Отечественная война 1812 года в искусстве: обзор литературы
Валерия Белоусова, Валерия Белоусова, зав. издательским отделом.
Тема - "Отечественная война 1812 года и русское искусство" – широка, сложна, интересна, и, что самое главное, в связи с 200-летием со дня Бородинского сражения, актуальна.
Содержание ее в разные периоды времени изменялось, получая особенную глубину в эпохи новых исторических испытаний. В наши дни, когда русский народ повторил героический подвиг в годы второй мировой (Великой Отечественной) войны, славные события национальной истории стали для нас особенно близкими и волнующими.
Общенародная война 1812 года, поднявшая могучую силу патриотизма, составила целую эпоху в русской жизни и русском искусстве, оказавшись для него неисчерпаемым источником вдохновения.
Война 1812 года особенно ярко отразилась в произведениях живописи и графики, архитектуры и скульптуры. Наибольшая и значительная часть которых, была создана в период с первой четверти XIX - начало XX вв.
В первой четверти 19 века наиболее популярен был жанр графики, позволяющий быстро и непосредственно выражать наблюдения, мысли; он был живее и свободнее живописи. События войны отражены в рисунках баварского художника Петера Гесса. В 1813 - 1815 годах он участвовал в походах против французов, его впечатления и наблюдения воплотились в ярких рисунках. Позднее художник создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 годов. После путешествия по местам сражений Отечественной войны 1812 года он написал 12 полотен: «Сражение при Бородине», «Переправа через Березину», «Сражение при Тарутине», «Сражение при Смоленске» и др. Подробнее о художнике Петере Гессе в статье Федяева О., опубликованной в журнале «Юный художник». (Федяев, О. Петер Гесс [Текст] / О. Федяев // Юный художник. – 2011. – № 7. – С. 48: ил.)
Известна и значительна работа «Портрет Багратиона» художника Василия Тропинина, созданная им в 1816 году. В альбоме «Василий Андреевич Тропинин» наряду с очерком о жизни и творчестве художника, написанного кандидатом искусствоведения Еленой Петиновой, представлены фоторепродукции портрета и его эскиз. (Петинова, Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин [Текст] / Е. Ф. Петинова. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 216 с.: ил. 177)
Другой известный художник Орест Кипренский (1782-1836), по праву названный певцом русской воинской доблести, создал романтический образ русского война в портрете гусарского полковника Давыдова (1809), фоторепродукция и описание которого представлена в альбоме «Кипренский-портретист». (Кипренский-портретист [Текст] / автор вступ. ст. и сост. Б. Д. Сурис. – Л.: Художник РСФСР, 1967. – 22 с.: ил. – (Русская и советская живопись)). На портрете офицер стоит в непринужденной позе. Он показан во весь рост, в парадном костюме. Наиболее привлекательно лицо героя: художник показал человека с благородной душой, теплыми, искренними чувствами.
В лице живописца Василия Васильевича Верещагина тема Отечественной войны 1812 года получила всемирное признание. В его картинах проявилась истинная роль народа, рядового русского солдата в войне 1812 года. Около семнадцати лет отдал Верещагин работе над этой темой. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Сюда входят такие работы, как: «Наполеон на Бородинских высотах», «Сквозь пожар», «На морозе» и другие. Другую часть он озаглавил «Старый партизан». Эти картины рассказывали о русском народе, который поднялся на борьбу с врагом. Серия «Наполеон в России» впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах.
Фоторепродукции этой серии представлены в альбоме «Василий Васильевич Верещагин». А во вступительной статье заслуженными деятелями искусств РСФСР Александром Солодовниковым и Андреем Лебедевым анализируется творческий путь знаменитого живописца-баталиста. (Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин [Текст] / А. К. Лебедев, А. В. Солодовников. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 180 с.: ил.)
Одновременно с картинами художник Василий Верещагин написал и книгу о тех событиях «Наполеон в России», в которой дал оригинальную и непривычную трактовку личности французского императора, яркая историческая фигура которого привлекает внимание многих поколений. (Верещагин, В. В. Наполеон I в России [Текст] / вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. – Тверь: Созвездие, 1993. – 288 с.: ил.)
