|
Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Русские народные подвижные игры имеют свою историю возникновения. Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Кроме этого, культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа. Главным образом крестьянства. Всё это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа. Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е.А. Покровского. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину было особенно много игрищ с оттенком языческого культа, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся обычно шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны и вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми. Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е.А. Покровский рассматривал их как наиболее естественную форму физических упражнений, соответствующих психологическим особенностям детей. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры нередко оказываются средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призваний отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п. Оздоравливающее, гигиеническое значение игр зависит еще от одного фактора, на значение которого указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, – это интерес, чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру. П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплинированности, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые и педагоги, но и общественные деятели. Так, А. Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего, как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т. е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается народная русская сметка, еще не придавленная никакими тягостями житейскими». На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог E. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна учить сообразительности и находчивости. Главное условие подвижных игр – развить фантазию ребенка настолько, чтобы впоследствии он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры. Большое значение придавала использованию русских народных подвижных игр А. П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости и опасения, побуждают к осторожности и увлекают детей. Не зная истоков игр, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русскими народными подвижными играми, они должны, прежде всего, знать историю их появления и воспитательное значение. Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть русского народного творчества связана с язычеством, придававшим особую красочность русской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам. В языческой культуре Древней Руси не существовало обособленной касты жрецов, жертвоприношения и молебны совершались любым человеком у жертвенников и статуй почитаемых тогда богов (Ярило – солнце, Белес – покровитель скота, Мокошь – богиня воды, дождя, Сварог – бог оружия, неба и небесного огня). Игрой в разной степени пронизаны практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы – своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т. д. Игра в это время была не просто досужим развлечением, но способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла, развивала способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Одна из древнейших игр из русского детского фольклора – горелки. О ней писал С. К. Якуба: «Русские историки прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее – Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, чтобы встретить в чистоте восходящее светило». В самой древней русской летописи – «Повести временных лет» – так говорится об этом: «Схожахуся на игрища, плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе». Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку. О происхождении самого названия игры – «горелки» – свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен… поется: „Не огонь горит, не смола кипит, А горит-кипит ретиво сердце по красной девице"… Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность…» В зимние Святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, унаследованными от древних языческих времен. Можно предположить, что Дрема здесь – образ Солнца, которое будят, слегка шутливо укоряют, ждут от него тепла: Будет, Дремушка, дремать, Полно, Дрема, стыдно спать. Встань! В другой детской игре – «Кострома» – ученые находят отголоски древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество. Молодые девушки, женщины делали из соломы чучело, одевали его в нарядный сарафан, украшали цветами, клали в корыто и, имитируя похороны, с песнями несли к реке. Там всю ночь пели, водили хороводы, а затем Кострому раздевали и бросали в реку, оплакивая ее кончину, вместе с которой кончились и все летние хороводы, гулянья. Наступало время летней страды. И в детском припеве сохранились слова о древнем значении игры: Кострому мы наряжачи, Весну-лето провожали. В этой игре усилена развлекательная функция: исход игры – это, по существу, «ловишки», ведь детям надо побегать! Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Такова, например, «Утена»: По лугам гуляла, Гнездо свивала, Деток выводила, Деток собирала. Народная традиция создает ласковый, светлый образ: Плыла утена через синие озера, Ноженьки обмочила, Крылышки обмочила, Крылышки встрепенула, На бережок вспорхнула. В процессе игры ведущий игры – утена показывает несложные движения в соответствии с текстом, что позволяет использовать игру в работе с детьми дошкольного возраста. Христианизация Руси и введение новой веры привели к формированию христианского пантеона святых и созданию христианских праздников на основе языческих. Так, зимние Святки были заменены рождественской неделей, а весенние – пасхальной, что отразилось на характере игр и развлечений как молодежи, так и малых детей. Например, для святочных посиделок были характерны подвижные игры, в частности жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену. «Бытовая» – постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «Столб», «Цепочка», «Товар забирать», «Выскочка», «В короли», «Мост мостить». Широко распространено было на Масленицу катание молодежи с ледяных гор. В Юрьевском уезде Владимирской губернии молодежь каталась с гор на скамьях и буках – низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только мальчики. Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. В. Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и более старших поколений. Упоминание об этой игре есть в древнерусских летописях. Среди предметов, найденных при раскопках в древнем Новгороде, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе! Поэт В. Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта»: О, радость жизни, детская игра! Век не уйти с соседского двора. За мной являлась мать. Но даже маме В лапту случалось заиграться с нами. Чего ж ей, великанше, делать тут? В нее ж мячом всех раньше попадут. Кидать – кидали, да не попадали… И к ужину обоих долго ждали. Знаменитый русский писатель А. И. Куприн отмечал, что эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, дошедших до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в нее играли еще в XIX в. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения. В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и набивали их тряпками. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры липы, березы. Внутри такие мячи были пустыми и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому. На вечерках, на гуляниях играли в такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. Детские народные подвижные игры не только отражали обрядовые традиции, носили отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения. Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, а финалом игры, как правило, является бег. А вот любимая детская игра «Я садовником родился» показывает совсем другую жизнь. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, ритуальность «светских» отношений. Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное – несъедобное». Еще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, является игра «Кандалы» («Цепи кованые»). Предполагается, эта что игра является отголоском ритуала выбора невесты. Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки». Русские деревни и села стояли обычно по берегам рек, речушек и озер, поэтому удочки были у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как же им было не придумать игру, в которой можно половить рыбу удочкой или сетями? Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим, передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др. Игры, предназначенные только для спортивного зала, спортивной площадки или для местности. Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды: а) подвижные (спортивные) игры; б) обрядовые (календарные); в) по отношению к природе (природные); г) трудовые (бытовые) д) с ведущим (водящим); ж) драматические (с элементами театрализованных действий) К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.) Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др. По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др. Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.) Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»). Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в тоже время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др. Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которыетребуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.) Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа: - хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.) - некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.) - хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.) В работе ДОО активно используются народные игры с пением. Ребенок интуитивно испытывает потребность в пении и движениях, поэтому очень важно развивать у него начальные формы подобных проявлений. Двигательный опыт тесно связан с опытом музыкальным, т.к. образ музыки в сознании человека тесно связан с образом движения, включающим несколько компонентов: эмоционально-коммуникативная направленность, двигательное выражение и пространственно-временные представления.А в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Музыка развивает двигательную, речевую и мимическую экспрессию человека, особенно, это касается народной музыки и песни. Положительные эмоции от общения с народным искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют и активизируют резервные силы организма. Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа. Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову. Поэтому вполне естественно, что дошкольникам легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные и выразительные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по настроениям и характеру народные произведения стимулируют развитие фантазии и воображения ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных танцевально-двигательных упражнений и игр, которые предполагают решение следующих задач: научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела; развивать двигательную способность; пластическую выразительность: (музыкальность, ритмичность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к двигательной импровизации); фантазию; способствовать снижению боязни, страха, тревожности, улучшению настроения; повысить свою самооценку, социальную активность; развивать эмоциональность. Поэтому активно используется работп по развитию танцевально-игрового творчества, которая потом успешно применяется детьми в народных играх. Так как народные игры предполагают участие большого количества детей, то, само собой, в них используется хоровое пение, которое наилучшим образом способствует развитию у детей музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к народной музыке, песне, а также повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Оно строится таким образом, чтобы все дети активно участвовали в пении. У детей при этом возникают коммуникативно-эмоциональные отношения. Хоровое исполнение народных песен несёт большой положительный заряд, т.к. они носят оптимистический характер, побуждает к размышлениям и переживаниям, преодолеть чувство застенчивости, а ведущий, стоящий в центре круга попадает в центр внимания. Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, но надо учитывать, что пение несовместимо с резкими, быстрыми движениями, поэтому мы используем песни спокойного, плавного характера (главным образом, русские народные хороводы, игры). Эти песни поются без музыкального сопровождения, они имеют простую мелодию, развивает правильное дыхание, дикцию. Народные игры с пением позволяют решать следующие задачи: - развитие музыкального слуха, музыкальной памяти; - совершенствование певческих, танцевальных умений и навыков; - развитие умений выполнять игровые образы; - развитие творческой индивидуальности; - развитие музыкального и эстетического вкуса; - развитие всех психических процессов; - формирование понимания красоты речи; - формирование духовной сферы, патриотических чувств; - развитие эмоциональной сферы; - формирование физических качеств, здоровья; - формирование коммуникативных качеств. - приобщение к народной культуре, традициям. В работе используются следующие методы: - словесный; - наглядный; - практический. Словесный метод: - рассказы об игре, её правилах; - объяснение значений старинных слов; - беседы с элементами диалога; - вопросы - ответы; - заучивание текста народных игр. Наглядный метод: - рассматривание иллюстраций к играм; - рассматривание предметов старинной утвари, мебели; - рассматривание костюмов; - показ презентаций. Практический метод: - проведение игр; - изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм; - проведение праздников и развлечений; - консультации для родителей; - консультации для педагогов. В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется: - знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества; - личный пример при разучивании игр; - пример ребёнка при создании игрового образа; - использование костюмов, атрибутов. Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|