|
Формирование правовой культурыНельзя породить даже тенденцию движения к правому государству, если правовая культура населения, его правое воспитание и особенно правовая социализация подрастающего поколения не имеют положительных тенденций к улучшению. Необходима система формирования правовой культуры граждан. Первостепенное значение имеет педагогическая оптимизация социально-педагогических факторов федерального, регионального и местного масштаба, оказывающих влияние на правовую культуру и правомерное поведение граждан. Это огромная по масштабу и сложности работа, но иного пути к правовому обществу нет. Чтобы люди обладали правовой культурой, надо, чтобы они жили в условиях правовой культуры, создаваемой деятельностью государственных органов, всех институтов и структур общества, чтобы в этой деятельности осмысленно реализовывалась педагогическая функция. Взять, например, деятельность средств массовой информации и периодической печати. Всякое информирование эффективно, если оно укрепляет общество, возвышает людей, способствует созданию правового государства, крепит убеждения в необходимости следования правовым нормам, веру в существование справедливости в обществе, в свою защищенность, в неотвратимость наказания за преступления. Между тем телевизионные передачи зачастую ведутся без ясного понимания того, какой педагогический эффект они приносят. Передачи, имеющие правовоспитательное значение, переполнены негативной информацией о преступлениях, а позитивная — о задержании и осуждении преступников — минимальна. Реальность же такова, что раскрываемость преступлений составляет как минимум 75%, т. е. подавляющее большинство преступников получает по заслугам. Постановка с ног на голову пропорций негативной и позитивной информации — кривое зеркало реальности, ложь, а не правда. Негативна по преимуществу информация о деятельности правоохранительных органов, а добрых слов об их сотрудниках, жертвующих нередко жизнью, работающих по 12 и больше часов в сутки при мизерной заработной плате, телевидению не хватает. Отрицательно правовоспитательное значение информации без комментариев о благополучии и «красивой жизни» людей, явно нечестным путем наживших свое богатство, о мягких приговорах за тяжкие преступления, о прекращении уголовных дел явно находящихся в конфликте с законом людей «за недоказанностью», «отсутствием состава преступления», «за давностью», «по амнистии», «изменении показаний свидетелей» и т.п. Нередко правовая информация подается безграмотным в правовом отношении языком, на криминальном жаргоне: убийц именуют «киллерами», воров и мошенников — «бизнесменами» или «новыми русскими», террористов и бандитов — «боевиками», главарей банд — «полевыми командирами», «бригадными генералами». Дело не только в правовой безграмотности, но и в педагогической. Часть молодых людей, возможно, остановила бы от совершения преступлений даже перспектива называться «убийцей», «бандитом» или «вором» — презираемыми в народе словами, а не звучными «киллер», «боевик». Под влиянием передач у многих граждан возникает убеждение, что они живут в насквозь криминальном обществе, в котором нет честных людей, а правоохранительные органы абсолютно бессильны и коррумпированы. Исследованиями, проведенными в США, установлено, что неверие в честность политического руководства и правоприменительных органов, убеждения, что правительство продажно, что беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а нравственность — капкан для простаков, выступают основой подрыва моральных устоев населения, возникновения атмосферы общего недоверия, отсутствия уважения к правовым нормам и зарождения побуждений к их нарушениям*. * Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. — М., 1979. — С. 186.
В рамках педагогической и правовой систем общества должна получить полноценное развитие специальная юридико-педагогическая работа, включающая: • правовое просвещение — распространение правовых знаний через систему образования; • правовое воспитание; • правовую пропаганду — распространение идей правового государства, правомерного поведения; • правовую агитацию — целенаправленное распространение информации для активизации участия граждан в укреплении правопорядка. Будучи действенной, эта работа увеличивает число граждан, которые включаются в обеспечение правопорядка, и способствует формированию их правовой культуры. Мировая практика свидетельствует об оправданности начала такой работы даже в дошкольных учреждениях.
