вызовах в суд и др. Вторая часть состояла из норм об исковом производстве. Третья часть была посвящена регулированию особого производства. Четвертая часть содержала положения об обжаловании и пересмотре решений. Пятая часть регулировала исполнение судебных решений и определений.

Гражданский процесс основывался на принципах устности, гласности, публичности производства, равенства всех перед законом, ведения дела на языке большинства населения данной местности. В необходимых случаях приглашался переводчик. Суд приступал к рассмотрению дела по заявлению заинтересованной стороны. Прокурор был вправе включиться в процесс в любой стадии процесса (подача иска, судебное разбирательство и т.д.). Стороны по ходу процесса могли изменять основание и предмет иска.

Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не ограничиваться доказательствами, представленными сторонами. Стороны могли вести дело в суде лично или через своих законных представителей.

Лицами, участвующими в процессе, могла быть подана кассационная жалоба на решение суда в губернский суд или Верховный суд. Основаниями к отмене судебного решения являлись: нарушение или неправильное применение действующих законов, явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

В установленных законом случаях дело могло слушаться в закрытом заседании.

48. Земельный и Трудовой кодексы РСФСР 1922 г. — правовое ре-гулирование частнохозяйственных отношений.

Земельный кодекс РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г. Он состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.

Кодекс закрепил отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяйственного назначения стали составлять единый государственный земельный фонд, который находился в ведении Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования землями предоставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Запрещались покупка, продажа, завещание, дарение и залог земли. Декларировалась свобода выбора крестьянами форм землепользования.

Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота. При этом допускалась только трудовая аренда.

15 декабря 1928 г. ЦИК СССР принял «Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР и союзных республик». «Начала… » регулировали отношения землепользования, землеустройства, переселения. Большое внимание уделялось коллективным формам землепользования.

Земельный кодекс РСФСР 1922 г. действовал с изменениями и дополнениями до 1970 г.

Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ) был утвержден постановлением ВЦИК 9 ноября 1922 г. Он состоял из 17 глав и 192 статей. В Общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение.

Отменялась всеобщая трудовая повинность. Трудовые отношения возникали в результате заключения трудового или коллективного договора.

Трудовой договор являлся соглашением двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение. Закон регламентировал порядок заключения трудовых договоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, труд несовершеннолетних и женщин. Коллективные договоры являлись соглашениями, заключаемыми профсоюзом как представителем рабочих и служащих и нанимателем, которые устанавливали условия найма и труда для отдельных предприятий и учреждений или их групп.

Дела о нарушениях законов о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном, либо в примирительном порядке.

КЗоТ РСФСР 1922 г. вместо социального обеспечения вводил социальное страхование на государственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных и частных предприятиях, в учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат, которые производились из средств данного предприятия или лица.

Закон предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства. В апреле 1922 г. СНК РСФСР принял Декрет о наказаниях за нарушение постановлений по охране труда, в мае 1924 г. — Декрет о порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности.

Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. действовал до принятия нового Кодекса законов о труде в 1972 г.

49. Создание и основные положения Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.

Уголовный кодекс РСФСР (УК) был утвержден третьей сессией ВЦИК девятого созыва 26 мая 1922 г. и вступил в действие 1 июля 1922 г. Кодекс состоял из введения и двух частей — Общей и Особенной. Части делились на главы, а последние — на 227 статей.

Под преступлением УК РСФСР понимал всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.

Действие УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами, не пользовавшимися правом экстерриториальности.

Целями наказания являлись: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, лишение преступника возможности совершать новые преступления.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет могли быть назначены меры медико-педагогического воздействия.

Система наказаний включала в себя: общественное порицание; изгнание за пределы РСФСР; лишение свободы; принудительные работы; условное осуждение; конфискацию; штраф и др.

По делам, находящимся в производстве ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. При отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись в соответствии с принципом аналогии. При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности преступника и совершенного им преступления.

Система преступлений по УК включала преступления государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и др.

22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, однако данный нормативный акт не внес серьезных изменений в УК РСФСР 1922 г.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят 25 мая 1922 г. третьей сессией ВЦИК девятого созыва. 15 февраля 1923 г. ВЦИК утвердил новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, являвшийся редакцией УПК РСФСР 1922 г.

УПК РСФСР состоял из шести разделов, которые делились на 32 главы, а последние — на статьи. Всего было 465 статей.

Кодексом устанавливались такие принципы уголовного судопроизводства, как гласность и публичность заседаний, устность судопроизводства, ведение процесса на русском языке или на языке большинства населения данной местности. В необходимых случаях приглашался переводчик.

Суд не был ограничен формальными доказательствами и сам осуществлял их отбор.

УПК регламентировал порядок дознания и следствия. При производстве предварительного следствия следователь был обязан выяснить и исследовать все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Адвокат на предварительное следствие не допускался. Надзор за законностью возлагался на прокуратуру.

В судебном заседании могли участвовать общественные защитники и обвинители.

При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством. Судья, оставшийся в меньшинстве, мог изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало.

Регламентировались кассационный и надзорный порядки обжалования приговоров, производство по возобновлению дел в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и особые производства.

