Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция «Здоровье человека и общества»





Лекция «Здоровье человека и общества»

Составили доценты

В.А. Силивра, В.В. Прошин, В.И. Лисицин

 

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».

Сократ

Ключевые слова:общественное и индивидуальное здоровье, конституция человека, факторы риска, образ жизни.

Дано представление об общественном и индивидуальном здоровье. Рассмотрены компоненты индивидуального здоровья. Указаны факторы, влияющие на формирование и сохранение здоровья, а также факторы риска. Дано понятие о здоровом образе жизни.

Несмотря на то, что ценность здоровья была известна человечеству давно, осознание необходимости целенаправленных усилий государства и личности по сохранению и укреплению здоровья как первостепенной задачи утвердилось в общественном сознании лишь к концу ХХ века.

Уже к середине прошлого века стало ясно, что в экономически развитых странах научно-технический прогресс не только коренным образом изменил условия существования человека, но и оказал влияние на жизнедеятельность его организма. Так, улучшились показатели физического развития людей, увеличилась средняя продолжительность жизни человека, были побеждены основные инфекционные заболевания. В то же время, возросло количество больных людей, в первую очередь, среди пожилых, увеличилось количество экологически зависимых заболеваний, получили широкое распространение, так называемые, «болезни цивилизации» - заболевания сердечно-сосудистой и эндокринной систем и онкологические болезни. Более того, эти совсем неинфекционные заболевания приняли характер эпидемий, даже пандемий, и стали поражать людей в более молодом возрасте. В результате увеличились затраты на лечение и реабилитацию больных. Надежды на то, что медицина обеспечит высокий уровень здоровья населения, окончательно рухнули. Стало ясно, что для обеспечения здоровья населения, необходимо изменить стратегию здравоохранения. Основной акцент необходимо перенести на человека в плане его ответственности и заботы о собственном здоровье.



Здоровье населения России

Для нашей страны проблема здоровья населения имеет особое значение. В отличие от других экономически развитых стран ожидаемая продолжительность жизни для лиц, родившихся в 2010, в нашей стране составляет 63 года для мужчин и 75 лет для женщин. Чрезвычайно высоки показатели смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Потребление алкоголя на душу населения в 2 раза превышает уровень, определенный ВОЗ как «опасный». От употребления алкоголя погибает в 3,5 раза больше людей, чем в Европе. С 1992 г смертность превышает рождаемость, т.е. наблюдается убыль (отрицательный прирост) населения.

Тревогу вызывает состояние здоровья детей и молодежи. По данным Института возрастной физиологии Российской академии образовании только 30% школьников можно отнести к первой группе здоровья. Среди 70% «нездоровых» большинство относится ко второй группе здоровья, т.е. имеет функциональные отклонения. Если родители и врачи работают над этими проблемами, то функциональные отклонения с возрастом исчезают.

У 16% дошкольников отмечается избыточный вес. У младших школьников он есть у 21% мальчиков и 24% девочек. В 80% случаев возникшая в детстве полнота сопровождает человека всю жизнь. Избыточная масса тела предрасполагает к развитию сердечных заболеваний и диабета в молодом возрасте. Кроме того, происходят изменения со стороны других внутренних органов. У многих нарушается половая функция, ожирение может быть фактором риска ряда онкологических заболеваний.

В структуре заболеваемости на первом месте стоит кариес (по статистике уже в 3 года 50% российских детей страдают кариесом, к 12 годам – более 70%, при этом у каждого из этих детей не менее четырех кариозных зубов; к 16 годам почти у каждого есть хотя бы один удаленный зуб. В результате к 35 годам лишь 1% россиян имеет здоровые зубы). Причины: неправильное питание, недостаточная гигиена полости рта. Последствия: увеличивается нагрузка на органы желудочно-кишечного тракта и повышается риск развития заболеваний органов пищеварения.

На втором месте – ЛОР-заболевания. Причины: недостаточная закаленность детей, загрязнение воздуха.

На третьем месте – заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее частая патология – нарушения осанки. Причины: неполноценное питание, гипокинезия, что ведет к нарушению формирования опорно-двигательного аппарата и недоразвитию мышечного корсета; нарушение гигиенических условий обучения.

