|
Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации. Проблема постчеловека. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Если Ницше говорил: «В XIX веке БОГ умер», – то я говорю: «В XX веке ЧЕЛОВЕК умер». Эрих Фромм, немецкий мыслитель XX века В начале XX века немецкий философ Освальд Шпенглер написал книгу «Закат Европы», повествующую о том, что Европа клонится к своему закату и упадку. В начале XXI века приходится констатировать, что метастазы заката стали распространяться по всему миру. В последнее время всё чаще отмечается та роковая черта, к которой подошел вид Homo Sapiens. В ряду глобальных вызовов современности первостепенное значение приобретает антропологическая проблема, понимаемая многими мыслителями как антропологическая катастрофа – более опасная, чем даже экологическая и демографическая. Деградация стала процессом планетарным. То, что происходит сегодня, в первую очередь в рамках западной культуры, есть процесс вырождения человека как биологического (homo) вида и разумного (sapiens) существа, и эта смертоносная болезнь распространяется по всей планете.
Сегодня мы стали свидетелями произошедших в мировоззрении людей каких-то глубинных сдвигов, колосальных изменений. Например, люди всегда знали, что существуют иррациональные силы бессознательного, всевозможные сексуальные извращения, безумие… Однако вплоть до XX века общество относилось к этим сторонам жизни недоброжелательно и даже репрессивно. Во все эпохи и во всех культурах существовали универсальные «табу», налогавшие категорические запреты (табуированное поведение, табуированная лексика). Кровосмешение, гомосексуализм, нарциссизм, внебрачные или внесемейные связи и т.п. – рассматривались как отклонения от природы вещей и патология. Они осуждались обычаем, моралью и религией, потому что вели к вырождению человеческого рода, преследовались юридически. Вплоть до предания смерти. Теперь, наоборот, данные феномены человеческого поведения стали доминирующей темой СМИ, художественного творчества, кино, всячески культивируются и поощряются. Отказавшись от веры в какие-бы то ни было Абсолюты, разочаровавшись в разуме и Боге, «цивилизованный» человек рубежа столетий остался один на один со своей чувственностью. XX век отверг все основания существования человека, которые признавались в прошлом, не создав новых. Ужас осознания бессмысленности, неразумности жизни стал фактом современной истории.
Бурный рост науки и техники ставит человеческую природу в экстремальные условия. Из-за духовной деградации человек постепенно превращается в существо, которое можно назвать животным в человеческом обличии. Мы – свидетели наступления нового этапа эволюции, точнее, контрэволюции. Процесс, происходящий в духовной жизни современного общества, можно обозначить как «МПЭНизация» (от начальных букв слов «материализация», «примитивизация», «эгоизм», «ненормальность»). Признаки антропологического кризиса и его проявления: Материализация. Запад не смог разгадать великую тайну человеческого счастья, гармонию духа он отождествил с набитым желудком Максим Калашников современный российский философ Суть – в уродливо одностороннем развитии общества, когда главной и единственной его целью становится улучшение материальных условий в ущерб всему остальному. Гедонизм – новая идеология западного мира, гедонизм пронизывает все сферы жизни общества.
