Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этика создания, функционирования и ликвидации организации, этические нарушения в процессе функционирования организации.





.Функционирование организации.

Теория и практика менеджмента достаточно часто говорят о росте организации, имея в виду ее развитие, хотя рост и развитие это разные понятия.

Рост организации это увеличение ее в размерах: может расти численность работающих, увеличивается число филиалов или дочерних фирм, растет чистая прибыль, объем продаж и т.п. То есть рост организации связан с количественными показателями.

Развитие можно определить как процесс, в котором усиливается (или увеличивается) потенциал организации, т.е. ее возможность удовлетворять желания и чаяния общества. Другими словами, развитие означает, что может сделать организация, имея то, что у нее уже есть (персонал, структура управления и т.д.)

Итак, развитие это приобретение потенциала для улучшения, а не само улучшение.

Как рост, так и развитие организации имеют пределы, ограничения.

Ограничения роста очевидны это ресурсы, имеющие определенные размеры (или количества). Главные ограничители роста находятся во внешней среде организации, и последняя далеко не всегда может их отодвинуть.

Ограничения развития заложены в самой организации, в ее внутренней среде. Они не очевидны, и, можно сказать, эти ограничения практически всегда (если нет форсмажорных обстоятельств) могут быть если не устранены совсем, то ослаблены.

Каковы условия развития организации, а следовательно, и ее сотрудников?

Философы Древней Греции указывали на четыре условия, являющихся таковыми в самом общем виде: истина, изобилие, добро и красота.

Переведя эти термины на «язык менеджмента», получим следующие функции организаций (а значит, и менеджеров, в них работающих):

Развитие науки и техники. Иначе говоря, каждая организация для своего развития должна идти путем научнотехнического прогресса проводить научнотехнические исследования или способствовать их проведению другими организациями, хотя бы путем использования результатов НТП в своей деятельности по выпуску товаров (услуг).

Производство и реализация (продажа) различных видов товаров и услуг. Эта функция не что иное как развитие экономики, поскольку только экономика на достаточном уровне своего развития может дать изобилие товаров и услуг. Экономическая функция организации ее основная общественная функция.

Этическая функция организаций уважение достоинства личности сотрудников (а также клиентов, покупателей, конкурентов), способствование распространению образования, становлению справедливого законодательства, устранению предрассудков разного толка (национальных, демографических, культовых и т.д.), а также погашению конфликтов разных уровней (межличностных, межгрупповых, внутригрупповых и т.д.).

На первый взгляд может показаться, что роль корпораций в утверждении этических принципов в обществе невелика. Однако организация способна насаждать этические принципы не только среди сотрудников, но и в обществе через выбор своей миссии и стратегии, через внедрение этических кодексов в жизнь и деятельность организации, этические стандарты и нормы, внедряемые в процесс менеджмента.

. Ликвидация

Если организация прекращает или реорганизует, реструктурирует деятельность полностью или частично этические нормы также присутствуют. Причины изменения условий функционирования организации могут быть различными:

а)банкротство, имеющее своим следствием полную ликвидацию организации;

б)отсечение одного из направлений деятельности как

морально устаревшего;

мало прибыльного;

имеющего вероятность жалоб потребителей на отдельные характеристики продукции (услуг);

не обеспеченного в достаточной степени ресурсами, в том числе трудовыми;

вошедшего в противоречие с существующим законодательством государственным или международным;

прочие причины.