Многие произведения изобразительного искусства становились центрами проведения крупных общественных мероприятий.
Так 25 декабря 1826 года состоялось официальное открытие постоянно действующей «Военной галереи» Зимнего дворца. Более трехсот портретов героев Отечественной войны 1812 года и 12 лепных венков за самые блистательные победы русской армии в войне с Наполеоном были представлены императору Николаю I, его семье и ближайшему окружению и другим присутствующим на открытии.
Создание этой галереи началось вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном. Император Александр I задумал создать в Зимнем дворце галерею, где были бы представлены портреты прославленных русских полководцев Отечественной войны 1812 года – Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих других славных сынов России. Автором всех портретов, ставших порой единственными изображениями героев, стал замечательный английский художник Джордж Доу.
«Дивный карандаш» этого художника некогда так восхищал А.С. Пушкина, который в своем стихотворении «Полководец» писал:
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Эти портреты русских генералов, героев Отечественной войны и походов 1813-1814 годов являются достопримечательностью самого богатого музея мира – Эрмитажа. Об истории создания этого памятника героической борьбы русского народа с французами - Военной галереи Зимнего дворца подробнее в книге Эрмитаж. Западноевропейская живопись [Текст] / [авт.-сост. В. Н. Сигнаевский]. – М.: АСТ, 2009; СПб, 2009. – 253 с.: ил.
К этой колоссальной и многочисленной летописи русской славы примыкает такой творческий феномен, как изображение Кутузова в разных видах и жанрах искусства за 200 лет, прошедших со дня войны. Произведения эти не равнозначны, разномаштабны, не одинаково популярны и художественно ценны, но авторы их едины в своей любви и уважении к великому русскому полководцу. О портретах Кутузова в статье Н. Ивановой «Многоликий портрет Кутузова», опубликованной в журнале «Юный художник». (Иванов, Н. Многоликий портрет Кутузова [Текст] / Н. Иванов // Юный художник. – 2012. – № 6. – С. 12-16).
Тысячи художников, как профессионалов, так и любителей, приняли участие в создании произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года. В статье, посвященной 190-летию Бородинской битвы Яценко О. В. рассматривает тему Бородинского сражения в полотнах художников Соколова А., Варнека А., Шепелюка А. и др. (Яценко, О. В. 190-летию Бородинской битвы посвящается [Текст] / О. В. Яценко // Изобразительное искусство в школе. – 2003. – № 1. – С. 3-4.: ил.)
Ратные подвиги русской армии навеки останутся в памяти человечества, запечатленные в архитектурных ансамблях и скульптурных памятниках: Казанский собор и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и арка Главного штаба, памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, Храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в Москве.
Большое число памятников было установлено к широко отмечавшемуся столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Особое место среди них занимает группа памятников, сооруженных на бородинском поле.
Информация об этих и других памятниках и архитектурных сооружениях представлена в статье К. Постернак «Памятники войны 1812 года». (Постернак, К. Памятники войны 1812 года [Текст] / К. Постернак // Юный художник. – 2012. – № 7. – С. 12-16).
«Как и всякое большое историческое событие, война 1812 года и сопутствовавший ей высокий патриотический подъем нашли самое широкое и многоплановое отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве – фарфоре, стекле и других материалах. События войны и ее герои нашли отображение и в произведениях русского стекла и керамики», пишет Т. Дулькина в книге «Русская керамика и стекло 18-19 веков». В альбоме представлены вступительные статьи Т. Дулькиной и Н. А. Ашариной о стекле и фарфоре 18 – 19 веков, в которых рассмотрены тенденции русского послевоенного искусства, отразившие события войны 1812 года. Книга так же содержит фотографии фарфоровых и стеклянных изделий с подробным описанием самого изделия и его изготовителя. (Дулькина, Т. Русская керамика и стекло 18-19 веков: альбом [Текст] / Т. Дулькина, Н. Ашарина. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – 326 с.: ил.)
