Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Формат сценария и его значение в сценарном деле.





I. Формат сценария и его значение в сценарном деле.

Почему надо соблюдать американский формат?

 

1) «По одежке встречают, по уму провожают». «Одежка» – это ваш формат сценария. Конечно, можно написать и скучнейший сценарий в отличном формате. Но это – не наш случайJ. Ф орматэто первое, на что обращают внимание опытные редакторы. Если с первого взгляда на страницу сценария видно, что человек не имеет понятия о правильном формате, то это дает редактору все основания не считать этого автора осведомленным и о других правилах сценарного дела. Тогда зачем терять время на чтение его произведения?

2) «Форма содержательна, содержание формально» – закон диалектики. В некачественной форме и содержание будет, скорее всего, недостаточно качественным.

3) В сценарии, написанным в правильном американском формате, одна страница сценария будет равна одной минуте фильма на экране.

 

Вообще киносценарий − это очень специфический вид творчества. Он стоит ровно на границе двух миров − литературы и кинематографии. Искусства и производства.

И именно американский формат лучше всего отвечает требованиям кинопроизводства.

А теперь давайте посмотрим, как выглядит американский формат.

ИЗ ЗТМ

 

1. инт. английский паб – день

 

За стойкой паба работает бармен – парень в кухонном переднике. Волосы взъерошены, воротник рубашки торчит по-разгильдяйски. Это ЭЛИОТ (25). Он уныло моет в раковине пивные кружки.

 

Подходит сердитая ХОЗЯЙКА паба (35), она сгружает в раковину гору кружек с подноса. Элиот тяжко вздыхает.

 

хозяйка

И нечего так вздыхать! Это входит в твои обязанности! Элиот, в зале всего пятеро клиентов, а грязной посуды у тебя как будто их сотня!

 

В полупустом пабе действительно сидят всего пятеро мужчин – пожилые ЗАВСЕГДАТАИ, напоминающие чахлые растения, навеки приросшие к своим местам за столиками.

 

Элиот принимается мыть очередную партию грязных кружек.

 

Входная дверь ХЛОПАЕТ, входит жизнерадостный БОБ (25). Он одет в том же стиле, что и Элиот. Явно такой же раздолбай. Он радостно машет Элиоту рукой.

 

Элиот машет в ответ. Хозяйка снова набрасывается на него.

 

хозяйка (продолжает)

Где журнал? Ты пересчитывал сегодня с утра бар? Давай сюда журнал! Если увижу, что опять не пересчитал, я не знаю, что я с тобой сделаю!

(пауза)

И налей Барни пива, в конце концов! Сколько он будет сидеть над пустой кружкой!

 

За ближним к стойке столиком, опершись руками и подбородком на пустую пивную кружку, дремлет пожилой завсегдатай паба (видимо, он и есть БАРНИ).

 

Боб подходит к стойке, и радость на его лице слегка меркнет от ругани, которой Хозяйка паба поливает его приятеля. Боб оценивает ситуацию, хмурится.

 

Элиот закрывает воду, вытирает руки, достает журнал. Сует его Хозяйке.

 

Она открывает журнал и начинает проверять цифры.

 

Элиот тянется через стойку пожать руку Бобу.

 

 

II. Фундаментальные правила международного стандарта. «Диагональный сценарий».

 

ПРАВИЛО № 1: Фильм – это аудиовизуальное произведение. Сценарий должен содержать только ту информацию, которую можно снять на пленку и показать на экране (или озвучить с экрана). Только аудио или визуальную информацию. Нельзя писать, «он чувствует, что…», «он вспоминает, что…» и другие подобные ментальные процессы.

 

ПРАВИЛО № 2: Сценарий пишется только в настоящем времени.

 

ПРАВИЛО № 3: Никаких технических терминов. В сценарии не должно быть технических киношных терминов. «Крупный план», «восьмерка» и т.п. Почему нельзя указывать в сценарии все эти технические подробности?

1) Как бы вам не казалось, что это вполне удобно и логично. Это тонкий психологический момент. Обилие таких терминов в сценарии может разозлить режиссера, потому что, как говорил Мюллер «Мне лучше знать, с чего начинать, Штирлиц!» Режиссер может проникнуться подсознательной или вполне осознаваемой неприязнью и к тексту, и к вам, поскольку подумает, что вы пытаетесь влезть на его территорию (и в данном случае, это так и есть).

2) Даже если не брать во внимание психологические нюансы режиссера, − обилие технических терминов замусоривает текст. Делает его трудно читаемым. А это может стать критичным фактором. Продюсер или редактор может отложить его в сторону, «на потом», только потому что он устал и ему тяжеловато его читать, и он возьмет сценарий вашего конкурента, написанный более легко и прозрачно. И в таком случае, дело до вашего сценария может уже никогда не дойти. А ведь наша с вами задача №1 – чтобы сценарий не только НАЧАЛИ читать, но и прочли до конца. На этом этапе вы должны использовать все имеющиеся у вас средства, чтобы заставить человека прочесть ваш сценарий до конца!

3) Иногда бывают случаи, когда использование технического термина необходимо. Это происходит, когда он используется в целях создания ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО эффекта. В таких случаях его использование разрешается, но есть ограничение – это можно делать не более трех раз за весь сценарий.

