Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рассмотрение теоретических аспектов в педагогической теории и практике.





Рассмотрение теоретических аспектов в педагогической теории и практике.

Переход школ Российской Федерации на обязательное девятилетнее образование повлек за собой изменение учебно-методического комплекта по биологии. Принципиальным отличием нового содержания биологического образования являются вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, разноуровневость, позволяющая развивать индивидуальные способности учащегося, формировать творчески активную личность. На завершающей ступени образования наибольшее развитие получает дифференциация, а также, наряду с изучением базовых предметов, свободный выбор учащимися дисциплин, способствующий развитию их интересов и способностей. В области биологического образования происходят смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. Обеспечивается преемственность обучения на трех этапах образования. На начальном, в 1-4 классах, осуществляется подготовка учащихся к восприятию биологических знаний. На базовом этапе, в 5-9 классах, изучается фактически основа биологических знаний. На заключительном этапе, в 10-11 классах, изучается инвариантное общеобразовательное содержание и вариативная часть, соответствующая профилю дифференцированного обучения. Кроме того, в последнее время ведется разговор о внедрении элективных курсов, в том числе и по биологии. При сохранении общих требований к уровню образования используются альтернативные учебные программы, обеспечивается экологизация содержания всех биологических разделов и дифференцированное обучение на основе новых учебно-методических пособий. Учебная деятельность реализуется на основе «Российского стандарта общего образования». Все современные разделы биологии должны подкрепляться материалами лабораторно-практических занятий.

Сравнительный анализ новых учебных программ по биологии показывает, что программы содержат значительное количество лабораторно-практических работ,

 

при этом время, отводимое на их выполнение, крайне ограничено.

Раздел «Общая биология» - главной идеей этого курса является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов, их роль в культуре человечества. Сопоставление нескольких учебных программ помогло определить общие вопросы, изучаемые в данном курсе:

- введение /общие биологические закономерности, уровни организации живой природы/;

- клетка – единица строения и жизнедеятельности организма /клеточное строение организмов, строение и функции клетки. Химический состав клетки, обмен веществ и превращений энергий в клетке, особенности их строения и функционирования и др./

-клетка – единица размножения и развития организмов /клетки соматические и половые, хромосомы, их набор в соматических и половых клетках, митоз и мейоз. Оплодотворение, индивидуальное развитие организмов/;

-наследственность и изменчивость \методы закона наследственности, генотип как целостная система. Наследственные заболевания человека, их предупреждение, модификационная изменчивость, мутации и др.\

-эволюция органического мира / учение Ч.Дарвина о причинах многообразия видов в природе, их приспособленность к среде обитания. Движущая сила эволюции, результаты эволюции, доказательства эволюции органического мира и происхождения человека от животных, основные направления эволюции, биологические и социальные факторы эволюции человека и др./

-экосистемы /биогеоценоз, биологические факторы, искусственные экосистемы, их особенности, охрана экосистем, биосфера глобальные изменения в биосфере./

 

За основу для анализа были взяты три варианта программ.

  Теоретическая часть
1 вариант авт.Н.И Сонин и В.Б.Захаров 2 вариант авт. И.Н. Пономарева и Н.М. Чернова 3 вариант авт. В.В. Пасечник и др.
Общие закономерности /68 часов/ Общая биология /68 часов/ Введение в общую биологию и экологию /68 часов/
Практическая часть программ
5 лабораторных работ 19 лабораторных работ 7 экскурсий 9 лабораторных работ 5 экскурсий

 

Учебными программами по биологии предлагается проведение лабораторных работ и экскурсий, но наибольшее внимание уделяется им в варианте 2.

Логическое построение тем в программе определяется логикой развития общебиологических понятий. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность курса биологии, а его содержание способствует формированию развивающей личности.

Тем не менее, обязательными для всех трех вариантов нами были выявлены следующие лабораторные работы:

1.Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

2.Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых и растительных клетках.

3.Решение генетических задач и составление родословных.

 

 

4.Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусствен­ного отбора на сортах культурных растений.

5.Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой /листья растений, антропометрические данные учащихся/.

6.Изучение приспособленности организмов к среде обитания Выявление ароморфозов и адаптации у растений и животных.

7.Выявление ароморфозов и адаптации у растений и животных.

 

Глава 2. Система лабораторных работ по курсу «Общая биология».

Методические разработки лабораторных работ по курсу «Общая биология».

На основании ранее рассмотренного материала и в соответствии с выявленными обязательными лабораторными работами для курса «Общая биология» нами были составлены методические разработки данных лабораторных работ.

Лабораторная работа № 1

Лабораторная работа № 2

Лабораторная работа № 3

Подтверждением, какой генетической закономерности является данный пример?

Задание2. Составить свою родословную.


Лабораторная работа № 4

Лабораторная работа № 5

Тема: «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусстве

н­ного отбора на сортах культурных растений»

Цель работы:

убедиться в том, что:

- в основе создания новых сортов и пород лежат различные виды из­менчивости;

-культурные формы растений и животных имеют признаки, полезные человеку;

-движущими силами эволюции культурных форм растений и живот­ных является наследственная изменчивость и искусственный отбор.

Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, гербарий, коллекции злаковых.

Ход работы:

1. Познакомьтесь с представителями растений одного вида:

- определите черты сходства и различия между ними;

- укажите по каким признакам сорта культурных растений отличаются

от одних предков;

-определите, какие органы, признаки претерпели наибольшие измене­ния.