Все этапы войны 1812 года представлены в символических образах многочисленных медальонов, сначала выполненных из воска, затем отлитых в гипсе, а позднее в бронзе. Лучшим из произведений медальерного искусства является серия из 21 рельефов в духе классицизма, созданных художником Ф.П. Толстым после победы в Отечественной войне 1812 года с аллегорическими сценами на темы войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813—1814 гг. В статье, опубликованной в журнале «Юный художник» рассказывается о замечательном русском художнике, медальере и графике Федоре Петровиче Толстом, об истории создания и художественных особенностях его самого прославленного произведения – серии медальонов на события Отечественной войны 1812 года. (В помощь участникам конкурса «1812»» [Текст] // Юный художник. – 2011. – № 3. – С. 8: ил.)
Отдельная глава альбома «Федор Толстой» под названием «Память грядущим векам» посвящена работе художника над серией медальонов. (Федор Толстой: альбом [Текст] / автор текста Е. Аносова. – М.: Белый город, 2004. – 47 с.: ил.) Федор Толстой о своей работе писал следующее: «Я русский и горжусь сим именем. Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника…, изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813 и 1814 годов». Работа над созданием двадцати одного медальона заняла почти двадцать лет, но принесла автору мировую известность.
Мощный взлёт народного духа во время Отечественной войны против Наполеона оказал огромное влияние как на культуру в целом, так и на музыку. Событиям войны 1812 года посвятили свои произведения многие русские композиторы, такие как П.И. Чайковского торжественная увертюра «1812 год» (1880). В советское время к теме войны 1812 года обратился С.С. Прокофьев, создав оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Но, прежде всего, эпоха войны нашла яркое отражение в музыкальном фольклоре — солдатских песнях-маршах, звучащих в походе, в эпических протяжных песнях, сатирических песенках, высмеивающих Бонапарта и его Великую армию. Об этом подробно в статье Гундоровой и Бирюкова «Песенная летопись Отечественной войны 1812 года». (Гундорова, Е. Ю. Песенная летопись Отечественной войны 1812 года [Текст] / Е. Ю. Гундорова, И. Бирюков // Музыка в школе. – 2012. – № 2. – С. 3-19)
Тема Отечественной войны 1812 года нашла свое отражение и в кинематографе. Одной из первых картин о войне 1812 года была историческая драма «1812 год», снятая к 100-летнему юбилею событий. Впоследствии были «Кутузов» Владимира Петрова и «Эскадрон гусар летучих» Станислава Ростоцкого и другие фильмы. Но наиболее известная и любимая всеми зрителями стала экранизация романа Льва Толстого «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Хотя это не первая попытка отечественных кинематографистов переложить для экрана бессмертную эпопею Льва Толстого, пишет Федор Раззаков в книге «Наше любимое кино… о войне». Первая была предпринята в 1915 г. режиссерами Владимиром Гардиным и Яковом Протазановым. Учитывая состояние тогдашнего кинематографа, получилась лишь экранизация отдельных отрывков романа. (Раззаков, Ф. И. Всем эпопеям эпопея («Война и мир», 1966-1968) [Текст] / Ф. И. Раззаков // Наше любимое кино… о войне. – М.: Алгоритм; Эксмо, 2005. – С. 5-36)
Спустя сорок лет американский режиссер Кинг Видор вновь обратился к «Войне и миру», сняв двухсерийную версию с участием таких звезд Голливуда, как Одри Хепберн (Наташа Ростова), Генри Фонда (Пьер Безухов), Мела Ферреры (Андрей Болконский) и др. Однако фильм не имел того успеха, на который рассчитывали его создатели.
Именно американо-итальянская киноверсия «Войны и мира», а также приближающееся 150-летие Бородинского сражения побудили советских кинематографистов снять свой вариант толстовского романа.
Отрывок из письма видных военных деятелей и работников культуры и искусства: «Как известно, американский фильм, созданный по этому роману, не передал ни художественных, ни национальных особенностей эпопеи Л.Н. Толстого, ни великого освободительного духа борьбы русского народа, чем вызвал справедливые претензии советского зрителя.
Русский фильм «Война и мир» может стать событием международного значения. К работе над ним должны быть привлечены крупнейшие драматурги и мастера кино. Постановкой фильма должен руководить кто-то из лучших наших кинорежиссеров. Наиболее достойной кандидатурой нам представляется лауреат Ленинской премии, народный артист СССР С.Ф. Бондарчук».
