Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: «Эмоциональные проявления человека: эмоции, чувства и их особенности»





Тема: «Эмоциональные проявления человека: эмоции, чувства и их особенности»

Цель: рассмотреть понятия «эмоции» и «чувства», их особенности, функции, определить отличия эмоций от чувств, изучить основные виды эмоций и чувств, а также проанализировать отдельные эмоциональные проявления человека.

Задачи:

- обучающая: раскрыть и изучить содержание понятий (эмоции, чувства, их виды и функции), формировать умения самостоятельного определения отличий эмоций от чувств;

- развивающая: развивать эмоционально – волевую сферу студентов, творческое мышление, нетривиальность суждений;

- воспитывающая: воспитывать у студентов нравственные чувства: ответственность, сдержанность, гуманизм, формировать положительную мотивацию к изучаемому материалу.

План занятия:

1. Понятие «эмоций» и «чувств», функции эмоций.

2. Отличия эмоций от чувств.

3. Виды эмоций.

4. Характеристика видов чувств.

5. Характеристика отдельных эмоциональных проявлений человека: стресс, аффект, чувство любви.

Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, схема видов чувств на доске.

Список литературы:

1. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. - с.145 – 148.

2. Р.С. Немов. Общая психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2005. – с.248-260.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач занятия.

III. Изложение нового материала.

Понятие «эмоций» и «чувств», их функции.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоциии чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции (франц. «чувство») — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во 'все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями ( Р.С. Немов ).

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Функции эмоций

3. Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут его побуждать, направлять и реагировать. Кроме того, иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения. В критических ситуациях, при неспособности человека найти быстрый и разумный выход из сложившегося положения, эмоции подсказывают ему, как следует действовать, и, повинуясь им, т. е. своей интуиции, человек нередко находит правильный выход из сложившейся ситуации. Воз­никающий в такой ситуации аффект подсказывает человеку достаточно разумный способ действий.

Мотивационно-регулирующая функция эмоций также проявляется в том, что они могут активизировать или тормозить деятельность человека: они затрагивают все стороны жизни человека, играют существенную роль во всех видах внутренней (умственной; психической) и внешней (практической) деятельности человека.

Под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, выполняющие в его жизни указанные выше функции: мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Чувства — более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которыеему нравятся и вызывают у него позитивные чувства. Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми.Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не вусловиях, вызывающих у него негативные чувства. Кроме этого, следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызыватьнегативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, эстетические, интеллектуальные.

2. Отличия эмоций от чувств.

Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как синонимы. В более узком значении эмоция – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Эмоцией называется, например, не само чувство любви к музыке как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое он переживает, испытывает, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении. То же чувство переживается в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкальною произведения в плохом исполнении. Боязнь или страх как чувство, т.е. сложившееся своеобразное отношение к определенным объектам, их сочетаниям или жизненным положениям, может переживаться в отличающихся друг от друга эмоциональных процессах: иногда человек бежит от страшного, а иногда цепенеет и замирает от страха, наконец, может от страха и отчаяния броситься навстречу опасности.

В одних случаях эмоции отличаются действенностью. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, он ищет способа помочь ему. При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. В других случаях эмоции (называемые астеническими) характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у него могут «ноги подкоситься». Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается. Сочувствие тогда остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием, стыд превращается в тайные мучительные угрызения совести.

Эмоции — более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека — отбурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, - это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциисамым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое. Эмоции – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмо­циям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффек­ты, собственноэмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Настроением называют относительно слабо выраженную, но длительное время существующую эмоцию. Его роль заключается в том, что оно отражает общее состояние дел человека выданный момент времени, его жизненный тонус или настрой.

В каждый момент времени человек находится во власти определенного настроения, и в этом плане оно представляет собой никогда не исчезающую эмоцию, за исключением моментов временной утраты сознания (настроение — это осознаваемая но характеру связанного с ней переживания эмоция, хотя человек далеко не всегда в состоянии сразу и точно определить, что конкретно вызвало у него то или иное настроение). На актуальное настроение человека может повлиять что угодно: его физическое состояние, какое-либо сообщение, неожиданная, пришедшая в голову мысль, случайно брошенное кем-тослово и т. д. Однако на такое состояние человека влияет не все подряд, а лишь то, что как-то связано с его актуальными интересами и потребностями.

Простейшие, или биологические, эмоции — это переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей. Это, прежде всего, получаемое в процессе их удовлетворения удовольствие или неудовольствие, а также «ощущения», которые соответственно называют приятными или неприятными. Простейшие эмоции являются врожденными и общими у человека и животных. Конечно, с помощью воли и сознания человек может как-то повлиять на свое поведение, связанное с биологическими эмоциями, но сами эти эмоции сознательно вызвать или изменить онне в со­стоянии, за исключением случаев целенаправленного использования воображений длярешения этой задачи.

