|
Глава 6. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практикеПсихология группы
Социальная психология как отрасль психологической науки Психологическая действительность, а вместе с тем и предмет психологической науки, как отмечено уже в гл. 2, включают особую область психологических фактов, закономерностей и механизмов, которые присущи группам людей, поведению и состоянию человека, находящемуся в них и испытывающему их влияние и именуемых социально-психологическими. Исследованием этих явлений занимается особая отрасль психологической науки — социальная психология, находящаяся на стыке с социологией. Предысторию социальной психологии можно проследить с работ Аристотеля (384—322 до н. э.), считавшего человека «социальным животным». Активное развитие социально-психологических взглядов началось в XIX в. под влиянием идей немецкого философа Георга Гегеля (1770—1831) о «мировом (абсолютном) духе», сверхиндивидуальном «объективном духе» (воплощенном в гражданском обществе, праве, нравственности, «духе народов», семье и пр.). Француз О. Конт (1798—1857) писал о развитии психики человека в обществе, необходимостиегоизучения, исходя из социального окружения. М. Лацарус (1824—1903) и Г. Тард (1843—1904) исследовали «народную психологию», Г. Лебон (1841—1931) — «психологию масс», У. Мак-Даугалл (1871—1938) — «инстинкты социального поведения», а В. Вундт написал даже десятитомную «Психологию народов». 1908 год — год опубликования книги «Введение в социальную цсихологию», написанную Мак-Даугаллом, — принято считать годом рождения социальной психологии как науки. В России развитие социальной психологии началось на рубеже XX в., но в годы сталинизма было приостановлено и подавлено диктатурой идеологического подхода. Знаменательный отрезок ее развития — 60—90-е годы. Он связан с именами Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А.Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, А.Л. Свенцицкого, Е.В. Шороховой и др. Потребности современного общества и жизни людей в нем требуют активного использования данных социальной психологии, а на рубеже XXI в. начинается новый этап ее научного развития.
Социально-психологическая реальность Социально-психологические явления отличаются от индивидуальных прежде всего тем, что это явления в группах людей (от пары до общества и даже человечества). Для них характерны свои феноменология, механизмы, закономерности, интегративность, в общем случае — большая сложность, многообусловленность, менее заметные причинно-следственные зависимости, меньшая подвижность. Совокупность социально-психологических явлений, присущих группам и их разновидности — большим общностям, образует психологию этих групп и общностей. Психология группы — не просто сумма психик членов группы. Ей свойственны все признаки качественно своеобразной психологической системы, но более высокого уровня организации и динамики, чем индивидуальная психика. Она включает в себя психику отдельных людей в качестве элементов. Не случайно ее называют системой психологических систем, системой социально-психологических явлений, а порой даже «социальной психикой», «психикой групп». По законам функционирования систем психология групп и общностей обладает признаками целостности, а групповая динамика своеобразна и не идентична индивидуальной. У нее свои законы и механизмы, свое самодвижение объединенных в систему социально-психологических явлений. Эта групповая системность влияет на психику членов группы, как это всегда бывает с элементами любых систем. Психология человека в группе — это уже не полностью независимое явление. Подвергаясь влиянию психологии группы, она обнаруживает определенные изменения в содержании и динамике. Мысли, отношения, переживания, желания, поступки человека в группе содержат признаки этих влияний. Они не всегда такие же, как у группы, но даже если они противоположны, то одна из причин этого — воздействие психологии группы. «Ясно, что психика человека существует, так как у него есть мозг. Но группового мозга как материального субстрата нет», — возражают скептики. — «Как же могут существовать социально-психологические явления, принадлежащие группе, а не отдельным людям?» Такое сомнение — продукт асистемного, механистического мышления, не понижающего, как разрозненные, пространственно разделенные элементы, подчиняясь некой объединяющей силе, могут становиться частью более крупной и сложной структуры, приобретающей системные свойства, не присущие элементам. При этом они не обязательно сливаются в плотный кусок вещества, а функционально, в своем движении, в изменениях начинают новое, системное существование. В мире это происходит повсеместно. Напрашивается сравнение, например, с листочком, попавшим вдруг в водоворот воды, но оно слишком примитивно. Другой пример: возникший смерч, в котором множество пылевых частиц вдруг приобрело упорядоченное движение, превратившись в вихревой столб и управляясь неведомо откуда взявшимися силами. Еще пример: Солнечная система — не умозрительное, существующее только на бумаге, объединение некоторого количества планет, астероидов и комет, а сгусток их слаженного