Психология и педагогика обеспечения личной безопасности Жизнь содержит немало угроз и опасностей, требующих бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. Возможны возгорания, взрывы, аварии, поломки, наносящие материальный, финансовый урон или травмы человеку. Ныне особенно важно не стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника. Безопасность на работе и в быту, исключающая вероятность получения травм, связана со знанием человеком техники безопасности, умениями и привычками соблюдения мер безопасности, здравым смыслом, бдительностью и разумной осторожностью. Существует психологический феномен беспечности — антипода бдительности — в двух разновидностях — первичной и вторичной беспечности. Первая связана с незнанием, непониманием опасности, необходимости бдительности и осторожности. Вторая — привыкание к опасности, притупление бдительности, которая встречается у людей хорошо осведомленных, профессионально опытных, многократно успешно действовавших в условиях опасности. Гибнут, например, часто от поражения электрическим током не электрики-новички, а опытные специалисты. Профессионализм — не лихачество, «игра с огнем», а постоянная бдительность, соответствующая степени опасности осмотрительность, осторожность. Лихачу же, как выражался известный американский летчик Д. Коллинз, впервые перелетевший Атлантику, стоит помнить, что друзьям, возможно, вскоре придется принести цветы на его могилу. Сегодня актуальной стала и забота о личной безопасности. Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные, с хорошими внешними данными, выглядящие материально обеспеченными или доступными для посягательств на них, с вызывающими и дразнящими манерами поведения, чрезмерно доверчивые, легковерные, неразборчивые в знакомствах, посещающие часто криминально опасные места и мероприятия (пирушки, ночные гуляния и пр.), остающиеся вдвоем в комнате или темноте, выбирающие опасные маршруты передвижения, проявляющие слабость и беспомощность, злоупотребляющие спиртным и наркотиками, падкие на легкий выигрыш, жадные и др. Совокупность относительно устойчивых особенностей человека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии именуется виктимностью (виктимогенностью), а соответствующее поведение — виктимным. В интересах каждого человека снижение своей виктимности, отказ от виктимного поведения. Это достижимо использованием рекомендаций юридической психологии и педагогики. Опасность стать жертвой преступления снижается, когда человек обладает: • знаниями роли виктимного поведения и его недопустимости; правил поведения, снижающих вероятность возникновения криминогенно опасных ситуаций; способов действий преступников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и др.; криминогенно опасных мест и условий; • воспитанными привычками безопасного поведения в общественных местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами; • воспитанными культурными интересами, увлечениями, способами проведения досуга, исключающими попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, секты, увлечение алкоголем и употреблением наркотиков, совершение действий при общении в компаниях, повышающих опасность подвергнуться нападению; • развитой разумной осторожностью, бдительностью, наблюдательностью, собранностью, самообладанием, находчивостью, быстротой реакций, ловкостью, умением разбираться в людях и быть стойким к успокаивающим уговорам малознакомых и незнакомых людей; • специально освоенными приемами самозащиты: поведенческими, словесными, двигательными, техническими (использование носильных защитных средств, газовых пистолетов и др.). Вопросы и задания для самопроверки и размышлений
1. Из каких явлений складывается психологическая сфера (подсистема, компонента) общества? 2. Что включает в себя педагогическая сфера (подсистема, компонента) достоинств, сил и механизмов жизни и развития общества? 3. Какие из приведенных в тексте первого параграфа психологических и педагогических мер по решению проблем современного российского общества вы считаете важными и могущими принести реальную пользу? Обоснуйте почему? 4. Приходилось ли вам задумываться над смыслом своей жизни, задавать вопросы (и отвечать на них) — зачем дана жизнь? как прожить жизнь? каким быть? Если нет, то попытайтесь ответить на них сейчас. 5. Вспомните иерархическую модель потребностей, разработанную А. Маслоу. Попытайтесь на примере 3—4 известных вам молодых людей, оценив их интересы, желания, увлечения, занятия на досуге и поступки, сказать, потребности какого уровня доминируют в них. 6. В §7.2 приведен перечень цивилизованных принципов жизни. Оцените их приемлемость для собственной жизни. Согласны ли вы с ними? Завершите размышления оценкой того, в какой степени вы следуете им в своей жизни сейчас. 7. Перечислите основные направления психологического и педагогического самообеспечения жизненного успеха человека. Какие из направлений вы считаете особенно важными для себя и почему? 8. Дайте психологическую оценку любви мужчины и женщины. Что можно сказать о психологии человека и уровне развития его личности, если он считает правильным выражение «займемся любовью»? 9. Каковы основные положительные и негативные факторы, оказывающие влияние на психологию семейной жизни и отношения супругов? 10. Что и как должно меняться в личности, привычках, поступках, общении молодых людей, вступивших в брак, после рождения ребенка, при выращивании детей? 11. Попробуйте дать краткую педагогическую характеристику формирования личности ребенка в семье. 12. С какими психологическими и педагогическими факторами связана проблема укрепления законности и правопорядка? 13. В чем заключается психология и педагогика обеспечения личной безопасности каждым человеком? Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. 2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984. 3. Волков Г.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989. 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 2-е изд. — М., 1998. 5. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. — М., 1995. 6. Дилигенский Г.Г. Соцально-политическая психология. — М., 1996. 7. Кан-Калик В.А. Семейная педагогика. — Грозный, 1987. 8. Корчак Януш. Как любить детей: избранные педагогические произведения. — М., Воронеж, 1999. 9. Котик М.А. Психология и безопасность. — Таллинн, 1989. 10. Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997. 11. Молодежь и наркотики: правовые, медицинские» психолого-педагогические аспекты: материалы к лекциям /Авт.—сост. О.Ю. Кондратьева и др. — Владимир, 1998. 12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. 2-е изд., — М. 1999. 13. Основы общей и прикладной акмеологии /Под ред. А.А. Деркач — М., 1995. 14. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995. 15. Очерки российской психологии. — М., 1994. 16. Педагогика отечественной культуры и современность. — М., 1998. 17. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. — Тверь, 1994. 18. Популярная психология для родителей. — М., 1997. 19. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. — М., 1988. 20. Смысл жизни: Антология/ Сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. — М., 1994. 21. Социальная психология / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. — М., 1975. 22. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. 23. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992. 24. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. — М., 1993. 25. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. — М., 1997.
Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. Л. ван Бетховен
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|