Аффектами называют сильные кратковременные бурные эмоции, которые имеют ярко выраженную экспрессию, т. е отчетливо проявляются в жестах, мимике, пантомимике человека, в его органических реакциях, включая изменения частоты и ритмики сердечных сокращений, частоты и ритмики дыхания и обменные процессы. К ним можно отнести такие эмоции, как радость, страх, гнев, печаль и некоторые другие. Они всегда связаны с наиболее значимыми для человека потребностями и возникают тогда, когда человек неожиданно сталкивается с обстоятельствами способствующими или препятствующими их удовлетворению. Положительные аффекты, например радость, возникают при столкновении с обстоятельствами, способствующими удовлетворению потребностей. Отрицательные аффекты, например гнев, появляются в случаях возникновении неожиданных препятствий на пути удовлетворения соответствующих потребностей.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной (разумной) организации поведения.

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» [ Рубинштейн С. Л., 1998.- с.176.].

Страстями называются очень сильные, чрезмерно выраженные чув­ства, которыми человек не в состоянии управлять. Скорее, напротив, такие состояния сами управляют человеком, его психологией и пове­дением.

Страсть обладает всеми признаками чувств, но представляет собой больше мотив поведения, а не эмоцию, поскольку ее главная функция состоит в том, чтобы побуждать человека к действиям, направленным на удовлетворение соответствующей страсти. Поскольку она почти никогда не бывает полностью удовлетворенной (и к тому же циклически воспроизводится), все свое внимание, все свои силы и энергию человек вкладывает в основном в удовлетворении имеющихся у него страстей. Страсти как эмоции-увлечения могут быть положительными или отрицательными.

В первом случае речь идет о такой страсти, которая приносит пользу как человеку, который находится в её власти, так и другим людям. Положительными, например, могут быть страсти, представляющие собой увлечения какой-нибудь работой, например, научным, техническим, художественным или литературным творчеством.

Отрицательной называют страсть, которая вредна или для того человека, который ею увлечен, или для других людей. К таким страстям относятся, например, разного рода фанатические увлечения, пристрастия к наркотикам, спиртным напитками т. п.

Виды чувств.

Существует несколько классификаций видов чувств. Запишем схему.


 

Виды чувств

Гармоничные Любовь Эмпатия Наслаждение


Множество чувств человека можно разделить на группы, выделив среди них моральные и эстетические, предметные и межличностные, гармоничные и противоречивые, низменные и возвышенные.

Моральными называют чувства, связанные с соблюдением или на­рушением людьми норм морали (нравственности). К таким чувствам относятся, например, чувства совести или стыда.

Эстетическими называют чувства, которые у человека вызывают вос­приятие чего-либо красивого, совершенного, близкого к идеалу. Такие чувства у человека могут вызывать произведения искусства, литературы. К ним же можно отнести и чувства, переживаемые людьми в тех случаях, когда они видят перед собой удачно сделанную вещь, оригинальное, неожиданное и простое решение какой-либо проблемы (например, математики, физики, инженеры иногда называют «красивыми» решения соответственно математических, физических или технических задач).

Предметные — это чувства, которые у человека вызывают неодушевленные предметы, а межличностные — чувства, вызываемые людьми. Межличностные чувства по гамме связанных с ними эмоций гораздоразнообразнее, чем предметные чувства. Кроме того, межличностные чувства чаще меняются, чем предметные, и это происходит под влиянием гораздо большего числа факторов, чем тех, которые оказывают воздействие на предметные чувства.

Гармоничными называют чувства, которые включают в себя эмоции одного знака: только положительные или только отрицательные. Противоречивые (амбивалентные) — это чувства, включающие в себя эмоции разных знаков, как положительные, так и отрицательные в отношений одних и тех же объектов. Гармоничные чувства гораздо устойчивее, чем противоречивые; последние часто и непредсказуемо могут меняться в любую сторону, положительную или отрицательную.

Возвышенными (положительными, благородными) называют такие чувства, в основе которых лежит стремление человека делать добро тому объекту, к которому они относятся. В качестве примеров возвышенных чувств может выступать любовь и эмпатия.

Низменными называют чувства, которые связаны с желанием причинять зло соответствующему объекту. Примерами низменных чувств человека могут служить злость, зависть, ненависть.

 

5. Характеристика отдельных эмоциональных проявлений человека: стресс, аффект, чувство любви.

Особое человеческое чувство, которое характеризует человека как личность — это любовь. О глубоком смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании и проявлении, хорошо написал Э. Фромм. Настоящая любовь, по его мнению, представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как с духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью. Человек, который по-настоящему любит, меньше всего задумывается о каких-то психологических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, что данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был. Настоящая любовь не сводится к физической близости, сексуальности или к психологической чувственности. Для того, кто по-настоящему любит, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой проявления именно любви с присущим человеку человеческим достоинством.

