Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 24. Религиозный экзистенциализм и социальная философия Н.А.Бердяева.





Мировоззрение Бердяева представляет собой персоналистическую разновидность экзистенциальной философии, т. е. философии человеческого существования. Проблемы личности, свободы и творчества, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений. По Бердяеву, «личность вообще первичнее бытия», бытие — воплощение причинности, необходимости, пассивности, дух — начало свободное, активное, творческое. Личность прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято лишь в ее отношении к Богу.Центральная категория бердяевского философствования — понятие свободы. Свобода истолковывается им не как врожденная, природная или социальная способность человека, а как первичная и фундаментальная реальность, проникающая во все сферы бытия — космос, общество и самого человека. Свобода первична, беспредпосылочна и безосновна. Для объяснения ее сущности Бердяев использует понятие Ungrund (безосновность, бездна), принадлежащее немецкому мистику XVII в. Якобу Бёме, истолковывая его, однако, по-своему. Бёме учил об Ungrund как о «темном начале» Бога, объясняющем муки мира, происхождение зла. Бердяев настаивает на том, что Ungrund — это состояние бездны, «добытийственности», «ничто», которое уже обладает свободой. Оно предшествует Богу, связано с Богом. Бог, в свою очередь, из добытийственной свободы творит мир и человека, обладающего свободой и потому принципиально равного Богу в творчестве и независимого от него.По Бердяеву, человек как носитель первоначальной свободы есть носитель новизны, прибавления бытия, реальности, добра или зла. Свобода человека заключена именно в творчестве добра и зла, а вовсе не в выборе между ними. Поскольку человек рожден из добытийственнои свободы и сам обладает свободой (в этом он равен Богу), то задача философа заключается в том, чтобы обосновать не теодицею (оправдание бытия Бога), а антроподицею (оправдание человека). Для Бердяева «искание смысла первичнее искания спасения». Поэтому его христианские представления существуют в непременном окружении и сопряжении с философским персонализмом.Религиозный персонализм дополнен у Бердяева учением о «коммюнотарности» — метафизической и мистической разновидности коллективизма, выработанной, по его мнению, русской народной жизнью и философской мыслью, начиная со славянофилов. «Коммюнотарность» противопоставляется созданной теории и практике индивидуализма, современной дегуманизированной машинной цивилизации Запада.Философия истории Бердяева проникнута мотивами эсхатологии. Рассматривая три типа времени (космическое, историческое и экзистенциальное, или метаисторическое), он озабочен предсказанием того, как «метаистория входит в историю», обоснованием приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в его последних работах.Труды Бердяева содержали критику социалистических преобразований в Советской России. Однако он одновременно выступал и в качестве критика капитализма и буржуазного общества. Гуманизм как продукт западной цивилизации, считал Бердяев, завершил полный цикл своего развития и перерос в свою противоположность.



 

25. Русский космизм, его основные течения: религиозно - философский (Н.Ф.Федоров) и естественно - научный космизм (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и др.).

Исходным пунктом философии Федорова является определение главной задачи человека и человечества. Он видит ее в правильном понимании смысла жизни и цели, ради которой живет человек, а главное, в организации жизни в соответствии с этим смыслом и целью. И философия должна стать активным проектом того, что должно быть, проектом всеобщего дела, а не ограничиваться пассивным, умозрительным объяснением сущего. Он утверждает, что после искупления Христом первородного греха людей дальнейшее спасение их и окружающего мира целиком зависит от людей. Нам, людям, вручено дело спасения мира и себя. Федоров убежден в наличии тесной связи всего происходящего на земле с процессами во Вселенной, в Космосе, считая, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий в Космосе, сознательно управлять преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца.Однако для реализации этой возможности необходимо преодолеть людскую разобщенность и холодную отчужденность в отношениях живых людей и забвение усопших, преодолеть отсутствие братства, родственности между людьми. Причину этого отчуждения Федоров видит в том, что люди сосредоточены только на самих себе, подчеркивает несправедливость, «неправду» замыкания каждого в самом себе, отделение себя от живых и от умерших. Исходным пунктом «философии общего дела» является учение о родстве. Федоров убежден, что родство лежит в основы жизни не только человеческой и мировой, но и в основе жизни самого Бога и является естественной божественной основой жизни. Культ предков является, по утверждению Федорова, единственной истинной религией.Федоров всемерно возвеличивает и пропагандирует преобразующую роль человека, вовлеченного в общее дело, внося в христианство активный антропологизм.Для окончательного торжества общего дела человечества необходима победа над «последним врагом» человека — смертью. Федоров ставит и пытается решить проблему воскрешения, рассматривая ее как важнейшую. Процесс «воскрешения» он не трактует как непосредственно воскрешение каждого умершего человека. Полным воссозданием он считает не механическое «возрождение» умерших в прежней материальной природе, а превращение их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. Он понимал «воскрешение» как полноту жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. Через человека и его общую деятельность Бог воссоздает мир, воскрешает все погибшее, считает Федоров.