 

ПРАВИЛО № 4: Не пишите дату. Когда продюсер или редактор берет для ознакомления сценарий, на титульном листе которого значится дата 2004 год, а на дворе 2014-й, то скорее всего, у них сразу возникнут некие мысли на этот счет. Например, такие: а почему никто до сих пор не захотел купить этот сценарий? Может, он просто плохой? А если он хороший, и его просто никому пока не предлагали, то не состарилась ли его идея, да и вообще весь сценарий − не состарился ли?

 

То же самое относится к порядковому номеру версии. Когда читающий видит огромный номер порядковой версии, то он подумает, что либо сценарист слабоват, либо идея сценария не так уж сильна.

Номера версий и даты нужны только на стадии развития сценария, когда вы еще в процессе переписывания, и вы знаете, что у вас впереди еще несколько версий до окончательного вида сценария. Вы обмениваетесь текстом «со своими» − с соавтором, со своим продюсером, с консультантом, со скрипт-доктором. В общем со всеми теми людьми, которые вместе с вами принимают некоторое участие в создании этого сценария.

 

То есть, номера версий и даты должны красоваться на титульном листе сценария ровно до того момента, когда вы решите, что пора подать его на прочтение потенциальному покупателю. Тогда титульный лист должен быть чистеньким, как будто сценарий написали вчера. Легко, талантливо и непринужденно.

 

ПРАВИЛО № 5: Ничего лишнего. Избегайте финтифлюшек, таких как:

− список персонажей,

− хронология истории,

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Хотя Тарантино в «Криминальном чтиве» позволил себе начать сценарий с хронологии, но тогда уже обладал именем, уже снял «Бешеных псов» и «Настоящую любовь», когда у вас в багаже будет парочка таких фильмов, вы тоже будете иметь возможность на чудачества, а для новичков это неприемлемо.

 

− украшение страниц (в том числе разными шрифтами, жирным выделением и т.п.),

− цветной титульный лист (это может казаться забавным, но эти правила писались, так сказать, на живых примерах, так что все это бывало и бывает))

Всего этого следует избегать. Если вы, конечно, изначально не задались целью выдать себя за дилетанта…

 

III. О ФОРМАТЕ ПОДРОБНЕЕ

Общий формат страницы

 

ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ, длина строки − 60 знаков.

 

ДИАЛОГ, длина строки − 30 знаков. Начинается через 10 пробелов от левого края описания действия.

 

Имя персонажа в диалоге начинается через 20 пробелов от левого края описания действия.

 

РЕМАРКИ, длина строки − 15 знаков, и начинаются через 16 пробелов от левого края описания действия.

 

ДЛИНА СТРАНИЦЫ – 58 строк.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Хотя золотой классический голливудский формат требует 60 строк. Но со временем эта цифра у них уменьшалась. Теперь это уже 57-59 строк. Но русские сценаристские софты предлагают 54 строки. Для коротышки длиной в пять минут эта разница неощутима. Но если в вашем сценарии 100 страниц, то разница, в конечном результате, вырастает до десяти минут!

А это уже серьезная проблема. Поэтому мы в нашей киношколе этими софтами и не пользуемся. А делаем всё по современным мировым стандартам в старом добром ворде:)

 

ПОЛЯ – Поля страницы: Верхнее - 2,5 см, Нижнее - 1,25 см, Левое - 3,75 см, Правое - 2,5 см.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: При этом сам Дэвид Тротье (автор книги «Библия сценариста») учит нас мухлевать на формате страницы. Он пишет, что вполне можно менять правое поле в пределах 0,5 – 1,5 дюйма (1, 25 – 3,8 см) – в зависимости от того, нужно ли вам уменьшить или увеличить общее количество страниц.

 

И помните еще одну простую вещь:

ПРАВЫЙ КРАЙ СЦЕНАРИЯ НЕ ВЫРАВНИВАЕТСЯ НИКОГДА!

 

= = = = = = = = = = = = =

 

 

А теперь подробнее по пунктам сценарного формата.

Заголовок сцены

ТИТРЫ

 

Титр – это крупная надпись в середине кадра в кинофильме. Чаще всего на пустом кадре, но в последнее время стали накладывать и прямо на кадры фильма.

 

СУБТИТРЫ

 

Субтитр − это текст, написанный шрифтом среднего размера и расположенный в нижней части экрана при просмотре видео. Субтитры содержат дополнительную информацию о происходящем на экране – «когда?», «где? И т.п.

 

I. Формат сценария и его значение в сценарном деле.

Почему надо соблюдать американский формат?

 

1) «По одежке встречают, по уму провожают». «Одежка» – это ваш формат сценария. Конечно, можно написать и скучнейший сценарий в отличном формате. Но это – не наш случайJ. Ф орматэто первое, на что обращают внимание опытные редакторы. Если с первого взгляда на страницу сценария видно, что человек не имеет понятия о правильном формате, то это дает редактору все основания не считать этого автора осведомленным и о других правилах сценарного дела. Тогда зачем терять время на чтение его произведения?

2) «Форма содержательна, содержание формально» – закон диалектики. В некачественной форме и содержание будет, скорее всего, недостаточно качественным.

3) В сценарии, написанным в правильном американском формате, одна страница сценария будет равна одной минуте фильма на экране.

 

Вообще киносценарий − это очень специфический вид творчества. Он стоит ровно на границе двух миров − литературы и кинематографии. Искусства и производства.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.