Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 3. Педагогическое проектирование.





Тема 3.1. Технология диагностической деятельности педагога.

 

Лабораторно-практическое занятие.

Цель:

- усвоить основные понятия темы «педагогическая диагностика», «психологическая диагностика», «оперативная и долговременная диагностика»; «диагностические методы»; «диагностические ошибки»;

- отработать умение отбирать методы диагностики, подбирать педагогический инструментарий для диагностики конкретной возрастной группы, умение организовывать диагностику школьников, умение составлять психолого-педагогическую характеристику класса;

- научиться применять результаты проведенной диагностики в образовательном процессе.

Основные понятия: педагогическая и психологическая диагностика, оперативная и долговременная диагностика; диагностические методы и условия их эффективного применения; диагностические ошибки.

Оборудование: психолого-педагогические характеристики классов, тесты, анкеты и др.

Структура и ход занятия.

I. Теоретическая часть.

План.

1. Педагогическая диагностика и ее специфика. Взаимосвязь и особенности психологической, педагогической и социологической диагностики.

2. Оперативная и долговременная диагностика в образовательном процессе.

3. Инструментарий педагогической диагностики: методы, приемы, средства. Условия эффективности педагогического диагностического исследования.

4. Типичные диагностические ошибки, их причины, способы коррекции.

Методические указания к занятию.

При подготовке теоретических вопросов темы используйте учебные пособия, указанные в списке основной литературы. Ключевые понятия запишите в рабочую тетрадь (особенно при подготовке вопроса №3).



 

II. Практические задания.

 

1.Заполните представленную ниже таблицу, отразив в ней особенности методов педагогической диагностики по следующим направлениям:

 

Метод педагогической диагностики Диагностика познавательных процессов, общих и специальных особенностей учащихся Диагностика психического состояния и свойств личности Диагностика межличностных отношений Профориентация
1.          
2.          

 

2. Проанализируйте ситуацию и подберите диагностические методики, необходимые для получения информации. Обоснуйте ваш выбор. Раскройте содержание предлагаемых вами методик.

Описание ситуации:

Среди школьников-отличников встречаются как добросовестные, усидчивые, трудолюбивые дети с рядовыми способностями, так и по-настоящему талантливые, одаренные ребята. Как различить их учителю? Как затем использовать полученную информацию в организации учебно-воспитательного процесса?

3.Самостоятельно подберите 1-2 диагностические методики и проведите диагностику по выбранному направлению на ЛПЗ в своей группе. В конце ЛПЗ проведите совместное обсуждение полученных результатов.

4. Проанализируйте ситуацию и разработайте диагностический материал, необходимый для получения информации.

Описание ситуации:

Вы – директор школы – хотите получить достоверную информацию о состоянии психологического климата в коллективе. Составьте текст анкеты, позволяющей получить такую информацию, для: учащихся, педагогов, родителей.

Подумайте, какие еще диагностические средства помогут Вам в получении такой информации. В каком виде эту информацию следует хранить? Как ее можно использовать в организации учебно-воспитательного процесса?

5. Предложите вариант комплексной программы изучения личности школьника (группы, класса в целом – по выбору) в деятельности учителя-предметника (классного руководителя, педагога дополнительного образования – по выбору). Как можно использовать результаты диагностики в образовательном процессе?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко: Учебное пособие для студ. вузов. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

2. Брызжева, Н. В. Практикум по решению профессиональных задач / Н. В. Брызжева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

3. Зайцева, Л. А. Практикум по решению профессиональных задач / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ.-бакалавров педагогических вузов. - 2-е изд., испр. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

4. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: Учебное пособие для студ. вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2009.

5. Селевко, Г. К. Найди себя / Г. К. Селевко: Учебное пособие для учащ. 9 класса. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.

6. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. 7. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008.

Тема 3.2. Технология проектировочной деятельности педагога.

 

Семинарское занятие.

Цель:

- усвоить основные понятия темы «целеполагание», «таксономия целей», «проектная деятельность», «проектирование среды», «планирование урока», «внеурочная работа», «внеклассная деятельность», «планирование в деятельности классного руководителя, педагога дополнительного образования»;

- отработать умение анализировать различные варианты планирования учебной и воспитательной деятельности;

- выявить возможности использования инновационных образовательных технологий в процессе планирования уроков и воспитательной деятельности.

Основные понятия:алгоритм профессиональной деятельности, целеполагание, таксономия целей, проектная деятельность, проектирование среды, планирование урока, его основных этапов, инновационные образовательные технологии, внеурочная работа, внеклассная деятельность, планирование в деятельности классного руководителя, педагога дополнительного образования.

План.

1. Сущность, структура, основные этапы проектной деятельности.

2. Способы постановки целей. Таксономия целей в когнитивной, эмоционально-ценностной, психомоторной сфере.

3. Особенности проектной деятельности учителя, педагога дополнительного образования, классного руководителя, социального работника.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брызжева, Н. В. Практикум по решению профессиональных задач / Н. В. Брызжева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

2. Зайцева, Л. А. Практикум по решению профессиональных задач / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ.-бакалавров педагогических вузов. - 2-е изд., испр. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

3. Зайцева, Л. А. Технология выполнения проектного задания и критерии его оценки / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ. педагогических вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

4. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

5. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие / А. П. Панфилова. Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М., 2008.

6. Пономарева, Т.М. Проектирование и организация системы самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов / Т. М. Пономарева. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.