|
Средства воспитательного процесса. Виды формирующей деятельности детей и подростков
Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельного процесса. Роль средства может выполнять любой объект действительности, кроме человека. Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным методом. Осмыслив цель, педагог утверждается в методе. При отборе средства главным для педагога в первую очередь выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен любой предмет действительности: – функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается; – функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека; – функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражение изучаемых явлений: благодаря данной функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни. Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальными дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов. Как любое явление реальной действительности, с которой сталкивается человек, вызывает определенные реакции человека, так и средство, являясь частью жизни, не может не вызывать реактивного отклика на его появление. Педагог вынужден учитывать то влияние, которое окажет невольно на детей привнесенный предмет в поле их внимания и поле отношений, так чтобы предотвратить негативное самочувствие, агрессию, излишнее возбуждение. Ему должно помочь чувство меры. И, прежде чем окончательно выбрать средство для работы с детьми, он мысленно воспроизведет ситуацию привнесения средства в поле группового общения и спрогнозирует психологическое влияние этого средства. Искусство избрания воспитательного средства обусловлено предварительной готовностью педагога к восприятию мира. Педагог должен видеть в предмете – явление, в явлении – закономерность, в закономерности – основу жизни. Ценностное абстрагирование педагога позволяет ему за любым предметом обнаружить воспитательное средство. В основу классификации воспитательных средств положен канал психологического влияния на человека: – аудиальный (лат. «ауди» – слух) – слово, музыка, песня, стихи и т. д.; – визуальный (лат. «виз» – видеть, зрение) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись и т. д.); – кинестический (гр. «кине» – движение и «эсте» – чутье, ощущение) – ритмические движения, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения и т. д. На практике наблюдается синкретическое единство этих средств. При этом один из каналов доминирует при восприятии. Средства нейтральны к воспитательному влиянию, они полностью подчинены методу. Средства, избранные педагогом, определяют форму воспитательного акта.
В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Содержание физического воспитания включает: совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности; просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены; формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины; разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства; развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия; индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей. Содержание умственного (интеллектуального) воспитания: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся; развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала; формирование профессионального мышления. Содержание нравственного воспитания составляет: – моральное воспитание – формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения; – этическое воспитание – формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений; – патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности встать на защиту Родины и своего народа; – формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам; – политическое воспитание – формирование политического сознания. Содержание трудового и профессионального воспитания: – формирование потребности в труде, воспитание человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества; – формирование общетрудовых знаний, умений и навыков; положительного, сознательного и творческого отношения к труду; – профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права; – развитие механизма самообучения и сфере труда и профессиональной деятельности; – профессионально-правовое воспитание – передача учащимся сведений о законах и нормах. Содержание эстетического воспитания: развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное; развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения; эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы; индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся; формирование механизма эстетического самообразования; формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.
31. Формы воспитательной работы в школе. Классификация, характеристика (будет) явл кирпичиками, из которых складываются будни и праздники, позволяет увидеть то, каким образом происходит совместное взаимодействие детей и взрослых. ФВР-Это выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. -2- «устанавливаемый порядок организации взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач. ФВР - основной компонент организации педагогического процесса, регулирующий отн педагогов и учащихся.
Функции. 1. — организаторская 2. — регулирующая- отн между педагогами и учащимися, так и между детьми 3. — информативная. сообщение учащимся той или иной суммы знаний, и обращение к их опыту. Воспитательное мероприятие — это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная с определенной воспитательной целью. Элементы взаимодействия: функции участников, содержание взаимодействия, методы и приемы взаимодействия, порядок действий, материал, на котором развертывается взаимодействие. признаки фвр: 1. участники деят-ти,выполняющие какие-либо точно установленные функции 2. пед задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность); 3. организация фиксиров времени 4. набор актов, ситуаций, процедур (обязательные и возможные элементы формы работы); 5. порядок действий (с учетом фаз состояний участников); 6. организация пространства. Классификации фвр.1)по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые), 2)по субъекту организации (взрослые, дети, в сотрудничестве), 3)по результату (информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт), 4)по длительности проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные). 3 типа фвр: воспитательные мероприятия, дела и игры. Мероприятия —с целью непосредственного воспитательного воздействия. созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль. Дела — это общая работа, осуществляем и организуемые членами коллектива на пользу и радость. Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения5. У Куприянова 1. «представление» демонстрации; ритуалы, – коммуникации. 2 «созидание-гуляние» демонстрация, созидание, коммуникация. 3 «путешествия» демонстрация; развлечение; исследование. Предлагаем схему характеристики формы воспитательной работы: 1) название, 2) продолжительность проведения, 3) предварительная подготовка или экспромтное проведение, 4) количество участников, 5) кто организует деятельность, 6) характер влияния педагога, 7) результат совместной деят-ти.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|