|
Раздел 3. Педагогическое проектирование.Тема 3.1. Технология диагностической деятельности педагога.
Лабораторно-практическое занятие. Цель: - усвоить основные понятия темы «педагогическая диагностика», «психологическая диагностика», «оперативная и долговременная диагностика»; «диагностические методы»; «диагностические ошибки»; - отработать умение отбирать методы диагностики, подбирать педагогический инструментарий для диагностики конкретной возрастной группы, умение организовывать диагностику школьников, умение составлять психолого-педагогическую характеристику класса; - научиться применять результаты проведенной диагностики в образовательном процессе. Основные понятия: педагогическая и психологическая диагностика, оперативная и долговременная диагностика; диагностические методы и условия их эффективного применения; диагностические ошибки. Оборудование: психолого-педагогические характеристики классов, тесты, анкеты и др. Структура и ход занятия. I. Теоретическая часть. План. 1. Педагогическая диагностика и ее специфика. Взаимосвязь и особенности психологической, педагогической и социологической диагностики. 2. Оперативная и долговременная диагностика в образовательном процессе. 3. Инструментарий педагогической диагностики: методы, приемы, средства. Условия эффективности педагогического диагностического исследования. 4. Типичные диагностические ошибки, их причины, способы коррекции. Методические указания к занятию. При подготовке теоретических вопросов темы используйте учебные пособия, указанные в списке основной литературы. Ключевые понятия запишите в рабочую тетрадь (особенно при подготовке вопроса №3).
II. Практические задания.
1. Заполните представленную ниже таблицу, отразив в ней особенности методов педагогической диагностики по следующим направлениям:
2. Проанализируйте ситуацию и подберите диагностические методики, необходимые для получения информации. Обоснуйте ваш выбор. Раскройте содержание предлагаемых вами методик. Описание ситуации: Среди школьников-отличников встречаются как добросовестные, усидчивые, трудолюбивые дети с рядовыми способностями, так и по-настоящему талантливые, одаренные ребята. Как различить их учителю? Как затем использовать полученную информацию в организации учебно-воспитательного процесса? 3. Самостоятельно подберите 1-2 диагностические методики и проведите диагностику по выбранному направлению на ЛПЗ в своей группе. В конце ЛПЗ проведите совместное обсуждение полученных результатов. 4. Проанализируйте ситуацию и разработайте диагностический материал, необходимый для получения информации. Описание ситуации: Вы – директор школы – хотите получить достоверную информацию о состоянии психологического климата в коллективе. Составьте текст анкеты, позволяющей получить такую информацию, для: учащихся, педагогов, родителей. Подумайте, какие еще диагностические средства помогут Вам в получении такой информации. В каком виде эту информацию следует хранить? Как ее можно использовать в организации учебно-воспитательного процесса? 5. Предложите вариант комплексной программы изучения личности школьника (группы, класса в целом – по выбору) в деятельности учителя-предметника (классного руководителя, педагога дополнительного образования – по выбору). Как можно использовать результаты диагностики в образовательном процессе? ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/ СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко: Учебное пособие для студ. вузов. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. 2. Брызжева, Н. В. Практикум по решению профессиональных задач / Н. В. Брызжева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. 3. Зайцева, Л. А. Практикум по решению профессиональных задач / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ.-бакалавров педагогических вузов. - 2-е изд., испр. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. 4. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: Учебное пособие для студ. вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. 5. Селевко, Г. К. Найди себя / Г. К. Селевко: Учебное пособие для учащ. 9 класса. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. 6. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. 7. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008.Тема 3.2. Технология проектировочной деятельности педагога.
Семинарское занятие. Цель: - усвоить основные понятия темы «целеполагание», «таксономия целей», «проектная деятельность», «проектирование среды», «планирование урока», «внеурочная работа», «внеклассная деятельность», «планирование в деятельности классного руководителя, педагога дополнительного образования»; - отработать умение анализировать различные варианты планирования учебной и воспитательной деятельности; - выявить возможности использования инновационных образовательных технологий в процессе планирования уроков и воспитательной деятельности. Основные понятия: алгоритм профессиональной деятельности, целеполагание, таксономия целей, проектная деятельность, проектирование среды, планирование урока, его основных этапов, инновационные образовательные технологии, внеурочная работа, внеклассная деятельность, планирование в деятельности классного руководителя, педагога дополнительного образования. План. 1. Сущность, структура, основные этапы проектной деятельности. 2. Способы постановки целей. Таксономия целей в когнитивной, эмоционально-ценностной, психомоторной сфере. 3. Особенности проектной деятельности учителя, педагога дополнительного образования, классного руководителя, социального работника. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/ СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Брызжева, Н. В. Практикум по решению профессиональных задач / Н. В. Брызжева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. 2. Зайцева, Л. А. Практикум по решению профессиональных задач / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ.-бакалавров педагогических вузов. - 2-е изд., испр. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. 3. Зайцева, Л. А. Технология выполнения проектного задания и критерии его оценки / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ. педагогических вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. 4. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. 5. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие / А. П. Панфилова. Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М., 2008. 6. Пономарева, Т.М. Проектирование и организация системы самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов / Т. М. Пономарева. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. 7. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. 8. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008.ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|