В УПК имелись нормы об исполнении приговора.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. с изменениями и дополнениями действовал до 1961 г., когда в действие вступил УПК РСФСР 1960 г.

50. Создание нового социалистического федеративного государства. Конституция СССР 1924 г.

1. Период гражданской войны.Во время гр войны сущ тесные политические и военные и экономические связи между РСФСР и др. вновь образованными советскими республиками. например, 1 ня 1919 создан военный союз, в состав которого вошли Россия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Крым. Цель— объединить воен и хоз силы государств. С 1920 года между новыми советскими гос-вами начала развиваться система двусторонних республиканских договоров.Договоры об объединении обороны, экономики, продовольствия и финансов были подписаны РСФСР с Украиной, Белоруссией, Арменией, Грузией. Др вариант объединения — создание объединенных комиссариатов 2 — х республик, было подписано м-ду РСФСР и Украиной. Часть территории была присоединена к РСФСР после их захвата красной армией (Башкирия). После перехода к миру появились возможности и встала задача юридического оформления отношений между республиками.

2. Обсуждение вопроса об объединении. Весной 22 года в гос республиканских органах началось обсуждение вопроса об объединении. Выдвигались различные предложения о формах объединения. Например, конфедерация, федеративное государство на базе РСФСР, союз государств. Август 22 года ЦК РКП(б) создал спец комиссию для выработки форм объединения. В неё вошел Сталин. Он подготовил проект тезисов об объединении в соотв с которым все независимые советские социалистические республики ССР вступают в состав РСФСР. А высшие органы власти РСФСР становятся общефедеральными, для всех республик. (план автономизации), тезисы Сталина были разосланы в ЦКомитеты ком партии всех независимых республик, там их разные оценки, в том числе и отрицательные. С критикой проекта автономизации выступил Ленин. В письме полит бюро ЦК РКП(б) Ленин предложил отвергнуть ошибочную идею автономизации. Свой план — равноправие республик и новое г во — СССР. Новый проект — «основные пункты конституции», он был отправлен в республики на обсуждение. Съезды советов этих республик приняли решение об образовании СССР и избрали своих полномочных делегатов в первый съезд советов СССР. Республики:

a. РСФСР

b. Украинская ССР

c. Белорусская ССР

d. Закавказская сфср (Армения, Азербайджан, грузия)

Принятие решения об объединении 2 этапа:

1) Принятие решений на уровне республик. 23 -29 дек — последний 10 всероссийский съезд советов РСФСР, единодушно принял решение о создании СССР, одобрил декларацию и договор об образовании союзов

2) Принятие решения общесоюзными органами.

30 дек 22 — первый съезд советов СССР. Он принял решение об образовании СССР и утвердил декларацию и договор об образовании СССР, решение о создании конституции СССР.

 

Порядок разработки — в начале 1923 года — кон комиссия. В апреле 23 года 12 съезд РКП(б) выдвинул ряд предложений по содержанию конституции:

1. При построении центральных органов власти обеспечить равенство прав и обязанностей всех союзных республик.

2. В системе высших органах власти учредить спец орган представительства всех без исключения национальных республик.

3. Исполнительные органы сконструировать так, чтобы обеспечить реальное участие в них представительных республик.

4. Предложил гос органы самих республик комплектовать преимущественно их местных кадров.

Кон комиссия учла эти предложения, и в середине 23 года завершила разработку проекта конституции РСФСР. Данный проект был одобрен сначала на 2-ой сессии ЦИК СССР 6 ля 23 года, а затем, в янв 1923 года утвержден 2-ым съездом совета СССР.

Вступила в силу с 25 декабря 1923.

Кон 1924 года — 2 раздела: декларация об образовании СССР и договор об образовании СССР.

Декларация не имеет внутреннего деления, в ней указываются причины и предпосылки образования СССР и преимущества социалистических государств перед капиталистическими.

Там, в лагере капитализма, — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.

Здесь, в лагере социализма, — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.

Цель — противостоять капиталистическому захвату, создание социалистической семьи, обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов.

 

Принципы СССР:

1. Союз является добровольным объединением равноправных народов

2. За каждой республикой обеспечено право свободного выхода из союза

3. Доступ в союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим и вновь возникшим.

Договор состоял из преамбулы и 11 глав.

1. о предметах ведения верховных органов СССР

2. о суверенных правах союзных республик и союзном гражданстве

3. о съезде советов СССР

4. о ЦИК СССР

5. о президиуме ЦИК СССР

6. о снк СССР

7. о верховном суде СССР

8. о народных комиссариатах

9. об объединенном государственном политическом управлении (огпу)

10. о союзных республиках

11. о гербе, флаге и столице СССР.

В преамбуле указывается, что в СССР вошли 4 республики (РСФСР, украинская ССР, белорусская ССР, закавказская— она включала 3 республики(Азербайджан, Грузия, Армения)

Предметы ведение — те сферы, в которых органы соответствующих публичных образовании в праве осуществлять свою власть. В конституции указаны предметы ведения только верховных органов в СССР, что подразумевает, что верховные органы республик в праве осуществлять свои полномочия во всех остальных сферах деятельности, их оставалось мало.