движения, маленькая функциональная целостность в бесконечных пространствах Вселенной, силы связи которой (например, притяжения) не видны обычным глазом. Функциональные целостности часто обнаруживаются в социальных системах. Законы жизни и развития общества — не просто законы жизни отдельного человека. Законы мировой экономики принуждают отдельные государства подчиняться им, а такие же законы в отдельном государстве «крутят» жизнью отдельных граждан. Примеры можно было бы продолжить, но ясно, что и системность психологии групп и общностей — не умозрительная абстракция, а реальность. Проследим это для иллюстрации на взаимоотношениях двух человек. Кому они принадлежат: первому или второму? Ответ «каждому из них» не точно отражает суть. Взаимоотношения — это связь двух людей. Как и всякая связь, взаимоотношения находятся между ними, включают их самих, и возникает более сложное, чем индивидуальная психика, образование. А мода? Есть, конечно, ее носители — модники. Но мода — социально-психологический феномен. Это явление психологии общности с присущей ей силой, подчиняющее себе чуть ли не каждого человека. Еще одно социально-психологическое явление — обычай. Он живет в обществе, общности, группе, не принадлежа конкретно ни Иванову, ни Петрову. Нет закона более сильного, чем обычай. Попробуйте, например, пригласить на свой день рождения гостей, но кроме чая не предложить им ничего. 999 человек из тысячи этого наверняка сделать не смогут и сила обычая гостеприимства принудит их поступить иначе. Можно заключить, что социально-психологические феномены — это реальности массового, общественного сознания, психологии общества, общностей, групп людей. Они существуют не в умах теоретиков, не придуманы, а действительно влияют на индивидуальную психологию каждого человека. Хотя это влияние не столь прямолинейно, однозначно, как в химических, физических, технических системах, ибо психология человека — сама сложнейшая система с огромными возможностями внутреннего самодвижения и произвольного регулирования. Человеку по силам (если они есть у данного индивида) избирать свою линиюповедения и не оказаться захваченным социально-психологическим влиянием моды, настроения какой-то группы людей, идеями какого-то общественного движения и др.
Классификация социально-психологических явлений Мир социально-психологических явлений столь же разнообразен, как и мир индивидуальной психики, но первые более сложны, как и их закономерности, ибо принадлежат более сложной системности. Между ними есть не только различия, но и определенное сходство, так как их природа в основе одна — психологическая. Классификация социально-психологических явлений чаще всего осуществляется по двум основаниям: по носителям и по качественно-содержательным особенностям. По носителям социально-психологические явления бывают: • групповыми, принадлежащими микрогруппам — нескольким людям, малым группам, большим группам — общностям; • межгрупповыми, присущими двум или нескольким группам и отношениям между ними; • личностно-групповыми, характеризующими психологию и связи между отдельным человеком и группой, например, преподавателем и учебной группой, руководителем и персоналом учреждения, группой и отдельным ее членом (уважаемым лидером или, напротив, пренебрегаемым членом ее, изгоем); • межличностными, психологическими связями между отдельными личностями; • личностными — социально-психологическими явлениями у отдельных личностей. Рассматриваемые ниже явления могут принадлежать любому из этих носителей. По качественно-содержательным особенностям социально-психологические явления делятся на: взаимоотношения, общение, взаимодействие и массовидные. Взаимоотношения — позиционно-психологические связи между людьми. Согласно философским и социологическим воззрениям именно социальные отношения и тип их лежат в основе общества и любой социальной организации, связывая или разделяя людей. По источнику возникновения и проявлению различаются: • позиционные взаимоотношения (их еще называют статусными, позиционно-ролевыми, диспозиционными). Их психология задается, говоря компьютерным языком, — «по умолчанию» различием или общностью социального положения (имущественного, должностного, профессионального, ролевого, образовательного, возрастного, этнически-национального и др.). Такова, например, психология взаимоотношения равных по должности, руководителя и сотрудников, мужа и жены, родителя и ребенка, богатого и бедного, инспектора дорожно-патрульной службы и водителя автомобиля, студенческого и педагогического коллективов и пр.; • поведенческие взаимоотношения. Их психологические особенности возникают в опыте совместной жизни и деятельности людей. Так, взаимоотношения двух только что познакомившихся людей (например, студентов-первокурсников) не сохраняются позиционно заданными, а могут перерасти в дружбу, любовь или ненависть, а поселившихся в новом доме двух семей — из изначально доброжелательных в конфликтные. Общение — информационно-контактная связь между людьми. Психологическая наполненность характеризуется тремя группами (их называют еще сторонами, функциями) психологических