Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Россия на современном этапе исторического развития.





Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР, Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Семинар 7. Россия в период революции 1917 года и в годы гражданской войны.

 

План:

  1. Революция 1917 года. От февраля к октябрю.
  2. Октябрьский переворот (Великая октябрьская социалистическая революция) и первые мероприятия Советского правительства.
  3. Советская Россия в годы гражданской войны.
  4. Политика военного коммунизма и причины ее кризиса. Начало перехода к НЭПу.

 

Учебные пособия:

 

1. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М.: Приор, 1998.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: М-Норма, 1997

3. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М.:Проспект, 1999

4. Орлов А.С. История России. Учебник. М.: Аст, 1996.

 

Литература:

  1. Бондарев В.В. Сталин и Ленин // Родина, 1995. №1.
  2. Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы. // Вопросы истории, 1995, №5.
  3. Булдаков В.П., Кабанов В.В. Военный коммунизм. // Вопросы истории, 1990, №3;
  4. Бутенко А.П. Правда и ложь в революциях 1917 г. // СОЦИС, 1997, №2.
  5. Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992
  6. Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению. // Вопросы истории, 1996, № 5-6.
  7. Горинов М.М., Цакунов С.В.20-е гг.: становление и развитие новой экономической политики // История Отечества: люди, идеи, решения.Очерки истории Советского государства. М; 1991.
  8. Гражданская война в России: перекресток мнений. М.,1994
  9. Зимина В.Д. Белое движение в годы гражданской войны. Волгоград, 1995
  10. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997
  11. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация // Отечественная история.1992. № 6;
  12. Шевоцуков П.А. Страницы истории гражданской войны: Взгляд через десятилетия. М., 1992

 

 

Семинар 8. СССР в конце 20-3-е годы.

 

План:

1.Свертывание НЭПа. Поиск путей развития социализма в СССР.

2. СССР в годы первых пятилеток:

А)Индустриализация

Б) Коллективизация

3. Формирование однопартийного политического режима СССР.. Усиление режима личной власти Сталина

4.Внутрення и внешняя политика СССР в конце 30-х начале 40-х годов.

.

 

1. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М.: Приор, 1998.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: М-Норма, 1997

3. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М.:Проспект, 1999

4. Орлов А.С. История России. Учебник. М.: Аст, 1996.

 

Литература:

  1. Боффа Д. История Советского Союза. Т.1, 2. М., 1991
  2. Вдовин А. И., Барсенков А.С. История России. 1917—2004. М.: Аспект Пресс, 2005.
  3. Коэн С. Большевизм и сталинизм // Вопросы философии. 1989. № 7.
  4. Коэн С. Бухарин: Политическая биография. 1888-1938. М., 1988.
  5. Коэн С. Нэповская альтернатива // Наука и жизнь. 1988. № 10.
  6. Н.Верт. История Советского государства. М., Прогресс, 1992
  7. Роговин В.З. Была ли альтернатива?: “Троцкизм”: взгляд через годы. М., 1992.
  8. Роговин В.З. Сталинский неонэп. М., 1994.
  9. Троцкий Л.Д. Преданная революция. Любое изд.
  10. Ципко А.И. Истоки сталинизма // Наука и жизнь. 1988. № 10-12.

 

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов.


 

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        лек. Сем. СРС Всего  
  Модуль 1. Древняя Русь и Московское царство в период зарождения и развития феодальных отношений в IX-XVII вв.     1-4         коллоквиум; УО-2 тесты; ПР-1  
  Модуль 2. Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв.     5-8         коллоквиум; УО-2 тесты; ПР-1  
  Модуль 3. Россия в период развития капитализма.   9-12         коллоквиум; УО-2 тесты; ПР-1  
  Модуль 4. Советский период в истории России. Современная Россия.   13-18         коллоквиум; УО-2 тесты; ПР-1 экзамен по дисциплине УО-4

Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины применяются следующие образовательные технологии:

- использования исторических электронных карт

- использование интерактивного электронного учебника по Истории России (лекции)

- анализ письменных источников в процессе семинарских занятий

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 23% аудиторных занятий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

 

6.1. Тестовые задания к Модулю 1. Древняя Русь и Московское царство в период зарождения и развития феодальных отношений в IX-XVII вв.

