Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕКЦИЯ «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА»





ЛЕКЦИЯ «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА»

ЧТО ТАКОЕ РИСК

Начнем с выявления различий между неопределенностью и риском. О неопределенности говорят тогда, когда невозможно предсказать наверняка, что случится в будущем. (слайд)

Риск — это не просто неопределенность, а такая, которую приходится принимать во внимание при совершении тех или иных действий.

Таким образом, неопределенность есть необходимое, но не достаточное условие риска. Каждая рискованная ситуация неопределенна, хотя неопределенность может существовать и без риска.

Неприятие риска (risk aversion) — это характеристика предпочтений человека вситуациях, связанных с риском. Это мера готовности человека заплатить за уменьшение риска, которому он подвергается.

Управление риском (слайд)

Процесс выработки компромисса, направленного на достижение баланса между выгодами от уменьшения риска и необходимыми для этого затратами, а также принятие решения о том, какие действия для этого следует предпринять (включая отказ от каких бы то ни было действий), называ­ется управлением риском (risk management).

По определению, решения по управлению риском принимаются в условиях неопределенности, следовательно, существует несколько вариантов развития событий. В конечном итоге реализуется только один вариант. Адекватность решения по управлению риском должна рассматриваться в свете информации, доступной в то время, когда это решение было принято.

 

 

Подверженность риску

Если вы сталкиваетесь со специфическим типом риска в связи с особенностями вашей работы, характером вашего бизнеса или определенным образом жизни, то о вас можно сказать, что вы имеете специфическую подверженность риску (risk exposure). (слайд)

 

 

Спекулянтом или биржевым игроком (speculator) называется инвестор, предпринимающий в надежде увеличить свое состояние действия, которые увеличивают его подверженность тому или иному виду риска.

В противоположность спекулянту хеджер (hedger) — это инвестор, действия которого направлены на уменьшение его подверженности риску. Одно и то же лицо может выступать как спекулянт в одном случае и как хеджер — в другом.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ

Процесс управления риском — это систематическая работа по анализу риска, выработки и принятия соответствующих мер для его минимизации. Этот процесс можно разбить на пять этапов.

Выявление риска

Оценка риска

Выбор приемов управления риском

Управление рисками проекта

(слайд)

Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур:

  • Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.
  • Идентификация рисков - определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.
  • Качественная оценка рисков - качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.
  • Количественная оценка - количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.
  • Планирование реагирования на риски- определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.
  • Мониторинг и контроль рисков - мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.

 

Виды риска, которые обычно учитываются при разработке конкретного проекта:

- риск, связанный с производством, компанией, персоналом;

- риск, связанный с привлекательностью рынка продукции;

- риск, связанный со временем и финансированием начального этапа.

 

Таблица 1. Таблица качественной оценки рисков проекта

 

Влияние/ вероятность Очень высокое Высокое Среднее Низкое
Очень высокая Очень высокий Очень высокий Высокий Высокий
Высокая Очень высокий Высокий Высокий Средний
Средняя Высокий Высокий Средний Средний
Низкая Высокий Средний Средний Низкий

 

Вы можете придумать и собственную шкалу оценок (главное, чтобы в рамках компании руководители проекта пользовались единой методологией). Как видно из таблицы, в пересечениях строк и столбцов мы имеем значения метрики риска (произведения качественных оценок влияния и вероятности). Для дальнейшего использования качественных оценок рисков словесным оценкам необходимо присвоить соответствующие оценки в баллах, например:

 

Таблица 2. Таблица преобразования качественных оценок рисков в баллы

 

Метрика риска Оценка в баллах
Очень высокий  
Высокий  
Средний  
Низкий  

 

Теперь мы можем ранжировать риски по их метрикам. Вверху списка окажутся риски с максимальной оценкой. По известному правилу Парето уделять внимание следует, прежде всего, «верхним строчкам» ранжированных рисков.

 

Полезным инструментом верхнеуровневого управления проектными рисками (с точки зрения руководства компании) является КБРП — комплексный балл рисков проекта. Его мы получаем, сложив численные значения метрик десяти максимальных рисков проекта. Если компания практикует технологичный подход к управлению проектами и регулярно составляет реестр проектов, то в нем будет полезно иметь колонку с КБРП. Тогда руководитель компании (либо директор проектов или другое ответственное за проектную деятельность лицо) всегда будет иметь информацию, какие из актуальных проектов на текущий момент содержат в себе больше рисков. Конечно, чтобы система работала, руководители проектов должны регулярно «переоценивать» риски и, соответственно, выводить актуальное значение КБРП[5].

