Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дополнительные занятия и консультации





Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащими­ся или группой учащихся с целью восполнения пробелов в зна­ниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенно­го интереса к учебному предмету.

При отставании в учебе прежде всего необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учеб­ному предмету или общее замедленное развитие. На дополнитель­ных занятиях опытные учителя практикуют различные виды по­мощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других — словесной конкретизации.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубо­кого изучения отдельных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по само­стоятельному освоению интересующих проблем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, посколь­ку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экза­менам или зачетам) консультации. Консультации в школе обыч­но групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере необходимости.

Домашняя работа

Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления зна­ний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько за­дачами формирования навыков самостоятельной работы и под­готовки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основ­ное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспита­тельное значение, формируя чувство ответственности за поручен­ное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие соци­ально ценные качества.

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отлича­ется от классной прежде всего тем, что протекает без непосред­ственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятель­но в домашних условиях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использо­вать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество.

Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида до­машних заданий: подготавливающие к восприятию нового мате­риала, изучению новой темы; направленные на закрепление зна­ний, выработку умений и навыков; требующие применения по­лученных знаний на практике. Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, вы­полнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.). Могут быть индивидуальные домашние задания и зада­ния отдельным группам учащихся.

Методика организации домашней работы — одно из слабых мест в деятельности школы и семьи. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Ме­жду тем задавание уроков на дом должно помогать учащимся самостоятельно учиться. Домашние задания должны даваться с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих пределах: I класс — до 1 ч; II — до 1,5 ч; III — IV классы — до 2 ч; V - VI - до 2,5 ч; VII - до 3 ч; VIII - XI - до 4 ч. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу "минимум — максимум". Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчи­таны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

В практике работы школы сложились следующие виды инструк­тажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить та­ким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в клас­се; объяснение способа выполнения задания на двух-трех приме­рах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

Особенности приготовления уроков в школах-интернатах и школах продленного дня

Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха, прогулки); общее руководство самоподготовкой осущест­вляет педагог (можно обратиться за помощью); учитель может контролировать ход выполнения домашней работы и учитывать результаты в последующей работе на уроке (если самоподготов­кой руководит учитель класса); можно мобилизовать силу коллек­тива на создание общественного мнения, организовать взаимо­контроль, взаимопомощь; учитель класса может сразу проверить выполнение домашней работы и тем самым высвободить время на уроке.

Однако самоподготовка не лишена недостатков. Так, в частности, возможно списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся; выполнившие задание, как пра­вило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вы­зывают торопливость); усложняется процесс подготовки устных заданий.

Нередко самоподготовкой руководит учитель. С одной стороны, это хорошо, но с другой — самоподготовка часто превращается в урок, так как внимание обращается на ликвидацию пробелов, исправление недоработок. В настоящее время для руководства самоподготовкой все больше привлекаются штатные воспитатели. Они рекомендуют целесообразный порядок выполнения задания; подсказывают приемы работы; организуют взаимоконтроль и вза­имопомощь.

Учебная конференция

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной фор­мой организации педагогического процесса, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблю­дений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).

Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (прежде всего па­раллельных) классов, учителя, представители производства, уча­стники войны, ветераны труда.

Школьная лекция

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция — адаптированная к условиям школы основ­ная форма лекционно-семинарской системы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модифика­цию урока сообщения новых знаний.

В условиях школы лекция во многом приближается к расска­зу, но значительно продолжительнее по времени. Она может за­нимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физи­ке), поэтому она требует записи.

В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах уча­щимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: по­казывать приемы конспектирования, использования общеупотре­бительных сокращений и обозначений, учить дополнять матери­ал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.

Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащих­ся к восприятию. Это может быть повторение необходимых раз­делов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.

Семинары и практикумы

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изу­чении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросо-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсу­ждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докла­дов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговре­менная подготовка. Сообщается план занятия, основная и допол­нительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары довольно просты. Они начинают­ся с краткого вступления учителя (введение в тему), затем после­довательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сооб­щения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.

Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отли­чие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-дис­пут имеет и особую цель — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Практикумы или практические занятия применяются при изу­чении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процес­се трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и меха­низмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.

Практикумы во многом способствуют решению задач политех­нического образования и трудовой подготовки школьников.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.