Появляется и утверждает себя в массовом сознании теория «экономического человека», рассматривающая человека только как участника рыночного процесса. Единственная мотивация «экономического человека» – эгоистическая погоня за комфортом и наслаждением. Его разум направлен на оптимизацию прибыли и повышение эффективности своей деятельности, на усиление своего господства над окружающей средой и извлечение из неё максимальной выгоды. «Экономический человек» ко всему относится прагматично и утилитарно, принимая только полезное, и отбрасывая всё остальное, как излишнее. Польская исследовательница М.Оссовская выделяет такую черту «экономического человека» как мышление в денежных категориях. «Время - деньги», «Копейка рубль бережёт», «Бедный дурак – дурак, богатый дурак - богач» – аксиомы и заповеди такого рода людей. У американцев есть шутка: «Если у вас есть проблемы, которые нельзя решить с помощью денег, то у вас нет проблем». В этой фразе вся суть западного мировоззрения. Деньги превратились в диктатора современного общества. Всё подчиняется власти денег, а страсть к наживе становится главным смыслом бытия. За деньги можно купить всё: славу, здоровье, красоту, почёт, любовь, образование… Всё – есть товар. Деньги оккупируют мозги, общество заражается метастазами массового денежного психоза: отверни пробку бутылки, загляни внутрь – и выйграй; распечатай пачку сигарет – и получи приз; отправь по почте обёртку от пакетика со специями – и выйграй турпутёвку; отправь SMS-сообщение с мобильного телефона – и выйграй 10 млрд. рублей. Появляются люди особого рода и целые привилигированные классы – «деньговеры», «финансоверы». Неоправданно высокий уровень потребления стал единственной, абсолютной целью общества. Причем речь идет именно о материальном потреблении, потреблении как универсальной религии. Достаточно включить телевизор. Вся реклама продвигает именно материальные ценности: пей пиво, жуй «Орбит», ешь чипсы и т.д. Раньше в общественной жизни преобладало стремление произвести, теперь главная цель – потребить. Потребление становится единственным смыслом всей деятельности человека. Ушли в прошлое такие ругательные термины как «вещизм», теперь гордо заявляется: наша цель – «общество потребления». Из уст высоких политиков раздаются призывы повышать уровень комфорта и стремиться к материальному благополучию, как высшим ценностям человеческого жизнеустройства (Однако история показала, человек, которому внушают, что главной его целью является бесконечное повышение комфорта его жизни, вряд ли сможет дать ответы на жесткие вызовы современности). Потребление имеет всё меньше отношения к насущным потребностям. Дорогой сервиз, которым не пользуются из страха его разбить. Драгоценности, которые не носят, боясь ограбления. Особняк с большим количеством не используемых комнат. Для чего всё это? Для того чтобы им владеть (по Фромму «иметь»). Вещь становится не предметом необходимости, а символом престижа, все чаще служит имиджу человека, расстворяя его сущность, личность. Неслучайно, на книжных полках появляются книги с характерными названиями, как крик отчаяния, «Потреблятство: болезнь, угрожающая миру» (М., 2003). Удельный вес производственного сектора в экономике западных стран становится с каждым годом все меньше, постепенно сдавая позиции сфере услуг. Торговля вымещает производство, учебные заведения, церкви. «В 1986 году Америка ещё насчитывала больше высших учебных заведений, чем торговых центров. Не прошло и 15 лет, как число торговых центров стало более чем вдвое превышать число высших учебных заведений. В век синдрома потреблятства торговые центры заменили собой церкви как символ культурных ценностей. Причем еженедельный уик-энд, посвященный шоппингу, это не дань необходимости сделать нужные покупки, а некий ритуал, форма времяпрепровождения, когда обыватель часами бродит по огромным мегамаркетам без определенной цели, покупая в итоге то, о чем он до этого момента даже не думал. Можно сказать, что если блуждания по торговым центрам это своеобразное сакральное действо, вводящее сознание адепта в определенное психологическое состояние, то сам акт покупки – катарсис, его завершающий. Желание