Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С.В.Перевезенцев, В.И. Плющаев





С.В.Перевезенцев, В.И. Плющаев

 

 

Автоматизированные системы

Мониторинга судов

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов дневного и заочного обучения

по специальности
250503 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования»

 

 

Н. Новгород

Издательство ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

Н. Новгород, 2016

УДК 621.396.932

П40

 

Перенвезенцев С.В., Плющаев В.И.

Автоматизированные системы мониторинга судов: Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного обучения по специальностям 250503 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» / Перевезенцев С.В., В.И. Плющаев – Н. Новгород: Издательство ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016. – ___с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для обучения студентов очного и заочного методам проектирования и эксплуатации современных систем мониторинга судов.

 

 

Рекомендовано к изданию кафедрой радиоэлектроники (протокол № от __.__.2016г.).

 

© ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016

АИС в локальные, региональных и бассейновых

Системах мониторинга

 

В АСМ береговая станция АИС передает по ОВЧ-каналу запросное сообщение №15 (табл. 3). В этом сообщении береговая станция запрашивает две судовых станции АИС по их MMSI для передачи трех сообщений (от первой станции двух сообщений, от второй – одного). С помощью сообщения №15 от судовых станций класса А получают сообщения №3 и №5, от судовых станций класса В – сообщения №18 и №19, от воздушных судов – сообщение №9, от средств навигационного обеспечения - сообщение №21 (далее будем рассматривать только сообщения №3 и№5). В этом сообщении указываются номера слотов, в которых должны быть переданы запрашиваемые сообщения. В течении одной минуты можно опросить более 100 судов.

 

Таблица 3

 

Параметр Число бит Описание
Идентификатор сообщения   Всегда 15
Индикатор повторной передачи   По умолчанию - 0
Собственный идентификатор   MMSI запрашивающей станции
Резерв   Всегда 0
Идентификатор станции ID1   Идентификатор первой запрашиваемой станции
Тип сообщения ID1.1   Тип первого запросного сообщения от первой запрашиваемой станции
Сдвиг слота 1.1   Сдвиг слота запроса для первого запросного сообщения от первой запрашиваемой станции
Резерв   Всегда 0
Тип сообщения ID1.2   Тип второго запросного сообщения от первой запрашиваемой станции
Сдвиг слота 1.2   Сдвиг слота запроса для второго запросного сообщения от первой запрашиваемой станции
Резерв   Всегда 0
Идентификатор станции ID2   Идентификатор второй запрашиваемой станции
Тип сообщения ID2.1   Тип второго запросного сообщения от второй запрашиваемой станции
Сдвиг слота 2.1   Сдвиг слота запроса для запросного сообщения от второй запрашиваемой станции
Резерв   Всегда 0
Общее количество бит 88-160 Зависит от количества запрашиваемых сообщений

 

Формат ответных сообщений на запросное сообщение №15 приведен в табл. 4 (сообщение № 3) и в табл. 5 (сообщение №5).

 

Таблица 4

 

Параметр Число бит Описание
Идентификатор сообщения   Всегда 3
Индикатор повторной передачи   По умолчанию 0
Идентификатор станции   MMSI судовой станции
Навигационный статус   0 - на ходу; 1 - на якоре; 2 - не управляется; 3 - ограничено в возможности маневра; 4 – ограничено осадкой; 5 - у причала; 6 - на мели; 7 - траление рыбы; 8 - на ходу под парусами; 9 – резерв для высокоскоростных судов; 10 – резерв для судов на подводных крыльях; 11–14 – резерв; 15 – неопределенно (по умолчанию)
Скорость поворота (ROT) = 4,733   От 0 до 127 (в условных единицах), 128 – нет данных («+» - направо, «-» - налево)
Скорость относительно грунта (SOG)   Скорость движения в 1/10 узла (0-102,2 уз) 1022 = 102,2 узла или более, 1023 – нет данных
Точность определения местоположения   1 - высокая (<10 м, режим ДГНСС); 0 – низкая (>10 м)
Долгота   Долгота от 0 до 180 град. в 1/10000 минуты («+» - восточная, «-» - западная), 181 – нет данных.
Широта   Широта от 0 до 90 град. в 1/10000 минуты («+» - северная, «-» -южная), 91 – нет данных.
Путевой угол (COG)   Направление движения в 1/10 градуса (0-3599). 3600 – нет данных.
Истинный курс   Курс в градусах от 0 до 3590 (511 – нет данных).
Временная отметка (время с момента определения координат)   От 0 до 59 секунд, 60 – нет данных (по умолчанию), 61 - система в режиме ручного ввода, 62 - система в режиме счисления, 63 – система не работает
Резерв регионального применения   Устанавливается в 0
Резерв   Устанавливается в 0
Флаг RAIM   0 – не используется (по умолчанию);
Коммуникационный статус   Идентификатор доступа (1 или 2 SOTDMA, 3 – ITDMA)
Всего бит  

