Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обучение на логопедических занятиях





Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, пониженная по­знавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.

Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа заня­тий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Основная цель индивидуальных занятий состо­ит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для раз­ных нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные осо­бенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивиду­альных занятиях ребенок должен овладеть правильной ар­тикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолиро­ванно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слого­вой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий — воспи­тание навыков коллективной работы. На этих занятиях де­ти должны научиться адекватно оценивать качество рече­вых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в за­висимости от динамики достижений дошкольников в кор­рекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.

Важной в методическом аспекте особенностью индиви­дуальных и подгрупповых занятий является то, что они но­сят опережающий характер и готовят детей к усвоению бо­лее сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

Фронтальные фонетические занятия преду­сматривают усвоение произношения ранее поставлен­ных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятель­ной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее рас­ширение речевой практики детей в процессе ознаком­ления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях

общения.

На фронтальных занятиях организуются совместные иг­ры дошкольников, обеспечивающие межличностное обще­ние, разные виды деятельности для развития коммуника­тивной, планирующей и знаковой функции речи.

Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в период посеще­ния детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную дея­тельность детей. Режим дня и расписание занятий в зна­чительной степени отличаются от общепринятых, так как в течение года наряду с приоритетным осуществлением коррекционно-обучающих направлений развития дошколь­ников данной категории необходимо подготовить их к ин­теграции в общеобразовательную среду. Соблюдение опре­деленного режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные за­дачи. Важно при этом правильно соотнести обязанности ло­гопеда и воспитателя.

В соответствии с «Положением о дошкольных учрежде­ниях и группах детей с нарушениями речи» в каждой груп­пе работают логопед и два воспитателя. Логопед ежеднев­но с 9.00 до 12.30 проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Время с 12.30 до 13.00 отводится на заполнение логопедиче­ской документации (фронтальных планов, индивидуаль­ных тетрадей, планирование заданий воспитателю на вечернее время и т. д.), подготовку к фронтальным заняти­ям, подбор и изготовление дидактических пособий. Коли­чество фронтальных логопедических занятий зависит от периода обучения: в первом периоде — 2 занятия, во вто­ром — 3, в третьем — ежедневно. Во второй половине дня воспитатель 30 минут занимается с детьми по заданию ло­гопеда. Из-за необходимости проведения коррекционных логопедических занятий некоторые занятия воспитателя переносятся на вечернее время (см. примерный режим дня в старшей группе).

Логопедическая документация

Правильное ведение логопедической документации не­обходимо для наблюдения за процессом коррекционной ра­боты и оценки эффективности используемых приемов.

В течение учебного года логопед оформляет:

• речевые карты на каждого ребенка;

• развернутые планы фронтальных занятий, которые включают тему, цель, основные этапы занятия, используемый речевой и дидактический материал;
фамилии детей, выделяемых для индивидуальной и подгрупповой работы;

• индивидуальные тетради дошкольников, где кратко отражается характеристика ребенка, фиксируется комплекс упражнений для активизации артикуляци­онного аппарата на длительный период. В доступной для родителей форме записываются отдельные мето­дические приемы по вызыванию отсутствующих звуков, по развитию фонематического слуха и др. Рекомендуются упражнения по развитию внимания, памяти, познавательной деятельности. Логопед таким образом информирует родителей об особенностях на­
рушений у ребенка и стимулирует их участие в педа­гогическом процессе;

• тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя, в которой логопед фиксирует индивидуальные задания для вечерних занятий и определяет специфические

требования к отбору речевого материала в зависимо­сти от этапа коррекции. Воспитатель отмечает особен­ности выполнения предлагаемых тренировочных упражнений и возникающие трудности у каждого ребенка;

• отчет о результатах проведенной работы за год дол­жен содержать информацию об эффективности лого­педической работы и рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте ребенка.

Логопед в течение года проводит работу с воспитателя­ми и родителями. В связи с этим планируются:

• семинары для воспитателей, беседы и консультации;

• лекции, открытые логопедические занятия;

• консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя);

• работа с родителями (индивидуальные беседы; при­влечение родителей к выполнению домашних зада­ний, оформлению тематических выставок; прове­дение открытых занятий, родительских собраний; организация выпусков детей в присутствии родите­лей и пр.).

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса логопеду ДОУ рекомендуется поддержи­вать связь с логопедом общеобразовательной школы и по­ликлиники

Процесс коррекции фонетико-фонематического недоразватия строится с учетом общедидактических и специаль­ных принципов обучения. Основополагающим принципом является положение о том, что формирование речи осуще­ствляется в определенной последовательности — от кон­кретных значений к более абстрактным. Репродуктивные формы обучения применяются в определенных пределах Для развития частных механизмов речи: моторики артику­ляционного аппарата, воспроизведения различных навы­ков звуко-слоговых структур и др. На начальных этапах коррекции большое значение придается принципу взаимо­связи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной Деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира. По мере улучшения фонетической стороны речи выдвигаются следующие принципы:

• коммуникативно-деятельностный, учитывающий пси­холингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций — от речевого навыка к речевому умению, речевым высказываниям, подчи­ненным задачам общения;

• активизации речевой практики, т. е. употребление и воспитание различных форм речи в меняющихся условия общения. В соответствии с этим принципом используют­ся наиболее адекватные разнообразные приемы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.