купить становится непреодолимым». Вещизм уверенно вытесняет из жизни интерес к внутреннему содержанию человека, заменяет честь, достоинство, мораль. Следствием вещизма стало то, что люди стали превращаться в живых роботов, с упрощенным духовным миром, зато с хорошей производительностью труда. Духовные ценности исчезают или извращаются. Люди перестают понимать, для чего они живут. Примитивизация. Это самое бедное место из всех мест, где я когда-либо была Мать Тереза о США Суть – духовная жизнь общества и отдельного человека год от года упрощается и огрубляется. Процесс принимает патологический характер. Всеми силами, стирая различия между нациями, полами, религиями человечество стараются превратить в серую безликую массу. Всё подлинно великое, индивидуальное уничтожается, высмеивается, отторгается. В кумиры обществу навязывают бездарных актеров, писателей, певцов, политиков. Все продукты современного духовного творчества (книги, картины, музыка, фильмы) создаются на таком примитивном уровне, что любой среднеразвитый человек способен их воспроизвести. И называются они шедеврами. Но всегда главным и единственным принципом всех великих композиторов, художников, ученых был принцип – они могли сделать то, чего не могли остальные. Они сочиняли музыку, писали, изобретали так, как не могло большинство. Сегодня всё иначе, любой может петь так же, как поют популярные певцы. В шоу-бизнесе существуют расценки: столько-то миллионов стоит раскрутить солиста, столько-то – целую группу. Теперь гораздо большее значение, чем сама музыка приобретает аранжировка, спецэффекты, реклама шоу, эпатаж, скандал. Современный Голливуд – это окончательная победа маркетинга над киноискусством и здравым смыслом. Известность актеров определяется их рейтингами. Не случайно со временем стали популярны сериалы, где нет никакой актёрской техники, но есть закадровый смех (зрителю указывают где смеятся, а где не стоит), а одна серия снимается за один день. Закономерным итогом стало появление сериалов, снятых по принципу real life «Большой брат». Эпоха рубежа столетий – эпоха торжества посредственности. Ведётся целенаправленная трансформация и подмена понятий: проповедуется патриотизм, но Родина понимается как место получения дохода; провозглашается принципиальность, но по пустякам и т.д. Произошла массовая и всеобщая уценка принципиальности и отваги, место которых заняли конформизм, приспособленчество и грамотная оценка коммерческих рисков.
Эгоизм. Самая почётная победа – та, которую одерживают над эгоизмом Всё многообразие отношений индивида и общества можно сгруппировать в две направленности: – индивид берёт что-либо от общества; – индивид отдаёт что-либо обществу. Для современного потребительского общества выгодно, чтобы он брал, был потребителем товаров и услуг и крайне не выгодно, чтобы бескорыстно отдавал. Таким образом фокусом общественной жизни становятся интересы отдельной личности. Эгоизм превращается в основу мировоззрения современного общества. Рекламные ролики переполнены слоганами: «побалуй себя шоколадным удовольствием», «заботься о себе» и наконец «не дай себе засохнуть!» Подобно тому как в прежние годы молодёжь проходила курс «молодого бойца», сегодня книжные полки магазинов полны обучающей литературой иного рода – «Энциклопедия молодой стервы», словарь-справочник «Эгоист» и т.д. Мы даже не замечаем, как в наше сознание проникает мораль обмана и воровства. В телерекламе: познакомился и украл у своего товарища чипсы (Лейс), купил хлопья и никому не даёшь, ограбил банк и заодно с деньгами украл мобильный телефон (LG). Эгоизм играет важную роль в деградации общества. Речь идет, прежде всего, об эгоизме элит – господствующего класса. Представители элиты живут в недоступных жилищах, их дети учатся в закрытых частных школах и пансионах, они отдыхают на элитных курортах, их хоронят на элитных кладбищах. И никакого «открытого общества»! Не случайно, одиночество стало постоянным спутником современного общества. Возникают целые философские течения (пессимизм, экзистенциализм), которым свойственны общая пессимистическая напрвленность, трагизм, проповедь одиночества и отчужденности человека. Общение стало дефицитом.