 

 

Таким образом, в сообщении №3 АСМ получает следующую информацию:

- MMSI судна;

- навигационный статус судна;

- скорость и направление поворота судна;

- скорость относительно грунта;

- характеристику точности местоопределения судна;

- долготу;

- широту;

- путевой угол;

- истинный курс;

- время UTC;

- характеристику надежности полученных данных (флаг RAIM).

 

Таблица 5

 

Параметры Число бит Описание
Идентификатор сообщения   Всегда 5
Индикатор повторной передачи   По умолчанию 0
Идентификатор станции   MMSI судовой станции
Индикатор класса станции АИС   0 – судовая станция
ИМО номер судна   9 цифр (000000001 - 999999999);
Позывной   7 знаков в 6-битовом коде ASCII;
Название судна   20 знаков в 6-битовом коде ASCII;
Тип судна и вид груза   0 – нет данных (по умолчанию); 1 - 99 – в соответствии с таблицей 6; 100 - 199 - зарезервировано для регионального использования; 200 – 255 - резерв
Размеры судна и расположение антенны датчика местоположения   Обозначения на рис. 3
Тип датчика местоположения   0 – нет данных (по умолчанию); 1 - GPS; 2 - ГЛОНАСС; 3 - GPS/ГЛОНАСС; 4 - Лоран-С; 5 - Чайка; 6 - интегрированная навигационная система; 7 - служебное; 8-15 – не используется
Ожидаемые время и дата прибытия (ЕТА)   В формате MMDDHHMM Биты 19…16 месяц 1-12, биты 15…11 день 1-31, биты 10…6 часы 0-23, биты 5…0 минуты 0-59
Максимальная действительная осадка   От 0 до 255 в 1/10 метров; 255 - осадка 25,5 м или более;
Место назначения   20 знаков в 6-битовом коде ASCII;
Терминал данных   Доступен – 0, недоступен - 1
Резерв   Устанавливается в 0
Всего бит    

Тип судна определяется в соответствии с табл. 6.

Таблица 6

Первая цифра Вторая цифра
1. Резерв для будущего использования. 2. Суда на подводных крыльях. 4. Высокоскоростные суда. 6. Пассажирское судно. 7. Грузовое судно. 8. Танкер. 9. Другие типы судов. 0. Все суда данного типа 1. Суда, перевозящие опасные грузы, вредные вещества или поллютанты категории опасности «А». 2. Суда, перевозящие опасные грузы, вредные вещества или поллютанты категории опасности «В». 3. Суда, перевозящие опасные грузы, вредные вещества или поллютанты категории опасности «С». 4. Суда, перевозящие опасные грузы, вредные вещества или поллютанты категории опасности «D». 5 – 9. Резерв для будущего использования.
3. Судно. 0. Рыболовецкое. 1. Буксирующее. 2. Буксирующее, длина буксира превышает 200 м или ширина превышает 25 м. 3. Занятое дноуглубительными или подводными операциями. 4. Занятое водолазными работами. 5. Занятое военными операциями. 6. Парусное судно. 7. Прогулочное судно. 8-9. Резерв для будущего использования
5. Судно. 0. Лоцманские катера. 1. Поисково-спасательные суда. 2. Буксиры. 3. Суда портовой службы. 4. Суда с оборудованием для очистных операций и нефтесборщики 5 Суда служб надзора. 6-7. Резерв для обозначения местных судов. 8. Медицинский транспорт. 9. Суда в соответствии с Резолюцией N 18 (Mob-83)

 

  Число бит Поля бит Расстояние, м
А   0-8 0 - 511
В   9-17 0 - 511
С   18-23 0 – 63 63 –и более
D   24-29 0 – 63 63 –и более

 

 

Рис.3. Место расположения антенны ГНСС на судне

Таким образом, в сообщении №5 АСМ получает следующую информацию:

MMSI судна;

номер судна ИМО;

название судна;

тип судна;

тип груза;

размер судна;

вид использованной радионавигационной системы;

время прибытия;

осадку судна;

пункт назначения.

