Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Советский Союз в годы Великой отечественной войны





1. СССР в начале Второй мировой войны

2. Тыл в годы войны (эвакуация, промышленность, сельское хозяйство, наука и культура)

3. Складывание антигитлеровской коалиции («второй фронт», конференции)

4. Итоги и уроки войны

Литература:

1. Великая гражданская война. 1941 – 1945 /Сост. И.В. Дьяков. - М., 2002.

2. Великая Отечественная война. 1941 – 1945. В 4-х кн. - М., 1998.

3. Война 1939 – 1945: Два подхода. - М., 1995.

4. Вторая мировая война. - М., 1995.

5. Гареев, М.А. Неоднозначные страницы войны: очерки о проблемных вопросах Великой Отечественной войны. - М., 1995.

6. Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах. - М., 1993.

7. Другая война. 1939 – 1945 /Под ред. Ю.Н. Афанасьева. - М., 1996.

8. Кульков, Е.Н. Война 1941 – 1945. Факты и документы. - М., 2001.

9. Советская повседневность и массовое сознание 1939-1945. / Лившиц А.Я., Орлов И.Б. - М., 2003.

10. Союзники в войне: 1941 – 1945. - М., 1995.

11. Уткин, А.И. Вторая мировая война. - М., 2003.

 

Практические задания

1. В публикациях последнего времени затрагивается такой вопрос: был ли Советский Союз сырьевым придатком Германии? В этой связи указывается на торгово-экономическое соглашение от 19 августа 1939 г. и другие договоренности, приводятся следующие данные.

А. К началу войны Германия получила из СССР не менее 2 млн.т зерна, кукурузы и бобовых культур, 1 млн. т нефти, 100 тыс. т хлопка и ряд других товаров, в том числе стратегически важных цветных металлов.

На долю Германии в 1940 г. – первом полугодии 1941 г. приходилось:

49,9% всего экспорта фосфора;

77,7% асбеста;

62,4% хромовой руды;

75,2% нефти;

66,6% хлопка-сырца.

В СССР из Германии поступило значительное количество новейшего промышленного оборудования, станков, машин, образцов вооружения; советские специалисты знакомились с германской промышленностью, включая военные отрасли.

(См.: Новая и новейшая история. 1989. № 5. С. 38-39.)

 

Б. СССР в ответ на стратегические поставки в Германию, потребовал от нее импорта современной техники, в том числе и военной. Гитлер дал разрешение поставлять в нашу страну требуемое оборудование и современные военные системы. В частности, Советский Союз получил из Германии в 1939-1941 гг. современный для того времени крейсер «Лютцев». Были также получены рабочие чертежи линкора «Бисмарк», 30 боевых самолетов, пикирующие бомбардировщики «Юнкерс – 88», образцы полевой артиллерии, новейшие приборы управления огнем, танки и формула их брони, взрывные устройства…

Кроме того, немецкая сторона поставляла в СССР торговые суда, оборудование для нефтяной и электропромышленности, локомотивы, турбины, дизель-моторы, металлорежущие станки, прессы, кузнечное оборудование, что для нашей страны имело не меньшее значение, чем наши стратегические поставки для Германии».

(Платов, О. Тайная история России. ХХ век. Эпоха Сталина.- М., 1997. С. 85.)

Сопоставьте приведенную информацию. Кто больше выиграл от этих соглашений?

Как вы считаете, способствовала ли Германия повышению боеспособности Красной Армии?

Можно ли считать, что для Гитлера торгово-экономические соглашения являлись не более чем ширмой?

2. Некоторые западные и российские историки утверждают, что война для Германии против Советского Союза носила превентивный характер: Гитлер был вынужден начать военные действия против СССР, так как советское руководство, Сталин планировали нападение на Германию летом 1941 г.

Как вы считаете, существовала ли для Германии непосредственная опасность нападения со стороны СССР летом 1941 г?

Примечание. При внезапном нападении Германии на СССР летом 1941 г. не было захвачено никаких документов, которые давали бы основание для выводов о наступательных намерениях Красной Армии.

3. Проанализируйте данные таблицы.

Рост вооруженных сил в 1939-1941 гг.

