Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Плюралистическая природа науки





Наука, так же как и общение, работа, семья, служит удовлетворению самых

разных потребностей человека. Любой человек сможет найти в науке нечто

привлекательное для себя, неважно, юн этот человек или в летах, отважен или

робок, педант или разгильдяй. Одних наука привлекает практической пользой, гуманистическим смыслом, другие приходят в восторг от имперсонального, надчеловеческого начала пауки. Одни ищут в ней четкости и симметрии, точных

формулировок, другие ценят содержание, они хотят больше знать о "важных"

вещах, пусть даже в ущерб точности и элегантности формулировок. Одни все

время рвутся вперед, им нравится быть пионерами, первооткрывателями, другие

предпочитают осваивать, обустраивать и обживать пространства, открытые

другими. Одни ищут в науке безопасности, другие - острых ощущений.

Попробуйте отрешиться от личных пристрастий и перечислить черты идеальной

супруги; точно так же невозможно описать идеального ученого, идеальную

науку, идеальный метод, идеальную проблему, идеальное исследование. В

реальной жизни нам могут нравиться или не нравиться те или иные отношения в

той или иной семье, однако, несмотря ни на что. мы признаем за каждым

человеком право выбирать себе спутника жизни в соответствии со своими

вкусами; столь же плюралистичны мы должны быть по отношению к науке.

Функции науки можно условно подразделить, по меньшей мере, на девять

классов:

1. Постановка проблемы; интуитивный поиск, выдвижение гипотезы;

2. Тестирование, проверка, подтверждение или опровержение выдвинутой

гипотезы; ее корректировка; выдвижение новых гипотез, повторная проверка, экспериментирование: накопление фактов, их постоянное уточнение;

3. Организация, создание структуры, построение теории; поиск обобщений

все более высокого порядка;

4. Накопление исторического опыта, знаний;

5. Технологическая функция: разработка и совершенствование научного

инструментария, методологии, техник;

6. Административная, исполнительная и организационная функции;

7. Публицистические, просветительские функции;

8. Утилитарная функция;

9. Эмоциональные функции: радость открытия, оценка, почет, уважение, слава.

21.

Многообразие функций науки предопределяет необходимость разделения

научного труда, потому что вряд ли можно найти человека, который оказался бы

в состоянии успешно исполнять столь разные обязанности. Разделение труда, в

свою очередь, предопределяет потребность науки в самых разных людях - с

разными вкусами, пристрастиями, способностями и умениями.

Я не открою Америку, если скажу, что пристрастия являются отражением

характера и личности. Это утверждение одинаково справедливо и в том случае, если говорить о выборе определенной отрасли знания (один человек

предпочитает заниматься физикой, а другой - антропологией), и в том случае, когда мы анализируем истоки предпочтений той или иной узкой специализации

(один человек увлечен орнитологией, а другой - генетикой). Этот же трюизм, хотя и не столь уверенно, мы вправе использовать, если возьмемся

проанализировать причины выбора ученым конкретной научной проблематики (один

занимается ретроактивным торможением, в то время как другой исследует

феномен инсайта), причины выбора того или иного методического подхода, материала исследования, степени точности измерений, меры практической и

гуманитарной значимости исследования и т.д. и т.п.

Каждый из нас, каждый из служителей науки дополняет собой научную

общность и нуждается в других. Если бы все ученые предпочли посвятить себя

физике, то наука просто остановилась бы в своем развитии. Слава богу, что

существует разнообразие научных вкусов и пристрастий, разнообразие не менее

широкое, чем в предпочтениях того или иного климата или в музыкальных

пристрастиях. Именно потому, что одним нравится звучание скрипки, другим -

тембр кларнета, а третьим - барабанная дробь, мы можем наслаждаться

оркестровой музыкой. Так же и наука, наука в самом широком смысле этого

слова, существует и развивается только благодаря разнообразию человеческих

вкусов. Наука нуждается в разнообразии человеческого материала (не говоря

уже о том, что она терпима к нему), разнообразие так же необходимо ей, как

искусству, философии или политике, потому что каждый человек по-своему видит

мир, ищет ответы на свои вопросы. Даже шизофреник, как ни странно, может

принести пользу науке, поскольку в силу своей болезни с особой остротой

воспринимает некоторые вещи.

Монистический подход - вот реальная опасность, которая угрожает науке.

Он опасен уже потому, что "знание о человеке" на практике зачастую означает

"знание о самом себе". Человеку свойственно проецировать личные вкусы, желания и предубеждения на универсум. Ученый, избрав себе в качестве

призвания физику, биологию или социологию, уже самим фактом выбора

демонстрирует нам свою особость, свое отличие от иных служителей науки в

некоторых очень важных, даже фундаментальных аспектах (401). Вполне логично

предположить, что физик, биолог и социолог каждый по-своему понимает

сущность науки, имеет свое представление о научном методе, о целях и

ценностях науки. Ясно, что к проявлениям подобного рода научного

индивидуализма следует относиться с такой же терпимостью, как и к

проявлениям индивидуальности в любой другой сфере человеческой деятельности.