явлений: • коммуникативными — обмен информацией об опыте, понимании окружающего, отношении к происходящему в нем, намерениях и проявляемой активности; • интерактивными — воздействия друг на друга с помощью передаваемой информации и других средств общения; • перцептивными — взаимное непосредственное восприятие (социальное восприятие), изучение и оценка друг друга и реакций на сообщаемую информацию в процессе общения. Общение сопутствует взаимоотношениям, испытывает их влияние и в свою очередь насыщает их дополнительными психологическими характеристиками. Под влиянием общения и опыта его возможно изменение взаимоотношений. Психологические особенности придают общению цели и задачи, которые решаются людьми, прибегающими к нему, а также используемые средства общения. Последние бывают вербальными (знаковыми, словесными, речевыми) и невербальными (неречевыми). К вербальным относятся слова, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи (громкость, темп, дикция, произношение, тембр) и экспрессивность — выразительность речи (тональность, эмоциональность, образность, обороты, насыщенность выразительными словами, оборотами речи, звуковыми включениями — смех, вздохи и пр.). Невербальные — сопутствующие речевому общению средства: мимика, жестика (жесты), таксика (прикосновения — рукопожатия, дотрагивания, объятия, поцелуи лица и руки, отталкивания), пантомимика (положение и движения тела — поза, осанка, поклоны, снятие головного убора, походка, манера приближения к собеседнику), проксемика (расположение общающихся относительно друг друга — расстояние и способ расположения — оба сидят, один стоит, другой сидит и пр.). Все они несут в себе определенную информацию. На психологии общения сказывается и социальное восприятие — восприятие человеком социальных объектов: других людей, групп, общества, явлений в них. Оно значительно сложнее восприятия других объектов и отличается большей субъективностью, пристрастностью, ролью внутренних, психологических условий (особенностей) воспринимающего. Ему свойствен механизм каузальной атрибуции (Г.М. Андреева) — объяснение человеком воспринимаемого на основе личных знаний, убеждений, установок, опыта и пр., истолкование внутренне присущих другому человеку психологических особенностей (качеств, взглядов, мотивов, намерений и др.) по его внешним проявлениям. При этом обнаруживается ряд эффектов социального восприятия: • первичности — важной роли первого впечатления о человеке или информации, полученной о нем от других людей до встречи с ним. Хотя, как говорят, «встречают по одежке — провожают по уму»; • проецирования — приписывания другому собственных взглядов, отношений, целей, мотивов и пр. Неслучайна ироничная поговорка: «Каждый понимает в меру своей испорченности»; • типологизации — подгонки оценки и понимания собеседника под определенный тип личности, известный воспринимающему (реципиенту); • целостности — нечто уже обнаруженное, определенным образом истолкованное и оцененное в собеседнике (понравившееся или не понравившееся) сказывается на его общей оценке, а получаемая новая информация подгоняется под нее (у «хорошего» все хорошо, у «плохого» — все плохо); • инерции («ореола», стереотипности) — влияния уже сложившегося по опыту общения впечатления о человеке на все последующие контакты с ним. Мнение о человеке трудно меняется, даже когда новые факты противоречат ему. Взаимодействие — поведенческая взаимосвязь между людьми. Собственные психологические характеристики определяются общностью или различием преследуемых людьми целей и решаемых задач, установок, ценностей, применяемых средств, способов, приемов, знаний, навыков, умений, привычек, понимания своих обязанностей и способов действий, процесса деятельности, ситуаций и др. Но на психологии взаимодействия очевидным образом сказываются особенности взаимоотношений и общения взаимодействующих людей. Столь же очевидно, что взаимодействие, опыт его оказывает обратное влияние на эти социально-психологические феномены. Взаимодействие внешне обнаруживается в слаженных или, напротив, неорганизованных, беспорядочных, разрозненных, суетливых, конфликтных и прочих действиях. Человек по своему эволюционному происхождению — стадное существо. В историческом процессе создания и развития общественных отношений произошла социализация потребности в согласовании своих действий с действиями других. Современный уровень развития человеческих сообществ, разделение и кооперация труда в них расширили и упрочили зависимости каждого человека от способности и умения налаживать сотрудничество в процессе жизни и деятельности. Индивидуализм сегодня противоречит реалиям и тенденциям развития человечества. Отношения, общение, взаимодействие могут характеризоваться единством, согласием, доверием, сотрудничеством, взаимопомощью, уважительностью, вежливостью, доброжелательностью, доверительностью, терпимостью, дружбой, любовью и т.