Согласно финансовым документам, советский блокбастер обошелся в невиданную сумму — 8 миллионов 291 тысячу 712 рублей при смете в 8 миллионов 83 тысячи 412 рублей. Но все эти затраты окупились сторицей, поскольку четыре серии фильма собрали в прокате свыше 135 миллионов зрителей, каждый из которых заплатил за билет в среднем по 25 копеек. Таких денег советское кино еще не видело.
15 апреля 1969 г. в Лос-Анджелесе, на церемонии вручения премии «Оскар» за 1968 г., фильм «Война и мир» был удостоен награды как лучший зарубежный фильм. Он также внесен в Книгу рекордов Гиннесса за то, что в его съемках принимало участие самое большое число киностатистов — 120 тысяч человек.
О том кто выступал главным претендентом на роль постановщика фильма, кто пробовался и был первоначально утвержден на роль Болконского, какие еще случились замены в актерском составе, какие трудности возникли у съемочной группы об этих и о других интересных фактах рассказывает Федор Раззаков в книге «Наше любимое кино… о войне».
События Отечественной войны 1812 года оказали стимулирующее воздействие на развитие русской художественной культуры, оставив глубокий след в сознании российского общества и его культурном наследии.
Список литературы:
В помощь участникам конкурса «1812»» [Текст] // Юный художник. – 2011. – № 3. – С. 8: ил.
Верещагин, В. В. Наполеон I в России [Текст] / вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. – Тверь: Созвездие, 1993. – 288 с.: ил.
Гундорова, Е. Ю. Песенная летопись Отечественной войны 1812 года [Текст] / Е. Ю. Гундорова, И. Бирюков // Музыка в школе. – 2012. – № 2. – С. 3-19.
Дулькина, Т. Русская керамика и стекло 18-19 веков: альбом [Текст] / Т. Дулькина, Н. Ашарина. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – 326 с.: ил.
Иванов, Н. Многоликий портрет Кутузова [Текст] / Н. Иванов // Юный художник. – 2012. – № 6. – С. 12-16.
Кипренский-портретист [Текст] / автор вступ. ст. и сост. Б. Д. Сурис. – Л.: Художник РСФСР, 1967. – 22 с.: ил. – (Русская и советская живопись).
Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин [Текст] / А. К. Лебедев, А. В. Солодовников. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 180 с.: ил.
Петинова, Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин [Текст] / Е. Ф. Петинова. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 216 с.: ил. 177
Постернак, К. Памятники войны 1812 года [Текст] / К. Постернак // Юный художник. – 2012. – № 7. – С. 12-16.
Раззаков, Ф. И. Всем эпопеям эпопея («Война и мир», 1966-1968) [Текст] / Ф. И. Раззаков // Наше любимое кино… о войне. – М.: Алгоритм; Эксмо, 2005. – С. 5-36.
Федор Толстой: альбом [Текст] / автор текста Е. Аносова. – М.: Белый город, 2004. – 47 с.: ил.
Федяев, О. Петер Гесс [Текст] / О. Федяев // Юный художник. – 2011. – № 7. – С. 48: ил.
Эрмитаж. Западноевропейская живопись [Текст] / [авт.-сост. В. Н. Сигнаевский]. – М.: АСТ, 2009; СПб, 2009. – 253 с.: ил.
Яценко, О. В. 190-летию Бородинской битвы посвящается [Текст] / О. В. Яценко // Изобразительное искусство в школе. – 2003. – № 1. – С. 3-4.: ил.