 

СФЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К НАУКЕ

Ученый как предмет изучения

Изучение человека в науке является основополагающим и необходимым

аспектом изучения науки как таковой. Наука как социальный институт

представляет собой своеобразную проекцию отдельных аспектов человеческой

природы, и потому любая, даже самая малая, подвижка в познании этих аспектов

автоматически приближает нас к постижению сущности науки. Любая отрасль

знания и любая теория внутри конкретной отрасли науки получит новый импульс

к развитию, если нам удастся продвинуться на пути познания 1) причин

объективности и предвзятости, 2) истоков абстрагирования, 3) природы

креативности, 4) источников "окуль-туривания" и способов противостояния ему, 5) сущности искажения восприятия под воздействием желаний, надежд, тревог и

ожиданий. 6) социальной роли и статуса ученого, 7) культуральных детерминант

22.

анти -интеллектуализма, 8) природы убеждений, верований, уверенности и т.д.

Разумеется, еще более насущными на сегодняшний день являются проблемы, уже

упоминавшиеся нами, в частности, вопрос о мотивах и целях научной

деятельности (292, 458).

Наука и ценности

Наука базируется на человеческих ценностях и сама по себе является

ценностной системой (66). Наука порождена потребностями человека -

эмоциональными, когнитивными, экспрессивными и эстетическими, удовлетворение

которых выступает как конечный ориентир, как цель науки. Удовлетворение

потребности является "ценностью". Данное утверждение одинаково справедливо

по отношению к любой потребности - к потребности в безопасности или к

потребности в истине или определенности. Эстетическая потребность в

краткости, емкости, изяществе, простоте, точности, аккуратности ценна для

математика и для любого другого ученого в той же мере, как и для

ремесленника, художника или философа.

Кроме эстетических ценностей любой ученый разделяет основополагающие

ценности взрастившей его культуры. В нашем обществе такими ценностями

являются честность, гуманизм, уважение к личности, служение обществу, демократическое право каждого человека на свободу выбора, пусть даже выбор

этот будет ошибочным, право на жизнь, право на получение медицинской помощи

и избавление от боли, взаимопомощь, порядочность, справедливость и т.п.

Совершенно очевидно, что такие понятия как "объективность" и

"объективное наблюдение" требуют переосмысления и новых определений (292).

"Объективный подход" с присущим ему стремлением отрешиться от человеческих

потребностей и ценностей, на заре науки, несомненно, имел прогрессивное

значение, поскольку позволял оставить без внимания теологические и иные

навязанные сверху догмы, которые мешали восприятию фактов в их чистом виде, без предвзятости и предубеждений. Сегодня он необходим нам так же, как и в

эпоху Ренессанса, потому что человек по-прежнему предпочитает не

воспринимать факты, а трактовать их. Несмотря на то, что религиозные

институты сегодня уже не представляют особой угрозы для науки, ученому

приходится противостоять политическим и экономическим догмам.

 

Познание ценностей

Ценности искажают восприятие природы, общества и человека, и для того, чтобы человек не обманывался в своем восприятии, он должен постоянно

осознавать факт присутствия ценностей, должен понимать, какое влияние они

оказывают на его восприятие, и, вооружившись этим пониманием, вносить

необходимые коррективы. (Говоря об "искажении", я имею в виду наложение

личностного аспекта восприятия на реально существующие аспекты познаваемой

человеком реальности.) Изучение потребностей, желаний, предубеждений, страхов, интересов и неврозов должно предшествовать любому научному

исследованию.

Кроме того, приступая к научному исследованию, стоит учесть влияние

исключительно человеческой тяги к ложному абстрагированию, к лукавым

классификациям, к надуманным критериям сходства и различия. Слишком часто

ученый, искренне полагающий, что опирается в своих рассуждениях лишь на

объективные факты, на самом деле оказывается в плену личных интересов, потребностей, желаний и страхов. "Организованное" восприятие

(систематизированное и рубрифицированное) может помочь ученому, но может и

повредить, поскольку придает особую отчетливость одним аспектам реальности, но в то же самое время игнорирует или отказывает в значимости другим. Ученый

должен отдавать себе отчет в том, что хотя природа и посылает нам некоторые

намеки, хотя она и содержит некоторые "естественные" основания для

классификации, эти основания минимальны. Неизбывна человеческая страсть к

искусственным классификациям и неодолимо желание навязать свою точку зрения

природе, причем в таком случае мы мало прислушиваемся к предложениям самой

природы, но в гораздо большей степени руководствуемся внутренними

побуждениями, следуем своим неосознаваемым ценностям, предубеждениям и

интересам. Если идеальная цель науки состоит в том. чтобы свести к минимуму

влияние человеческих детерминант, то к этой цели нас приблизит не отрицание

человеческого фактора в науке, а постоянное и все более глубокое его

познание.

23.

Спешу успокоить и тех бедолаг, что посвятили себя служению "чистой"

науке: весь этот разговор о ценностях в конечном итоге пойдет на пользу и

им, наши выводы должны содействовать углублению знания оо природе - ведь

только изучая познающего мы приблизимся к ясному пониманию познаваемого

(376, 377).







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.