За время обучения в школе все проблемы здоровья, как правило, усугубляются. Неблагоприятно действующими факторами являются: высокая нагрузка (учебная и внешкольная), стресс, возникающий из-за постоянного цейтнота времени.

Из числа призывников по состоянию здоровья только 20% пригодны для службы в армии. Сложившаяся ситуация реально угрожает сохранению российской государственности.

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков напрямую зависит от родителей и педагогов. Именно учитель должен знать, понимать и создавать благоприятные условия обучения, формировать у детей мотивацию к укреплению здоровья, вовремя заметить первые признаки нездоровья ребенка. К ним относятся повышенная возбудимость или заторможенность ребенка, повторяющиеся навязчивые движения (подергивание губ, плеч, покряхтывание, запинание), снижение интереса к окружающему, появление затруднения в освоении учебного материала, изменение цвета кожи лица (побледнение, покраснение). В это же время родители могут отмечать нарушения сна (трудности засыпания, частые просыпания, разговор во сне), любые страхи.

Главным условием формирования здорового стиля поведения школьника является функциональная грамотность в вопросах здоровья педагогов и родителей, их совместная деятельность.

Существует два принципиально разных подхода к обеспечению здоровья человека – первичная профилактика, т.е. осуществление мероприятий по сохранению и укреплению здоровья здорового человека (1) и лечение уже заболевших (2). Для осуществления первого подхода необходимы силы, средства и, в первую очередь, теория обеспечения здоровья.

Центральной проблемой профилактического направления является формирование отношения человека к своему здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Здоровье как понятие

Наиболее общим и философски емким является определение, данное американским патологом Сигеристом в 1945 г. В 1948 г. это определение приняла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

 

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и травм».

 

В настоящее время существует несколько десятков других определений индивидуального здоровья, данных с различных позиций. По определению известного ученого в области организации здравоохранения Ю.П. Лисицына (ММЭ, 1991) «Здоровье – качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активности, в частности, трудовой деятельности».

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей его физической и социальной среде, если они не выходят за пределы нормы и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Сигерист, 1941)

«Здоровье – максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций». (Н. Амосов, 1987)

В настоящее время выделяют 2 значения понятия здоровья: здоровье общественное (популяционное) и здоровье индивидуальное.

Более широкое представление о здоровье населения заложено в определении общественного здоровья. Под термином «общественное (популяционное) здоровье» понимают состояние здоровья контингентов людей (организации, населенного пункта, региона, страны и т.п.). Для оценки популяционного здоровья используют медицинские и демографические показатели: смертность, рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, заболеваемость, инвалидизация, физическое развитие детей и подростков и др.

Под рождаемостью понимают естественный процесс возобновления населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом деторождений в конкретной популяции за определенный период времени. Наиболее простым и широко используемым является общий коэффициент рождаемости, который рассчитывают по формуле:

 

Общий коэффициент = рождаемости Абсолютное число родившихся за год живыми X 1000
Среднегодовая численность населения

 

Под смертностью понимают процесс вымирания населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом смертей в конкретной популяции за определенный период времени.

 

Общий коэффициент = смертности Общее число умерших за год X 1000
Среднегодовая численность населения

 

Под средней продолжительностью предстоящей жизни понимают гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу живущих определенного возраста при условии, что на всем протяжении жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой же, какой она была в том году, для которого производилось исчисление. Этот показатель характеризует жизнеспособность населения в целом, он не зависит от особенностей возрастной структуры населения и пригоден для анализа в динамике и сравнения данных по разным странам. Показатель средней продолжительности предстоящей жизни не следует путать со средним возрастом умерших или средним возрастом населения.

Показатель общей заболеваемости (болезненности, распространенности) характеризует распространенность выявленных в данном году заболеваний в пересчете на 1000 чел. населения.

 

Общая заболеваемость = Число всех заболеваний, выявленных в данном году X 1000
Среднегодовая численность населения

 

Под понятием «индивидуальное здоровье» подразумевают состояние здоровья индивида.

Наиболее удачным определением понятия «индивидуальное здоровье» является определение Казначеева. «Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни»

Нетрудно заметить, что во всех определениях рассматриваются различные аспекты здоровья: физическое, психическое, духовное. Попытаемся дать им определение.

1. Физическое (соматическое) здоровье – это состояние, при котором у человека саморегуляция функций и физиологические процессы совершенны, наблюдается максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов.

2. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу его составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями и биологического, и социального характера и возможностями их удовлетворения.

3. Духовное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу его составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием, соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам. Считают, что духовность включает в себя готовность человека следовать наработанным веками правилам человеческого общежития и способность человека к творчеству. Проблеме духовности в зарубежной и отечественной философской мысли посвящено немало трудов, однако в одних из них понятие «духовность» отождествляется с понятием «душа», «психическое», в других – духовность отождествляется с сознанием, определяется как нечто противоположное материальному, то есть идеальное.

Истинная же духовность есть «триединство истины, добра и красоты», и основными критериями такой духовности являются:

- направленность вовне на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность. Человек нуждается в цели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности;

- выбор основных жизненных ценностей, составляющих смысл бытия личности. Именно способность к выбору является главной причиной превосходства человека над животным. У человека духовного эта способность приобретает характер проявления «вкуса к рефлексии», к познанию специфики индивидуального бытия;

- свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своими целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества над человеком;

- творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение – творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

- развитая совесть, которая согласует вечный моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида, ибо сознанию открыто сущее; совести – то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни;

- ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, за все, что происходит в мире.

Некоторые авторы в практических целях выделяют также репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье – это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека и его способность к любви. Основу его составляют:

- способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;

- свобода от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию;

- отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостатков, мешающих сексуальным и детородным функциям.

Все компоненты здоровья человека взаимодействуют, дополняют и компенсируют друг друга. «В здоровом теле – здоровый дух!», - гласит старая латинская пословица. Но часто мы наблюдаем обратную картину, когда высокоразвитый дух, компенсирует больное тело. Все нарушения в психической и духовной сфере неминуемо отражаются на физическом состоянии человека посредством нарушения механизмов физиологической регуляции.

Обобщая все определения составляющих здоровья, можно сказать, что соматическое и физическое здоровье – я могу, психическое здоровье – я хочу, духовное здоровье – я должен.

Индивидуальное здоровье – это личностная категория. Каждого человека в плане собственного здоровья интересует самочувствие и возможности его улучшения, продолжительность жизни, возможность активно прожить свою жизнь и избежать заболевания. С этой точки зрения практическое определение здоровья может быть следующим.

Здоровье – это такое состояние организма и такая форма жизнедеятельности, которые обеспечивают приемлемую длительность жизни, необходимое ее качество (физическое, психическое, социальное) и достаточную социальную дееспособность на работе и в быту.

 

Категорией противоположной «здоровью» является болезнь. Абсолютное здоровье как и его отсутствие невозможны. Между ними существует бесконечное множество взаимных переходов. Одним из этих переходных состояний является так называемое третье состояние, которое характеризуется «неполным» здоровьем. Именно в этом третьем состоянии, между здоровьем и болезнью находится 60-80 % населения нашей страны.

Состояние среды обитания

Средний показатель – 20% означает, что в экологически чистых регионах это влияние очень незначительно, а в экологически загрязненных (цветная металлургия, газо- и нефтепереработка) вклад условий среды обитания в здоровье населения может быть чрезвычайно высок. Для детей же первых лет жизни вклад среды обитания в уровень здоровья составляет 60-70%.

В 70-е годы в г. Кириши в связи с пуском завода белково-витаминных концентратов, построенного по новейшим технологиям (достаточно сказать, что степень очистки воздуха составляла 99,8%), началась эпидемия аллергических заболеваний среди населения, в том числе бронхиальной астмы, в основном у детей. Причиной явилось загрязнение атмосферного воздуха веществами белкового характера. Поскольку степень очистки производственных выбросов повысить было невозможно, предприятие было закрыто и перепрофилировано.

Генетические факторы

В настоящее время стало ясно, что не только наследственные, но и все неинфекционные болезни обусловлены генетически. Каждый человек имеет в своем генотипе гены, обусловливающие развитие какого-либо заболевания. Современные методы диагностики позволяют определить наличие или отсутствие онкогенов, генов, определяющих развитие сердечно-сосудистых и других заболеваний. Включение этих генов и развитие болезни происходит только в результате возникновения в организме определенных условий. При этом решающее значение имеет взаимодействие организма и внешней среды.

Наследственность является также основой конституции организма.

