Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие научн рац-ти. Типы научн рац-ти (НР)





Рац-ть — это осн св-во фил-и и науки; это тип мыш-я, облад след св-ми: язык выразит-ть, понятийность, обоснов-ть, логич-ь, системность, рефлект-сть. НР – одна из разнов-стей рац-ти. Осн св-ва НР: объектная предме-ть, стремл к точ-ти, доказат-ти, открыт-ть для критики, практич применяем знания. Типы НР: классич, неклассич, постнеклассич. 1 тип. Осн черты: 1) вера в полное познан мира и возм-ть объекти-о описания и объяс-я его с помощью установл универс законов; 2) видение окруж действит-ти как поле деят-ти универс причинно-следствен связей. Господствовала объектно-натуралистич модель субъект-объектного отнош. Ее осн полож: 1)субъектом познан выступ индивид; 2) принцип строго раздел субъекта и объекта; 3) бескомпром конкурир теорий и концепц. 2 тип. в Между сознан и бытием есть посредник, кот наз чел деят-ть и к-ра. Произош революц перемены в физике, в космологии, в химии, в биологии. Возник кибернет и теория сис-м. Особ типа: 1) учет связей меж объек и ср-ми его познан. 2) актуализир представ об актив субъекта познан. 3 тип по наст время. Хар-но соотнош цен-ти н. с гуманистич идеал, с соц цен-ми и целями. Осн черты: 1) ориентир исслед-ля на анализ станов, развит и самореализ явл познават деят-ти, 2)объект и предмет исслед – все сферы реальн 3) хар-на междисцип ориент и проблемно ориентир науч поиск; 4) формир этики отв-ти. Генезис н./ее историч развитие. Выдел 2 этапа развит н: преднаука и Н. В преднаук е познан направ на освоен явл и процессов, с кот чел имел дело в обыденно-практич опыте. хар-но налич ряда достовер знан о реаль. Н. знан в отлич от преднауки выступ результ прим-я дедуктив метода мыш-ия. Н. знание рационально, носит обобщ-й и обоснов хар-р. Всоотв с этими критер опред возраст н: как форма знания н. возникла в Др. Греции; произошло вычленен ее в особ сферу дух деят; как проф деят-ть и соц институт в 16-17 в в период становл матем и эксперимент естествознан. Н. завоев автоном соц простр-во; классич н. -механистич картина мира; на рубеже 18-19 в н. нач актив исполь в пр-ве, формир технич науки, созд предпосылки для возник соц-гуманит н; Особ-ти некласс н.: существен вклад вносит кибернет и теория сис-м, в физике созд релятивистская и кван теории, в космоло — концеп нестац Вселен Особ-ти постнеклас науки: компьютериз науки; важ особ-ть – формир этики отв-ти за примен науч достиж. Совр н. как специф дея-сть показ все более интенсив направ на связь с др сферами жизне-и общ и произв-ой сферой. Это проявл в увелич удель состав-й приклад и программно-целевых исс-й, а в фундамен-х иссл-ях в увелич доли ориенти-х фундам иссле-й. Усилен «тех» направ-и результ науч иссле напрям связало их больш цикл со сферой упра-й деятел-и, природо-ем, здравоох-ем, образ-ем. Соврем н. – мощ ресурс повыш эф-ти люб сферы деят-ти. усиление связей н. с этикой, политик, правом как харак-ки, непосред сопряжен с 1ой харак-ой. При всей проти-и отнош в настоящ время к н. со стороны соц – сознат-е культивир-ие стиля науч мышл/его отдель компон также одна из наиболее существ харак-ик соврем постнеклас науки. Интегратив-ью как одним из принц-в иссле деятел-и и проц-м созд общенауч картины мира.

Эмперич ур-нь. Науч исслед-я и эмперич базис.

