Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







A. Краткий исторический ракурс.





Император Константин был сыном римского полководца Констанция и освобожденной из рабства христианки с Востока по имени Елена. В конце 322 г. Константин, преследуя сарматов, перешел границы Ликиниевых владений. Последний это принял как вызов и объявил войну Константину. Решительное сражение произошло при Хризополисе (теперь Кавале), где Ликиний был окончательно разбит, а потом вскоре и сам убит. Осенью 323 г. Константин уже появился в восточной столице Никомодии. И надо отметить что его внимание привлекло настроения в Восточной Церкви. И причиной этому послужили разногласие, возникшее еще при правлении Ликиния, между епископам Александрии Александром, и одним из наиболее авторитетных и уважаемых пресвитеров города Арием. Произошло это приблизительно так: Александр, будучи епископом Аликсондрии, однажды среди своих служителей и старейшин делился своим богословским пониманием о триединстве. Ему публично стал возражать Арий, и оспорил истинность утверждений Александра, утверждая, что это похоже на заблуждение. Арий на этой встрече воспользовался возможностью выразить свои взгляды относительно триединства, которые по существу состояли в отрицании Божественности Господа Иисуса Христа.

Πо происхождению Арий был ливиец. Он был учеником Лукиана. И во время гонения Диоклитиана он переселился из Антиохии в Александрию, где после 310 г. стал пресвитером и приобрел много приверженцев искусством своей речи и аскетической строгостью к жизни.

У Константина в начале появилось желание примирить враждующие стороны между собой, склонив к миру главных виновников раздора - епископа Александра и пресвитера Ария. «В исполнение этого своего намерения он написал письмо епископу Александру и Арию в Александрию. Константин пишет не как богослов, но как высший принципал, снисходительно благожелательный. Касаясь спорного вопроса, Константин говорит: Александр не должен был спрашивать, а Арий отвечать, ибо "подобные вопросы, не предписанные законом (Св. Писанием)... не должны быть допускаемы до слуха простого народа," и продолжает: "Ваш спор начался не по главному канону к учению в законе; вы не вводите какого либо нового догмата в богопочтение; сущность мыслей у вас одна и та же, так что вы легко можете снова войти в общение." Главным девизом царя, внушаемым спорящим, является "Итак возвратите мне мирные дни и спокойные ночи, чтобы и я, наконец, нашел утешение в чистом свете, отраду в безмятежной жизни" (Евсевий. De vita Const. II, 64-71)».[2] С письмом в Александрию был послан епископ Осий. Миссия оказалась выше его сил: примирить споривших ему не удалось.

Александр, заявив о своих полномочиях и о своей ответственности как епископа, осудил учение Ария и отстранил его от всех должностей в церкви Александрии. «Арий не признал этого решения и обратился к жителям Александрии и к видным епископам в восточной части империи, с которыми он учился в Антиохии. Вскоре в Александрии начались народные выступления - люди ходили по улицам, выкрикивая богословские лозунги Ария. Епископы же, к которым обратился Арий, написали письма, в которых заявляли, что низложенный пресвитер прав и что именно Александр проповедует лжеучение. Таким образом, местные разногласия в Александрии начали угрожать единству всей Восточной церкви».[3]

Арий увлек за собою одну треть всего Египетского клира, а по отношению к Александрии - это составляло почти половину клира. «В числе лиц, сочувствовавших Арию, оказался такой выдающийся по уму и положению человек, как епископ Евсевий Никомидийский. Который радушно принял Ария. Проживая там, Арий привел в систему свои воззрения и изложил их в сборнике Талиа (θαλεια)».[4] Между тем, Евсевий Никомидийский не только дал убежище Арию, но стремился реабилитировать его. В 320-ом г., под председательством Евсевия Никомидийского созывается Собор в Вифинии, как и следовало ожидать, Арий на нем оправдывается. Он и его единомышленники были приняты в церковное общение. Этого же от лица Собора добивались и от епископа Александра. Но последний не уступил. И в 321-ом году Александра созывает в Александрии Собор из 100 епископов - египетских и ливийских, осудивший Ария. Александр от лица Собора рассылает окружное послание к епископам Церкви с уведомлением о том, что Арий осужден.

«Евсевий пишет, что после неудавшейся попытки к примирению сторон: "царь созвал Вселенский Собор почтительными грамотами, приглашая епископов всех стран возможно скорее прибыть в Никею" (De vita Const. с. III, 6)».[5]

Такое благожелательное желание Императора бала на редкость удивительно. Ведь христиан до Константина притесняли и жестока гнали, а теперь от самого Императора исходит инициатива мир в церкви, и единства в богословии. Вероятнее всего это определялось не глубокими христианскими взглядами Константина. Ведь Он принял крещение лишь незадолго до смерти и сохранил за собой титул главного языческого священника государства. А причина скорее всего в политической выгодой. Он понимал, что церковь по своей площади охватывает всю империю и именно она может стать центром влияния на эту империю. Но стоит заметить, что однозначно это утверждать сложно, ведь к тому времени лишь 10% проживающих в империи граждан называли себя христианами.