Общее время на запрос судовой станции и ответ составляет около 8 с, а с учетом пропускной способности канала АИС в течении одной минуты можно опросить более 100 судов.

 

Лабораторная работа № 1

Описание работы стенда.

Структурная схема лабораторной установки приведена на рис. 6.

Рис.6. Лабораторный стенд

Компьютер береговой станции мониторинга управляет работой АИС центра:

– инициирует передачу АИС запросного сообщения №15;

– считывает из береговой АИС присланные судовой АИС ответные сообщения №3 и №5.

Компьютер формирует запросное сообщение для АИС AIR, приняв которое береговая АИС начинает передачу в эфир сообщения №15. АИС передает сообщение №15 в интервале, не превышающем 4с, с момента поступления на ее вход запросного сообщения AIR с компьютера. Судовая станция при получении запросного сообщения №15, отвечает в течении 4с.

 

Для формирования запроса и получения ответных сообщений используется специальная программа, рабочее окно которой представлено на рис. 7.

 

 
 
 
 

 

Рис. 7. Рабочее окно программы

 

 

В поле (1) выводятся все текстовые сообщения, принятые от АИС. Нужные сообщения выделяются с помощью программного фильтра и отображаются в поле 2. Условия приема информации задаются в настройках фильтра в строке 3. Полученная от АИС информация, удовлетворяющая условиям, заданным в настройках фильтра, отображается в поле 2. Настройки фильтра позволяют принимать команды сообщения №3 и №5 (выбираются кнопкой «Прием команд»). Имеется возможность настроить фильтр на прием текста. Для этого в стоке 3 вводится шаблон текста и нажимается кнопка «Включить».

В нижней части окна расположена область «Передача данных». В строках 4 вводятся команды для передачи в АИС. Команды для передачи в NMEA формате вводятся в соответствующие строки без первого символа $ и без контрольной суммы. Контрольная сумма вычисляется автоматически при нажатии кнопки «+ Конт. сум». После нажатия кнопки «+ Конт. сум» команда в строке будет автоматически скорректирована (добавится начальный символ $ и контрольная сумма в конце строки *FF). Для передачи сформированной команды в АИС необходимо нажать соответствующую кнопку «Передать».

В нижней части окна расположены кнопки режимов работы программы. Нажатие кнопки «Остановка приема» приостанавливает прием сообщений от АИС и их отображение на экране. Кнопка «ОЧИСТИТЬ» удаляет все сообщения из полей 1 и 2. При нажатии кнопки «Запись» происходит запись информации из поля 2 в текстовый файл. Кнопка «ВЫХОД» служит для завершения работы программы.

 

Запросное сообщение АIR имеет следующий формат:

Номер MMSI первой запрашиваемой АИС

Номер запрашиваемого сообщения от первой АИС

Резервное поле

 

$AIAIR, xxxxxxxxx, x.x, x, x.x, x, xxxxxxxxx, x.x, x* hh…

 

Номер второго запрашиваемого

сообщения от первой АИС

Резервное поле

Номер MMSI второй запрашиваемой АИС

Номер запрашиваемого сообщения от второй АИС

Резервное поле

Контрольная сумма

 

… <CR><LF> – конец предложения.

 

В лабораторной работе:

– производится опрос только одной судовой станции, поэтому поля «Номер MMSI второй запрашиваемой станции», «Номер запрашиваемого сообщения от второй АИС» пустые;

– поля «Резервное поле» пустые;

– номера первого и второго сообщений, запрашиваемых от судовой станции:

– 3 – специальное предложение о местоположении (сообщение №3);

– 5 – статические данные о судне и информация о рейсе (сообщение №5).