Материал №3
Отечественной войны 1812 года в творчестве И.А.Крылова (Историческое сочинение)
Автор: Чижов Владимир Александрович
Кому из нас не знакомы басни дедушки Крылова? Ещё до школы мы слушали поучительные истории о лентяйке Стрекозе и Муравье, о Слоне и Моське, о Мартышке и очках, о Коте и Поваре, о Лебеде, Щуке и Раке. Слушали и учились жить. Однако, повзрослев и познакомившись более подробно с творчеством И.А.Крылова, я открыл в нём - историка. Да, именно, историка, потому что в произведениях великого баснописца нашли своё отражение события Отечественной войны 1812 года, двухсотлетие которой мы отмечаем в этом году. Наиболее ярко данная тема звучит в таких произведениях, как «Щука и Кот», «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Лебедь, Щука и Рак». И.А.Крылов в иносказательной форме сумел выразить своё отношение не только, к конкретным историческим лицам (Наполеон, Александр I, М.И.Кутузов), но и, шаг за шагом следуя за русской армией, к военным действиям.
В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали героев: Кота ― Наполеона, Повара ― Александра I. Автор в аллегорической форме повествует о событиях, предшествующих вторжению вражеской армии в Россию.
Александр и Бонапарт – союзники, русский царь взывает к совести тирана: «Не стыдно ль стен тебе, не только что людей? (А Васька всё-таки курчонка убирает.) Как! быв честным Котом до этих пор, Бывало, за пример тебя смиренства кажут…» Повар – Александр предупреждает Наполеона, что мировое сообщество осудит его за агрессию и развязывание войны: «Теперя все соседи скажут: «Кот Васька плут! Кот Васька вор!.. Он порча, он чума, он язва здешних мест!» И.А.Крылов обвиняет царя в пустословии вместо решительных действий: «Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел». Он даёт совет государю: «А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить попустому, Где нужно власть употребить.»
В начале войны, ещё до назначения главнокомандующим М.И.Кутузова, среди военного командования бытовали разногласия и недоразумения. Басня «Раздел» отражала эту трагическую для России ситуацию.
Привычное течение жизни нарушает пожар – война. Одни кричат: «Скорей, скорей спасайте Товары вы и дом!» Другие: «ступайте: А счёты после мы сведём!» Кто-то заботится о своих корыстных интересах: «Мне только тысячу мою сперва отдайте»; «Мне две недодано…». Мораль басни призывает навести порядок в стране, оставив пустые споры «О выгоде своей».
После Бородинского сражения М.И.Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы французам. И.А.Крылов откликнулся на отступление русских войск басней «Ворона и курица».
Автор противопоставляет правительственной точке зрения мысль об исторической правоте гланокомандующего: «противу дерзости искусством вооружась, вандалам новым сеть поставил и на погибель им Москву оставил». Народ верит Кутузову: «Тогда все жители, и малый, и большой, Часа не тратя, собралися И вон из стен московских поднялися, Как из улья пчелиный рой». Однако русское общество по-разному относится к защите Отечества.
Между двумя обитательницами московских подворий - Вороной и Курицей - происходит разговор, раскрывающий различные взгляды обывателей:
Ворона с кровли тут на всю эту тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты что ж, кумушка, в дорогу? -
Ей с возу Курица кричит.-
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат».
«Мне что до этого за дело? -
Вещунья ей в ответ. - Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры - как хотят;
А ведь ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, ещё удастся поживиться
Сырком, иль косточкой...»
Позиция так называемых «Ворон» - жить «как бог на душу положит», надежда на дружбу с врагом, с которым ей нечего делить.
Басня «Обоз» увидела свет в ноябре 1812 года.Она посвящена стратегии и тактике Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец постоянно подвергался нападкам со стороны Александра I и его соратников – молодых военных из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону. «Конь добрый» - главнокомандующий русской армией, который видел свою задачу в том, чтобы сберечь силы для решительных сражений, ведя войну осторожно, отступая, заманивая неприятеля вглубь страны, изматывая его силы. В образе «молодой лошади» изображены император и его сторонники, не понимающие планов великого полководца. А.И.Крылов оправдывал неспешные, но хорошо продуманные действия Кутузова, ведущие к полному краху Наполеона.
Произведение стало подтверждением слов фельдмаршала принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели сколько могло бы сделать наше оружие». Мораль басни содержит намек на Александра I, который, командуя армией в войне с Наполеоном в 1805 - 1807 гг., благодаря своей непредусмотрительности и поспешности потерпел ряд поражений, в том числе проиграл Аустерлицкое сражение: «Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже».