Может произойти добровольное слияние корпораций или одна корпорация присоединит (насильственно поглотит) другую через скупку акций; в этих случаях может частично измениться стратегия, цели, задачи, что, в свою очередь, приведет к сворачиванию большего или меньшего числа направлений деятельности. В процессе реструктуризации организация должна учитывать интересы различных групп: гих организациях (хотя с точки зрения юридической она это делать не обязана, но с позиции морали такой шаг сотрудника службы управления персонала по отношению к увольняемым можно оценить как весьма этичный);

б) интересы акционеров, вложивших деньги в акции ликвидируемой организации; следует отметить, что хотя для данной группы регламент действий организации лежит в юридической сфере, однако есть место и для этики;

в) интересы поставщиков; отметим такой аспект отношений ликвидируемой организации с поставщиками: сворачивающая свои действия и рассчитывающаяся за старые обязательства организация не должна вступать в новые долговременные отношения с поставщиками, не предупредив их о скорой ликвидации организации (закон устанавливает временные сроки информирования кредиторов);

г)интересы средств массовой информации: не следует вводить в заблуждение прессу, предпочтительнее либо говорить правду о ликвидации, либо попросить дать возможность оставить «больной вопрос» без комментариев, поскольку лгать неэтично, а умолчание о чем-либо не есть ложь;

д)перечень возможных областей, где ликвидируемая организация должна вести себя этично, можно продолжить.

Итак, «этические фильтры» должны действовать и действуют правда, далеко не всегда в полную мощность на этапе создания организации, в процессе ее функционирования и в случае ликвидации. Этика менеджмента имеет свое место и в процессе развития организации.

.Этические нарушения в процессе функционирования (деятельности) организации

Многие компании, в том числе российские, в минувшие 20 лет приняли кодексы этики менеджмента, которые содержат в себе корпоративные обязательства действовать этично в системе рыночных отношений. Тем не менее, когда дело доходит до конкретных поступков менеджеров или всей корпорации, иногда этический кодекс остается в стороне.

Однако некоторые аналитики полагают, что ряд компаний, отдавая дань времени, относятся к этической стороне своей деятельности весьма формально, ограничиваясь использованием ее «декоративных» элементов. Внутрикорпоративный этический кодекс сегодня «числится на балансе» почти всех компаний, но руководители высшего звена отнюдь не торопятся внедрять его в повседневную жизнь корпорации и не обязывают к этому своих менеджеров. Разумеется, они готовы «для порядка» даже провести обучение сотрудников, но не придают ему особого значения и не стремятся выяснить, что думают об этом сами служащие.

Целый ряд социологических исследований указывают самые типичные неэтичные действия, с которыми сталкиваются в процессе бизнес-деятельности. Их можно разделить на основные пять категорий:

1.Взяточничество,

2.коррупция,

.принуждение,

.обман, воровство

.несправедливая дискриминация.

Взяточничество и коррупция. Взяточничество определяется как предложение предоставления, получение и вымогание чего-нибудь ценного с целью получения возможности влиять на действии лиц, которые выполняют государственные и юридические обязанности. Это «ценное» может предоставляться в виде прямых выплат деньгами или материальными ценностями, а может быть в скрытом виде как «откат», что выплачивается уже после удачной реализации проекта. Взяточничество в массовом сознании тесно связано с коррупцией злоупотреблением государственной властью в частных интересах.

На сегодня коррупционные отношения в Украине стали в определенном смысле легальными. Те, кто не обращается к ним, выглядит скорее «белой вороною», чем, как это должны быть, честным гражданином.

Причинами такого состояния, с одной стороны, есть наследуемы модели отношений и поведения у предыдущих обществ (царской России, Советского Союза), а с другого наработанные во время перестройки и в процессе становления рыночных отношений. Именно это и оказывает содействие образованию двух культурных вариантов коррумпированности в современной Украине. Во-первых, это культура номенклатурная, что опирается на свои бывшие связи, знакомства и старается создать легальный коридор для коррупции, и, во-вторых, другая, предпринимательская культура, которая оправдывает коррупцию необходимостью развития экономического потенциала страны. Фактически, логика изменилась мало. Раньше оправдывали себя тем, что все в государстве принадлежит народу, но государство платит мало, поэтому нужно самим взять то, что нам задолжали. Современная логика бизнесменов, за сущностью, такая же во всем виновные плохие законы, для нормального развития предприятий делается недостаточно, а развивать производство необходимо. Поэтому для блага государства нужно это делать коррупционным путем.

