|
Рассмотрение теоретических аспектов в педагогической теории и практике.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Рассмотрение теоретических аспектов в педагогической теории и практике. Переход школ Российской Федерации на обязательное девятилетнее образование повлек за собой изменение учебно-методического комплекта по биологии. Принципиальным отличием нового содержания биологического образования являются вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, разноуровневость, позволяющая развивать индивидуальные способности учащегося, формировать творчески активную личность. На завершающей ступени образования наибольшее развитие получает дифференциация, а также, наряду с изучением базовых предметов, свободный выбор учащимися дисциплин, способствующий развитию их интересов и способностей. В области биологического образования происходят смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. Обеспечивается преемственность обучения на трех этапах образования. На начальном, в 1-4 классах, осуществляется подготовка учащихся к восприятию биологических знаний. На базовом этапе, в 5-9 классах, изучается фактически основа биологических знаний. На заключительном этапе, в 10-11 классах, изучается инвариантное общеобразовательное содержание и вариативная часть, соответствующая профилю дифференцированного обучения. Кроме того, в последнее время ведется разговор о внедрении элективных курсов, в том числе и по биологии. При сохранении общих требований к уровню образования используются альтернативные учебные программы, обеспечивается экологизация содержания всех биологических разделов и дифференцированное обучение на основе новых учебно-методических пособий. Учебная деятельность реализуется на основе «Российского стандарта общего образования». Все современные разделы биологии должны подкрепляться материалами лабораторно-практических занятий. Сравнительный анализ новых учебных программ по биологии показывает, что программы содержат значительное количество лабораторно-практических работ,
при этом время, отводимое на их выполнение, крайне ограничено. Раздел «Общая биология» - главной идеей этого курса является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов, их роль в культуре человечества. Сопоставление нескольких учебных программ помогло определить общие вопросы, изучаемые в данном курсе: - введение /общие биологические закономерности, уровни организации живой природы/; - клетка – единица строения и жизнедеятельности организма /клеточное строение организмов, строение и функции клетки. Химический состав клетки, обмен веществ и превращений энергий в клетке, особенности их строения и функционирования и др./ -клетка – единица размножения и развития организмов /клетки соматические и половые, хромосомы, их набор в соматических и половых клетках, митоз и мейоз. Оплодотворение, индивидуальное развитие организмов/; -наследственность и изменчивость \методы закона наследственности, генотип как целостная система. Наследственные заболевания человека, их предупреждение, модификационная изменчивость, мутации и др.\ -эволюция органического мира / учение Ч.Дарвина о причинах многообразия видов в природе, их приспособленность к среде обитания. Движущая сила эволюции, результаты эволюции, доказательства эволюции органического мира и происхождения человека от животных, основные направления эволюции, биологические и социальные факторы эволюции человека и др./ -экосистемы /биогеоценоз, биологические факторы, искусственные экосистемы, их особенности, охрана экосистем, биосфера глобальные изменения в биосфере./
За основу для анализа были взяты три варианта программ.
Учебными программами по биологии предлагается проведение лабораторных работ и экскурсий, но наибольшее внимание уделяется им в варианте 2. Логическое построение тем в программе определяется логикой развития общебиологических понятий. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность курса биологии, а его содержание способствует формированию развивающей личности. Тем не менее, обязательными для всех трех вариантов нами были выявлены следующие лабораторные работы: 1.Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом. 2.Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых и растительных клетках. 3.Решение генетических задач и составление родословных.
4.Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. 5.Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой /листья растений, антропометрические данные учащихся/. 6.Изучение приспособленности организмов к среде обитания Выявление ароморфозов и адаптации у растений и животных. 7.Выявление ароморфозов и адаптации у растений и животных.
Глава 2. Система лабораторных работ по курсу «Общая биология». Методические разработки лабораторных работ по курсу «Общая биология». На основании ранее рассмотренного материала и в соответствии с выявленными обязательными лабораторными работами для курса «Общая биология» нами были составлены методические разработки данных лабораторных работ. Лабораторная работа № 1 Лабораторная работа № 2 Лабораторная работа № 3 Подтверждением, какой генетической закономерности является данный пример? Задание № 2. Составить свою родословную. Лабораторная работа № 4 Лабораторная работа № 5 Тема: «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусстве нного отбора на сортах культурных растений» Цель работы: убедиться в том, что: - в основе создания новых сортов и пород лежат различные виды изменчивости; -культурные формы растений и животных имеют признаки, полезные человеку; -движущими силами эволюции культурных форм растений и животных является наследственная изменчивость и искусственный отбор. Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, гербарий, коллекции злаковых. Ход работы: 1. Познакомьтесь с представителями растений одного вида: - определите черты сходства и различия между ними; - укажите по каким признакам сорта культурных растений отличаются от одних предков; -определите, какие органы, признаки претерпели наибольшие изменения. 2. Результаты занесите в таблицу:
3. Ответьте на вопросы: - по каким признакам можно судить о принадлежности к одному виду? - что является движущими силами эволюции культурных форм растений? 4.Выводы запишите в таблицу.