  На 1.01. 1939 г. На 22.06.1941 г.
Личный состав (тыс. чел.) 1 943 5 710
Дивизии    
Орудия и минометы (тыс.) 55,8 115,9
Танки (тыс.) 18,4 23,3
Боевые самолеты (тыс.) 17,5 22,4

Какую тенденцию отражают эти цифры? Как вы думаете, с чем связаны рост военной продукции и увеличение личного состава Вооруженных Сил?

4. Знаете ли вы:

- кто принимал парад Победы на Красной площади в Москве; когда он состоялся?

- какие события явились причиной первых салютов в Москве в годы войны;

- в какой стране и когда проходила первая встреча «большой тройки» - руководителей СССР. США и Великобритании;

- сколько дней продолжалась блокада Ленинграда;

- где и когда был открыт второй фронт против гитлеровских войск?

5. Определите исторического деятеля:

Родился в крестьянской семье в деревне Стрелковка Калужской губернии, учился сначала в церковно-приходской школе, а потом скорняжному делу у мастера;

- участвовал в боях первой мировой войны, был тяжело контужен, в декабре 1917г. демобилизовался, а в августе1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию;

- вся его судьба связана с Вооруженными силами: он участвовал в гражданской войне, в боевых действиях против японцев у Халхин-Гола, за что получил в 1939 г. звание Героя Советского Союза, в крупнейших операциях Великой Отечественной войны;

- американский военный исследователь М. Кайден писал о нем: «Он поистине был «пожарным» русского фронта… человек, наделенный стальным характером, решимостью». Отечественный исследователь отмечал, что этот человек «не был утонченным интеллигентом с изысканными манерами – он был русским солдатом с маршальскими погонами на плечах, но превзошел всех немецких фельдмаршалов- аристократов с богатой рыцарской родословной;

- он был кумиром миллионов простых солдат и всего советского народа. Простота в обращении, бескорыстие, юмор, природный ум, искреннее увлечение искусством, привязанность к семье делают его облик чрезвычайно привлекательным.

 

 

Семинар № 8

Советский Союз в 1945 – 1964 гг.

1. СССР в первые послевоенные годы (1945 – 1952 гг.)

2. Внешняя политика СССР в 1945 – 1952 гг. Причины и истоки «холодной войны»

3. Смерть Сталина и борьба за сталинское наследство

4. Хрущевские реформы: содержание и результаты

5. Смещение Н.С. Хрущева

Литература:

1. Аксютин, Ю.В. Постсталинское общество: проблема лидерства и трансформация власти. - М., 1999.

2. Волокитина, Т.В. Москва и Восточная Европа. Становление политических режимов советского типа. 1949-1953 гг. Очерки истории / Т.В. Волокитина и др. - М., 2002.

3. Гайдук, И.В. Сталин и «холодная война». - М., 1998.

4. Зеленин, И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство. - М., 2001.

5. Зубкова, Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 – 1953. - М., 2000.

6. Пихоя, Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 – 1991. - М., 1998.

7. Платонов, О.А. Тайная история России. XX век. Эпоха Сталина. - М., 1997.

8. Пыжиков, А.В. Рождение сверхдержавы: 1945 – 1953 годы. - М., 2002.

9. Пыжиков, А.В. Хрущевская «оттепель». - М., 2002.

 

Практические задания

1. С 1947 по 1954 г. семь раз снижались розничные цены. Существует мнение, что проводимые кампании по снижению цен носили агитационный характер, имели большой политический эффект, но мало что меняли в уровне жизни советских людей.

Каково ваше мнение на этот счет? Располагаете ли вы фактами, чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение?

2. Определите вашу позицию:

В современный период, когда «холодная война» ушла в прошлое, идут споры о том, как и когда началась эта война, кто ее развязал и несет ответственность за ее последствия. Существуют разные мнения на этот счет

А. На Западе широкое распространение получила версия о том, что начало «холодной войне» положили действия Советского Союза в 1945 г., направленные на то, чтобы «социализировать» страны Восточной Европы, использовав нахождение в них советских войск, с помощью местных компартий подорвать демократические режимы в странах Западной Европы. Действия США и других стран Запада, чтобы воспрепятствовать этому, были ответными и вынужденными.

Б. Считается, что с речи Черчилля в Фултоне (март 1946 г.) началась международная политика «холодной войны». На самом деле первые «выстрелы» в «холодной войне» были сделаны американской стороной сразу после смерти президента США Ф. Рузвельта 12 апреля 1945 г.