Сферы деятельности органов СССР:

1. международное представительство

2. объявление войны руководство

3. транспортом установление основ судопроизводства и т.д. к сем

 

Гл 2 — подтверждается право выхода, за каждой республикой признается суверенитет, который ограничен конституцией. Вводится единое союзное гражданство.

Гл. 3 — верховный орган власти. Коллегиальный. Нет внутренней структуры, выбирается председатель. М.И.Калинин. порядок работы — сессионный, раз в год. Чрезвычайные — по мере необходимости. (5 дек 1936 года чрезвычайных 8-ой съезд советов СССР, на котором была принята конституция). Формирование органа — их представителей городских советов и советов сельских поселений. Компетенция: законодательная власть, чётко не указана. К исключительному ведению:

1. внесение изменений в конституцию

2. прием новых республик

3. установление основ развития народного хозяйства и бюджета

на практике он определял направления деятельность всех гос органов и образовывал ЦИК СССР.

 

В союзных республиках формировалась система органов, подобная высшим органам СССР. Гл.11— за основу взяты герб и флаг СССР. Добавлена пятиконечная звезда. Столица — Москва.

Вывод: переработаны конституции всех союзных республик. С формальной стороны конституция СССР 1924 года союз независимых государств с широкими суверенными правами. Однако в это время в стране существовала надгосударственная организация РКП (б) и её партийные организации, руководившие союзными республиками входили в состав РКП (б) на правах местных органах и подчинялись центру. По этому формально можно было наделять даже правом выхода их союза и говорить о федеративном государстве, фактически же существовал унитарное государство и авторитарный политический режим.

 

51. Конституция СССР 1936 г.

Разработка.На 7ом съезде советов СССР было принято решение о разработке и изменениях конституции 1924 года. ЦИК создал конституционную комиссию. В процессе разработки выяснилось, что необходимо принимать новую конституцию. 12 ня 1936 года проект был опубликован для всенародного обсуждения. 25 ноя 1936 года открылся 8ой чрезвычайный съезд советов. Голосование по каждой главе, потом по всему тексту. 5 дек 1936 года конституция была принята.

13 глав. 136 статей.

Содержание:

Рассматривались общественное устройство, государственное устройство, органы государственной власти и управления СССР и республик, местные органы власти, суд, прокуратура, отдельная глава о правах и обязанностях граждан (гл. 10) — впервые.

Общественное устройство.

1. СССР — социалистическое государство

2. Политическая основа — советы

3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся в лице советов

4. Экономическая основа — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. 2 формы собственности — социалистическая (государственная и кооперативно-колхозная) и личная.

. В гос собственности — земля, недра, воды, леса, фабрики, заводы, жд, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи и др. имущество общенародного значения (всенародное состояние)

. Кооперативно-колхозная — Общественные предприятия в колхозах и кооперативах с их живым и мертвым инвентарем, производимая ими продукция и общественные постройки. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование (навечно).

. Личная собственность — вещи, необходимые для личного использования, собственность граждан на их трудовые доходы, на жилой дом (только 1) и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода. Жители сельских поселений (крестьяне) могли иметь в лично собственности живой и мертвый сельскохозяйственный инвентарь и вести личное подсобное хоз-во по уставу сельскохозяйственной артели.

5. Труд в СССР оставался обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина.

6. Принцип социализма — от каждого по способностям, каждому по труду. По потребностям — это принцип коммунизма.

Государственное устройство

Союз признавался добровольным объединением равноправных республик. К 36 — 15 республик. Определялись предметы ведения союза СССР ст 14. Предметы ведения союзных республик определялись по остаточному признаку. За республиками признавался суверенитет, который ограничивался ст 14. Вне этих пределах каждая республика осуществляет свою власть самостоятельно и СССР охраняет суверенные права союзных республик. Основные суверенные права:

1. Право иметь конституцию, которая учитывает особенности, но построенная в полном соответствии с кон СССР

2. Территория союзных республик не может быть изменена без их согласия.

3. Каждая республика имеет свои республиканские войсковые формирования.

4. В состав республик могут входить автономные ССР, автономные области. Напр, в состав СССР входили башкирская, дагестанская и до автономные ССР и еврейская автономная область.

Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик и имеют приоритет по сравнению с республиканским законодательством.

Для граждан СССР — единое гражданство.

Органы власти и управления.

1. Съезд советов переименован в верховный совет СССР — высший орган власти. Ст 14. Законодательную власть он осуществляет исключительно. Ему подчиняются президиум верховного совета СССР, совет министров СССР, министерства СССР.

Структура: 2 палаты — совет союза (избирается пропорционально населению СССР 1 деп — на 300 000 жителей) и совет национальностей (избирается по фиксированной норме от каждой республики и области 32 деп от каждой союзной респ, 11 — от каждой автономной респ, 5 — от авт области). Обе палаты равноправны. В каждой палате избирается председатель и 4 зама.

Верховный совет — на 4 года, созывается 2 раза в год.

Исключительные полномочия : принятие законов и принятие в состав новых республик, избрание президиума верховного совета СССР.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.