д. или противоположными психологическими характеристиками. Достижение положительных характеристик отношений, общения, взаимодействия — в интересах подавляющего большинства людей и развития общества, создающего условия для их удовлетворения. Массовидные социально-психологические явления — распространенные, одинаковые, охватывающие и связывающие психологически некоторое количество людей. Они в значительной степени — продукт описанных выше социально-психологических явлений, преобладающих в группе, большой общности, обществе. Это явления: • преимущественно мотивационно-потребностного характера: групповые цели, групповые потребности, групповые интересы, групповые чаяния и надежды, групповые стремления, групповые мотивы, групповые намерения; • преимущественно познавательного характера: групповые мнения, групповые взгляды, групповые убеждения, групповые социальные восприятия, суеверия, предрассудки, слухи; • преимущественно эмоционального характера: групповые настроения, групповые чувства и переживания, групповые социальные ожидания, групповые аффекты; • преимущественно поведенческо-волевого характера: групповая активность (акции), групповые нормы, обычаи и традиции, мода, ажиотаж, паника. Личностные социально-психологические явления, представляя собой достояние индивидуальной психики, тем не менее являются отражением, «жизнью» в ней описанных выше социально-психологических явлений. Принцип социальной обусловленности психики, о котором сказано в гл. 2, данные о физиологии высшей нервной деятельности вскрывают важнейшую роль этих явлений в формировании особенностей психики каждого. Сегодня это аксиома, аспекты которой рассматриваются уже больше общей, а не социальной психологией. Влияние социума на индивида не сводится к социально-психологическим аспектам в истории его жизни и достоянию биографии. Оно существует и в настоящей жизни каждого человека, обнаруживается в каждый ее момент, в каждой ситуации. Это закономерно, так как внутренние психологические причины действуют через внешние условия. Один и тот же человек в разных социально-психологических условиях зачастую ведет себя не свойственным ему образом. Такие влияния и поведение выступают предметом особого интереса современной социальной психологии. Как отмечает известный социальный психолог Г.М. Андреева, важно понять поведение личности в конкретной группе, в реальном, существующем в данное время социальном окружении, как поведение взаимодействующего и общающегося субъекта*, как детерминируемое не только ранее сформированными свойствами, но и воздействием социально-психологического поля группы**. * Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994. — С.265—266. ** Это стоит подчеркнуть и потому, что в ряде книг, с которыми, вероятно, будут знакомиться студенты, такой, специфичный для социальной психологии, анализ подменяется рассмотрением личности в ставшем традиционным для общей психологии ключе.
Социально-психологическая феноменология личности выражена прежде всего в социально-психологических качествах —ееотносительно устойчивых особенностях, обнаруживающихся при контактах с разнообразием социальной среды — другими людьми, группами, общественными явлениями. В еоциально-психологической науке есть попытки выделить комплекс их. Обобщая имеющиеся данные, можно отнести к нему такие: § восприятие и понимание социального бытия (общества, групп, людей — их жизни, сущности, норм, действий и пр.); § социальные установки («аттитюды») личности (патриотизм, гражданственность, правопослушность, чувство социальной ответственности, потребность в самореализации и самоутверждении, социальные притязания); § социальная активность, реализуемые социальные роли (сын, дочь, родитель, муж, жена, студент, член общественной организации, ответственный за что-то член группы, должностное лицо и пр.); § склонность, способность и подготовленность к совместной деятельности, труду; § коммуникативные способности и коммуникативная подготовленность (подготовленность к общению); § социально-психологическая устойчивость (надежность проявления типичных для личности социально-психологических особенностей в разных, в том числе критических, ситуациях); § «Я-концепция (образ)» (понимание себя, своей жизни, своего места в социуме и отношение к нему; стремление оставаться тем же или быть иным).
Содержательная сформированность социально-психологических качеств данного человека отражает, в чем индивидуально они характерны. Так, по социальной активности людей нередко делят на созидателей в жизни, потребителей и прожигателей. Применительно к «Я-концепции» ее конкретное содержание можно по-житейски определить по «формуле Л.Н. Толстого»: человек подобен дроби, числитель которой — что реально он из себя представляет, а знаменатель — что он думает о себе: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. А в народе говорят: «Чем меньше ума, тем больше спеси», «Сверху блестит, а в голове свистит». Реальные особенности «Я-концепции» существенно сказываются на поведении человека, работе над собой, успехах и неудачах в жизни. Личностная социально-психологическая феноменология представлена и динамически: в виде социально-психологических процессов и состояний (или компонентов психических состояний), возникающих у человека при нахождении в группе и под ее влиянием мыслей, побуждений, эмоциональных переживаний и др.