2. Результаты занесите в таблицу:

 

Вид Исходная форма (дикий предок) Сорта данного вида Изменяе­мые при­знаки, ор­ганы Черты сходства культур­ных и ди­ких форм Черты от­личия культур­ных рас­тений и диких форм Причина многооб­разия сор­тов
             

3. Ответьте на вопросы:

- по каким признакам можно судить о принадлежности к одному виду?

- что является движущими силами эволюции культурных форм растений?

4.Выводы запишите в таблицу.

 

Задание 1.

Изучите приспособительные признаки у растений, для этого:

1. Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений
определенной группы;

2. На примере растений первых пяти групп определите, какие особенности
строения обеспечивают их существование в определенных условиях среды;

3. В предложенных вам коллекциях плодов и семян отберите те, у которых
выражена приспособленность к распространению ветром, животными.

Задание 2. Заполните таблицу:

Название растений Условия обитания Черты приспособи-тельности (особенно­сти строения) Биологическое значение Причины при­способленно­сти (факторы)
         

 

Задание 3. Сделайте выводы.

Рассмотрение теоретических аспектов в педагогической теории и практике.

Переход школ Российской Федерации на обязательное девятилетнее образование повлек за собой изменение учебно-методического комплекта по биологии. Принципиальным отличием нового содержания биологического образования являются вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, разноуровневость, позволяющая развивать индивидуальные способности учащегося, формировать творчески активную личность. На завершающей ступени образования наибольшее развитие получает дифференциация, а также, наряду с изучением базовых предметов, свободный выбор учащимися дисциплин, способствующий развитию их интересов и способностей. В области биологического образования происходят смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. Обеспечивается преемственность обучения на трех этапах образования. На начальном, в 1-4 классах, осуществляется подготовка учащихся к восприятию биологических знаний. На базовом этапе, в 5-9 классах, изучается фактически основа биологических знаний. На заключительном этапе, в 10-11 классах, изучается инвариантное общеобразовательное содержание и вариативная часть, соответствующая профилю дифференцированного обучения. Кроме того, в последнее время ведется разговор о внедрении элективных курсов, в том числе и по биологии. При сохранении общих требований к уровню образования используются альтернативные учебные программы, обеспечивается экологизация содержания всех биологических разделов и дифференцированное обучение на основе новых учебно-методических пособий. Учебная деятельность реализуется на основе «Российского стандарта общего образования». Все современные разделы биологии должны подкрепляться материалами лабораторно-практических занятий.

Сравнительный анализ новых учебных программ по биологии показывает, что программы содержат значительное количество лабораторно-практических работ,

 

при этом время, отводимое на их выполнение, крайне ограничено.

Раздел «Общая биология» - главной идеей этого курса является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов, их роль в культуре человечества. Сопоставление нескольких учебных программ помогло определить общие вопросы, изучаемые в данном курсе:

- введение /общие биологические закономерности, уровни организации живой природы/;

- клетка – единица строения и жизнедеятельности организма /клеточное строение организмов, строение и функции клетки. Химический состав клетки, обмен веществ и превращений энергий в клетке, особенности их строения и функционирования и др./

-клетка – единица размножения и развития организмов /клетки соматические и половые, хромосомы, их набор в соматических и половых клетках, митоз и мейоз. Оплодотворение, индивидуальное развитие организмов/;

-наследственность и изменчивость \методы закона наследственности, генотип как целостная система. Наследственные заболевания человека, их предупреждение, модификационная изменчивость, мутации и др.\

-эволюция органического мира / учение Ч.Дарвина о причинах многообразия видов в природе, их приспособленность к среде обитания. Движущая сила эволюции, результаты эволюции, доказательства эволюции органического мира и происхождения человека от животных, основные направления эволюции, биологические и социальные факторы эволюции человека и др./

-экосистемы /биогеоценоз, биологические факторы, искусственные экосистемы, их особенности, охрана экосистем, биосфера глобальные изменения в биосфере./

 

За основу для анализа были взяты три варианта программ.

  Теоретическая часть
1 вариант авт.Н.И Сонин и В.Б.Захаров 2 вариант авт. И.Н. Пономарева и Н.М. Чернова 3 вариант авт. В.В. Пасечник и др.
Общие закономерности /68 часов/ Общая биология /68 часов/ Введение в общую биологию и экологию /68 часов/
Практическая часть программ
5 лабораторных работ 19 лабораторных работ 7 экскурсий 9 лабораторных работ 5 экскурсий

 

Учебными программами по биологии предлагается проведение лабораторных работ и экскурсий, но наибольшее внимание уделяется им в варианте 2.

Логическое построение тем в программе определяется логикой развития общебиологических понятий. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность курса биологии, а его содержание способствует формированию развивающей личности.

Тем не менее, обязательными для всех трех вариантов нами были выявлены следующие лабораторные работы:

1.Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

2.Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых и растительных клетках.

3.Решение генетических задач и составление родословных.

 

 

4.Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусствен­ного отбора на сортах культурных растений.

5.Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой /листья растений, антропометрические данные учащихся/.

6.Изучение приспособленности организмов к среде обитания Выявление ароморфозов и адаптации у растений и животных.

7.Выявление ароморфозов и адаптации у растений и животных.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.