Эмпирич исслед – ур-нь науч познан, при кот происх соприкос с изучае­м объектом и отраж отдель его св-ва и харак-ки. Надо отлич эмперич объекты Н от объект раци-сти, т. к 1ые это опред-ые абстрак­ции, выдел-ие в реаль некот огранич набор св-тв, связей отнош, 2ым - неисчерпаем в своих св-вах, связях, отнош. Осн задача познания на эмперич уровне – получ исход эмпер инфор об изуч объекте. Эмпир ур-ю исслед соотв-ет эмпир базис науки. Специф эмпир метода исслед: -накоп фактов об иссле­д-ой реальности -фикс св-тв -установ-ие опред зависи­м и закономер. -постр теории -опред тех-ии -регистрац резул наблюд-ий. Стр-ра эмпирич базиса Н: 1. подготов эмпир иссл-ния; 2. получ эмпир прото­колов; 3. эмпир обобщ и выявл законом-ей; 4.сис-мы феноменологич описаний. Эмпир законом-сть сост-т в связи между абстракцией. Специф теорет знания. Теор исслед - ур-нь науч познания, на кот опосредованно на осн эмпирич данных раскрыв сущ-ые стороны и законом-ые связи явл в изуч предмет области. Теорет ур-ю исслед соотв науч теор. На теорет ур отраж-ся сущ-ые связи в общем виде, т. е. взаимод ряда зак-ов изуч явл. Цель-установ зак-ов и принципов, кот позвол системат-ть, объяснять и предсказ факты, уста­новл в ходе эмперич исслед. Осн признаки теории: -эвристичность, хар-ует объяснит-ые и предсказ-ные возмож науч теории; -конструктивность, сост в доступ спос-ов проверки осн выводов и резул теории; -простота, объяс-ие теорией максим-но шир круга явл на осн миним-ого числа независ-ых допущ без введения произв-ных гипотез. Гипотеза - предпо­лож. Теория - достов знание, аргумент-ое, имеющее доказа-ую базу; выпол объяснит и предсказат фун-ию. Она динамична, разв-ся и на смену одной теор может прийти др. Функции: 1. объяснит-ая — в изуч предмет обл вся совокуп связей выдел важ тип связи — каузуаль­ный (причинно-следств связь); 2.прогностич (предсказа­т-ая) — теория оценив не по имеющ фактам, а по тем, кот еще не открыты; 3.систематиз-ая — синтез всего предшеств знания (нов теория не отриц предыд знание, она лишь огранич предм-ые области их иссл-ия).

 

Науч теория, ее структ и функц.

Теория — слож и развит форма науч знания, дающ целост отображ закономер и суще-ых связей определен области действи-и. элементы теории:1. Исход основ-я — фундаменталь понятия, принцип, законы, уравнения, аксиомы и т. п. 2.Идеализир-ые объекты — абстракт модели сущ-ных св-тв и связей изуч-ых предметов. 3. Логика теории — совокуп опред правил и способов доказ-ва, нацелен на прояснен струк-ры и изменен знания. 4. Фил установки и цен-ые факторы. 5. Совокуп законов и утвержд, выведен в кач-ве следствий из основополож данной теории в соответ с конкрет принц-ми. функции теории: 1. Синтетич-я — объедин отдель достовер знаний в ед, целост сис-у.2 Объяснит-я — выяв причинных и иных зависим, многообраз связей дан явл, его существен харак-ик, зак-ов его происхожд и развит и т.п. 3. Методол — на базе теор формулир многообраз методы, способы и приемы исслед деятель. 4. Предсказ — фун-я предвидения. 5. Практич - Конеч предназнач люб теории — быть воплощ в прак, «руковод к действ» по измен реаль действ-ти. Проблем наз важ в практич/теоретич отнош задачи, способы реш котор неизвест/известны не полн. Н. проб всегда формул на базе достаточ основ предвар иссл. В ходе разв общ неред возник и псевдопроб, связан с заблужд, недостат н. подготов, амбиц отдель иссл-ей. Огром мас проб связана с религ и суевер. Гипотеза → Н. теория. Выдвиж гип на основ опред фактов – это 1 шаг. Г. треб провер, доказат-ва. После провер Г. станов н. теор/ видоизм/отбрасыв(провер дала отриц резуль). Основ прав выдвиж и провер: 1) г. долж наход в соглас/быть совместим со всеми факт, котор она касает; 2) из множ противостоя др др Г, выдв-ых для объясн серии факт, предпоч та, котор единообр объяс боль их число; 3) для объяс связ серии факт нуж выдвиг возмож меньш различ г., их связь долж быть более тесн; 4) при выдвиж г. необход сознав вероят хар-ер ее вывод; 5) г., противореч др др, не могут быть вместе истин, за исключ того случ, когд они объяс различ сторон и связи одного и того же объе.