 

B. Никейский собор.

В 325 году епископы собрались в Никее, городе в Малой Азии неподалеку от Константинополя, на встречу, которая станет известной как I Вселенский собор. Точное число его участников неизвестно но чаще других приводится цифра 318. После жестоких испытаний и гонений христиан, епископов пригласили собраться в Никее, для решения назревших и актуальных вопросов в христианстве. Еще до начала собора епископа и их помощники проводили время в консультациях и совещаниях ища союзников и определяясь в своих позициях. «Центр рассуждении естественно составляло учение Ария о лице Иисуса Христа. Во время этих совещаний ясно определилось - кто с Арием и кто против него. Количество арианствовавших епископов было 20 (по Филосторгию 22). Из них наиболее влиятельными были - Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский, Митрофан Ефесский, Феогнис Никейский, Марий Халкидонский и Павлин Тирский».[6]

Прямо противоположную позицию занимала другая небольшая группа епископов, убежденных, что арианство угрожает самой сути христианской веры и поэтому его следует открыто осудить. Эту группу возглавлял Александр, епископ Александрийский. Один из его последователей, молодой человек, который, будучи лишь диаконом, не мог принимать участия в работе собора, впоследствии станет известным защитником никейской ортодоксальности под именем Афанасий Александрийский.

Самым трудной задачей в программе собора стаял вопрос об отношении к арианству. На соборе присутствовала небольшая группа убежденных ариан, возглавляемая Евсевием Никомидийским - епископом, игравшим основную роль в первые годы полемики. Надо сказать что представители арианства хорошо подготовились к этому собору так как они первыми предложили свой символ веры, составленный Евсевием Никомидийским. «Но, в нем содержались "хулы" на Сына Божия, то есть, обычные арианские выражения, что Сын Божий есть "произведение и тварь," что было время, когда Сына не было, что Сын изменяем по существу и тому подобное. Такие "хулы" вызывали в членах Собора общее негодование, почти ярость, и арианский символ был разорван (Феодорит I, 7: του παρανομου γραμματος διαρραγμενος). Такое отношение к их символу насторожило ариан, и они должны были, по крайней мере, на время притихнуть, умолкнуть. Тогда отцами Собора были предприняты попытки изложить свою веру в библейских терминах. Ариане охотно соглашались на все тексты, термины или выражения, приводимые православными из библейских книг; но понимали и толковали их по-своему. Так, отцы Собора первоначально остановились на формуле "Сын от Бога." Ариане принимали это говоря, что все от Бога: "из Которого все" (1 Кор. 8:6). Противники ариан пытались опереться на такие тексты: Слово есть... истинный Бог, как сказал Иоанн (1 Ин. 5:20), сияние славы и образ ипостаси Отчей, как написал Павел (Евр. 1:3); но Евсеевы приверженцы, говорили: "согласимся в этом, потому что... и мы называемся образом Божьим и славою Божией...," даже гусеницы и кузнечики именуются " великое войско Мое " (Иоил. 2:25), и мы свои Богу... Он назвал нас братьями " (Евр. 2:11) и тому подобное. В то время, нужно думать, когда епископы были утомлены оказавшимися бесплодными усилиями, вследствие изворотливости ариан, стараниями формулировать свое исповедание в библейских выражениях в противовес арианам. Ариане меняют свою тактику на показное, формальное желание дать мир Церкви. Это как раз было рассчитано на совпадение с настроением императора и на его сочувствие».[7]

С великим искусством удерживая инициативу в собственных руках, ариане предлагают еще одну, новую формулу, свободную от всяких спорных слов и содержащую только общие направление. «Символ Евсевия (См. его у Сократа Ц. История I, 8. и у Феодорита Ц. История I, 12) начинается словами: "как приняли мы от предшествовавших нам епископов - и при оглашении, и при восприятии крещения, как научились из Божественных Писаний, как веровали и учили в пресвитерстве и в самом епископстве: так веруем и теперь и представляем вам нашу веру." Отсюда, по-видимому, можно заключить, что речь идет о символе переданном Кесарийской, или какою-либо другою общиною. Основная мысль вводных слов Евсевия, думается, такая: всякий христианский символ во все времена постольку имеет право на существование, поскольку он содержит преданную веру отцов, не привнося ничего нового. Едва был прочитан предложенный Евсевием символ, как император, дипломатически предупреждая возражения и дебаты со стороны противников, поспешил заявить, что это исповедание вполне соответствует его собственным убеждениям».[8]

«Константин предложил включить в символ веры слово homoousios, которое обычно переводится как "единосущный". Оно было включено, чтобы выразить идею о равной Божественности Отца и Сына. Но оно же стало основной причиной возникших позднее возражений против Никейского символа веры, так как будто бы подразумевало, что между Отцом и Сыном нет никаких различий, и тем самым открывало путь для патрипассианства».[9]

В конце концов собравшиеся пришли к следующей редакции символа веры:







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.