«Русским, - писал 5 января 1946 г. сменивший Рузвельта на посту президента США Г. Трумэн государственному секретарю Дж. Бирису, - нужно показывать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы».

(История дипломатии. Т.5. Кн. 1. – М., 1974.- С. 15.)

Определите вашу позицию о начале и причинах «холодной войны», об ответственности за ее развязывание. Приведите необходимую аргументацию.

3. Хрущевское десятилетие характеризуется принятием ряда важных социальных программ. По вопросам их реализации в среде историков, экономистов, политиков существуют различные мнения.

А. «Ни один его шаг не был сделан достаточно твердо, ни одно начинание не было доведено до конца… Больше всего реформы губило то, как именно они проводились и какие ограниченные – по сравнению с вспыхнувшими надеждами – результаты давали» - такова точка зрения социологов Ю. Левады и В. Шейнина.

 

Б. «Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды…

Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространялась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование.

Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными.

Крестьянская реформа. До Хрущева крестьяне из-за немыслимых поборов и налогов вели жалкое существование… Кроме того, крестьяне были, по существу, на положении крепостных. Реформа привела к тому, что деревня стала жить более или менее по- человечески, и крестьяне получили возможность переходить из одного хозяйства, района и т.д. в другой, переезжать в город, обзаводиться паспортами. Конечно, хватало и непоследовательности, и просто ошибок в руководстве сельским хозяйством, однако коренная реформа все же дала положительные результаты.

(Федоров, Г. Как нам оценивать Хрущева? //Московские новости.- 1988. № 31.- С. 2.)

Чью точку зрения вы бы поддержали и почему? Как вы считаете, можно ли оценивать социальную политику тех лет в целом как успешную?

 

4. Процесс либерализации общественно-политической жизни, начатый Н.С. Хрущевым в середине 50-х гг., существенно повлиял на духовную и культурную жизнь в СССР; наступившая «оттепель» отразила надежды на перемены, обновление.

Выделите наиболее значительные проявления «оттепели» в литературе и искусстве этого периода, дайте им оценку.

Покажите на конкретных фактах, как складывались взаимоотношения между творческой интеллигенцией и властью в середине 50-х – начале 60-х гг. ХХ века.

5. Определите исторического деятеля:

 

- К моменту смерти И.В. Сталина этот человек был самым молодым из его сподвижников, ему едва исполнилось пятьдесят лет;

- придя к власти, он оказался одним из немногих советских лидеров, способных преодолеть идеологические догмы и стереотипы ради прагматических интересов;

- в области сельского хозяйства он предлагал снизить нормы обязательных поставок колхозников государству, уменьшить денежный налог с каждого колхозного двора, снять недоимки за прошлые годы, в целом он ратовал за интенсификацию сельскохозяйственного производства и личную заинтересованность колхозников;

- в области промышленности предлагал сделать акцент на развитии производства предметов потребления, чтобы за два-три года значительно улучшить снабжение населения продовольственными и промышленными товарами;

- это был первый советский руководитель, который после смерти Сталина имел практически неограниченную власть и не свел ее к личной диктатуре, а развивал принцип коллективности руководства, но слабые бойцовские качества в конечном итоге привели его к падению в борьбе за власть.

 

 

Семинар № 9

От СССР к новой России

1. Необходимость перестройки в СССР. Реформы 1985 – 1991 гг.: основные направления, итоги и последствия

2. Внешняя политика СССР в середине 80-х – начале 90-х гг. XX века. «Новое политическое мышление»

3. Усиление политического размежевания и августовские события 1991 года. Крушение КПСС и распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств

4. Российская Федерация в 90-е гг. XX в. – начале XXI в.

 

Литература:

1. Горбачев, М.С. размышления о прошлом и будущем. - М., 1998.

2. Грачев, А.С. Горбачев: психологический портрет человека, политика, лидера. - М., 2001.

3. Данилов А.А. Россия в 90-е годы XX века. М., 2002.

4. История современной России: 1985 – 1994. - М., 1995.

5. Кара – Мурза, С. Манипуляция сознанием. - М., 2000.

6. Перестройка. Десять лет спустя (апрель 1985 – апрель 1995). - М., 1996.

