Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КИНОИСКУССТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)





Нападение фашистской Германии на СССР. Перестройка работы киностудий в связи с требованиями военного времени. Организация фронтовых групп кинохроники. Кинопериодика и фронтовой кинорепортаж. Новые задачи научно-популярного кино. Выпуск военно-инструктивных фильмов для всеобщего военного обучения Организация производства военно-учебных фильмов для армии. Перестройка художественной кине­матографии. Выпуск киноплакатов и короткометражных фильмов. «Боевые киносборники». Эвакуация киностудий на восток страны. Организация ЦОКС (Центральной Объединенной Киностудии) в Алма-Ате.

Документальное кино в годы Великой Отечественной войны

Первые фронтовые кинорепортажи. Производственно-творческая организация работы фронтовых киногрупп. Героический труд фронтовых кинооператоров В.Сущинского, В.Орлянкина, Р.Кармена, В.Микоши и др. Освещение военных событий в киножурналах, спецвыпусках и документальных фильмах.

Хроникально-документальные фильмы о важнейших этапах войны, о партизанском движении, о жизни тыла: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, реж. И.Копалин и Л.Варламов), «Ленинград в борьбе» (1942, реж. Р.Кармен, И.Комарцев, В.Соловцов, Е.Учитель), «Народные мстители» (1943, реж. В.Беляев), «День войны» (1942, реж. М.Слуцкий), «Сталинград» (1943, реж. Л.Варламов), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, реж. А.Довженко, Я.Авдеенко, Ю.Солнцева), «Освобожденная Франция» (1944, реж. С.Юткевич), «Берлин» (1945, реж. Ю.Райзман) и др. Приход в документальное кино


мастеров игрового фильма. Художественно-публицистическое начало в образном строе документальных фильмов о войне. Развитие приемов фронтового репортажа, повышение мастерства операторов. Влияние опыта кинодокументалистики на игровой кинематограф. Историческое значение материалов документальной кинолетописи Великой Отечественной войны.

Игровые фильмы о Великой Отечественной войне

«Боевые киносборники». Возрождение традиций киноплаката и агитфильма. Участие в создании киносборников крупнейших писателей, режиссеров, актеров, операторов. Жанровое многообразие. Использование образов популярных героев довоенного экрана. Киноновеллы: «У старой няни» (БКС № 1), реж. Е.Червяков, «Антоша Рыбкин» (БКС № 2), реж. К.Юдин, «Ночь над Белградом» (БКС «№ 8), реж. Л.Луков, «Пир в Жирмунке» (БКС № 6), авт. сцен. Л.Леонов, реж. В.Пудовкин и др.

Фильм В.Пудовкина и Ю.Тарича «Убийцы выходят на дорогу» (1942, по мотивам пьесы Б.Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи», авт. сцен. М.Большинцов и В.Пудовкин). Тема античеловеческой сущности тоталитаризма и фашизма. Особенности сюжетной композиции. Элементы сатирического гротеска и психологизма в образном строе фильма. Экспрессивность изобразительного решения (опёр. Б.Волчек, Э.Савельева, худ. А.Бергер). Драматическая судьба фильма.

«Машенька» (1942, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. Ю.Райзман, опер. Е.Андриканис). Морально-этическая коллизия фильма. Психологически убедительные портреты современников. Образы Маши Степановой (В.Караваева) и Алеши (М.Кузнецов). Достоверность и художественная выразительность в изображении быта предвоенной поры. Камерность сюжета и образ времени в фильме. Значительный зрительский успех «Машеньки».

«Парень из нашего города» (1942, по одноименной пьесе К.Симонова, авт. сцен. К.Симонов, реж. А.Столпер, Б.Иванов). Злободневность темы и схематичность образов предвоенной пьесы. Образ «героя нашего времени» Сергея Луконина, созданный Н.Крючковым. Поверхностное решение ряда сюжетных линий: Продолжение творческого содружества К.Симонова и А.Столпера в фильмах «Жди меня» (1943) и «Дни и ночи» (1945). Камерная, лирико-драматическая трактовка будней войны.