Образ жизни

Вносит наибольший вклад в уровень здоровья и определяет его на 50-60% .

 

Факторы риска

Факторы риска — это потенциально опасные для здоровья факторы повышающие вероятность возникновения заболеваний, их развития и неблагоприятного исхода. Наряду с непосредственными причинами заболеваний факторы риска, действуя опосредовано, нарушают механизмы психофизиологической адаптации и создают таким образом условия для возникновения и развития болезней.

 

Первичные Вторичные
1. Курение 2. Злоупотребление алкоголем Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики. 3. Нерациональное питание Избыточно калорийное, биологически неполноценное (многих, необходимых организму веществ, в рационе недостает), несбалансированное. 4. Гиподинамия Низкая двигательная активность с низкими затратами энергии – гипокинезия и гиподинамия. Это ведет к детренированности физиологичес-ких и биохимических систем, ответственных за энергообеспечение организма. 5. Психоэмоциональный стресс   1. Диабет (нарушение обмена простых углеводов) 2. Гипертония (повышение артериального давления) 3. Повышение содержания жирных кислот в крови (липидемия, холестеринемия – способствуют развитию атеросклероза) 4. Ревматизм (поражение соединительной ткани) 5. Аллергия, иммунодефициты (нарушения работы иммунной системы)  

Устранение или смягчение негативного влияния факторов риска на здоровье населения лежит в основе первичной профилактики и формирования здорового образа жизни.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения.

Комплекс профилактических мер, реализуемый через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой.

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику, или реабилитацию.

Первичная профилактика — комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление заболеваний, а также предупреждение их обострений, осложнений и хронизацию.

Третичная профилактика, или реабилитация,- комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных физиологических, социальных функций организма, качества жизни трудоспособности больных и инвалидов. Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений.

Факторы риска, имеющие отношение к образу жизни, разделяют на первичные и вторичные. Они влияют на индивидуальное здоровье.

Технология оздоровления

Чтобы человек был здоровым, необходимо создать условия гармонизации духа и тела, оптимизировать его жизнедеятельность для активизации механизмов здоровья. Поэтому оздоровительные методы предполагают воздействие как на психическую сферу человека, так и его тело. Комплекс оздоровительных методов, первично воздействующих на эмоционально-интеллектуальную (психическую) сферу, включает психоанализ и психосинтез, нейролингвистическое программирование, элементы гештальт- и телесно-ориентированной терапии, дыхательные техники, др.

Оздоровительные мероприятия на физическом уровне предполагают нормализацию питания и восстановление энергетической функций организма. Кроме этого необходимо гармонизировать организм человека в целом или большинство элементов его системы. Для этого применяется воздействие природных факторов, мануальная терапия, массаж, цигун-терепия, хатха-йога, фитотерапия (витаминные растения и адаптогены), некоторые лекарственные препараты.

Основным принципом оздоровительных мероприятий является интегративный, холистический подход к человеку и его здоровью. Методы воздействия – преимущественно немедикаментозные, естественные.

Таким образом,

1. Здоровье человека нужно рассматривать как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями и которой можно управлять (формировать, сохранять, укреплять).

2. Между здоровьем и болезнью существуют переходные состояния. При этом здоровье рассматривается как более общая категория по сравнению с предболезнью и болезнью. Предболезнь и болезнь – частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты.

3. Современные методы формирования здоровья основаны на холистическом подходе к человеку и берут на вооружение основные посылки Сократа («Человек, познай себя!») и Конфуция («Человек, сотвори себя!»). Исходя из этого основой стратегии оздоровления является девиз: «Человек, познай и сотвори себя!»

 

 

Историческая справка

 

Идеи сохранения и укрепления здоровья человека появились задолго до возникновения научных разработок.

5-2 век до н.э. – в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. Примерно в это же время в Греции обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.

5-4 век до н.э. – Гиппократ указал на значение внешних факторов и конституции для здоровья человека.

10 – 11 век - Авиценна (Ибн-Сина) разделил физиологическое состояние человека на 6 градаций:

- тело здоровое до предела;

- тело здоровое, но не до предела;

- тело не здоровое, но и не больное;

- тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье;

- тело больное легким недугом;

- тело больное до предела.

М.Я. Мудров (1776-1831) указал на приоритет профилактики в медицине.

