Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модели управления организациями и их развитие





Парадигма как система форм меняющейся конструкции применима к формам существования организаций следующим образом. Составим классификацию (модель состава) организаций в зависимости от форм управления ими.

Закрытая модель характеризуется единоначалием в управлении организации. Каналы информации в данной модели (графически она изображена на рис. 14.4) расположены строго вертикально, а информация по ним поступает преимущественно сверху вниз, поэтому в данной модели борьба за информацию равносильна борьбе за власть.

 
 

 

 


Рис. 14.4. Закрытая модель управления

 

Инициатива в закрытой модели не поощряется, вся ответственность лежит на руководителе. Модель хорошо работает, когда удается построить иерархию для осуществления процесса в виде конвейера, поэтому деятельность работников должна быть как можно полнее регламентирована в виде положений, инструкций, стандартов и т.д. Слабость ее состоит в том, что при значительном изменении внешней среды модель может разрушиться, как, например, разрушились предприятия российского ВПК при проведении экономических реформ в стране.

Рассмотренная модель структуры характерна в целом для организаций, работающих в системе с плановой экономикой.

Тип руководителя, характерный для реализации закрытой парадигмы, соответствует типу личности SJ. Руководители этого типа ориентированы на стабильность и порядок; стремятся устанавливать официальные взаимоотношения с персоналом; ценят в подчиненных трудолюбие, исполнительность и дисциплину; склонны скорее критиковать подчиненных за ошибки, чем вознаграждать за заслуги.

Модель случайного управления типична для НИИ и КБ, в которых функционируют временные творческие коллективы работников. Такая модель (рис. 14.5) предполагает наличие высокого динамического потенциала организации, в которой работают творцы и экспериментаторы. В такой организации слабо выражена иерархия управления, поэтому руководителю сложно управлять организацией.

 

 
 

 

 


Рис. 14.5. Модель случайного управления

 

Тип руководителя, характерный для реализации случайной модели управления, соответствует типу личности SP. Руководители этого типа ориентированы на действия по решению реально возникающих проблем; обладают талантом ведения переговоров, особенно в кризисных ситуациях; гибки и терпимы к подчиненным, с которыми стремятся установить отношения сотрудничества; много внимания уделяют своевременному выявлению и устранению неполадок в работе организации.

Примером открытой модели управления может быть Британский парламент, в котором все равны в правах и ответственности и где каждый парламентарий может высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам. В данном случае важна позиция партнерства и работа командой. В организациях подобного рода (графическая модель на рис. 14.6) в управленческой команде (гласно или негласно) расписываются роли членов команды: председатель, навигатор (определяющий курс), генератор идей, оценщик, работник-исполнитель, снабженец, миротворец и финалист.

Задача председателя в работе такой команды — выслушать все точки зрения, на что тратится много времени. Председатель может выступать как модератор обсуждения (активно участвовать в процессе) или фасилитатор (организовывать процесс, облегчать участие каждого члена команды в выработке решений без активного своего участия).

 
 

 

 


Рис. 14.6. Открытая модель управления

 

Тип руководителя, характерный для реализации открытой парадигмы, соответствует типу личности NF. Руководители этого типа ориентированы на людей и стремятся учитывать социальные последствия управленческих решений; обладают талантом убеждать и вдохновлять подчиненных; склонны принимать решения, основываясь на личных симпатиях и антипатиях; но, в то же время, склонны закрывать глаза на проблемы, в надежде, что все уладится само собой.

Организационная модель типа идея характерна для синхронных организаций, в которых работники, увлеченные какой-либо идеей, как металл за магнитом, фанатически двигаются в одном направлении. Идея, обсужденная и принятая членами организации, задает направление движению, но в случае проявления изменений, порочащих идею, организация распадается. Графическая модель организации приведена на рис. 14.7.

 

 
 

 

 


Рис. 14.7. Модель управления типа идея

 

Руководитель подобной организации должен иметь черты харизматической личности. Тип руководителя, характерный для реализации модели управления типа идея, соответствует типу личности NT. Руководители этого типа ориентированы на открывающиеся стратегические возможности и обладают талантом системного мышления; проявляют энтузиазм к идеям подчиненных; с воодушевлением принимаются за новые проекты, но чаще всего не доводят их до конца.

В процессе жизненного цикла организация может соответствовать всем четырем рассмотренным парадигмам.

Анализируя причины «долгожительства» организаций, исследователи[71] пришли к выводу, что все эти компании похожи друг на друга и имеют четыре общие черты:

• чувствительность к окружению (способность компании учиться и приспосабливаться);

• сплоченность и идентичность (неотъемлемая способность компании создавать общность и собственную индивидуальность);

• толерантность и децентрализация (способность компании строить конструктивные отношения с другими единицами как внутри, так и вне ее и склонность к экспериментированию);

• консервативность в вопросах финансирования как способность компании эффективно финансировать свои собственные рост и развитие путем сохранения части ресурсов, обеспечивающих гибкость.

Такие организации в первую очередь ориентированы на реализацию своего потенциала для продолжения и сохранение себя как «продолжающего жить сообщество» и лишь во вторую очередь – на капитализацию денег, вложенных в бизнес его собственниками.

Руководитель такой «живой» организации должен дать людям возможность расти внутри самой организации и ставить обязательства перед людьми выше заботы о капитале. В таких организациях уважение к новшествам ценится выше преданности утвержденной политике, непрерывное обучение — выше привычных методик, а сохранение сообщества организации выше других задач.

Проводя аналогию с сообществами животных, ученые выделяют три условия, необходимые для обучения видов (в нашем случае – сообщества организации):

• представители вида должны обладать способностью двигаться и использовать ее, нужно сбиваться в стаи и перемещаться, а не сидеть в одиночку на изолированных территориях;

• некоторые представители вида должны обладать способностью создавать новые навыки и модели поведения;

• внутри вида необходима возможность общения для передачи навыка от одного представителя всему сообществу.

Именно поэтому «живые» организации успешно существуют и адаптируются в мире, который они не в состоянии контролировать.

Рассмотрим подробнее этапы организационного развития.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.