|
Тема 4. Россия на современном этапе исторического развития.Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР, Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Семинар 7. Россия в период революции 1917 года и в годы гражданской войны.
План:
Учебные пособия:
1. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М.: Приор, 1998. 2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: М-Норма, 1997 3. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М.:Проспект, 1999 4. Орлов А.С. История России. Учебник. М.: Аст, 1996.
Литература:
Семинар 8. СССР в конце 20-3-е годы.
План: 1.Свертывание НЭПа. Поиск путей развития социализма в СССР. 2. СССР в годы первых пятилеток: А)Индустриализация Б) Коллективизация 3. Формирование однопартийного политического режима СССР.. Усиление режима личной власти Сталина 4.Внутрення и внешняя политика СССР в конце 30-х начале 40-х годов. .
1. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М.: Приор, 1998. 2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: М-Норма, 1997 3. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М.:Проспект, 1999 4. Орлов А.С. История России. Учебник. М.: Аст, 1996.
Литература:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов.
Образовательные технологии В процессе освоения дисциплины применяются следующие образовательные технологии: - использования исторических электронных карт - использование интерактивного электронного учебника по Истории России (лекции) - анализ письменных источников в процессе семинарских занятий Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 23% аудиторных занятий.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1. Тестовые задания к Модулю 1. Древняя Русь и Московское царство в период зарождения и развития феодальных отношений в IX-XVII вв. 1. В каком году произошло легендарное призвание варягов на Русь? 1)862; 2)882; 3)912; 4)972.
2. Какая битва произошла в 1223 г.? 1) новгородцев с суздальцами; 2) Романа Мстиславовича с поляками; 3) на реке Калке; 4) Ледовое побоище.
3. С каким государством Древняя Русь заключила свой первый международный договор? 1) со Швецией; 2) с Византией; 3) с Польшей; 4) с Болгарией.
4. Как называется древнейшая известная христианская церковь, сооруженная в Киеве? 1) Софийский собор; 2) Спасо-Преображенский собор; 3) Десятинная церковь; 4) Церковь Покрова на Нерли.
5. Что из перечисленного произошло в княжение Ольги? 1) Русь приняла христианство; 2) Была достигнута окончательная победа над печенегами; 3) Была составлена "Повесть временных лет"; 4) Полюдье было заменено повозом.
6. Как назывался смерд, попивший в зависимость от владельца земли за ссуду деньгами или зерном? 1) холоп; 2) закуп; 3) рядович; 4) челядин.
7. Что такое фреска? 1) изображение, сделанное масляными красками на деревянной доске; 2) роспись по сырой штукатурке водяными красками; 3) книжная миниатюра; 4) изделие из кусочков смальты или цветного стекла.
8. Что из перечисленного относится к предпосылкам образования Древнерусского государства? 1) великое переселение народов; 2) крещение Руси; 3) подсечно-огневое земледелие; 4) переход от родовой общины к соседской.
9. Каково следствие политической раздробленности в удельный период Древнерусского государства? 1) рост городов; 2) упадок ремесла; 3) сокращение внешней торговли; 4) укрепление обороноспособности страны.
10. Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1) съезд князей в Любече; 2) образование Ливонского ордена; 3) взятие Киева войском Батыя; 4) первое упоминание о Москве.
11. Соотнесите события и годы: 1) крещение Руси; А) 988-989; 2) договор Руси с Византией; Б) 882; 3) расправа древлян над князем Игорем; В) 945; 4) поход князя Олега на Киев. Г) 907.
12. Соотнесите имена и события: 1) Ярослав Мудрый; А) перенос столицы из Суздаля во Владимир; 2) Владимир Мономах; Б) начало составления "Русской правды"; 3) Александр Ярославич; В) победа в Невской битве; 4) Андрей Боголюбский. Г) попытка восстановить единство Руси.
13. Назовите имя первого русского митрополита, автора "Слова о законе и благодати": ____________.
14. Назовите город, который монголы прозвали "злым", поскольку несмотря на население в тысячу человек, он выдерживал осаду войска Батыя 7 недель: _______________.
15. Вставьте в текст отрывка "Повести временных лет " пропущенное имя: "Когда ____________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел... И посылал в иные земли со словами: "Иду на вы!" И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?" Они же ответили: "Хазарам...". Пошел _____________ на хазар." Тестовое задание 2
16. Какое событие произошло в 1382 г.? 1) строительство белокаменных стен московского кремля; 2) Куликовская битва; 3) разорение Москвы Тохтамышем; 4) начало Феодальной войны.
