Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 1. Педагогика как наука о воспитании и образовании





ПЕДАГОГИКА

Вопрос 1. Педагогика как наука о воспитании и образовании

Педагогика - наука о воспитании человека; совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания и развития личности ребенка, это наука, являющаяся сложной общественной системой, объединяющей интегрирующие и синтезирующие в себе данные всех естественных и общих наук о ребенке, о законах развития и воспитания общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Педагогика - одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир.

Педагогика - это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения. Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект - растущего, развивающегося человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем.

 

Вопрос 2. Предмет педагогики и ее основные категории

Предметом педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве. Обучение понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

 

Вопрос 3. Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)

В процессе развития педагогики образовывались все новые связи с другими науками, что привело к выделению различных отраслей педагогики в системе педагогических наук. На сегодня педагогика – это сложная система педагогических наук, в структуру которой входят следующие отрасли:

1) Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:

- теория и практика обучения;

- теория и практика воспитания;

- теория организации и руководства системой образования.

2) Коррекционная педагогика (дефектология) изучает особенности воспитания и обучения детей с различными дефектами. К ней относятся такие ответвления, как:

- сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих;

- тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих;

- олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития;

- логопедия – обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

3) Методика обучения различным предметам (предметные дидактики) занимается содержанием, формами, методами, средствами изучения отдельных учебных предметов.

4) История педагогики и образования изучает процесс развития педагогических идей, труды выдающихся педагогов прошлого и современности и особенности воспитательной деятельности в различные исторические периоды.

5) Отраслевая педагогика – общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.

6) Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

7) Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

8) Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

9) Педагогика профессионально-технического образования - отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

10) Производственная педагогика изучает: закономерности обучения работающих; переориентацию на новые средства производства; повышение квалификации работающих; переориентацию на новые профессии.

11) Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.

12) Исправительно-трудовая педагогика ориентирована на перевоспитание лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

 

Вопрос 8. Вопросы воспитания и образования в период античности (Сократ, Платон, Аристотель)

Воспитание и образование в античности предполагало изучение литературы, философии и других дисциплин. В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину.

Сократ - философ-идеалист. Несмотря на свое демократическое, он был идеологом консервативной земельной аристократии. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только себя самих, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Сократ - философ-трибун, вел беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, побуждал своих слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был назван сократическим, откуда позднее развилась сократическая беседа методом наводящих вопросов.

Платон - философ-идеалист, ученик Сократа, создатель теории объективного идеализма. Он считал первичным «мир идей», а мир чувственных вещей - вторичным, развивал мысль о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями». Он делил мир на мир идей и мир явлений. По его мнению, идеи вечны и неизменны. Вещи для него лишь тени мира идей.
Платон, представитель афинской аристократии, выдвинул теорию о вечном господстве аристократии. Сконструировал идеальное аристократическое государство, в котором должны существовать три общественные группы: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Философы управляют, воины охраняют государственный порядок, а третья группа трудится и содержит две первые. В этом государстве сохраняются и рабы. Бесправны как рабы, так и ремесленники и земледельцы.

Воспитание, говорит Платон, должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп - философов и воинов. В своей педагогической системе Платон стремился объединить в единую систему черты спартанского и афинского воспитания.
Дети с 3 до 6 лет под руководством назначенных государством воспитательниц занимаются на площадках играми. Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тщательному выбору материала для рассказывания детям.

С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению, с 12 до 16 лет - школу физического воспитания - палестру с обычными гимнастическими упражнениями. После палестры юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями (для подготовки воинов). С 18 до 20 лет - эфебия, т. е. военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются воинами. Меньшая часть юношей, проявившая способности к отвлеченному мышлению, проходит до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию, а также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, но уже в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35-летнего возраста), после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства. Платон считает, что воспитание женщин должно быть подобным тому, как это было в Спарте. Все воспитание в системе Платона построено на глубоком презрении к физическому труду, будущим философам и воинам запрещено «даже думать о нем». Дети рабов к образованию не допускаются.
Аристотель, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В противоположность своему учителю Платону, разделившему мир на мир идей, Аристотель признал, что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Во всяком предмете мы можем различить вещество и форму. В веществе имеются возможности вещей; вещество становится вещью, получая ту или иную форму. Так, вещество мрамора может стать статуей, получив известную форму.

В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существуют три вида души: растительная, которая проявляется в питании и размножении; животная, которая сверх свойств растительных проявляется в ощущениях и желаниях; разумная, которая сверх растительных и животных свойств характеризуется еще мышлением или познанием. В человеке животная часть души, поскольку она подчинена разуму, может быть названа волевой.
Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии высших сторон души - разумной и волевой. Как в каждом веществе заложена возможность развития, так и человеку природа дает лишь зародыш способностей; возможность развития осуществляется воспитанием. Природа тесно связала три вида души, и в воспитании мы должны следовать за природой, тесно связывая физическое, нравственное и умственное воспитание.