Всенародный характер патриотического сопротивления захватчикам - основная тема киноискусства военной поры. Эволюция мастеров кино от умозрительного, поверхностно-агитационного раскрытия темы к реалистическому постижению страданий и мужества народа.

«Секретарь райкома» (1942, авт. сцен. И.Прут, реж. И.Пырьев). Романтический образ командира партизанского отряда Кочета (В.Ванин). Сатирическая трактовка образа врача (М.Астангов). Использование в изобразительной структуре фильма приемов политического плаката (опер. В.Павлов, худ. А.Уткин). Облегченность драматургических и режиссерских решений.

«Она защищает Родину» (1943, авт. сцен. А.Каплер, реж. Ф, Эрмлер, опер. В.Рапопорт). Образ Прасковьи Лукьяновой в исполнении В.Марецкой. Документализм и публицистическая страстность образного языка картины. Традиции кино 30-х годов в сюжетно-психологической повествовательности и плакатность в изображении войны.

«Радуга» (1944, по одноименному роману В.Василевской, авт. сцен. В.Василевская, реж. М.Донской). Обнаженная правда и острый драматизм в изображении народных страданий под гнетом оккупантов. Тема народного сопротивления. Драматическая выразительность образов Олены (Н.Ужвий), Малючихи (А.Лисянская), Федосьи (Е.Тяпкина). Образы Курта Вернера (Г.Клеринг) и Пуси (Н.Алйсова). Эмоциональная напряженность образного строя фильма. Символический образ радуги. Особенности изобразительного решения (опер. Б.Монастырский, худ. В.Хмелева). Международный успех фильма, его влияние на зачинателей итальянского неореализма.

«Человек № 217» (1944, ВЭ - 1945, авт. сцен. Е.Габрилович и М.Ромм, реж. М.Ромм, опер. Б.Волчек, Э.Савельева). Тема душевной стойкости советских людей в фашистской неволе. Сатирическое обличение человеконенавистнической сущности «обыкновенных» немцев. Слаженность актерского ансамбля: Е.Кузьмина, В.Зайчиков, В.Владиславский,


 




Л.Сухаревская и др. Публицистичность и экспрессия изобразительного решения. Опыт фильма «Человек № 217» и фильм М.Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965).

«Нашествие» (1944, ВЭ- 1945, по одноименной пьесе Л.Леонова, авт. сцен. Б.Чирсков, реж. А.Роом). Особенности драматургии Л.Леонова. Тема патриотизма и острота психологического конфликта. Необычная для фильмов военной поры внутренняя конфликтность образа Федора Таланова (О.Жаков). Сатирическая заостренность образов Фаюнина и Кокорышкина (актеры В.Ванин и Г.Шпигель).

«Однажды ночью» (1944, авт. сцен. Ф.Кнорре, реж Б.Барнет). Психологическая глубина г изображении подвига обычного, рядового человека. Образ Вари, созданный актрисой И.Радченко.

Последняя совместная работа братьев Васильевых «Фронт» (1943) по одноименной пьесе А.Корнейчука, опубликованной на страницах «Правды».. Профессионализм режиссеров и других создателей картины (опер. А.Дудко, худ. Б.Дубровский-Эшке, арт.: Б.Бабочкин, Б.Жуковский, Л.Свердлин, В.Ванин, Б.Чирков, Н.Крючков...) и, вместе с тем, неубедительное, поверхностное объяснение причин неудач нашей армии на первом этапе войны.

«Великий перелом» (1945, авт. сцен. Б.Чирсков, реж. Ф.Эрмлер). Попытка художественного проникновения в «лабораторию» полководческой мысли. Драматическая напряженность сюжетного развития..Функциональность образов высших военачальников - Муравьева (М.Державин), Виноградова (П.Андриевский), Лаврова (Ю.Толубеев), Кривенко (А.Абрикосов), Пантелеева (А.Зражевский). М.Бернес в роли шофера Минутки. Стремление к документализму в изобразительной манере (опер. А.Кальцатый, худ. Н.Суворов). Влияние культа личности Сталина на общую концепцию фильма.