1. В каком году произошло легендарное призвание варягов на Русь?

1)862;

2)882;

3)912;

4)972.

 

2. Какая битва произошла в 1223 г.?

1) новгородцев с суздальцами;

2) Романа Мстиславовича с поляками;

3) на реке Калке;

4) Ледовое побоище.

 

3. С каким государством Древняя Русь заключила свой первый международный договор?

1) со Швецией;

2) с Византией;

3) с Польшей;

4) с Болгарией.

 

4. Как называется древнейшая известная христианская церковь, сооруженная в Киеве?

1) Софийский собор;

2) Спасо-Преображенский собор;

3) Десятинная церковь;

4) Церковь Покрова на Нерли.

 

5. Что из перечисленного произошло в княжение Ольги?

1) Русь приняла христианство;

2) Была достигнута окончательная победа над печенегами;

3) Была составлена "Повесть временных лет";

4) Полюдье было заменено повозом.

 

6. Как назывался смерд, попивший в зависимость от владельца земли за ссуду деньгами или зерном?

1) холоп; 2) закуп; 3) рядович; 4) челядин.

 

7. Что такое фреска?

1) изображение, сделанное масляными красками на деревянной доске;

2) роспись по сырой штукатурке водяными красками;

3) книжная миниатюра;

4) изделие из кусочков смальты или цветного стекла.

 

8. Что из перечисленного относится к предпосылкам образования Древнерусского государства?

1) великое переселение народов;

2) крещение Руси;

3) подсечно-огневое земледелие;

4) переход от родовой общины к соседской.

 

9. Каково следствие политической раздробленности в удельный период Древнерусского государства?

1) рост городов;

2) упадок ремесла;

3) сокращение внешней торговли;

4) укрепление обороноспособности страны.

 

10. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1) съезд князей в Любече;

2) образование Ливонского ордена;

3) взятие Киева войском Батыя;

4) первое упоминание о Москве.

 

11. Соотнесите события и годы:

1) крещение Руси; А) 988-989;

2) договор Руси с Византией; Б) 882;

3) расправа древлян над князем Игорем; В) 945;

4) поход князя Олега на Киев. Г) 907.

 

12. Соотнесите имена и события:

1) Ярослав Мудрый; А) перенос столицы из Суздаля во Владимир;

2) Владимир Мономах; Б) начало составления "Русской правды";

3) Александр Ярославич; В) победа в Невской битве;

4) Андрей Боголюбский. Г) попытка восстановить единство Руси.

 

13. Назовите имя первого русского митрополита, автора "Слова о законе и благодати": ____________.

 

14. Назовите город, который монголы прозвали "злым", поскольку несмотря на население в тысячу человек, он выдерживал осаду войска Батыя 7 недель: _______________.

 

15. Вставьте в текст отрывка "Повести временных лет " пропущенное имя:

"Когда ____________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел... И посылал в иные земли со словами:

"Иду на вы!" И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?" Они же ответили: "Хазарам...". Пошел _____________ на хазар."

Тестовое задание 2

 

16. Какое событие произошло в 1382 г.?

1) строительство белокаменных стен московского кремля;

2) Куликовская битва;

3) разорение Москвы Тохтамышем;

4) начало Феодальной войны.

 

17. В каком году было заключено Ям-Запольское перемирие?

1)1453; 2)1480; 3)1558; 4)1582.

 

18. Что было присоединено к Москве в правление Ивана III?

1) Угличское княжество; 2) Тверское княжество;

3) Рязанское княжество; 4) Псковские земли.

 

19. Какое произведение рассказывает о Куликовской битве?

1) "Слово о полку Игореве"; 2) Хронограф;

3) "Житие митрополита Петра"; 4) "Задонщина".

 

20. Какая реформа была проведена в правление Елены Глинской?

1) денежная;

2) формирование приказной системы;

3) военная;

4) церковная.

 

21 Как называется земельный участок, предоставляемый дворянам за службу?

1) вотчина;

2) поместье;

3) удел;

4) кормление.

22. Что из перечисленного относится к причинам начала Ливонской войны?

1) стремление к объединению русских земель вокруг Москвы;

2) стремление Московского, государства завоевать Польшу;

3) стремление Московского государства завоевать Прибалтику;

4) агрессивная политика Польши и Швеции.