17. В каком году было заключено Ям-Запольское перемирие? 1)1453; 2)1480; 3)1558; 4)1582.
18. Что было присоединено к Москве в правление Ивана III? 1) Угличское княжество; 2) Тверское княжество; 3) Рязанское княжество; 4) Псковские земли.
19. Какое произведение рассказывает о Куликовской битве? 1) "Слово о полку Игореве"; 2) Хронограф; 3) "Житие митрополита Петра"; 4) "Задонщина".
20. Какая реформа была проведена в правление Елены Глинской? 1) денежная; 2) формирование приказной системы; 3) военная; 4) церковная.
21 Как называется земельный участок, предоставляемый дворянам за службу? 1) вотчина; 2) поместье; 3) удел; 4) кормление. 22. Что из перечисленного относится к причинам начала Ливонской войны? 1) стремление к объединению русских земель вокруг Москвы; 2) стремление Московского, государства завоевать Польшу; 3) стремление Московского государства завоевать Прибалтику; 4) агрессивная политика Польши и Швеции.
23. Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1) осада Пскова Стефаном Баторием; 2) создание Троицкой летописи; 3) отмена системы кормлений; 4) венчание Ивана IV на царство и женитьба на Анастасии Романовой.
24. Установите соответствие между историческими документами и содержащимися в них положениями:
Ключ к тестам: 1 - 1; 2 – 3; 3 -2; 4- 3; 5- 4; 6-2; 7 – 2; 8 - 4; 9 – 1; 10 – 2-13-4; 11 – 1-А, 2-Г, 3-В, 4-Б; 12 – 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А; 13-Илларион; 14-Козельск; 15-Святослав; 16-3; 17-4; 18-2; 19-4; 20-1; 21-2; 22-3; 23 – 4-3-2-1; 24 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б
Тестовые задания по Модулю 2. «Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв.»
1. Укажите правильное соответствие исторического деятеля и события первой четверти ХIХ в.: а) А. А. Аракчеев; б) М. М. Сперанский; в) М. И. Кутузов; 1) разработка проекта реформы государственного управления; 2) введение военных поселений; 3) руководство Бородинским сражением.
2. Александр I взошел на престол в результате: а) пресечения правящей династии; б) дворцового переворота; в) завещания Екатерины II; г) отречения от престола Павла I.
3. Двумя характерными чертами правления Николая I были: а) широкая демократизация общества; б) либерализация общества; в) бюрократизация управления; г) усиление централизации власти.
4. Просвещение – это:
а) социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, в результате которого была ограничена роль церкви в обществе и утвердилась новая система духовных ценностей, способствующая первоначальному накоплению капитала; б) воскрешение норм античной цивилизации (интерес к земному миру, человеку, к демократическим традициям); в) идейное течение, выступавшее против феодального строя и разработавшее вопрос о практическом устройстве общества с точки зрения рационализма и «здравого смысла».
5. Определите, какая из приведенных ниже реформ была проведена Петром I:
а) создание всесословного выборного представительства в масштабе уезда и губернии; б) проведение военной реформы, которая вводила всеобщую воинскую повинность и ставила срок службы в зависимости от образовательного ценза; в) разделение страны на губернии, во главе которых стоял губернатор, обладающий судебной, административной, политической и финансовой властью.
6. Определите, какая из приведенных ниже оценок характеризует реформы Петра I:
а) преобразования означали проведение продворянской, крепостнической политики под маской либерализма, при этом они способствовали развитию капиталистиче- ского уклада и ослабляли с помощью законов остроту социальных противоречий; б) преобразования представляли собой попытку либеральных реформ в духе идей Просвещения, но не были доведены до конца из-за сопротивления дворянства; в) реформы – оптимальная модель политического реформаторства, в результате их проведения Россия создала современную армию и флот, получила выход в море, уси- лила развитие промышленности и торговли, реорганизовала аппарат и вышла в число великих держав.
7. Какое из приведенных ниже преобразований связано с деятельностью Екатерины II? а) слияние вотчины и поместья; б) издание Жалованной грамоты дворянству; в) увеличение административной и хозяйственной самостоятельности учебных заведений, повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах.
8. «Русская Правда» П.И. Пестеля предполагала следующие преобразования:
а) ликвидацию самодержавия и крепостного права, установление конституционной монархии, сохранение помещичьей собственности на землю; б) переход к социализму через крестьянскую общину; в) уничтожение крепостничества и самодержавия, установление парламентской республики с президентской формой правления, решение земельного вопроса путем сочетания двух форм собственности – частной и общественной.