Государство, по высказыванию Аристотеля, в целом имеет одну конечную цель - для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы.

Аристотель делил жизнь подрастающего человека на три периода: 1) до 7 лет, 2) от 7 до 14 лет (наступление половой зрелости) и 3) от наступления половой зрелости до 21 года. До 7 лет дети воспитываются в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы.
Физическое воспитание предшествует умственному. Мальчиков нужно прежде отдавать в руки учителей гимнастики; но при этом нельзя чрезмерно утомлять детей, пока организм не окреп, допустимы лишь легкие упражнения. Аристотель считал, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию, музыку. Музыку надо изучать для развития чувства прекрасного. Женщины, природа которых, по Аристотелю, отличается от природы мужчины, не получают такого же, как они, образования.

В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум - таковы три источника нравственного воспитания. Для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения, формирующие привычки и навыки нравственного поведения. Во всяком желании и деятельности, по Аристотелю, могут иметь место недостаток, излишек и середина. И во всем только середина, только равновесие хорошо и полезно. Отсюда добродетелью является поведение, избегающее во всем крайностей как избытка, так и недостатка. В таком поведении и следует упражняться.

 

Вопрос 10. Вопросы воспитания и образования в период Средневековья

В эпоху Средневековья действовали факторы, которые определяли специфику обучения и воспитания. Это, прежде всего, христианская традиция, влияние античной традиции и, наконец, ментальность личности. Средневековье нельзя представить без варварской, дохристианской традиции. Особую роль играла трехчленная система разделения труда: духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане. Каждое сословие имело свой имидж. Добродетелью крестьянина считалось трудолюбие; лучшей чертой аристократа - доблесть; главное качество духовенства - благочестие. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Философско-педагогическая мысль Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души.

Носителями христианской педагогики были служители католической церкви. Идеалом выступала верующая личность. Образец воспитания должно бы­ло давать монашество. Идеалом монашеского воспитания было нравст­венное воспитание (чистота сердца путем постов), устранения от земных благ, самоконтроля над желаниями, усердного чтения религиозных текстов, но это не исключало необходимости приобретения светских знаний. Важную роль в раннем Средневековье играласхоластика (средневековая «школьная философия», представители которой - схоласты - стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение).Важную роль в создании новой идеологии обучения и воспитания сыграл Фома Аквинский. Он пытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Его сочинения служили источником изучения богословия в Средневековой школе. Итак, в практике воспитания и обучения раннего Средневековья переплетались языческая, античная, христианская традиции.

В рыцарском воспитании были заложены идеи послушания, жерт­венности, личной свободы. В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставля­ли программу «Семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, игра на музыкальном инструменте, пение стихов собственного сочинения, но прежде юно­шу обучали военному делу. С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, выполняя обязанности пажей при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженос­цами при рыцарях. Они должны были усвоить: вежливость, великодушие, знание этики, умение слагать стихи, благородные манеры и речь, военные умения. В 21 год происходило посвящение в рыцари.

Постепенно рыцарское воспитание утрачивалось, но не бесследно. После распада Римской империи в школьном деле существовали старые формы и сравнительно новые: Школы грамматиков, риторические школы; Церковные школы, ученичество, обучение феодальной знати.

К VII веку школы античного типа полностью исчезли. Вновь организованные церковные школы стали приемниками античной традиции. Прежде всего, это проявлялось в латыни. С V по ХV века церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями. Школьное дело V-VП вв. оказа­лось в плачевном состоянии. Неграмотной была верхушка общества. Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях возрастала. Католическая церковь стремилась исправить положение. Инициировать развитие образования пытались и светские власти. В раннесредневековой Европе сложились два главных типа цер­ковных учебных заведений: кафедральные и монастырские школы.

Учебные заведения элементарного образования именовали малыми шко­лами, а учебные заведения повышенного образования большими школами. Учились только мальчики и юноши. В малых школах - дети 7-10 лет, а в больших школах - старше 10 лет. В малых школах один учитель обучал всем предметам. По мере возрастания числа учащихся к нему присоединялся учитель, преподававший церковное пение. В больших школах кроме учителей за порядком следили циркаторы.

Первые монастырские школы были учреждены орденомАнахоретов.Родители отдавали на попечение ученых монахов мальчиков в возрасте 7 лет. Затем было организовано обучение мирян. Но постепенно первенство в организации монастырских школ захватили ордена: Капуцинов-Францисканцев и Доминиканцев.У капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли Роджер Бэкон и Фома Аквинский.

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспи­тания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Пользуясь догматом «Тело - враг души» школы не уделяли физическому воспитанию должного вни­мания, хотя иногда проводились «дни веселья», каникул формально не было. В школах царили жестокие наказания: карцер, лишение еды, избие­ние и т.д. До XI века учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине. Позже розгу, палку, плеть сменил бич. Наказания выступали как естественное и богоугодное дело. Школы ордена Анахоретов три года учили началам гра­моты, пению псалмов, соблюдению религиозных обрядов. Немного шире была программа школ Капуцинов, где знакомили с религиозным учением, давали общую подготовку (счет, письмо, пение), иногда к этому добавляли изучение астрологии. Основными книгами были Абецедарий и Псалтирь.