Вернадский - обоснование идеи активной эволюции. Работая в области био­геохимии, он воспользовался догадкой американского ученого Дж. Дана, которая осталась незамеченной при его жизни и которую Вернадский осмысливает применительно к эволюции в целом. Согласно «принципу Дана», основное направление эво­люции животного мира — совершенствование нервной системы, в частности головного мозга. Вернадский считал, что использование энергии, связанной с разу­мом, является отличительным признаком человека, и эта энергия позволит людям преобразовать природу, одухотворить ее.

Идея ноосферы(сферы разума). Он показал, что биосфера закономерно переходит в ноосферу, ибо человек все больше пре­образует природу соответственно своим потребностям. Однако Вернадский справедливо полагал, что между идеалом ноосферы и реальностью существует разрыв, так как и биосфера, и ноо­сфера повреждены хищническим человеческим потреблением, антигуманными идеологиями, осуществление которых влекло со­циальные беды. Породив разум и наделив его свободой, эволю­ция как бы пошла на риск. Возникла реальная опасность родо­вого самоубийства человечества, что может повлечь и космичес­кую катастрофу, так как существует тонкая взаимосвязь проис­ходящего на нашей планете с космосом. Осознавая эту опасность и обосновывая необходимость для человека овладения эволю­цией, Вернадский выдвинул идею регуляции взаимодействия об­щества и природы.

Вопрос о бесконечном продлении жизни во Вселенной и достижении бес­смертия. Бесконечное продление жизни должно быть одно­временно творчеством новой нравственной и фи­зиологической природы человека, который должен освободиться от качеств, заставляющих его пожирать, вытеснять, убивать и самому умирать. Человек убивающий и смертный перспективы не имеет. Вернадский забил тревогу об исто­щении биосферы. С его точки зрения, влияние цивилизации на ход земных и космических процессов будет нарастать. Челове­чество должно от употребле­ния в пищу других организмов перейти к непосредственной ути­лизации солнечной энергии, подобно растениям. Именно это — путь к бессмертию че­ловека.

Циолковский. Он не только предсказал грядущий выход человека из его «заключения на Земле» и расселение в космосе, но и создал необходимые науч­ные предпосылки ракетостроения, в подробностях описав состо­яние невесомости, как если бы он сам его испытал. Однако выход человека в космос Циолковский свя­зывал с восходящей направленностью всего живого, которая не может остановиться на человеке, как существе далеко не совер­шенном. За сознанием и жизнью в нынешней форме должны следовать «сверхсознание» и «сверхжизнь». Создатель космо­навтики разрабатывал «космическую» философию панпсихизма и связывал ее с буддизмом. Он исходил из идеи одушевления Вселенной, допускал бессмертие «духовных» атомов, блуждаю­щих в мире и переселяющихся в разные организмы. С точки зрения Циолковского, для этих атомов настоящая жизнь начнет­ся в мозгу высших, бессмертных существ космоса. Циолковский искал пути преодоления смерти и человеческих страданий. В каче­стве ведущего принципа этики он выдвигал требование, чтобы «все живое благоденствовало», поскольку, согласно буддизму, «жизнь непрерывна, а смерти нет».

Концеп­ция антропоэкокосмизма. Социум и космос (вся природа) должны развиваться не за счет друг друга, а взаимно. До сих пор каждая более высокая ступень развития оказывалась менее распространенной в природе, чем нижестоящая: физичес­кая форма движения материи более распространена, чем хими­ческая, химическая — более, чем биологическая, а на вершине этой своеобразной пирамиды находится социальная форма дви­жения материи. Урсул считает возможным появление «обратной» пирамиды, когда расширение социальной формы движения по­влечет за собой расширение биологической и химической форм, включенных в раздвигающуюся в пространстве социосферу. Урсул считает возможным также появление на базе космической деятельности людей более высокой, по сравнению с социальной, постсоциальнойформы движения материи.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.