9. В XVIII – первой половине XIX вв. общественная мысль России в качестве первостепенных задач модернизации выдвигала:
а) отмену крепостного права и переустройство деспотического государства; б) завершение промышленного переворота; в) создание индустриального общества.
10. Славянофилы утверждали, что:
а) в русском обществе отсутствует основа для социальных конфликтов, царит единение царя и народа, гарантом нерушимости государства является самодержавие, а основой духовной жизни – православие; б) в России социализм имеет больше оснований нежели на Западе, т.к. Россия сохранила крестьянскую общину и имеет возможность с ее помощью перейти к социализму; в) идейным началом русского народа является православие, устройство российского государства возможно только на основе признания неограниченной власти царя, созыва земского собора, где народ мог выразить свое мнение, и отрицательного отношения к крепостному праву.
11. Какое из приведенных ниже положений относится к воззрениям западников?
а) выступление против деспотизма и рабства, признание за обществом права на вооруженную борьбу с тиранией; б) приверженность конституционной монархии, политическим свободам, развитию предпринимательства, отрицательное отношение к крепостному праву; в) признание императора в качестве высшей исполнительной власти, создание высшего законосовещательного органа – Государственной Думы, организация думской и судебной власти на основе принципа выборности. Тестовые задания по темам Модуля 3 «Россия в период развития капитализма» 1. Отмена крепостного права в России произошла в: 1)1873 г. 2)1861 г. 3)1864 г. 4)1858 г. 1. В ходе либеральных реформ 60-70-х годов, ведение органов местного самоуправления в сельской местности предусматривались в результате: 1) военной реформы 2) реформы образования 3) земской реформы 4) судебной реформы
3.Хождения в народ связаны с деятельностью следующих революционных организаций: 1) петрашевцев 2) «Земли и воли» 3) «Народной воли» 4) кружка «ишутинцев»
4. Кто из лидеров политических партий России начала ХХ века был историком, имел научные труды по истории и философии культуры: 1) Виктор Чернов 2) Владимир Ленин 3) Павел Милюков 4) Петр Струве
5. Особенности российской многопартийности после издания «Манифеста 17октября» состояли: 1) В наличии мощной проправительственной партии и слабости остальных партий. 2) В слиянии однотипных партий в одну 3) В монолитности и прочности различных партий 4) В большом числе партий и их многообразии даже в рамках одного направления 6.Буржуазно-оппозиционное движение в России накануне первой русской революции выступило с требованием 1) бойкота "Булыгинской Думе" 2) проведения политических реформ 3) установления 16-часового рабочего дня 4) не допустить создания народного представительства с законодательными правами
7. Партия, выражавшая интересы либеральной интеллигенции и средних слоев буржуазии: 1) Октябристы 2) Социалисты- революционеры 3) Кадеты 4) Союз русского народа 8. Характерными признаками империализма, как стадии развития капитализма являются (несколько правильных ответов): 1) создание в промышленности крупных объединений-монополий 2) неустойчивое кризисное развитие общества 3) вывоз капитала в другие страны доминирует над товарным экспортом 4) импульсы развития идут «сверху от власти» 5) экономический раздел мира между союзами монополий
9. Какое историческое событие произошло в октябре 1905 гг. (несколько правильных ответов) 1) создание конституционно-демократической партии 2) восстание на броненосце Потемкин 3) подписание царского манифеста о создании Государственной Думы и даровании политических свобод 4) «Кровавое воскресенье»
10. Последствием революции1905-1907 гг. было: 1) запрет на создание профсоюзов 2) отмена сословных привилегий 3) повышение заработной платы 4) отмена выкупных платежей
11. Какие политические партии и организации существовали в России до 1905 гг. (несколько правильных ответов) 1) Конституционно-демократическая партия 2) Партия социалистов-революционеров 3) Российская социал-демократическая рабочая партия 4) «Союз 17 октября» 5) «Союз русского народа» a. Соотнесите политических деятелей России начала ХХ века и партии, в которых они состояли: 1. А.И. Гучков А) Конституционно-демократическая партия 2. С.А. Муромцев Б) Партия социалистов-революционеров 3. В.М. Пуришкевич В) Союз русского народа 4. В.М. Чернов Г) Союз 17 октября
13. Соотнесите политические партии и форму государственного устройства России, за которую они выступали: Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|