 

 

Запас карман не тянет

О том, что представляют собой основные стратегии реагирования на угрозы (уклонение, передача, снижение и принятие) и на возможности (использование, совместное использование, усиление), и как они могут реализовываться в проектах, лучше прочитать в руководстве PMBoK[6]. Некоторые варианты перечисленных стратегий отображены ниже:

[6] PMBoK 2004, глава 11.5.2.

Рисунок 2. Стратегии реагирования на риски

 

 

Для иллюстрации выбора различных стратегий (или, проще говоря, антирисковых мероприятий) приведена врезка (см. Табл. 5, 6). Здесь же хотелось бы немного «развернуть» понятие стратегии принятия риска.

 

Пассивное принятие, когда принято решение не предпринимать никаких превентивных мер, очень смахивает на русское «авось». Команде проекта в случае наступления рискового события остается действовать на свое усмотрение, спасая цели проекта.

 

Активное принятие риска означает создание резервов на непредвиденные обстоятельства. Следует создавать резервы непредвиденных расходов (величина которых в зависимости от новизны — инновационности — проекта варьируются в широком диапазоне, вплоть до кратного размера некоторых статей сметы известных расходов).

 

Отношение к финансовым резервам все еще неоднозначное. Многие руководители компаний и подразделений не воспринимают эту строку в бюджете проекта как инструмент управления рисками, исходя из того, что созданный резерв обязательно будет потрачен. Такая политика ведет к тому, что руководители проектов «прячут» резервы внутрь статей бюджета. Это «раздувает» смету и не решает главную проблему — когда возникают обстоятельства, неучтенные на старте проекта, команда проекта не имеет «запасного парашюта».

 

Опасность необоснованных расходов по смете с резервами действительно существует, но от этой напасти есть лекарство. Существует практика создания двух резервов с различными режимами использования (см. Табл. 3). Такая практика снижает риск того, что в компании не хватит ресурсов на завершение проектов, когда в них начнут один за другим срабатывать риски (что является нормальным для проектной деятельности).

 

Таблица 3. Виды и режимы использования финансовых резервов в проекте

 

Вид резерва Режим использования
Резерв руководителя проекта Решение о расходовании средств резерва принимает руководитель проекта. Расход учитывается в бюджете проекта и регулярных отчетах особой строкой.
Управленческий резерв Решение о выделении в проект средств из управленческого резерва принимает руководитель компании (либо портфельный комитет, если он есть в компании). Управленческий резерв по проектам указывается в реестре проектов компании отдельной колонкой.

 

В противовес компаниям, где планируют расходы «копейка в копейку», в технологически зрелой компании на руководителя проекта, который планирует без резервов, посмотрят косо. При этом опытные руководители проектов резервируют не только деньги, но и время. И снова: нельзя «зашивать» временные резервы внутрь сроков выполнения задач. Для этого следует создавать лаги (промежутки, так называемые «ефрейторские зазоры») между работами. Это не расхолаживает команду проекта, но позволяет сманеврировать в критических ситуациях (а они обязательно будут).

 

Небольшой комментарий к стратегии передачи риска. Наиболее распространенными формами реализации данной стратегии являются страхование риска и привлечение компетентного подрядчика на выполнение фрагмента работ, с которыми связан риск. Так вот: во втором случае риск можно считать переданным только тогда, когда подрядчику передана вся полнота ответственности. Реализовать это на практике очень сложно, поскольку заказчик проекта хотел бы иметь дело с организацией (командой), «подпоясавшейся» на весь проект, и проблемы с подрядчиком его мало волнуют. В случае наступления риска, переданного подрядчику, избежать удара по целям проекта и репутации компании (исполнителя проекта) вряд ли удастся.

 

Планирование антирисковых мероприятий целесообразно проводить в режиме совещания, например, сразу после мозгового штурма по идентификации рисков. Очень полезно на этом совещании выделить ответственных за несколько типов антирисковых мероприятий. Эти люди должны «вылавливать из эфира» общего обсуждения ценные мысли и формировать свой список мероприятий. Тогда по итогам совещания появятся несколько «черновых» списков:

  • что застраховать;
  • на какие работы привлечь подрядчиков;
  • что оговорить в контрактах с поставщиками;
  • чем дополнить контракт с заказчиком (устав проекта или ТЗ в случае внутреннего проекта);
  • какие будут созданы резервы (на какие цели, с каким механизмом использования);
  • какие необходимо запланировать мероприятия (инструктажи, обучение, консультации и так далее).