Абецедарий - пособие, написанное на латыни, является прообразом букваря. Пособие приобщало к основам христианской веры. Псалтирь (Книгу Псалмов) сначала заучивали, а затем читали. Затем учили письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой. Лишь избранные использовали дорогой пергамент, перья, чернильницы из рогов животных. Считать учили на пальцах рук и ног с помощью определенных жестов.

Церковные школы, которые давали повышенное образование, исчислялись единицами. Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Такая программа включала следующие дисциплины: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, астрономия, музыка, арифметика. Программа семи свободных искусств делилась на две части: тривиум (низшая) - грамматика, риторика, диалектика; квадриум (высшая) - арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Особо досконально изучались грамматика и музыка. Грамматика была главным предметом. В музыкальном образовании наибольшее внимание уделялось игре на ин­струментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музы­кой. Арифметика была устремлена на усвоение мистического толкования чи­сел. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизводство образов.

В период с ХII по ХV вв. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это проявилось в появлении городских школ и университетов. Возникшие в ХII - XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку: чтение, письмо, счет, элементы геометрии, естествознание. Обучение велось на родном языке. Умения ученики получали непосредственно у мастера. Схожая программа была и у гильдейских школ (для купцов).

Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языке, а также аналогичные учебные заведения для девочек. Первым городским школам приходилось преодолевать тяжкий надзор церкви. Церковники урезали программы, утверждали кандидатуры учителей, но постепенно школы избавляются от подобной опеки, отвоевывают право определять программу, назначать преподавателей. Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог - ректор. Он сам подбирал себе помощников. Учителя получали плату за свою работу, но не регулярно. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали себе новое место - "бродячие учителя". Кроме латыни в городских школах изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественны науки.

Кроме этого были образованы: гимназии, коллежи, грамматические школы, дворянские школы, а так же развивается система университетов. Университеты родились в системе церковных школ в конце XI-начале XII вв. Отдельные кафедральные и монастырские школы превратились в крупные учебные центры - университеты. Университеты учреждались светской властью. Их рождение и их права подтверждались привилегиями - особыми документами, закрепленными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию, освобождали студентов от военных повинностей. Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Главным предметом в университетах было богословие. Большинство преподавателей были выходцы из духовенства.

Важная черта университетов - демократический характер. Порядок записи студентов в университет был весьма вольным. Обучение было платным. К XIV века сложилась категория странствующих студентов, которые перебирались из одного университета в другой. Первые университеты были весьма мобильными: могли переместиться в другой город, страну. Представители наций и факультетов (деканы) выбирали официального главу университета - ректора - лица с временными полномочиями. Студент занимался с профессором 3-7 лет и получал звание бакалавра (первоначальная ступень к научной степени). После защиты работы бакалавр получал ученую степень: магистр, доктор, лиценциат.

Созданные университеты обычно имели несколько факультетов. Таково было возникновение университетов, и в дальнейшем они активно развивались.

Сухомлинский 33 года проработал директором Павлышской средней школы, создал оригинальную целостную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Вся система деятельности педагога проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Главным в своей жизни он считал любовь к детям. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

В подходе Сухомлинского к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике.

Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. Основным поощрением и наказанием в педагогическом труде он считал оценку. По мнению педагога учителя, которые оценивают духовный мир ребенка только с помощью оценок и баллов, при этом делят детей на тех, кто учит и тех, кто не учит уроки, не точно оценивают детей.

В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю.

Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научится». Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».

Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

Таким образом, в противовес авторитарному воспитанию Сухомлинский утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом. В воспитание он включил категории этики - долг, честь, достоинство, добро, справедливость, свободу. В Павлышской школе Сухомлинский стремился к созданию высоконравственного школьного коллектива, в котором не возникает вопроса о наказаниях, царит атмосфера взаимопонимания. Регуляторами поведения являются нравственные нормы, традиции коллектива. В школе была разработана комплексная программа «воспитания красотой», в эпицентр которой было поставлено эстетическое воспитание школьников.

 

Вопрос 13. Система образования Российской Федерации. Основные положения Закона РФ "Об образовании" (принципы гос. политики в области образования, образовательные учреждения, общие требования к содержанию образования)

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; системы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Согласно Закону РФ «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

 

Принципы гос. политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 

Образовательные учреждения

1) Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2) Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3) Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4) К образовательным относятся учреждения следующих типов:

- дошкольные;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- учреждения дополнительного образования;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учреждения дополнительного образования детей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5) Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

6) Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

7) Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

8) Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.

9) Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством РФ, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

 

Общие требования к содержанию образования

1) Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- развитие общества;

- укрепление и совершенствование правового государства.

2) Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3) Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4) Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5) Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуе







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.