Любовь – одно из важнейших собственно человеческих устойчивых чувств. Понятие «любовь» в психологии употребляется в двух значениях. В широком значении (родовое понятие) любовь - высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр устойчивых жизненных потребностей и интересов субъекта. Такова любовь к Родине, любовь к матери, к детям, к музыке и т.д.

В более узком смысле (видовое понятие) любовь - это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности. напряженности и устойчивости. Имеющее глубоко интимный характер, чувство любви сопровождается ситуативно возникающими и изменчивыми эмоциями нежности, восторга, уныния и др., приподнятым или подавленным настроением, иногда аффектами ликования или же горя. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, т.е. дающей личности оптимальные возможности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом (в любимом или в любимой), практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого.

Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали абсолютизацию одного из двух этих начал. Любовь сводилась либо к биологическому началу, к половому инстинкту (трактовка любви как «секса»), либо отрицалась и принижалась физиологическая сторона любви, и она трактовалась как чисто «духовное» чувство (апология «платонической» любви, представление о физиологических проявления этого чувства как о чем-то низменном, грязном, греховном). Между тем, хотя физиологические потребности и являются предпосылкой возникновения и поддержания чувства любви между мужчиной и женщиной, однако в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках является общественно обусловленным чувством. В нем своеобразно отражаются особенности культуры.

Следует отметить, что любое чувство может в некоторых случаях переживаться в аффективной форме. Например, наблюдаются случаи аффективною восторга на стадионах или в зрительном зале при выступлении какого-нибудь вокально-инструментального ансамбля. Нередки случаи эксцессов в таких ситуациях, имеющих драматические последствия (истерические припадки, драки и т.д.). Хорошо изучены в психологии и еще лучше описаны в художественной литературе аффективные переживания «безумной» любви. Даже научные открытия после многолетних упорных исканий иногда сопровождаются бурной вспышкой торжества и радости. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какое чувство переживается человеком и насколько человек владеет собой при аффективном состоянии.

Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами на­зывают интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас.

Для того, чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что боль­шинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас можетодновременно с тяжелым чувством вызывать и радость отсознания тою, что этонеприятное осталось где-тов прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело.

Стресс как и страсть, представляет собой не чистую эмоцию, а соединение эмоций с определенным физическим и физиологическим состоянием организма. Это особое психофизическое состояние, которое возникает у человека при чрезмерных физических или психических перегрузках, которые организм и психика человека уже не выдерживают, и в них наблюдаются серьёзные расстройства. Первооткрыватель стресса и его исследователь канадский ученый Г. Селье.

Это состояние характеризуется серьезным расстройством основных органических систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, желудочно-кишечной, а также нарушениями в работе практически всех психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

 

Язык тела - это любое движение тела или его части, с помощью которого человек передает эмоциональное послание внешнему миру. Для того, чтобы понять этот не выраженный словами язык тела, специалисты часто вынуждены принимать во внимание культурные различия или другие отличия, вызванные окружающей средой. Средний человек, незнакомый с этими тонкостями языка тела, часто истолковывает неверно то, что он видит.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

· жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и начинает прохаживаться;

· жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

· жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по стулу пальцами;

· жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую;

· жесты ожидания: потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней;

· жесты отрицания: сложенные на груди руки, наклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;

· жесты доминирования: прикрывание рукой рта, дотрагивание до носа, бегающий взгляд.

Умение понимать жесты позволит лучше разбираться в людях, понимать их эмоциональное состояние.

IV. Подведение итогов занятия.

1.)Назовите основные виды эмоций.

2.) Какие основные виды чувств вы знаете?

3) В чем состоит отличие эмоций от чувств?

Тема: «Эмоциональные проявления человека: эмоции, чувства и их особенности»

Цель: рассмотреть понятия «эмоции» и «чувства», их особенности, функции, определить отличия эмоций от чувств, изучить основные виды эмоций и чувств, а также проанализировать отдельные эмоциональные проявления человека.

Задачи:

- обучающая: раскрыть и изучить содержание понятий (эмоции, чувства, их виды и функции), формировать умения самостоятельного определения отличий эмоций от чувств;

- развивающая: развивать эмоционально – волевую сферу студентов, творческое мышление, нетривиальность суждений;

- воспитывающая: воспитывать у студентов нравственные чувства: ответственность, сдержанность, гуманизм, формировать положительную мотивацию к изучаемому материалу.

План занятия:

1. Понятие «эмоций» и «чувств», функции эмоций.

2. Отличия эмоций от чувств.

3. Виды эмоций.

4. Характеристика видов чувств.

5. Характеристика отдельных эмоциональных проявлений человека: стресс, аффект, чувство любви.

Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, схема видов чувств на доске.

Список литературы:

1. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. - с.145 – 148.

2. Р.С. Немов. Общая психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2005. – с.248-260.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач занятия.

III. Изложение нового материала.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.