Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды и организация лабораторно-практических занятий.





Лабораторные и практические работы могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий и требуют от обучаемых самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных и практических работ необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень в интеллектуальной деятельности.

Формы организации работы учащихся на лабораторных и практических работах могут быть разнообразные: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все обучаемые выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 – 5 человека.

При индивидуальной форме организации занятий каждый ученик выполняет индивидуальное задание.

 

 

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ требуется:

-формирование тематики и заданий лабораторных занятий осуществлять с реально востребованными работами;

-подчинение методики проведения лабораторных работ ведущим дидактическим целям, с соответствующими установками для обучаемых;

-использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;

-применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого ученика за самостоятельное выполнение полного объема работ;

-проведение лабораторных работ на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучаемыми условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

-эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы подбором дополнительных задач и заданий для учащихся, работающих в более быстром темпе.

При осуществлении руководства познавательной деятельностью учащихся необходимо организовать работу на уроке таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно смогли оценить правильность выполненного задания и насколько предположения, выдвинутые в начале работы, подтверждаются результатами эксперимента. Право преподавателя определить место лабораторно-практических занятий в логической структуре урока, но, как показывает практика, в настоящее время преподаватели отдают предпочтение работе с учебником и мало времени уделяют самостоятельной работе с натуральными объектами. Это связано с нехваткой учебного оборудования, неумением преподавателя проводить лабораторные работы, а между тем анализ практической части новых программ показывает, что большое значение уделяется самостоятельным лабораторно-практическим работам.

 

 

Степень самостоятельности зависит от цели, подготовки учащихся и источников информации. Особо важное значение имеют работы поискового характера. Работы исследовательского уровня при изучении биологических процессов могут быть проведены при выполнении некоторых типов домашних заданий, поскольку продолжительность большей части биологических процессов во времени значительно дольше продолжительности урока. Правильная организация во многом определяет успешность выполнения лабораторно-практических работ. Например, при фронтальной работе, когда учащиеся выполняют одну и ту же работу /опыт, наблюдение/, необходимо ее синхронное выполнение, для этого преподаватель перед уроком должен решить, как и куда должны выходить учащиеся /знакомство с микропрепаратами, выполнение функциональных проб и др./, кто и в какое время раздаст учебное оборудование, необходимое для проведение эксперимента. Демонстрационные опыты, проводимые учителем, должны быть хорошо видны с мест в классе. Правильное применение демонстраций на уроке – это, прежде всего, организация коллективного, целенаправленного наблюдению под руководством преподавателя, что особенно важно при первичном ознакомлении учащихся с объектом наблюдения. В том случае, когда демонстрация предшествует аналогичной самостоятельной работе учащихся, действия учителя служат примером правильного обращения с учебным оборудованием, наглядным инструктажем: например, преподаватель демонстрирует правила работы с микроскопом, приготовление микропрепаратов, закладку опыта. Определенные сложности возникают при организации групповой работы, когда из-за нехватки материала разным группам приходится выполнять разные задания. В этом случае нецелесообразно инструктировать группы по очереди. На работу с каждым препаратом следует отводить определенное время и следить, чтобы учащиеся успевали их рассмотреть. Обмен препаратами производится по команде преподавателя. Индивидуальную работу лучше организовывать по инструктивным карточкам, которые должны не только содержать инструкцию по проведению работы, но и проверочные вопросы в ходе опыта или после него.

 

 

Эффективность самостоятельной работ во многом зависит от качества руководства восприятием. Необходимо не только предоставить учащимся объект для работы, но и показать, что с ним нужно делать, научить наблюдать, составлять программу наблюдений. Ознакомление учащихся с объектом должно идти от целого к частному, а затем опять возвращаться к целому на основе проведенных наблюдений. Инструктаж, проводимый перед началом самостоятельной работы, должен содержать ответы на следующие вопросы:

- каковы цель и задачи лабораторной работы;

- какие методы следует использовать и каков порядок проведения работы;

- как нужно содержать в порядке рабочее место;

- каковы требования техники безопасности при проведении работы;

- как оформить результаты.

Во время проведения лабораторной работы преподаватель постоянно наблюдает за учащимися, оказывает помощь, корректирует их деятельность, контролирует правильность выполнения отдельных операций.

Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно, однако на начальных этапах, а также при проведении сравнительно новых типов самостоятельных работ /например, определение растений/ рекомендуется работу разбить на части. Перед началом каждой из них преподаватель дает пояснения, и работа выполняется фронтально. Целесообразно также активно проработать карточки-инструкции всей аудиторией.

Особое внимание следует уделить окончанию работы. За несколько минут до завершения работы учащихся следует предупредить, что время, отведенное на нее, заканчивается. Необходимо закончить оформление и привести в порядок рабочее место. Обязательно следует обсудить выполнение работы, сделать выводы.

Лабораторно-практические работы раздела «Общая биология» по содержанию можно разделить на:

- цитологические:

- генетические:

- экологические:

- эволюционные.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.