Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы расширения круга операций, ликвидности и доходности банков





В начале 80-х гг. коммерческие банки в силу ряда причин (глобализация рынков, усиление конкуренции, технологическая революция в банковском деле и др.) существенно расширили круг операций, отдавая приоритет развитию различных форм обслуживания клиентов. Началось формирование обновленного рынка банковских услуг, на котором наряду с традиционными видами операций получили развитие и новые услуги. В этот период маркетингу придавалось все большее значение по мере усиления конкуренции между самими коммерческими банками и между банками и другими кредитно-финансовыми институтами. В некоторых странах были созданы исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании).

Таким образом, практика функционирования зарубежных банков свидетельствует, что наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности важно также выделить уровень менеджмента, его маркетинговую активность. В нашей стране вопросы банковского менеджмента и маркетинга стали волновать банкиров относительно недавно. Подтверждением данного тезиса служит, например, тот факт, что лишь в последней российской инструкции по проведению аудиторской проверки предусматривается обязательная оценка аудиторами состояния менеджмента в банке.

Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным ее направлениям, в том числе: управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, управление ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом. Основополагающий момент в менеджменте - правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов и методов ее достижения.

Под стратегией коммерческого банка понимается учение о наиболее эффективной его деятельности. Для каждого банка прежде всего должны быть ясны его цели. Цель коммерческого банка определяется с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений его деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.

Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно также выделить качество и квалификацию менеджмента, его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в своем развитии прежде всего благодаря налаженному менеджменту и маркетингу.

Под маркетингом понимают вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение общественных потребностей посредством обмена [3]. Маркетинг - это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов (оказанию услуг). Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основные мотивы банковского маркетинга включают удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.

В настоящее время понятие маркетинга в банковской сфере включает:

  • выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг;
  • выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов;
  • установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг;
  • предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их проведения.

Для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающейся конкуренции банки приступают к оказанию и нетрадиционных услуг, в том числе таких, как кредитование в форме овердрафта, кредитные линии, предоставление клиентам целых наборов информационных материалов. В борьбе за клиента многие банки делают упор на развитие наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг. К числу наиболее устойчивых тенденций в сфере банковских операций в развитых странах следует отнести расширение числа банков, комплекса но обслуживающих все типы клиентов. Все больше банков стремится к непосредственному контакту с клиентами путем личного общения работника с клиентом или с помощью различных средств связи: почтовой корреспонденции, телефона, факсимильных и телексных коммуникаций и др.

Наряду с банками предложение банковских услуг на рынке осуществляют различные финансово-кредитные институты, но основными действующими лицами на рынке банковских услуг выступают коммерческие банки, в особенности банки-лидеры, цели функционирования которых определяются прежде всего с позиции их доходности и ликвидности.

Термин «ликвидность» (от лат. liquidus - жидкий, текучий) в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка нередко определяют как способность банка приобретать наличные средства в Центральном банке РФ или банках-корреспондентах по разумной цене. В целом ликвидность банка предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и эмитировать акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, другие долговые инструменты.

Термин «платежеспособность» несколько шире, он включает не только и не столько возможность превращения активов в быстрореализуемые, сколько способность юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера. Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности, контроль за соблюдением которой уже берет на себя не только само юридическое или физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля,

Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками - по выплате депозитов, акционерами - по выплате дивидендов, государством - по уплате налогов, персоналом - по выплате заработной платы).

Ликвидность для коммерческого банка выступает как способность банка обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву. Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса банка, степенью соответствия сроков размешенных активов и привлеченных банком пассивов.

Ликвидность - важнейшая качественная характеристика деятельности банка, свидетельствующая о его надежности и стабильности. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы могут своевременно преобразовываться в денежные средства, не утрачивая при этом своей стоимости, по мере востребования пассивов. Структура ликвидных активов банка имеет вид:

  • денежная наличность в кассе банка (рубли и иностранная валюта);
  • драгоценные металлы;
  • остатки средств на корреспондентском счете в Центральном банке РФ;
  • ценные бумаги правительства;
  • ссуды, предоставленные банком, срок погашения которых наступает в течение ближайших 30 дней;
  • другие платежи в пользу банка, подлежащие перечислению в эти сроки.

Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как отношение различных статей активов баланса ко всей сумме или к определенным статьям пассивов или, наоборот, пассивов к активам. Ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности.

В современной экономической литературе существуют два подхода к характеристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как «запас» или как «поток». «Запас» характеризует ликвидность банка на определенный момент времени, его способность ответить по своим текущим обязательствам, в особенности по счетам до востребования.