П.Ф. Лесгафт (1837-1909) – основатель научной системы физического воспитания и врачебного контроля в физической культуре.

И.В. Давыдовский (1887-1968) – основатель школы общей патологии и идеи приоритета первичной профилактики (объектом медицинского внимания должен быть в первую очередь здоровый человек).

В.П. Казначеев – автор системы экологии человека (предложил рассматривать человеческий организм как экологическую систему), обосновал роль здоровья в экономике.

Р.М. Баевский – разработал принципы диагностики здоровья на грани нормы и патологии и принципы прогнозирования здоровья личности и населения региона.

Лекция «Здоровье человека и общества»

Составили доценты

В.А. Силивра, В.В. Прошин, В.И. Лисицин

 

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».

Сократ

Ключевые слова:общественное и индивидуальное здоровье, конституция человека, факторы риска, образ жизни.

Дано представление об общественном и индивидуальном здоровье. Рассмотрены компоненты индивидуального здоровья. Указаны факторы, влияющие на формирование и сохранение здоровья, а также факторы риска. Дано понятие о здоровом образе жизни.

Несмотря на то, что ценность здоровья была известна человечеству давно, осознание необходимости целенаправленных усилий государства и личности по сохранению и укреплению здоровья как первостепенной задачи утвердилось в общественном сознании лишь к концу ХХ века.

Уже к середине прошлого века стало ясно, что в экономически развитых странах научно-технический прогресс не только коренным образом изменил условия существования человека, но и оказал влияние на жизнедеятельность его организма. Так, улучшились показатели физического развития людей, увеличилась средняя продолжительность жизни человека, были побеждены основные инфекционные заболевания. В то же время, возросло количество больных людей, в первую очередь, среди пожилых, увеличилось количество экологически зависимых заболеваний, получили широкое распространение, так называемые, «болезни цивилизации» - заболевания сердечно-сосудистой и эндокринной систем и онкологические болезни. Более того, эти совсем неинфекционные заболевания приняли характер эпидемий, даже пандемий, и стали поражать людей в более молодом возрасте. В результате увеличились затраты на лечение и реабилитацию больных. Надежды на то, что медицина обеспечит высокий уровень здоровья населения, окончательно рухнули. Стало ясно, что для обеспечения здоровья населения, необходимо изменить стратегию здравоохранения. Основной акцент необходимо перенести на человека в плане его ответственности и заботы о собственном здоровье.

Здоровье населения России

Для нашей страны проблема здоровья населения имеет особое значение. В отличие от других экономически развитых стран ожидаемая продолжительность жизни для лиц, родившихся в 2010, в нашей стране составляет 63 года для мужчин и 75 лет для женщин. Чрезвычайно высоки показатели смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Потребление алкоголя на душу населения в 2 раза превышает уровень, определенный ВОЗ как «опасный». От употребления алкоголя погибает в 3,5 раза больше людей, чем в Европе. С 1992 г смертность превышает рождаемость, т.е. наблюдается убыль (отрицательный прирост) населения.

Тревогу вызывает состояние здоровья детей и молодежи. По данным Института возрастной физиологии Российской академии образовании только 30% школьников можно отнести к первой группе здоровья. Среди 70% «нездоровых» большинство относится ко второй группе здоровья, т.е. имеет функциональные отклонения. Если родители и врачи работают над этими проблемами, то функциональные отклонения с возрастом исчезают.

У 16% дошкольников отмечается избыточный вес. У младших школьников он есть у 21% мальчиков и 24% девочек. В 80% случаев возникшая в детстве полнота сопровождает человека всю жизнь. Избыточная масса тела предрасполагает к развитию сердечных заболеваний и диабета в молодом возрасте. Кроме того, происходят изменения со стороны других внутренних органов. У многих нарушается половая функция, ожирение может быть фактором риска ряда онкологических заболеваний.

В структуре заболеваемости на первом месте стоит кариес (по статистике уже в 3 года 50% российских детей страдают кариесом, к 12 годам – более 70%, при этом у каждого из этих детей не менее четырех кариозных зубов; к 16 годам почти у каждого есть хотя бы один удаленный зуб. В результате к 35 годам лишь 1% россиян имеет здоровые зубы). Причины: неправильное питание, недостаточная гигиена полости рта. Последствия: увеличивается нагрузка на органы желудочно-кишечного тракта и повышается риск развития заболеваний органов пищеварения.

