|
Преимущество модульного обучения перед традиционным обучением
гарантированностью достижения результатов обучения; паритетными отношениями учителя и учащихся; возможностью работы в индивидуальном темпе; возможностью работы учащихся в парах, группах; возможностью делового общения с товарищами; ранним предъявлением конечных результатов обучения; «мягкими» формами контроля в процессе усвоения содержания учебного материала. Ведущие принципы модульного обучения:
модульность; структуризацию содержания обучения на обособленные элементы; динамичность; деятельность; гибкость; осознанную перспективу; разносторонность методического консультирования; паритетность. ^
Компоненты модульной технологии обучения
модульная программа деятельности учащегося по изучению определённой темы модульный урок ^
Последовательность действий учителя по составлению модульной программы
определение комплексной цели обучения для учащихся и ее формулирование отбор содержания учебного материала и приёмов учебной деятельности по овладению им распределение содержания по урокам с учётом: исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль), блока информации (теоретического материала темы), необходимости отработки содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.), необходимости контроля усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении содержания обучения подбор литературы для учащихся с указанием перечня обязательной и дополнительной литературы написание модульной программы и её распечатка для каждого ученика ^
Алгоритм составления плана модульного урока
формулировка темы урока определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения разбивка учебного материала на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них подбор необходимого фактического материала определение способов учебной деятельности учащихся обор форм и методов преподавания и контроля составление модуля данного урока, его распечатка ^
Метод проектов
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
^ Основная цель, которую преследует метод проектов:
научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний; научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почеркнуть информацию; получить навыки обработки информации; сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта. Метод проектов – «система обучения, при которой учащиеся приобретает знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов».
Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности.
Положительные факторы проектной деятельности:
повышение мотивации учащихся; развитие способности к активной практической деятельности; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса. Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно
личностно-ориентировано; использует множество дидактических подходов; самомотивируемо, что приводит к возрастанию интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения; поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда. Велико разнообразие учебных проектов:
от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; проектирование может быть индивидуальным и групповым; общешкольным, межшкольным по составу участников; в проекте могут участвовать дети разного возраста; проекты могут быть предназначены для изучения разных тем обного предмета, а могут быть надпредметными, межпредметными, внепредметными. проект может быть итоговым, текущим. Типы проектов
по числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой); по доминирующему методу (игровой, исследовательский, творческий); по предметным областям (монопредметный, межпредметный, надпредметный); по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный). Применение проблемных методов позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить их мотивацию, а также результативность работы. Одним из наиболее эффективных средств освоения материала является использование проектно – исследовательского обучения. Проектное обучение активизирует самостоятельную работу учащихся, обеспечивает максимальный учёт их индивидуальных особенностей и интересов, повышает мотивацию учебно-воспитательной работы старшеклассников, и, наконец, позволяет изучить значительный объём материала достаточно глубоко. Данный метод обучения направлен на:
стимулирование интереса школьников к социально значимым проблемам; комплексное освоение учащимися знаний из различных областей наук; развитие у учащихся навыков исследовательской работы и презентации полученных результатов; формирование у школьников умений совместной деятельности и социальной коммуникации. ^
Этапы работы над проектом
Подготовительный. выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта, состава групп; Определение иерархии частных проблем и задачи исследования с учётом возрастных особенностей учащихся; Формулировка гипотезы в виде установления отношений между ситуациями, событиями ли явлениями (по принципу: если…,то…); Отбор и обработка данных должны соответствовать задачам исследования; Сбор данных. Чтобы подтвердить гипотезу, надо: определить источник получения информации; разработать способ получения данных; определить методику обработки материалов; продумать форму представления результатов. Формулировка обобщений, выводов, понятий. Презентация полученных результатов работы над проектом. Для более успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю (группе учителей) предлагается продумать:
учебные цели, которые будет преследовать проект, и возможности его методического и дидактического обеспечения; число участников проекта (группа учащихся, класс, параллель и т.д.); будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или потребует интеграции нескольких предметных областей; будет ли данный проект курировать один учитель или группа учителей; сроки и рамки проекта; все возможные источники информации (библиотека, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, Интернет, список рекомендованной литературы, варианты общения с образовательными и другими учреждениями, отдельными учеными и т.д.). Критерии оценки результатов проекта:
завершённость исследования; информативность представленных материалов; доказательность приведенных фактов, аргументов; актуальность эксперимента; значимость результатов, возможность их дальнейшего применения. Применение технологии обучения в сотрудничестве требует специальной подготовки учителя к уроку. Она предполагает следующую последовательность действий:
определение цели занятия; выделение логически законченных частей-блоков в изучаемом материале, составление его плана; формулировка вопросов и заданий к каждой части урока; определение времени на изучение каждого блока; подготовка для всех групп исходных материалов; составление списка основной и дополнительной литературы по изучаемому материалу; разработка оптимальной формы проверки знаний, умений и навыков; определение своей позиции в индивидуальной и групповой работе с учениками. ^
Дидактические цели проекта
Познакомить школьников с методологией научного исследования, включая самостоятельный поиск и освоение информации. Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся об основных классах неорганических соединений. Актуализировать знания учеников, продемонстрировать практическую значимость изученного материала. Развивать умения и навыки эмпирического исследования веществ и явлений. Воспитывать самостоятельность, инициативность, изобретательность, умение сотрудничать, брать на себя ответственность, принимать решения.
Лист оценки проекта
Название проекта________________________________________________________
Фамилия и имя учащегося________________________________________________ ^
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|