Басня «Щука и Кот» -эпиграмма на адмирала Чичагова, выведенного в образе зубастой Щуки, решившей «За кошачье приняться ремесло…Мышей в амбаре половить». Кот Васька предупреждает: «Смотри, кума, чтобы не осрамиться…» В итоге: «…Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, И крысы хвост у ней отъели…» Действительно, неумелые действия адмирала Чичагова позволили Наполеону выскользнуть из окружения на Березине.
В басне «Волк на псарне» Крылов отразил «сюжет» народной войны. Наполеон – Волк – начиная войну против России, надеялся на лёгкую победу, на поддержку русского народа, закабалённого крепостным правом: «Волк ночью, думая попасть в овчарню, Попал на псарню…». Но на борьбу с захватчиком поднялся весь народ. Басня была написана в октябре 1812 года после получения известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры. 23 сентября Кутузову передали мирные предложения Бонапарта. В них указывалось, что Наполеон «желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда». Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября разбил французские войска при Тарутине. Главнокомандующий выведен в образе Ловчего.
Произведение нравилась самому Кутузову. Однажды полководец, сев на открытом воздухе среди приближенных военных, вынул из кармана басню И.А.Крылова и прочел её вслух. Произнеся слова «Ты сер, а я, приятель, сед», он снял фуражку и указал на свои седины.
Басни не относятся к историческим жанрам литературы. Патриотические произведения Крылова — исключение, потому что они раскрыли подлинно народный характер Отечественной войны 1812 года. Вот уже двести лет они популярны во всех слоях русского общества, так как написаны языком, который понятен всем поколениям россиян. Многие образные выражения баснописца стали «крылатыми», пополнив копилку народной мудрости: «А Васька слушает да ест», «дело мастера боится», «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник».
Патриотизм произведений Крылова воодушевлял русских солдат на полях сражений: Первой мировой и Великой Отечественной войн. Политический смысл басен актуален и в наше время.
Материал №5
Материал №2
Отечественная война 1812 года в искусстве: обзор литературы
Валерия Белоусова, Валерия Белоусова, зав. издательским отделом.
Тема - "Отечественная война 1812 года и русское искусство" – широка, сложна, интересна, и, что самое главное, в связи с 200-летием со дня Бородинского сражения, актуальна.
Содержание ее в разные периоды времени изменялось, получая особенную глубину в эпохи новых исторических испытаний. В наши дни, когда русский народ повторил героический подвиг в годы второй мировой (Великой Отечественной) войны, славные события национальной истории стали для нас особенно близкими и волнующими.
Общенародная война 1812 года, поднявшая могучую силу патриотизма, составила целую эпоху в русской жизни и русском искусстве, оказавшись для него неисчерпаемым источником вдохновения.
Война 1812 года особенно ярко отразилась в произведениях живописи и графики, архитектуры и скульптуры. Наибольшая и значительная часть которых, была создана в период с первой четверти XIX - начало XX вв.
В первой четверти 19 века наиболее популярен был жанр графики, позволяющий быстро и непосредственно выражать наблюдения, мысли; он был живее и свободнее живописи. События войны отражены в рисунках баварского художника Петера Гесса. В 1813 - 1815 годах он участвовал в походах против французов, его впечатления и наблюдения воплотились в ярких рисунках. Позднее художник создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 годов. После путешествия по местам сражений Отечественной войны 1812 года он написал 12 полотен: «Сражение при Бородине», «Переправа через Березину», «Сражение при Тарутине», «Сражение при Смоленске» и др. Подробнее о художнике Петере Гессе в статье Федяева О., опубликованной в журнале «Юный художник». (Федяев, О. Петер Гесс [Текст] / О. Федяев // Юный художник. – 2011. – № 7. – С. 48: ил.)