Разнообразие групп и их психологии Категория группы — родовая. Любое объединение людей в общем понимании — группа. В зависимости от масштаба группы различают психологию микрогрупп (части малой группы, обычно 2—3 человека), психологию малых групп, психологию больших групп — общностей, психологию всего общества. Чтобы понять и охарактеризовать психологию любой группы, надо ответить на три важнейших вопроса: 1) Какие из социально-психологических явлений представлены и доминируют в ней? 2) Каковы их содержательные, качественные особенности (мало, например, сказать, что в группе есть общее мнение; важно — каково оно, в чем заключается)? 3) Почему они такие, а не иные; в чем причины этого? Последний вопрос не менее важен, чем первые два. Ведь только поняв причины, можно глубоко разобраться в психологии групп и (и это главное) найти способы влияния на них. Группы различаются не только по масштабу, но и по другим признакам: • по реальности существования: реальные и условные (выделенные по учетным данным; например, группа граждан, состоящих в списках на улучшение жилплощади, группа выплачивающих алименты и др. Члены таких групп обычно не находятся вместе, не знакомы, не общаются); • по способу возникновения: официальные («формальные») и неофициальные («неформальные»). Первым придается официальный статус (предприятия, учреждения и пр.), вторые возникают стихийно и не регистрируются (группа друзей, земляков, собравшихся в дискотеке, на стадионе, игроки в карты, общественные формирования и др.); • по длительности существования: долговременно существующие, молодые, только что организованные и кратковременно существующие (например, группа граждан, ожидающих на остановке автобус); • по степени контактности (плотности общения): контактные (тесного и постоянного общения), малоконтактные (редкого общения), практически неконтактные (пример их — условные группы, население большого города как группа); • по роду занятий: учебные, производственные, управленческие, военные, правоохранительные, спортивные, научные и др. Организованные, занимающиеся единой деятельностью, с высоким уровнем социально-психологического развития группы, оказывающие продолжительное влияние на развитие и поведение своих членов, именуются коллективами. Каждую группу можно характеризовать по комплексу оснований. Например, студенческая группа в вузе: реальная, официальная, организованная, молодая, контактная, молодежная, учебная. Каждый классификационный признак определенным образом отражает соответствующие особенности социально-психологических явлений в группе. Психология особенно развита и действенна в контактных, долго существующих группах, коллективах.
Причинность социально-психологических явлений Социально-психологические явления — продукт социальных факторов, совместной жизни, действия социально-психологических механизмов, отношений, взаимодействия и общения людей. Они имеют две группы детерминирующих факторов. Во-первых, они, как и явления индивидуальной психики, имеют отражательную природу, т. е. их возникновение и качественная определенность обусловлены объективными обстоятельствами жизнедеятельности конкретных групп людей. Почему, например, у некоторого количества людей возникает одинаковое мнение по какому-то вопросу? Прежде всего потому, что эти люди находятся в одинаковых условиях — политических, социальных, материальных, организационных, бытовых, территориальных и иных. У них схожие социальное положение, судьба, прошлое и будущее, цели и желания, проблемы и пр. Почему люди думают, переживают, хотят одного и того же? Потому что они живут в одинаковых духовных и материальных условиях. Почему одна группа думает и делает одно, а другая — другое? Потому что условия у этих групп разные. Почему две группы людей могут находиться в наряженных взаимоотношениях (например, руководители и подчиненные, чиновники и простые граждане, богатые и бедные, местные жители и прибывшие в регион беженцы и др.)? Потому что члены каждой группы находится в одинаковых условиях, а разных групп — в разных. Что надо сделать, чтобы сплотить людей, снять противоречия между группами? Прежде всего надо создать одинаковые условия, ликвидировать очевидные различия. Что надо сделать, чтобы разложить, например, группу с антиобщественной направленностью, обострить противоречия внутри ее? Надо создать разные условия для разных членов группы (или микрогрупп), усилить различия между ними, если они уже есть, помочь понять различия, показать откровенно и правдиво, что кто-то (например, лидер с его ближайшими помощниками) пользуется неосведомленностью группы, действует с корыстным расчетом и обманывает других. Условия — объективные обстоятельства, совокупность факторов, находящих социально-психологическое отражение и формирующих психологию групп. Условия бывают двух видов: микроусловия (ближайшее окружение и его факторы, с которыми группа и ее члены находятся в непосредственном контакте) и макроусловия (общественные условия, которые отражаются и на состоянии микроусловий). Психологически более действенны микроусловия, а макро- — в той степени, в какой и как влияют на них. Во-вторых, социально-психологические явления детерминированы связями между людьми, взаимоотношениями, общением, взаимодействием в группах в процессе совместной жизни и деятельности. Богатство и плотность контактов людей, обмен своими отношениями, информацией, мнениями, настроениями, намерениями, способами действий и пр., воздействие с помощью их друг на друга ускоряют возникновение и силу взаимных «притяжений» между людьми, социально-психологических феноменов, а в целом — признаков общности и обособление в группу с особой психологией. В процессах интеграции, консолидации, группового психологического обособления, происходящих при контактах людей, действуют и особые социально-психологические механизмы, ускоряющие и усиливающие эти процессы: • социального восприятия; • идентификации — психологического приобщения себя к группе, своих взглядов, отношений, интересов, целей и прочего к имеющимся у группы. Вхождение человека в группу вообще происходит из-за признания им ее целей как значимых для себя и обеспечивающих достижение личных целей. Это инициирует возникновение чувства общности, подталкивает к сближению, приобщению к группе, способствует пониманию необходимости единообразия поведения как условия достижения и своих целей; • референтности* — осознаваемой или мало осознаваемой ориентации члена группы на цели, нормы, ценности, мнения группы или одной из ее микрогрупп при выборе своего отношения к какому-то событию или объекту; * От лат. referens — сообщающий.
• заражения — неосознанной передачи мыслей, настроений и побуждений, состояния от одних членов группы другим; • внушения — некритического принятия частью членов группы информации и отношений большинства и другой части членов группы без их самостоятельного анализа, оценки, понимания; • убеждения — воздействия на сознание членов группы как мерами разъяснения, аргументации, доказательств, так и поведением в жизни (убеждение примером, на опыте), а также фактом признания (принятия) отдельными членами группы правильными каких-то взглядов, норм, поступков и другого, присущих большому числу других людей («Раз все считают так, то они, вероятно, правы, а я нет»); • подражания — осознанного или мало осознаваемого следования чьему-то примеру в группе, образцу поведения. Считается, что подражание выступает основным механизмом так называемого научения, приобретения в опыте жизни (а не целенаправленного формирования) новых знаний, навыков, умений, привычек, форм поведения; • конформизма* — тенденции части членов группы малоосознанно подчинять свое поведение, мнение, оценки, выборы решений соответствующим групповым феноменам, не вступать в противоречие с ними. Людей, которые сохраняют собственное мнение в группе и занимают особую позицию, называют нонконформистами; * От лат. conformis — подобный, сообразный.
• группового давления — механизм повышения силы группового воздействия на отдельного человека. Если убеждает, требует группа, то это воздействует на человека много сильнее, чем если бы это делал кто-то один. Такое групповое давление может быть разовым, открытым, намеренным, организованным (например, обсуждение группой поступка отдельного члена группы), но оно присутствует постоянно. Индивиду психологически трудно сделать что-то, что не согласуется с существующим в группе мнением и нормой поведения. Элемент силы механизма группового давления — страх перед возможными санкциями группы (осуждение, насмешки, презрение, отторжение и др.); • массовой силы (фацилитации)* — способствования активному проявлению своих желаний и возможностей членами группы при нахождении в составе группы. Этот механизм повышает (или, напротив, снижает, в зависимости от особенностей психологии группы) активность и производительность совместной деятельности, совершения поступков отдельными людьми. Учебный, трудовой или военный коллектив, охваченный энтузиазмом, творит чудеса, а охваченный конфликтами, раздорами, унынием, безразличием, паникой, резко бессилен и непроизводителен. Другой факт: подростки в подавляющем большинстве случаев совершают правонарушения в составе группы и очень редко — в одиночку. * От англ. fasilite — помогать, облегчать, способствовать.
Чем более привлекательна группа для какого-то ее члена, тем сильнее проявляются по отношению к нему механизмы подражания, заражения, внушения, убеждения. Действует и не всегда отчетливо осознаваемая необходимость сохранять единство и прочность группы, не допускать ее развала, не быть исключенным из группы. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|