Как «поток» ликвидность оценивается за определенный период времени либо на перспективу. При этом ликвидность как запас представляет собой узкий подход. Следует иметь в виду, что при рассмотрении ликвидности как «потока» повышенное внимание уделяется возможности обеспечения обращения менее ликвидных активов в более ликвидные, а также притоку дополнительных средств, включая получение займов. Наибольшее значение приобретает не только оценка ликвидности -«потока», но и оценка ликвидности - «прогноза».

Для оценки совокупной ликвидности коммерческого банка нужно в системе рассматривать стационарную ликвидность («запас»), текущую ликвидность («поток») и перспективную ликвидность («прогноз»).

На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывает влияние ряд факторов, которые можно разделить на макроэкономические и микроэкономические.

К основным макроэкономическим факторам, определяющим ликвидность и платежеспособность коммерческого банка, можно отнести: геополитическую и макроэкономическую обстановку в стране: совокупность законодательных, юридических и правовых норм банковской деятельности; структуру и стабильность банковской системы; состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг и др.

Кроме того, на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывают влияние микроэкономические факторы, из которых к числу основных можно отнести: ресурсную базу коммерческого банка, качество инвестиций, уровень менеджмента, а также функциональную структуру и мотивацию деятельности банка.

Следует отметить, что факторы влияют в комплексе, причем взаимосвязь наблюдается как в их отдельных группах, так и между группами.

В зарубежной практике общий резерв ликвидности подразделяется на первичный и вторичный. Первичный резерв ликвидности рассматривается как главный источник ликвидности банка. При этом в балансовых отчетах в роли первичных резервов фигурируют активы, включаемые в статью «наличность и задолженность других банков», куда входят средства на счетах обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах (вкладах) в других коммерческих банках, наличные деньги в сейфе и чеки, а также иные платежные документы в процессе инкассирования. Доля первичных резервов оценивается отношением наличных активов к сумме вкладов или к сумме всех активов. Вторичные резервы ликвидности - высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и незначительным риском потерь можно превратить в наличные средства. К ним относятся активы, которые обычно составляют портфель правительственных ценных бумаг и в некоторых случаях - средства на ссудных счетах. Основное назначение вторичных резервов - служить источником пополнения первичных резервов.

Каждый коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал, исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности. Ликвидность тесно связана с доходностью банка, но в большинстве случаев достижение высокой ликвидности противоречит обеспечению более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика коммерческого банка в области управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности.

Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Риски в банковской практике - это опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий. Риски могут быть как чисто банковскими (внутренними), связанными с функционированием кредитного института, так и внешними, или общими. Важнейшим способом преодоления или минимизации рисков служит их регулирование, т.е. поддержание оптимальных соотношений ликвидности и платежеспособности банка в процессе управления его активами и пассивами.

Высокий уровень прибыльности, как правило, связан с высокорисковыми операциями.

Политика банка должна заключаться в том, чтобы достичь равновесия (оптимального соотношения) между риском и доходом банка. Равновесие в ближайшей перспективе, или краткосрочное равновесие, представляет собой соотношение между ликвидностью и прибыльностью. Чем выше ликвидность банка, тем ниже прибыльность, и наоборот: чем ниже ликвидность, тем выше ожидаемая прибыль и обязательно риск. Равновесие в отдаленной перспективе, или долгосрочное равновесие, предполагает, что чем выше ликвидность, тем прочнее финансовое состояние банка, его капитальная база. Наоборот, чем ниже ликвидность, тем менее устойчив банк, меньше его капитальная платежеспособность.

Более устойчивые в финансовом отношении банки, заботящиеся о своей ликвидности и платежеспособности, предлагают процент по вкладам не выше среднеотраслевого. Высокий процент по срочным вкладам и депозитам физических и юридических лиц свидетельствует прежде всего о том, что коммерческий банк обладает нестабильной ресурсной базой, недостаточной для эффективных кредитных вложений. Такой банк старается расширить и стабилизировать свои ресурсы путем привлечения сторонних депозитов, предлагая вкладчикам повышенную процентную ставку. Но привлечение ресурсов по повышенной процентной ставке предполагает и осуществление вложений под более высокий процент, т.е. вложения, как правило, более рисковые, и вкладчики вместо прибыли могут потерять и сам депозит в случае краха банка.