 

В нашем случае запросные предложения AIR имеют следующий вид:

 

$AIAIR, 273000001, 3.0,,,,,, *48; (1.1)

$AIAIR, 273000001, 5.0,,,,,, *4Е; (1.2)

$AIAIR, 273000001, 3.0,, 5.0,,,, *А8 (1.3)

 

В первом предложении от судовой станции с MMSI = 273000001 запрашивается специальное предложение о местоположении (сообщение №3), во втором - статические данные о судне и информация о рейсе (сообщение №5), в третьем – оба сообщения. Контрольная сумма (в конце запросного предложения) подсчитывается компьютером автоматически.

Для сокращения числа бит при передаче информации (по сравнению с 8-битными посылками) производится пакетирование передаваемой информации последовательностью пакетов из 6 бит. Для преобразования используется VDM предложение.

 

Общее число последовательностей, необходимых для передачи сообщения (1 – 9)

Номер последовательности (0 -9)

Номер последующей последовательности (0-9)

 

!AIVDM, x, x, x, a, s – s, x * hh <CR><LF>

 

Канал АИС (А или В)

Сообщение

Число бит дополнения (0 – 5)

Первое поле определяет общее число предложений, необходимых для передачи сообщения, второе поле - номер предложения в данном сообщении (поля не должны быть пустыми). В третьем поле указывается порядковый номер последующих сообщений, состоящих из нескольких предложений. Число бит в предложении должно быть кратным 6 (производится пакетирование передаваемой информации пакетами из 6 бит). Если это не выполняется, добавляется от 1 до 5 бит. Параметр «Число бит дополнения» показывает, сколько бит было дополнено. Если дополнений нет, значение устанавливается в 0 (поле не может быть пустым).

Таким образом, получаемые сообщения №3 и №5 сформированы с использованием 6 битовых пакетов.

Пример принятого сообщения №3 в 6-битной кодировке:

 

!AIVDM,1,1,, A, 344FV@GPoo39OWPP>hudB?wR0000,0*5F

а б в г

В адресном поле (подчеркнуто) указано, что для передачи сообщения №3 потребовалась 1 последовательность (поле а), состоящая из одного предложения (поле б). Вторая последовательность не нужна (поле в). Передача сообщения проводилась по каналу А R(поле г).

«Расшифровку» остального содержания сообщения необходимо проводить по следующему алгоритму.

1. Составить таблицу 7. В левой части таблицы приведена сквозная нумерация бит в сообщении. В выделенном столбце (▼) записываются символы сообщения №3 (на приведенном примере). Справа от каждого символа необходимо записать соответствующий ему 6-битный двоичный код (из табл. 8).

 

Таблица 7

Сообщение №3 в 6-битной кодировке
Номера битов   Символы в 6-битной кодировке
                         
                         
                         
            F            
            V            
            @            
            G            
            P            
                         
                         
              ...          
                и т. д.    
                         
                         
                         
                         

 

Таблица 8

2. Подготовить для сообщения №3 таблицу 9. В первом столбце указывается количество бит, необходимых для передачи параметра, описание которого приводится во втором столбце. В третью колонку таблицы 9 из таблицы №7 переносятся битовые комбинации (длина определяется значениями из колонки 1 табл. 9), соответствующие параметрам, указанным в колонке 2.

3. Перевести двоичный код из 3 колонки таблицы 9 в десятичные цифры и записать в колонке 4 (значения полученных данных приведены в табл. 4).

4. Записать «расшифрованное» сообщение №3.

Таблица 9

Биты сообщения №3 Название параметра сообщения №3 Кодовая комбинация Параметр сообщения №3
1 - 6 Идентификатор сообщения    
7 - 8 Индикатор повторной передачи   0 по умолчанию
9 – 38 Номер MMSI судна 0000 0100 0101 1010 0110 0100 0001 273 000 001
39 - 42 Навигационный статус   7 - траление рыбы (см. табл.4)
43 - 50 Угловая скорость поворота (4,733* SQRT(скорость поворота по датчику))   128 -Данные отсутствуют
51 - 60 Скорость относительно грунта в 1/10 узла    
  Точность определения местоположения (1 – диф.режим, погрешность <10 м; 0 – низкая, погрешность >10 м)    
62 - 89 Долгота в 1/10 000 мин    
90 - 116 Широта в 1/10 000 мин    
117 - 128 Путевой угол в 1/10 град    
129 - 137 Истинный курс в град   511 (нет данных)
138 - 143 Время передачи после последней минуты    
144 - 147 Резерв   0 (не используется)
  Резерв   0 (не используется)
  Флаг RAIM (контроль цельности созвездия спутников)   0 (не используется)
150 - 168 Коммуникационный статус: 00 – синхронизация по GPS; 101 – 5 кадров для выбора нового слота; часы (5знаков): минуты (7 знаков) UTC;   15:17 UTC

 

 

«Расшифровку» содержания сообщения №5 необходимо проводить по следующему алгоритму.