7. Печенев В. Взлет и падение Горбачева: Глазами очевидца. - М., 1996.

8. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2-х тт. - М., 1997.

9. Современная политическая история России. 1985 – 1998 гг.: Хроника и аналитика. - М., 1999.

10. Согрин, В.В. Политическая история современной России 1985 – 2001: От Горбачева до Путина. - М., 2001.

11. Столяров, К.А. Распад. От Нагорного Карабаха к Беловежской Пуще. - М., 2001.

12. Фроянов, И.Я. Погружение в бездну (90-е годы: распад СССР). - М., 2001.

 

Практические задания

1.Выберите из предложенного перечня факторов те, которые, на ваш взгляд, в первую очередь определили необходимость перестройки в середине 80-х гг.:

- вступление экономики в стадию стагнации;

- невысокий уровень жизни большинства населения;

- отсутствие свободного волеизъявления народа в ходе выборов;

- искажение и умалчивание многих страниц истории страны и партии;

- деградация партийно-государственной власти, потеря ею авторитета и уважения;

- жесткая централизация жизни, приведшая к подавлению самостоятельности регионов, экономической и политической инициативы в народе и партии;

- подавление инакомыслия в стране, сверхбдительная цензура и пропаганда вместо информации;

- изоляция от внешнего мира, невероятная в мирное время милитаризация страны.

Аргументируйте свой выбор.

 

2.Определите, о каком историческом деятеле сказаны эти слова:

«Мы собрались здесь для того, чтобы почтить память величайшего человека человечества, гражданина не только нашей страны, но и всего мира, человека, в общем-то, двадцать первого века. Такого, каким должен быть человек в будущем. Потому и не поняли его в этом веке. Многие.

Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, т.е. человек, призывающий своих современников к нравственному обновлению ради будущего. И, как всякий пророк, он не был понят и был изгнан из своего города…

Сейчас мы говорим… прости и прощай. В старом и новом значении этого слова».

(Знамя. 1990. № 2. С. 3.)

 

3. Объясните, почему:

- в конце 80-х гг. в стране возникло забастовочное движение;

- была отменена 6-я статья Конституции СССР;

- по-новому стали строиться отношения государства и церкви;

- М. Горбачев был избран Президентом СССР на Съезде народных депутатов СССР, а не в результате всенародного голосования.

 

4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

Резолюция ХIХ Всесоюзной конференции КПСС «О гласности» (извлечение)

«Конференция видит в гласности необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, способ сопоставления и аккумулирования всего многообразия существующих в советском обществе интересов, социалистического плюрализма мнений, действенный путь укрепления интернационализма и воспитания социалистического патриотизма, утверждения гуманистического облика социализма.

Гласность во всех сферах жизни – одно из основных условий дальнейшего углубления процесса перестройки. Ее необратимости… Гласность должна служить целям консолидации всех общественных сил вокруг идей и принципов перестройки…

Конференция считает недопустимым сдерживание критических выступлений прессы, как и опубликование необъективной информации, задевающей честь и достоинство граждан. Гласность предполагает социальную, правовую и моральную ответственность средств массовой информации. Непременными требованиями в этой сфере должны стать высокая идейность и нравственность, компетентность, строгое соблюдение профессиональной этики, безусловная достоверность информации, права гражданина, подвергнутого критике, на публикацию обоснованного ответа в том же органе печати… Никто не имеет монополии на истину, не должно быть монополии и на гласность…

Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для проповеди войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также манипулирования гласностью.

(ХIХ Всесоюзная конференция КПСС. Стенографический Отчет. – М., 1988. Т.2. С. 166-170.)

Какие положения из резолюции вы бы поддержали и почему? Существует ли на ваш взгляд, связь между политической гласностью и изменениями в общественном сознании? Если да, то в чем она проявилась в годы перестройки? Ответ обоснуйте конкретными фактами.

5. Оценивая основной результат сдвигов на международной арене в 1985-1990 гг., М.С. Горбачев в июле 1990 г. заявил, что»холодной войне», продолжавшейся 40 лет, положен конец.

Как вы считаете, какие факторы определили окончание «холодной войны»? каков вклад СССР и США в этот процесс? Способствовало ли окончание «холодной войны» «бархатным революциям» в Европе? Ответ обоснуйте.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.