Доходность и ликвидность банков не достигаются автоматически. Очевидным решением проблемы привлечения дешевых и размещения дорогих ресурсов является проведение такой политики банка, которая может принести наивысший доход при разумном, с точки зрения руководства банка, уровне риска. С одной стороны, руководство банка, акционеры (пайщики) последнего заинтересованы в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет вложения средств в долгосрочные проекты, ценные бумаги сомнительного качества и т. п. Однако подобные действия неизбежно ухудшают ликвидность банка, необходимую при изъятии вкладов и для удовлетворения законного спроса на кредит. Неспособность же банка удовлетворить обоснованные и законные потребности клиентов приведет к немедленной потере банком выгодных контрактов, ослаблению его конкурентных позиций и в конечном счете к возможному краху банка как жизнеспособного субъекта рыночных отношений. Таким образом, с другой стороны, подобные операции коммерческих банков могут поставить под сомнение платежеспособность, ликвидность и устойчивость банковской системы в целом.

Основным методом управления ликвидностью и платежеспособностью российских коммерческих банков (с позиций внутреннего и внешнего аудита) является соблюдение ими экономических нормативов Банка России. Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Центральный банк РФ устанавливает ряд экономических нормативов, в том числе: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков; нормативы достаточности капитала; нормативы ликвидности; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков и др.

Как отмечалось ранее, ликвидность банка тесно взаимосвязана с доходностью его деятельности.

Анализ доходов и расходов банка дает возможность изучения результатов деятельности коммерческого банка, а. следовательно, и оценки эффективности его как коммерческого предприятия. Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли.

Валовые доходы банка принято разделять на процентные и непроцентные. Стабильный и ритмичный прирост доходов банка свидетельствует о его нормальной работе и о квалифицированном управлении.

Процентные доходы банка - это начисленные и полученные проценты по ссудам и ценным бумагам. Непроцентные доходы - доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды, доходы от участия в совместной деятельности предприятий и организаций и проч.); доходы от валютных операций; доходы от полученных комиссий и штрафов; прочие доходы. Валовые расходы банка также делят на процентные и непроцентные.

К валовым расходам банка относятся: а) операционные расходы (уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям; расходы по операциям с ценными бумагами; расходы по операциям на валютном рынке); б) расходы по обеспечению функционирования банка (расходы на содержание аппарата управления; хозяйственные расходы); в) прочие расходы (штрафы, пени, неустойки уплаченные; проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.).

Прибыль - это главный показатель результативности работы банка. Количественная и качественная оценки прибыльности производятся с целью выяснения финансовой устойчивости банка. Речь в целом идет о качественной стороне дела и даже не о массе той прибыли, которая получена банком. Прибыль, используемая для оценки работы банка, - это итоговый показатель, но вопрос при этом заключается в том, за счет каких факторов она получена и как эта прибыль используется в дальнейшем: на накопление или потребление. Бытующее представление о том, что надежность банка определяется размером его прибыли и выплачиваемых дивидендов - более чем спорно. Напротив, высокий дивиденд при всей его привлекательности для акционеров, еще не показатель высокоэффективной деятельности кредитного учреждения. Прибыль должна рассматриваться с позиции ее достаточности для роста банковского капитала, в связи с чем ее рациональнее уберечь от чрезмерного распределения на потребительские цели. Масса прибыли сама по себе - далеко не исчерпывающий показатель. Ее необходимо сравнивать с другими показателями, характеризующими деятельность банка. Большая роль в анализе деятельности банка отводится аудиту.

Внутренний аудит банка предполагает оценку, контроль и анализ основных направлений деятельности банка самим банком, его представлений об эффективности работы, целесообразности проведения тех или иных банковских операций и услуг, их доходности и прочее. Внешний аудит проводится Центральным банком РФ, другими коммерческими банками, налоговой инспекцией, аудиторскими фирмами и прочими организациями, а также клиентами (реальными и потенциальными) коммерческого банка.

Важным для деятельности банка является не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение результатов работы с другими банками. В условиях рыночной экономики важно проследить также тенденции развития банковской системы в целом на национальном уровне. Сегодня в России налицо дефицит аналитической информации о работе коммерческих банков. Поэтому важен рейтинг банков как основа для изучения их деятельности.

Рейтинг банков - это система оценки их деятельности, основанная на финансовых показателях работы и данных баланса банка. Рейтинг банка в целом состоит в выведении свободной оценки по всем направлениям, которые подверглись анализу.