Ненормальность. Когда порок грандиозен, он меньше возмущает Генрих Гейне Поведение человека постепенно сводится до уровня примитивных инстинктов больного животного. Можно ли назвать нормальным общество, где обязательным условием вхождения в число цивилизованных стран является легализация всех видов извращений и извращенцев. Центральные улицы и проспекты европейских и американских городов заполонили гей-парады. Лесбиянки и гомосексуалисты основывают партии и другие общественные организации. Нетрадиционная семейная ориентация стала на Западе предметом особой гордости. На парады, проводимые извращенцами, выходят десятки, сотни тысяч. Самым удобным провозглашается состояние «транс» (между), освобождающее человека от всякой ответственности и не возлагающее никаких обязательств – транссексуальность, транскультура. Посредством искусства и литературы пропагандируется психический гермафродитизм – искусственно формируемый порок сознания человека, в результате которого мужчинам прививают элементы женской психологии, а женщинам – мужской психологии. Если в боевике герой – женщина, то она почти всегда, за очень редким исключением, бьет в кадре мужчин, женщина всегда права, она указывает, приказывает мужчинам. Причем обязательно в грубой форме. Не последнюю роль в пропаганде психического гермафродитизма играют различные феминистические движения. Современное общество все больше скатывается к театру абсурда. Благодаря науке человек все больше поднимается над природой. Теперь каждый, несмотря на любые наследственные болезни, может оставить потомство. Человечество не хочет осознавать, что любой вид, в котором ослабевает механизм естественного отбора, обречен на вымирание. Все реже можно встретить нормальных, здоровых людей. Продолжительность жизни растет, но растет за счет новых методов поддержания слабых организмов и лечения болезней. Это бутафорское здоровье сродни бутафорской красоте голливудских звезд с их вставными зубами, наращенными волосами, силиконовой грудью и губами. Наступает время пластической красоты. Увеличение числа пластических операций наблюдается во всем мире. Работает программа уничтожения индивидуальности. Мир наводняют клоны – люди с одинаковой толщиной губ, длиной носа, овалом лица. Группой факторов антропологического кризиса выступают также современные тенденции к переконструированию биологической основы человека. Они обозначились в русле достижений современных высоких технологий (генной инженерии, био- и нанотехнологий), которые позволяют в перспективе создавать искусственного человека (киборга, мутанта, клона). Искусственный человек уже получил даже название – ИНАБИ (информационно-нано-биологический человек) или Homo Futuris. Не имея строгой идентификации, человек постмодерна открыт самым разнообразным мутациям. Совершенствование генной инженерии подводит вплотную к искусственному созданию генома, что открывает возможность программировать личность до рождения, закладывая в нее те или иные желательные качества. Техническая готовность ученых приступить в скором времени к производству мутантов отражена уже в том, что Евросоюз официально принимает законодательные акты, ограничивающие медицинские опыты, связанные с генными исследованиями и формально запрещает выведение новых «постчеловеческих» видов. Если нечто требует запрета, это уже является реальностью или станет ею вот-вот. Совершенствование технических средств позволит в скором времени вживлять в человеческий организм искусственные органы, которые в одном случае будут восполнять работу больных органов, а в другом, совершенствовать деятельность имеющихся. Искусственный глаз может усовершенствовать зрение, искусственное ухо – слух, аккуратно вживленный «hard disc» – память и т.д. Уже сегодня каждый десятый житель высокоразвитых стран напичкан синтетическими протезами и имплантантами. Так складывается образ «киборга», «репликанта» – получеловека-полумашины. Если рассматривать человека как набор цифровых показателей, как своего рода «штрихкод», то можно предвидеть появление виртуальных дублей или клонов, замещающих человека в сетевых пространствах. Все эти темы, связанные с постчеловеком сегодня являются типичными сюжетами научной фантастики. Но если вспомнить, что большинство технических изобретений, описанных в научной фантастике XIX века (подводные лодки, самолеты, связь на расстоянии), в XX веке стали обыденными предметами обихода, нетрудно предположить, что появление «постлюдей» вполне может рано или поздно стать реальностью. Итальянский бизнесмен и футуролог Ж.Аттали так описывает будущее человека: «Грядущий мировой порядок превратит человека в товар массового производства… Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар. В результате развития генной инженерии человек будет продавать и покупать своих собственных двойников, «копии» любимых людей… гибриды, созданные на основе подаренных особенных свойств. Человек начнет создавать себя так, как он создает товары, он будет искать необходимые материалы на специальных складах живых органов, потреблять других людей, как и прочие предметы, и странствовать в чужих организмах и мозгах… Человек грядущего тысячелетия позволит потреблять себя кусок за куском в рыночном смысле этого слова. Таким образом, он приобщится к тому, что в конечном счете восходит к культу индустриального каннибализма». Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|