Тема воинского подвига народа в фильмах «Во имя Родины» (1943, реж. В.Пудовкин, по пьесе К.Симонова «Русские люди»), «Малахов курган» (1943, реж. А.Зархи и И.Хейфиц), «Небо Москвы» (1944, реж. Ю.Райзман), «Иван Никулин - русский матрос» (1945, реж.И.Савченко) и др. Отдельные режиссерские, актерские, операторские удачи и преобладание агитационно-пропагандистского пафоса, шаблонных, стереотипных решений над художественностью.

Фильм Л.Лукова «Два бойца» (1943, по повести Л.Славина «Мои земляки», авт. сцен. Е.Габрилович). Камерность сюжета. Образы фронтовых друзей, созданные Б.Андреевым и М.Бернесом. Юмор и лирика в образном строе фильма. Роль песен комп. Н.Богословского. Большой зрительский успех фильма.

Героические и комедийные мотивы в кинокомедиях «Антоша Рыбкин» (1942, реж. К.Юдин) и «Новые похождения Швейка» (1944, реж. С.Юткевич).

«В шесть часов вечера после войны» (1944, авт. сцен. В.Гусев, реж. И.Пырьев). Жанровое своеобразие фильма. Роль музыки Т.Хренникова. Актерский ансамбль: М.Ладынина, Е.Самойлов, И.Любезнов. Провидческий финал картины.

Тема единства фронта и тыла в фильмах «Большая земля» (1944, авт. сцен, и реж. С.Герасимов), «Родные поля» (1945, авт. сцен. М.Папава, реж. Б.Бабочкин и А.Босулаев).

Тема патриотизма и освободительной борьбы народа с иноземными захватчиками в историко-биографических фильмах.

«Иван Грозный» С.Эйзенштейна, 1-я (1945) и 2-я (1945, ВЭ- 1958) серии. Образ Ивана Грозного - собирателя московского государства в первой Серии фильма. Эволюция образа от первой ко второй серии. Трактовка опричнины. Органическая слитность драматургии, пластики (худ. И.Шпинель, опер. И.Москвин и Э.Тиссэ), музыки (комп. С.Прокофьев) и актерского исполнения. Психологическая глубина образов Ивана Грозного (Н.Черкасов), Ефросиньи Старицкой (С.Бирман), князя Владимира (П.Кадочников). Драматическая судьба второй серии фильма.

«Кутузов» (1944, авт. сцен. В.Соловьев, реж. В.Петров), «Георгий Саакадзе» (1942-1943, авт. сцен. А.Антоновская, Б.Черный, реж. М.Чиаурели), «Давид Бек» (1944, авт. сцен. А.Бек-Назаров, Я.Дукор, С.Арутюнян, В.Соловьев, реж. А.Бек-Назаров). Иллюстративность драматургии, идеализация образов полководцев и монархов. Актерская и пластическая выразительность отдельных решений.

Воплощение патриотической темы на материале гражданской войны в фильмах «Котовский» (1943, авт. сцен. Каплер, реж. А.Файнциммер),'«Александр Пархоменко»


(1942, авт, сцен. Вс. Иванов, реж. Л.Луков) и «Его зовут Сухе Батор» (1942, авт. сцен. Б.Лапин, З.Хацревин, АЗархи, И.Хейфиц, реж. А.Зархи, И.Хейфиц). Драматическая неразработанность характеров. Упрощенность сюжетных решений.

Фильмы для детей и юношества

Перестройка работы киножурнала «Пионерия». Документальный фильм «Повесть о наших детях» (1945, реж. А.Ованесова). Игровые фильмы: «Жила-была девочка» (1944, авт. сцен. В.Недоброво, реж. В.Эйсымонт), «Волшебное зерно» (1942, авт. сцен, А.Симуков, реж. В.Кадочников и Ф.Филиппов). Фильмы-сказки реж. А.Роу по сценариям В.Швейцера «Конек-Горбунок» (1941) и «Кащей Бессмертный» (1945).

Заключение

Особенности советского кино в годы Великой Отечественной войны и его вклад в общенародную борьбу против фашистских захватчиков. Ведущая роль кинохроники и документального кино. Отражение в кинодокументах и игровом кино агитационных задач времени, массового героизма и патриотизма советских людей. Влияние хроники на художественное кино.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.