В международной практике используются разные методики составления банковских рейтингов. Обычно оценку надежности банков, или банковский рейтинг проводят центральные банки или государственные органы надзора за работой банков. Например, в США рейтинг надежности всех американских банков ведет Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка страны. В Германии эту работу выполняет министерство финансов, используя нерейтинговые методики. В нашей стране Банк России также проводит работу по оценке надежности и стабильности всех коммерческих банков. Особое внимание уделяется при этом выявлению банков ненадежных, имеющих недостатки в финансовой деятельности.

Рейтинговая оценка может быть произведена специальным рейтинговым агентством на основе соглашения с банком. Она призвана защитить интересы как банка, так и его клиентов. Банковский рейтинг свидетельствует о финансовом положении кредитного института, его положении среди других банков.

Единой, универсальной методики анализа надежности банка не существует (не только в России, но и за рубежом). Поскольку все банки разные (по функциональному признаку, по набору выполняемых операций и услуг, по составу клиентов, по территориальному признаку, по проводимой ими политике на финансовых рынках и т.д.), то единой методики анализа их финансовой устойчивости нет и быть не может.

В мировой банковской практике превалируют два подхода к оценке деятельности коммерческих банков на основе:

  • анализа системы показателей конкретного банка и сравнения их с аналогичными показателями первоклассных банков;
  • рейтинговой оценки, производимой надзорными органами.

В условиях России пока затруднено полноценное использование подобных методов анализа. Это в первую очередь связано с тем, что в нашей стране практически отсутствуют различного рода экспертные службы, которые на профессиональном уровне могли бы заниматься сбором, обобщением, систематизацией и публикацией материалов в масштабах государства, отражающих деятельность коммерческих банков, как это делается в развитых странах мира. Более того, ряд показателей, применяемых в международной практике, не адаптирован для российских банков. В данной связи необходимо завершить работу по переходу на международные стандарты в области учета и отчетности банков России, а также оптимизировать принципы их работы.

В США для оценки надежности, стабильности работы коммерческих банков используют рейтинговую систему CAMEL, важнейшими показателями, характеризующими деятельность коммерческого банка в которой являются: достаточность капитала (С); качество активов (А); уровень менеджмента (М); доходность (Е); ликвидность (L).

Банк считается устойчивым, если он располагает достаточным капиталом, имеет ликвидный баланс, платежеспособен и удовлетворяет ряду требований к качеству его капитала.

Российской банковской системе еще предстоит разработать национальную систему рейтинговой оценки деятельности банков. Определенное значение здесь может иметь адаптация международного опыта к условиям российского рынка.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определить уровень законодательного обеспечения деятельности коммерческих банков?

2. Каковы основные операции коммерческих банков?

3. Какие услуги банков получили наибольшее распространение в современной российской банковской практике?

4. В чем состоит содержание понятия «ликвидность банка»?

5. Каким образом уровень риска влияет на эффективность (доходность) банковской деятельности?

6. Почему для российских коммерческих банков вопросы повышения качества менеджмента и маркетинга особенно актуальны в современных условиях перехода к рынку?

Литература *[4]

1. АбалкинЛ. И. Курс переходной экономики: Учебник.-М.: Финстатинформ, 1997.

2. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 1996.

3. Антипова О. Н. Международные стандарты банковского надзора/Ред. И.К. Кокошкина. - М.: Центр подготовки персонала ЦБ РФ, 1997.

4. Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник. - М.: Финстатинформ, 1995.

5. Банки и банковские операции: Учебник /Под ред. Е. Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997.

6. Банки на развивающихся рынках. В 2-х т. - М.: Финансы и статистика, 1994.

7. Банковская система России. Настольная книга банкира: В 3-х т. - М.: Инжинирингово-консалтинговая компания «ДеКА», 1995.

8. Банковские операции: Учеб. пособие. Части 1—IV. /Под общ. ред. О.И. Лаврушина. - М.: Инфра-М, 1995.

9. Банковский портфель: В 3-х т. - М.: Соминтэк, 1994.

10. Банковское дело: Учебник/Под ред. проф. О. А. Лаврушина. - М.: Банковский и биржевой научно-консультативный центр, 1992.

11. Банковское дело: Учебник/Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 1996.

12. Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. - М.: Консалт-банкир,1997.

13. Букато В. И., Львов Ю. И. Банки и банковские операции в России /под ред. М. X. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 1996.

14. Бункина М. К. Деньги. Банки. Валюта: Учеб. пособие. - М.: ДИС, 1994.

15. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учеб. пособие. - М.: ДИС, 1995.

16. Бюллетень банковской статистики. Вып. 1-5. - М.: Акалис, 1997.