 

23. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1) осада Пскова Стефаном Баторием;

2) создание Троицкой летописи;

3) отмена системы кормлений;

4) венчание Ивана IV на царство и женитьба на Анастасии Романовой.

 

24. Установите соответствие между историческими документами и содержащимися в них положениями:

1) «Домострой» А) первое описание Индии, составленное европейцем
2) «Житие Сергия Радонежского» Б) концепция дворянского государства во главе с самодержавным царем
3) «Хождение за три моря» В) энциклопедия домашнего хозяйства
4) Челобитные Ивана Пересветова Г) описание основания Троице-Сергиева монастыря

 

Ключ к тестам: 1 - 1; 2 – 3; 3 -2; 4- 3; 5- 4; 6-2; 7 – 2; 8 - 4; 9 – 1; 10 – 2-13-4; 11 – 1-А, 2-Г, 3-В, 4-Б; 12 – 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А; 13-Илларион; 14-Козельск; 15-Святослав; 16-3; 17-4; 18-2; 19-4; 20-1; 21-2; 22-3; 23 – 4-3-2-1; 24 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б

 

Тестовые задания по Модулю 2. «Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв.»

 

1. Укажите правильное соответствие исторического деятеля и события первой четверти ХIХ в.:

а) А. А. Аракчеев;

б) М. М. Сперанский;

в) М. И. Кутузов;

1) разработка проекта реформы государственного управления;

2) введение военных поселений;

3) руководство Бородинским сражением.

 

2. Александр I взошел на престол в результате:

а) пресечения правящей династии;

б) дворцового переворота;

в) завещания Екатерины II;

г) отречения от престола Павла I.

 

3. Двумя характерными чертами правления Николая I были:

а) широкая демократизация общества;

б) либерализация общества;

в) бюрократизация управления;

г) усиление централизации власти.

 

4. Просвещение – это:

 

а) социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, в результате которого была ограничена роль церкви в обществе и утвердилась новая

система духовных ценностей, способствующая первоначальному накоплению капитала;

б) воскрешение норм античной цивилизации (интерес к земному миру, человеку, к демократическим традициям);

в) идейное течение, выступавшее против феодального строя и разработавшее вопрос о практическом устройстве общества с точки зрения рационализма и «здравого

смысла».

 

5. Определите, какая из приведенных ниже реформ была проведена Петром I:

 

а) создание всесословного выборного представительства в масштабе уезда и губернии;

б) проведение военной реформы, которая вводила всеобщую воинскую повинность и ставила срок службы в зависимости от образовательного ценза;

в) разделение страны на губернии, во главе которых стоял губернатор, обладающий судебной, административной, политической и финансовой властью.

 

6. Определите, какая из приведенных ниже оценок характеризует реформы Петра I:

 

а) преобразования означали проведение продворянской, крепостнической политики под маской либерализма, при этом они способствовали развитию капиталистиче-

ского уклада и ослабляли с помощью законов остроту социальных противоречий;

б) преобразования представляли собой попытку либеральных реформ в духе идей Просвещения, но не были доведены до конца из-за сопротивления дворянства;

в) реформы – оптимальная модель политического реформаторства, в результате их проведения Россия создала современную армию и флот, получила выход в море, уси-

лила развитие промышленности и торговли, реорганизовала аппарат и вышла в число великих держав.

 

7. Какое из приведенных ниже преобразований связано с деятельностью Екатерины II?

а) слияние вотчины и поместья;

б) издание Жалованной грамоты дворянству;

в) увеличение административной и хозяйственной самостоятельности учебных заведений, повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах.

 

8. «Русская Правда» П.И. Пестеля предполагала следующие

преобразования:

 

а) ликвидацию самодержавия и крепостного права, установление конституционной монархии, сохранение помещичьей собственности на землю;

б) переход к социализму через крестьянскую общину;

в) уничтожение крепостничества и самодержавия, установление парламентской республики с президентской формой правления, решение земельного вопроса путем сочетания двух форм собственности – частной и общественной.

 

9. В XVIII – первой половине XIX вв. общественная мысль России в качестве первостепенных задач модернизации выдвигала:

 

а) отмену крепостного права и переустройство деспотического государства;

б) завершение промышленного переворота;

в) создание индустриального общества.