На втором месте – ЛОР-заболевания. Причины: недостаточная закаленность детей, загрязнение воздуха.

На третьем месте – заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее частая патология – нарушения осанки. Причины: неполноценное питание, гипокинезия, что ведет к нарушению формирования опорно-двигательного аппарата и недоразвитию мышечного корсета; нарушение гигиенических условий обучения.

За время обучения в школе все проблемы здоровья, как правило, усугубляются. Неблагоприятно действующими факторами являются: высокая нагрузка (учебная и внешкольная), стресс, возникающий из-за постоянного цейтнота времени.

Из числа призывников по состоянию здоровья только 20% пригодны для службы в армии. Сложившаяся ситуация реально угрожает сохранению российской государственности.

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков напрямую зависит от родителей и педагогов. Именно учитель должен знать, понимать и создавать благоприятные условия обучения, формировать у детей мотивацию к укреплению здоровья, вовремя заметить первые признаки нездоровья ребенка. К ним относятся повышенная возбудимость или заторможенность ребенка, повторяющиеся навязчивые движения (подергивание губ, плеч, покряхтывание, запинание), снижение интереса к окружающему, появление затруднения в освоении учебного материала, изменение цвета кожи лица (побледнение, покраснение). В это же время родители могут отмечать нарушения сна (трудности засыпания, частые просыпания, разговор во сне), любые страхи.

Главным условием формирования здорового стиля поведения школьника является функциональная грамотность в вопросах здоровья педагогов и родителей, их совместная деятельность.

Существует два принципиально разных подхода к обеспечению здоровья человека – первичная профилактика, т.е. осуществление мероприятий по сохранению и укреплению здоровья здорового человека (1) и лечение уже заболевших (2). Для осуществления первого подхода необходимы силы, средства и, в первую очередь, теория обеспечения здоровья.

Центральной проблемой профилактического направления является формирование отношения человека к своему здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Здоровье как понятие

Наиболее общим и философски емким является определение, данное американским патологом Сигеристом в 1945 г. В 1948 г. это определение приняла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

 

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и травм».

 

В настоящее время существует несколько десятков других определений индивидуального здоровья, данных с различных позиций. По определению известного ученого в области организации здравоохранения Ю.П. Лисицына (ММЭ, 1991) «Здоровье – качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активности, в частности, трудовой деятельности».

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей его физической и социальной среде, если они не выходят за пределы нормы и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Сигерист, 1941)

«Здоровье – максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций». (Н. Амосов, 1987)

В настоящее время выделяют 2 значения понятия здоровья: здоровье общественное (популяционное) и здоровье индивидуальное.

Более широкое представление о здоровье населения заложено в определении общественного здоровья. Под термином «общественное (популяционное) здоровье» понимают состояние здоровья контингентов людей (организации, населенного пункта, региона, страны и т.п.). Для оценки популяционного здоровья используют медицинские и демографические показатели: смертность, рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, заболеваемость, инвалидизация, физическое развитие детей и подростков и др.

Под рождаемостью понимают естественный процесс возобновления населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом деторождений в конкретной популяции за определенный период времени. Наиболее простым и широко используемым является общий коэффициент рождаемости, который рассчитывают по формуле:

 

Общий коэффициент = рождаемости Абсолютное число родившихся за год живыми X 1000
Среднегодовая численность населения

 

Под смертностью понимают процесс вымирания населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом смертей в конкретной популяции за определенный период времени.

 

Общий коэффициент = смертности Общее число умерших за год X 1000
Среднегодовая численность населения

 

Под средней продолжительностью предстоящей жизни понимают гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу живущих определенного возраста при условии, что на всем протяжении жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой же, какой она была в том году, для которого производилось исчисление. Этот показатель характеризует жизнеспособность населения в целом, он не зависит от особенностей возрастной структуры населения и пригоден для анализа в динамике и сравнения данных по разным странам. Показатель средней продолжительности предстоящей жизни не следует путать со средним возрастом умерших или средним возрастом населения.

Показатель общей заболеваемости (болезненности, распространенности) характеризует распространенность выявленных в данном году заболеваний в пересчете на 1000 чел. населения.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.