17. Валютный рынок и валютное регулирование: Учеб. пособие./Под ред. И.Н. Платоновой. - М.; БЕК, 1996.

18. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ./Под общ. ред. В. В. Лукашевича, М.Б. Ярцева. - СПб.: СПб. оркестр: Литера плюс, 1994.

19. Интерфакс-100. Основные итоги деятельности и положение крупнейших банков России на различных сегментах финансового рынка //Финансовый бизнес. - 1997.-№ 7.

20. Казимагомедов А. А. Банковские депозиты. Зарубежный опыт. - СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1996.

21. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. - 4-е изд., доп. -М.: Владос, 1997.

22. Кочович Е. Финансовая математика: Теория и практика финансово-банковских расчетов: Пер. с серб. - М.: Финансы и статистика, 1994.

23. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика:

24. В 2-х т. Пер. с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 1992.

25. Маркова О. М., Сахарова Л. С., Сидоров В. Н. Комммерческие банки и их операции: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ. Банки и биржи. 1995.

26. Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. - М.: Финста-тинформ, 1994.

27. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.

28. Мир денег: Краткий путеводитель по денежной, кредитной и налоговой системе Запада. - М.: Развитие, 1992.

29. Мовсесян А. Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России. - М.: Финансы и статистика,1997.

30. Молчанов А. В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 1996.

31. Немецкий федеральный банк. Денежно-политические задачи и инструменты: Специальное издание Немецкого федерального банка. Пер. с англ. - М.: Республика,1993.

32. Общая теория денег и кредита; Учебник /Под ред. Е. Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1995.

33. Основы банковского менеджмента: Учеб. пособие /Под общ. ред. О. И. Лаврушина. - М.: Инфра-М, 1995.

34. Панова Г. С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. - М.: Финансы и статистика, 1996.

35. Поляков В. П., Московкина Л. А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 1996.

36. Рассказов Е. А. Управление свободными ресурсами банка. - М.: Финансы и статистика,1996.

37. Российская банковская энциклопедия. - М.: Энциклопедическая творческая ассоциация, 1995.

38. Семенкова Т.Г., СеменковА.В. Денежные реформы России в XIX в. - СПб., Марафон,1992.

39. Синки мл. Д. Ф. Управление финансами в коммерческих банках: Пер. с англ. -М.: Саталлахи,1997.

40. Словарь банковских терминов. - М.: Акалис, 1997.

41. Соколинская Н. Э. Учет и анализ краткосрочных и долгосрочных кредитов. - М.: Консалтбанкир,1997.

42. Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере. Вып. 1-5. Статистико-аналитические оперативные материалы. - М.: ЦБ РФ, 1997.

43. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк; управление и операции. -М.: Вазар-Ферро, 1994.

44. Фельдман А. Б. Основы рынка производных ценных бумаг: Учеб. пособие. -М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 1995.

45. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ. Финансы, 1997.

46. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. 2-го изд. - М.: Дело ЛТД, 1995.

47. ХаррисЛ. Денежная теория: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.

48. Центральные банки и банковские системы зарубежных стран: Сборник статей. Ч. 1. - М.: Центр подготовки персонала ЦБ РФ, 1995.

49. Центральный банк в банковской системе Италии: Сборник статей /Под ред. О. Н. Антиповой, Л. А. Московкиной. - М.: Центр подготовки персонала ЦБ РФ,1995.

50. Челноков В. А. Банки: Букварь кредитования. Технология банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство. - М.: Антидор, 1996.

51. Шенаев В. Н„ Ирниязов Б. С. Проектное кредитование: Зарубежный опыт и возможности его использования в России. - М.: Консалтбанкир, 1996.

52. Ширинская Е. Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1995.

53. La Banque de France et la monnaie. 4em edition, Paris, 1986.

54. The Federal Reserve System. Purposes and Functions, 8th Edition, Washington, D. C., USA, 1994.

55. Mishkin F. S. The Economics of Money, Banking and Financial Markets. 2nd Edition, USA, 1989.

56. Organisations et Fonctions de quelques grandes banques centrales. Edition de Banque de la France, Paris, 1992.

1. Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 7 июля 1995 г. Статья 1.

2. Под депозитом понимают записи в банковских книгах, свидетельствующие о наличии определенных требований клиентов к банку, или же денежные средства клиентов в банках в форме вкладов по соглашениям и договорам.

3. См.: Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990. - С. 47.

4. * Список литературы подготовлен канд. наук И.Е. Шакер.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.