 

Такие списки существенно облегчают последующую работу руководителя проекта по планированию антирисковых мероприятий.

 

Таблица 4. Пример шкалы оценки влияния и вероятности для риска задержки оплаты со стороны заказчика (во внешнем проекте)

 

Оценка влияния
Очень высокое Высокое Среднее Низкое
Убытки свыше 50% бюджета проекта Убытки в размере упущенной выгоды Прибыль будет меньше запланированной Прибыль будет получена позже
Оценка вероятности
Очень высокая Высокая Средняя Низкая
Есть достоверные сведения о задержке заказчиком платежей (задержка платежей в прошлом) Есть косвенная информация о задержке заказчиком платежей (третьим лицам) Нет ни положительной, ни отрицательной информации о платежной дисциплине заказчика Прошлый опыт подтверждает хорошую платежную дисциплину заказчика

 

 

Итак, для эффективного управления проектными рисками в компании необходимо:

 

  • создать регулярный механизм накопления и использования опыта, полученного в проектах;
  • подкреплять менее опытных руководителей проектов (привлекать в проект экспертов, кураторов);
  • создать в компании регулярный механизм обмена опытом между руководителями проектов (совещания, мини-семинары);
  • регулярно оценивать и «мониторить» проектные риски, в том числе на уровне руководства компании;
  • создать в компании атмосферу «поощрения» ошибок;
  • развивать корпоративную методологию управления проектными рисками.

 

Таблица 5. Пример выбора различных стратегий реагирования на риски в проекте поставки оборудования

 

    Описание риска Стратегия реагирования Антирисковое мероприятие
Возможности   Гибель (порча) оборудования в пути Передача Страхование оборудования в пути
  Несоответствие оборудования от нового поставщика техническим требованиям Уклонение Отказ от покупки оборудования у нового поставщика
  Случаи травматизма при монтаже оборудования вследствие несоблюдения правил техники безопасности Снижение Проведение инструктажей по ТБ, назначение ответственного за соблюдение правил ТБ
  Задержка оборудования на таможне Пассивное принятие Урегулирование претензий таможни (устранение замечаний)
  Необходимость пребывания у заказчика монтажной бригады сверх нормативного времени Активное принятие Создание резерва командировочных расходов
Угрозы   Возможность получить дополнительную скидку от производителя оборудования при осуществлении предоплаты Использование Получение аванса от заказчика для осуществления предоплаты поставщику
  Возможность поставить заказчику сопутствующее оборудование Совместное использование Поставка сопутствующего оборудования совместно с партнерами
  Возможность стать постоянным поставщиком заказчика Усиление Подготовка для заказчика «стратегического предложения» и заключение «рамочного» соглашения на будущее

 

Таблица 6. Пример выбора различных стратегий реагирования на риски в проекте проведения бизнес-конференции

 

    Описание риска Стратегия реагирования Антирисковое мероприятие
Возможности   Накладки, связанные с обеспечением уюта гостей конференции Передача Привлечение турагентства для организации трансферта, проживания и досуга гостей конференции
  Сложности с переводом с/на редкие языки Уклонение Отказ от привлечения докладчиков, не поддерживающих распространенные языки
  Отказ спонсора от участия в конференции незадолго до конференции Снижение Частичная предоплата спонсорского пакета
  Расходы на переводчиков, билеты и проживание иностранных гостей сверх ожидавшихся Активное принятие Создание резерва средств на указанные расходы
  Отказ одного из докладчиков от выступления (за несколько дней до конференции) Пассивное принятие Экстренный поиск другого докладчика
Угрозы   Интерес к конференции со стороны центральных СМИ Использование Использование для бесплатного продвижения бренда компании и конференции
  Возможность привлечения на конференцию клиентской аудитории компании-конкурента Совместное использование Проведение партнерской конференции совместно с компанией-конкурентом
  Возникновение на конференции клиентов на услуги компании-организатора Усиление Работа на конференции консультантов, компетентных ответить на интерес к услугам компании

 

 

СТРАХОВІ ТАРИФИ

ЛЕКЦИЯ «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА»

ЧТО ТАКОЕ РИСК

Начнем с выявления различий между неопределенностью и риском. О неопределенности говорят тогда, когда невозможно предсказать наверняка, что случится в будущем. (слайд)







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.