Задание 1. Изучите приспособительные признаки у растений, для этого: 1. Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений 2. На примере растений первых пяти групп определите, какие особенности 3. В предложенных вам коллекциях плодов и семян отберите те, у которых Задание 2. Заполните таблицу:
Задание 3. Сделайте выводы. Рассмотрение теоретических аспектов в педагогической теории и практике. Переход школ Российской Федерации на обязательное девятилетнее образование повлек за собой изменение учебно-методического комплекта по биологии. Принципиальным отличием нового содержания биологического образования являются вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, разноуровневость, позволяющая развивать индивидуальные способности учащегося, формировать творчески активную личность. На завершающей ступени образования наибольшее развитие получает дифференциация, а также, наряду с изучением базовых предметов, свободный выбор учащимися дисциплин, способствующий развитию их интересов и способностей. В области биологического образования происходят смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. Обеспечивается преемственность обучения на трех этапах образования. На начальном, в 1-4 классах, осуществляется подготовка учащихся к восприятию биологических знаний. На базовом этапе, в 5-9 классах, изучается фактически основа биологических знаний. На заключительном этапе, в 10-11 классах, изучается инвариантное общеобразовательное содержание и вариативная часть, соответствующая профилю дифференцированного обучения. Кроме того, в последнее время ведется разговор о внедрении элективных курсов, в том числе и по биологии. При сохранении общих требований к уровню образования используются альтернативные учебные программы, обеспечивается экологизация содержания всех биологических разделов и дифференцированное обучение на основе новых учебно-методических пособий. Учебная деятельность реализуется на основе «Российского стандарта общего образования». Все современные разделы биологии должны подкрепляться материалами лабораторно-практических занятий. Сравнительный анализ новых учебных программ по биологии показывает, что программы содержат значительное количество лабораторно-практических работ,
при этом время, отводимое на их выполнение, крайне ограничено. Раздел «Общая биология» - главной идеей этого курса является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов, их роль в культуре человечества. Сопоставление нескольких учебных программ помогло определить общие вопросы, изучаемые в данном курсе: - введение /общие биологические закономерности, уровни организации живой природы/; - клетка – единица строения и жизнедеятельности организма /клеточное строение организмов, строение и функции клетки. Химический состав клетки, обмен веществ и превращений энергий в клетке, особенности их строения и функционирования и др./ -клетка – единица размножения и развития организмов /клетки соматические и половые, хромосомы, их набор в соматических и половых клетках, митоз и мейоз. Оплодотворение, индивидуальное развитие организмов/; -наследственность и изменчивость \методы закона наследственности, генотип как целостная система. Наследственные заболевания человека, их предупреждение, модификационная изменчивость, мутации и др.\ -эволюция органического мира / учение Ч.Дарвина о причинах многообразия видов в природе, их приспособленность к среде обитания. Движущая сила эволюции, результаты эволюции, доказательства эволюции органического мира и происхождения человека от животных, основные направления эволюции, биологические и социальные факторы эволюции человека и др./ -экосистемы /биогеоценоз, биологические факторы, искусственные экосистемы, их особенности, охрана экосистем, биосфера глобальные изменения в биосфере./
За основу для анализа были взяты три варианта программ.
Учебными программами по биологии предлагается проведение лабораторных работ и экскурсий, но наибольшее внимание уделяется им в варианте 2. Логическое построение тем в программе определяется логикой развития общебиологических понятий. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность курса биологии, а его содержание способствует формированию развивающей личности. Тем не менее, обязательными для всех трех вариантов нами были выявлены следующие лабораторные работы: 1.Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом. 2.Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых и растительных клетках. 3.Решение генетических задач и составление родословных.
4.Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. 5.Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой /листья растений, антропометрические данные учащихся/. 6.Изучение приспособленности организмов к среде обитания Выявление ароморфозов и адаптации у растений и животных. 7.Выявление ароморфозов и адаптации у растений и животных.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|