 

Метатеоретич основ н.

Метатеор-ий ур — это так ур н. позн, на кот средств метод анал выясн осн метатео­р конст­рукты. Метатео­рет основ н: -н. картина мира (НКМ)— это высш форма знан, кот формир миро­воз; инте­гр вид-е изуч дейст­; -стиль науч мыш; -фил основ н. — это фундам идеи и прин­цип, обоснов идеалы, норм исслед и онтологич постул НКМ, обеспеч вкл н. знан в культ; выпол эврист-ую фун-ю; -идеал и нормы н. иссл. Методолог иссле­д — баз метатеор основ н. Уровни: - предмет ур-нь - рефлекс ур. Метатеор знан подразд на: -концепт — конституир-ся в формах логико-дискурсив и вербально-понятий структур и спец разраб философ-мировоз идей и концеп; -доконцепт-ые полож здрав смысла, образы продукт вообр, идеалы и этич нормы, в соотв с кот оценив и интерпрет н. знан. На метатеор ур опред-сь задач: 1. сдел более доступ­ те знан, кот будут доступ для масс поним; 2. возник задач связи н. и культ — метатеор знан выступ как связующ мост меж н. и культ; 3.регулят принц позн. НКМ – целост образ предм н. иссле в его гл системно-структ харак-ах, формир посредством фунд-ых понят, представ-й и принцип н. на кажд этапе ее историч разв. Идеал и нормы н. Стили науч мыш (СНМ ) в их истор эвол. СНМ - истори сложив совокуп, методологич регулятив, идеал и норм н., философ принцип, опред содерж и направ измен н. на историч-конкрет этапе ее развит. Первонач понят СНМ связ с воп об особен фундам иссл: предполагь, что господ н./лидир фундам-ая теор определ эпох полн опред СНМ этой эпохи. В ходе иссл феном СНМ были уточн представ о его слож гетероген прир. СНМ явл и социокульт, и внутринауч феном и формир под их возд. Через фил состав СНМ происход соотнес идеалов и норм н., методолог установ с особен изуч дан н. объекта. Изуч масс объек - газ, демограф и соц сист и процесс, слож органич объек и т.д. - потреб переосмыс стар и выраб н. фил понят: случ, вероят, возмож, истор, эволюц и др. СНМ выпол по отнош к формир науч знан многообраз функ. СНМ выпол интегр роль по отнош к разнород компонен н.-теор знания: НКМ, философ основ н., масс конкрет-теоретич знан. СНМ регул и ориентир н. исслед в опред, задан соц и внутр н. реалия, направ. СНМ выступ также как механ, обеспеч диалог, связь между целями и потреб н. и требов и возмож соц целого, запрос историч времени. СНМ — это сис-а наиболее общ познават установ, направ познав процесс в соответ с опред способ репрезентац иссл реаль. Историч эвол стил н. мыш. может быть отмеч такой последов-ю: мех, диалектич, вероят-статистич, синергетич. Возник нов стил тенден в развит н. мышл связ с разраб нелин метод исслед, изуч природ нелин в объек соц, жив и нежив прир и в конеч счете формир нелиней стиля мыш.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.