1. Составить таблицу 7. В левой части таблицы приведена сквозная нумерация бит в сообщении. В выделенном столбце (▼) записываются символы сообщения №5. Справа от каждого символа необходимо записать соответствующий ему 6-битный двоичный код (из табл. 8).

2. Подготовить для сообщения №5 таблицу 10. В первом столбце указывается количество бит, необходимых для передачи параметра, описание которого приводится во втором столбце. В третью колонку таблицы 10 из таблицы 7 переносятся битовые комбинации (длина определяется значениями из колонки 1 табл. 10), соответствующие параметрам, указанным в колонке 2.

3. Перевести двоичный код из 3 колонки таблицы 10 в десятичные цифры и записать в колонке 4 (значения полученных данных приведены в табл. 5 и 6).

Внимание!!! Для расшифровки текстовых сообщений (позывной, название судна, место назначения) следует использовать 6-битный ASCII код из таблицы 11.

 

4. Записать «расшифрованное» сообщение №5.

Таблица 10

Биты сообщения №5 Название параметра сообщения №5 Кодовая комбинация Параметр сообщения №5
1-6 Идентификатор сообщения    
7-8 Индикатор повторной передачи    
9-38 Идентификатор станции    
39-40 Индикатор класса станции АИС   Судовая АИС
41-70 ИМО номер судна    
71-112 Позывной    
113-232 Название судна    
233-240 Тип судна и вид груза    
241-270 Размеры судна и расположение антенны датчика местоположения    
271-274 Тип датчика местоположения    
275-294 Ожидаемые время и дата прибытия (ЕТА)    
295-302 Максимальная действительная осадка    
303-422 Место назначения    
  Терминал данных    
  Резерв   Не используется
  Всего 420-426?????    

 

Таблица 11

 

Задание.

1. Запросить у судовой станции с известным номером MMSI статические и динамические данные (сообщение №3).

2. Расшифровать сообщение №3.

3. Запросить у судовой станции с известным номером MMSI статические и динамические данные (сообщение №5).

4. Расшифровать сообщение №5.

Литература

 

1. Судовая автоматизированная идентификационная система/ А.Н.Маринич и др. Под общ. Редакцией Ю.М. Устинова. – СПб.: Судостроение, 2004. – 180 с.

2. Автоматизированные системы мониторинга судоходства / А.Н.Маринич и др. Под общей редакцией Ю.М.Устинова – СПб: Судостроение, 2003. - 248 с.

Оглавление

 

Автоматизированные системы мониторинга судов  
Автоматизированные системы мониторинга судов  
Интерфейс аппаратуры для мониторинга  
АИС в локальные, региональных и бассейновых системах мониторинга  
АИС в глобальных системах мониторинга  
Лабораторная работа №1. Локальная система мониторинга на базе АИС SI-30  
Литература  

 

Плющаев Валерий Иванович

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Формат бумаги 60х84 1/16. Бумага газетная.

Ризография. Усл. печ. л ____ Уч.-изд. л. ____

Заказ. Тираж _____ Цена договорная.

 

Издательско-полиграфический комплекс ФБГОУ ВО «ВГУВТ»

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

 

С.В.Перевезенцев, В.И. Плющаев

 

 

Автоматизированные системы

Мониторинга судов

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов дневного и заочного обучения

по специальности
250503 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования»

 

 

Н. Новгород

Издательство ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

Н. Новгород, 2016

УДК 621.396.932

П40

 

Перенвезенцев С.В., Плющаев В.И.

Автоматизированные системы мониторинга судов: Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного обучения по специальностям 250503 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» / Перевезенцев С.В., В.И. Плющаев – Н. Новгород: Издательство ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016. – ___с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для обучения студентов очного и заочного методам проектирования и эксплуатации современных систем мониторинга судов.

 

 

Рекомендовано к изданию кафедрой радиоэлектроники (протокол № от __.__.2016г.).

 

© ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.