Известна и значительна работа «Портрет Багратиона» художника Василия Тропинина, созданная им в 1816 году. В альбоме «Василий Андреевич Тропинин» наряду с очерком о жизни и творчестве художника, написанного кандидатом искусствоведения Еленой Петиновой, представлены фоторепродукции портрета и его эскиз. (Петинова, Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин [Текст] / Е. Ф. Петинова. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 216 с.: ил. 177)
Другой известный художник Орест Кипренский (1782-1836), по праву названный певцом русской воинской доблести, создал романтический образ русского война в портрете гусарского полковника Давыдова (1809), фоторепродукция и описание которого представлена в альбоме «Кипренский-портретист». (Кипренский-портретист [Текст] / автор вступ. ст. и сост. Б. Д. Сурис. – Л.: Художник РСФСР, 1967. – 22 с.: ил. – (Русская и советская живопись)). На портрете офицер стоит в непринужденной позе. Он показан во весь рост, в парадном костюме. Наиболее привлекательно лицо героя: художник показал человека с благородной душой, теплыми, искренними чувствами.
В лице живописца Василия Васильевича Верещагина тема Отечественной войны 1812 года получила всемирное признание. В его картинах проявилась истинная роль народа, рядового русского солдата в войне 1812 года. Около семнадцати лет отдал Верещагин работе над этой темой. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Сюда входят такие работы, как: «Наполеон на Бородинских высотах», «Сквозь пожар», «На морозе» и другие. Другую часть он озаглавил «Старый партизан». Эти картины рассказывали о русском народе, который поднялся на борьбу с врагом. Серия «Наполеон в России» впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах.
Фоторепродукции этой серии представлены в альбоме «Василий Васильевич Верещагин». А во вступительной статье заслуженными деятелями искусств РСФСР Александром Солодовниковым и Андреем Лебедевым анализируется творческий путь знаменитого живописца-баталиста. (Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин [Текст] / А. К. Лебедев, А. В. Солодовников. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 180 с.: ил.)
Одновременно с картинами художник Василий Верещагин написал и книгу о тех событиях «Наполеон в России», в которой дал оригинальную и непривычную трактовку личности французского императора, яркая историческая фигура которого привлекает внимание многих поколений. (Верещагин, В. В. Наполеон I в России [Текст] / вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. – Тверь: Созвездие, 1993. – 288 с.: ил.)
Многие произведения изобразительного искусства становились центрами проведения крупных общественных мероприятий.
Так 25 декабря 1826 года состоялось официальное открытие постоянно действующей «Военной галереи» Зимнего дворца. Более трехсот портретов героев Отечественной войны 1812 года и 12 лепных венков за самые блистательные победы русской армии в войне с Наполеоном были представлены императору Николаю I, его семье и ближайшему окружению и другим присутствующим на открытии.
Создание этой галереи началось вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном. Император Александр I задумал создать в Зимнем дворце галерею, где были бы представлены портреты прославленных русских полководцев Отечественной войны 1812 года – Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих других славных сынов России. Автором всех портретов, ставших порой единственными изображениями героев, стал замечательный английский художник Джордж Доу.
«Дивный карандаш» этого художника некогда так восхищал А.С. Пушкина, который в своем стихотворении «Полководец» писал:
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Эти портреты русских генералов, героев Отечественной войны и походов 1813-1814 годов являются достопримечательностью самого богатого музея мира – Эрмитажа. Об истории создания этого памятника героической борьбы русского народа с французами - Военной галереи Зимнего дворца подробнее в книге Эрмитаж. Западноевропейская живопись [Текст] / [авт.-сост. В. Н. Сигнаевский]. – М.: АСТ, 2009; СПб, 2009. – 253 с.: ил.
К этой колоссальной и многочисленной летописи русской славы примыкает такой творческий феномен, как изображение Кутузова в разных видах и жанрах искусства за 200 лет, прошедших со дня войны. Произведения эти не равнозначны, разномаштабны, не одинаково популярны и художественно ценны, но авторы их едины в своей любви и уважении к великому русскому полководцу. О портретах Кутузова в статье Н. Ивановой «Многоликий портрет Кутузова», опубликованной в журнале «Юный художник». (Иванов, Н. Многоликий портрет Кутузова [Текст] / Н. Иванов // Юный художник. – 2012. – № 6. – С. 12-16).