Наконец коррупционные отношения воссоздают самые себя. Для того, чтобы дать взятки, человек имеет и самая где-то взять деньги, и в большинстве случаев, когда речь идет о больших суммах, они так же берутся не из зарплаты. Так формируется «замкнутый круг», вырваться из которого очень тяжело, и которое подменяет собой нормальные рациональные отношения между членами общества.

Результатом такого подхода становится то, что система отрицательных взглядов, убеждений, установок и действий отдельных граждан, должностных лиц, государственных и негосударственных организаций, представителей бизнес-кругов становится системой взглядов общества в целом, которое «заражается» этими отношениями, которые начинают казаться более рациональными при существующих условиях, чем те, что предусмотренные действующим законодательством.

Признание наличия этого явления и понимание масштабов его влияния на общество усилило научное внимание к указанной проблематике. На сегодня в научном знании наблюдается попытка рассмотреть явления взяточничества, коррупции, не удаваясь к громким оценкам и выразительным констатациям, а взвешено, спокойно и на надлежащем научном уровне. Благодаря этому появился целый ряд глубоких и чрезвычайно интересных объяснений этого явления.

В этом отношении значительный интерес представляет правовой подход в понимании коррупции, предложенный перуанским исследователем Де Сото. Его трактование наличия «тени» основывается на новом подходе к пониманию экономических факторов этого явления. В отличие от мысли большинства исследователей 80х гг., которые считали, что коррупция порождается через бедность, отсталость и слабо развиты экономические отношения, Де Сото довел, что причиной распространения «тени» есть экономические традиции, благодаря которым легальная экономика опутана меркантильными связями, за которые доступ к экономическим благам реально имеют только люди со значительной финансовой базой, в то время как «теневая» экономика репрезентует действительно демократические порядки и настоящую конкуренцию между теми, кто желает иметь частное хозяйство.

Проанализировав реальную экономическую ситуацию в Перу, де Сото установил «цену законности», т.е. проявил объем затрат, которые должен понести средний гражданин, чтобы открыть собственный бизнес. Так, например, для регистрации фабрики из шитья одежды исследователям, которые проводили данный эксперимент, пришлось израсходовать 289 дней и суммы, которые равняли 32 минимальным месячным зарплатам, а на получение земельного участка под строительство необходимыми оказались 7 лет и 56 минимальных зарплат. Данные эксперименты подтвердили, что самая система создает условия для участия в бизнесе только для людей с высоким уровнем доходов. Остальные предприниматели идет в «тень», платя здесь «цену позалегальності», составными которой становятся взятки (как разновидность страхования от риска поимки и наказание), невозможность принимать участие в определенном кругу областей производства, незащищенность права собственности, угроза нарушения трудовых договоров и т.п..

Эта система «нелегалов» начинает жить по собственным законам, образовывая «параллельный» мир, который оказывается даже более эффективным, чем легальный. По мысль де Сото, такие отношения есть не порождением отсталости страны, а являются новыми экономическими отношениями, которые противопоставляют себя бюрократической заорганизованности. Фактически, он делает ударение на революционно-прогрессивном потенциале «теневых» отношений. Согласно этому, путь к решению проблемы «тени» и коррупции лежит через постепенную легализацию позалегальних норм и практик, которые уже сложились.

И еще один важный момент, на котором хотелось бы остановиться отдельно, это культурный пласта причин «тени» и коррупции. Усиление внимания к этой подпочве коррупции наблюдается с конца ХХ ст., поскольку именно это время характеризуется активизацией проблем, связанных с развитием государств, которые переходят от автократии до демократии. Опыт такого перехода продемонстрировал почти полную невозможность применения западного опыта через культурные причины. Было выявлено, что тормозом в борьбе с «тенью» и коррупцией становятся ценности, которые делятся большинством сообщества государства, независимо от социального статуса и финансовых возможностей.