 

10. Славянофилы утверждали, что:

 

а) в русском обществе отсутствует основа для социальных конфликтов, царит единение царя и народа, гарантом нерушимости государства является самодержавие, а основой духовной жизни – православие;

б) в России социализм имеет больше оснований нежели на Западе, т.к. Россия сохранила крестьянскую общину и имеет возможность с ее помощью перейти к социализму;

в) идейным началом русского народа является православие, устройство российского государства возможно только на основе признания неограниченной власти царя, созыва земского собора, где народ мог выразить свое мнение, и отрицательного отношения к крепостному праву.

 

11. Какое из приведенных ниже положений относится к воззрениям западников?

 

а) выступление против деспотизма и рабства, признание за обществом права на вооруженную борьбу с тиранией;

б) приверженность конституционной монархии, политическим свободам, развитию предпринимательства, отрицательное отношение к крепостному праву;

в) признание императора в качестве высшей исполнительной власти, создание высшего законосовещательного органа – Государственной Думы, организация думской и судебной власти на основе принципа выборности.

Тестовые задания по темам Модуля 3

«Россия в период развития капитализма»

1. Отмена крепостного права в России произошла в:

1)1873 г.

2)1861 г.

3)1864 г.

4)1858 г.

1. В ходе либеральных реформ 60-70-х годов, ведение органов местного самоуправления в сельской местности предусматривались в результате:

1) военной реформы

2) реформы образования

3) земской реформы

4) судебной реформы

 

3.Хождения в народ связаны с деятельностью следующих революционных организаций:

1) петрашевцев

2) «Земли и воли»

3) «Народной воли»

4) кружка «ишутинцев»

 

4. Кто из лидеров политических партий России начала ХХ века был историком, имел научные труды по истории и философии культуры:

1) Виктор Чернов

2) Владимир Ленин

3) Павел Милюков

4) Петр Струве

 

5. Особенности российской многопартийности после издания «Манифеста 17октября» состояли:

1) В наличии мощной проправительственной партии и слабости остальных партий.

2) В слиянии однотипных партий в одну

3) В монолитности и прочности различных партий

4) В большом числе партий и их многообразии даже в рамках одного направления

6.Буржуазно-оппозиционное движение в России накануне первой русской революции выступило с требованием

1) бойкота "Булыгинской Думе"

2) проведения политических реформ

3) установления 16-часового рабочего дня

4) не допустить создания народного представительства с законодательными правами

 

7. Партия, выражавшая интересы либеральной интеллигенции и средних слоев буржуазии:

1) Октябристы

2) Социалисты- революционеры

3) Кадеты

4) Союз русского народа

8. Характерными признаками империализма, как стадии развития капитализма являются (несколько правильных ответов):

1) создание в промышленности крупных объединений-монополий

2) неустойчивое кризисное развитие общества

3) вывоз капитала в другие страны доминирует над товарным экспортом

4) импульсы развития идут «сверху от власти»

5) экономический раздел мира между союзами монополий

 

9. Какое историческое событие произошло в октябре 1905 гг.

(несколько правильных ответов)

1) создание конституционно-демократической партии

2) восстание на броненосце Потемкин

3) подписание царского манифеста о создании Государственной Думы и даровании политических свобод

4) «Кровавое воскресенье»

 

10. Последствием революции1905-1907 гг. было:

1) запрет на создание профсоюзов

2) отмена сословных привилегий

3) повышение заработной платы

4) отмена выкупных платежей

 

11. Какие политические партии и организации существовали в России до 1905 гг. (несколько правильных ответов)

1) Конституционно-демократическая партия

2) Партия социалистов-революционеров

3) Российская социал-демократическая рабочая партия

4) «Союз 17 октября»

5) «Союз русского народа»

a. Соотнесите политических деятелей России начала ХХ века и партии, в которых они состояли:

1. А.И. Гучков А) Конституционно-демократическая партия

2. С.А. Муромцев Б) Партия социалистов-революционеров

3. В.М. Пуришкевич В) Союз русского народа

4. В.М. Чернов Г) Союз 17 октября

 

13. Соотнесите политические партии и форму государственного устройства России, за которую они выступали:







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.