Тысячи художников, как профессионалов, так и любителей, приняли участие в создании произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года. В статье, посвященной 190-летию Бородинской битвы Яценко О. В. рассматривает тему Бородинского сражения в полотнах художников Соколова А., Варнека А., Шепелюка А. и др. (Яценко, О. В. 190-летию Бородинской битвы посвящается [Текст] / О. В. Яценко // Изобразительное искусство в школе. – 2003. – № 1. – С. 3-4.: ил.)
Ратные подвиги русской армии навеки останутся в памяти человечества, запечатленные в архитектурных ансамблях и скульптурных памятниках: Казанский собор и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и арка Главного штаба, памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, Храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в Москве.
Большое число памятников было установлено к широко отмечавшемуся столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Особое место среди них занимает группа памятников, сооруженных на бородинском поле.
Информация об этих и других памятниках и архитектурных сооружениях представлена в статье К. Постернак «Памятники войны 1812 года». (Постернак, К. Памятники войны 1812 года [Текст] / К. Постернак // Юный художник. – 2012. – № 7. – С. 12-16).
«Как и всякое большое историческое событие, война 1812 года и сопутствовавший ей высокий патриотический подъем нашли самое широкое и многоплановое отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве – фарфоре, стекле и других материалах. События войны и ее герои нашли отображение и в произведениях русского стекла и керамики», пишет Т. Дулькина в книге «Русская керамика и стекло 18-19 веков». В альбоме представлены вступительные статьи Т. Дулькиной и Н. А. Ашариной о стекле и фарфоре 18 – 19 веков, в которых рассмотрены тенденции русского послевоенного искусства, отразившие события войны 1812 года. Книга так же содержит фотографии фарфоровых и стеклянных изделий с подробным описанием самого изделия и его изготовителя. (Дулькина, Т. Русская керамика и стекло 18-19 веков: альбом [Текст] / Т. Дулькина, Н. Ашарина. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – 326 с.: ил.)
Все этапы войны 1812 года представлены в символических образах многочисленных медальонов, сначала выполненных из воска, затем отлитых в гипсе, а позднее в бронзе. Лучшим из произведений медальерного искусства является серия из 21 рельефов в духе классицизма, созданных художником Ф.П. Толстым после победы в Отечественной войне 1812 года с аллегорическими сценами на темы войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813—1814 гг. В статье, опубликованной в журнале «Юный художник» рассказывается о замечательном русском художнике, медальере и графике Федоре Петровиче Толстом, об истории создания и художественных особенностях его самого прославленного произведения – серии медальонов на события Отечественной войны 1812 года. (В помощь участникам конкурса «1812»» [Текст] // Юный художник. – 2011. – № 3. – С. 8: ил.)
Отдельная глава альбома «Федор Толстой» под названием «Память грядущим векам» посвящена работе художника над серией медальонов. (Федор Толстой: альбом [Текст] / автор текста Е. Аносова. – М.: Белый город, 2004. – 47 с.: ил.) Федор Толстой о своей работе писал следующее: «Я русский и горжусь сим именем. Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника…, изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813 и 1814 годов». Работа над созданием двадцати одного медальона заняла почти двадцать лет, но принесла автору мировую известность.
Мощный взлёт народного духа во время Отечественной войны против Наполеона оказал огромное влияние как на культуру в целом, так и на музыку. Событиям войны 1812 года посвятили свои произведения многие русские композиторы, такие как П.И. Чайковского торжественная увертюра «1812 год» (1880). В советское время к теме войны 1812 года обратился С.С. Прокофьев, создав оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Но, прежде всего, эпоха войны нашла яркое отражение в музыкальном фольклоре — солдатских песнях-маршах, звучащих в походе, в эпических протяжных песнях, сатирических песенках, высмеивающих Бонапарта и его Великую армию. Об этом подробно в статье Гундоровой и Бирюкова «Песенная летопись Отечественной войны 1812 года». (Гундорова, Е. Ю. Песенная летопись Отечественной войны 1812 года [Текст] / Е. Ю. Гундорова, И. Бирюков // Музыка в школе. – 2012. – № 2. – С. 3-19)
Тема Отечественной войны 1812 года нашла свое отражение и в кинематографе. Одной из первых картин о войне 1812 года была историческая драма «1812 год», снятая к 100-летнему ю<