И если до этого времени коррупция трактовалась как аномалия, отклонение от норм (что целиком отвечает пониманию коррупции в западной традиции), то для большинства «незакатных» государств такой подход не был адекватным. Поскольку здесь коррупцию целесообразнее рассматривать не как временное явление, что является спутником переходного состояния, а как стабильную систему отношений, которая самовоспроизводится в пределах культурной традиции.

Значительная часть характеристик взаимовлияния национальной культуры и уровня коррупционности была выдвинута в пределах кросскультурной психологии. Так, например, Э. Холл, который ввел в научное обращение понятия «контекстности», считал, что в высоконтекстных культурах значительная часть коммуникации проходит на невербальному равные, а успех в переговорах зависит больше от дружеских отношений и доверия сторон одна до одной, чем от положений, сформулированных в контракте. И наоборот, в низькоконтекстних культурах те, кто занимается бизнесом, склонны опираться на формальные отношения, законы и четко сформулированы положения контракта, предоставляя преимущество краткосрочным соглашениям (культуры США, Германии, Швейцарии). Высококонтекстными есть культуры японцев, арабов и средиземноморцев (итальянская, испанская, турецкая), с точки зрения которых подарки необходимое условие надежного делового отношения. Соответственно, представители низкоконтекстных культур интерпретируют такие традиции как тотальную коррумпированность.

На сегодня изучение культурного контекста «тени» и коррупции большей частью ориентированные на параметры измерения культуры, предложенные Г. Хофстедом: коллективизм-индивидуализм, дистанция власти, обход неопределенности, конфуцианский динамизм [91]. Это и делает корреляцию прежде всего между этими культурническими параметрами и корупційністю. Обращается также внимание и на влияние религиозного фактора на процессы распространения исследуемых явлений.

Глубокое осмысление получила проблема культурной обусловленности преступности в роботах Б. Хастида, который убедительно довел, использовав статистический анализ корреляций между индексом коррупции и культурными измерениями 50 государств, которые нужно ждать высокого уровня коррупции в странах с такими культурными характеристиками, как большая дистанция власти, высокий уровень коллективизма и маскульностью.

И поскольку исследователи доказывают, что национальная культура есть одним из наиболее влиятельных факторов относительно распространения «тени» и коррупционных отношений, то, соответственно, возникает понимание того, что главный фронт борьбы с коррупцией должны быть расположенный именно в культурной плоскости, и проводиться борьба имеет с учетом специфических черт каждой отдельной культуры.

Не менее интересный ракурс изучения путей разработки антикоррупционных мероприятий предложил русский исследователь Г.О. Сатаров, который настаивает на необходимости изучения коррупции с точки зрения трех уровней, где первый уровень это историко-культурные, политические, экономические, административные и другие причины, которые порождают коррупцию;

второй это собственно коррупция как разновидность социальных отношений;

третий это психология коррупционных отношений [74].

Целиком справедливо исследователь делает замечание, которые к последнему времени коррупция изучалась большей частью на первому равные, и почти полностью отсутствуют исследования на третьем уровне. По его мнению, провал многих антикоррупционных программ объясняется как раз тем, что не учитывали (и не могли учесть через полную неизученность) социальных и психологических механизмов коррупции, а успешные программы оказывались такими через стихийные социальнопсихологические влияния, которые возникали как побочные эффекты на фоне других усилий.

Предложенный им подход базируется на таких понятиях, как дарение, обмен и услуга. Каждое из этих явлений, что является общением двух сторон, имеет общую черту наличие третьей стороны. В случае даріння такой третьей стороной является группа, в пределах которой все происходит, и которая контролирует подобные действия, опираясь на моральные установки. В случае обмена это те процедуры, которые его регулируют, и институты, которые обеспечивают одинаковость процедур. В случае услуги это государство, которое нанимает чиновника, обязанностью которого являются предоставления этих услуг и контроль за взаимодействием между гражданином и государственными учреждениями, а также гражданское общество, которое так же старается контролировать эти отношения.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.