Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Веруем в единого Бога, Всемогущего Отца,





Творца всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа,

Сына Божьего, Единородного Отцу,

В Бога от Бога, в свет от света,

В Бога истинного от Бога истинного, рожденного,

Не сотворенного, единосущного [homoousios] Отцу,

Через Которого все начало быть на небе и на земле,

Который ради нас и нашего спасения сошел с небес

И воплотился в человека, пострадал и воскрес на третий день,

Вознесся на небо и вернется, чтобы судить живых и мертвых.

И в Святого Духа.

Тех же, кто говорит, что когда-то Его не было, что прежде рождения Его не было, или что Он вышел из того, чего не существует, или что у Сына Божьего иная природа [hypostasis], или сущность [ousia], или что Он сотворен, или что Он подвержен изменениям, вселенская церковь предает анафеме.

Для ариан внесение указанных терминов создавало непреодолимую трудность, что и обусловило их поражение. Стоит заметить что арианство потерпело поражения благодаря употреблению не библейского термина – homoousios, что по своему крайне интересно.

«"Но довольно об изложенной вере, в которой все мы согласились не без исследования (Сократ. Ц. История I, 8. Феодорит. I, 12 η συνεφονησαμενοι παντες ουκ ανεξεπαντος). "заканчивает Евсевий свои рассуждения о Никейском символе для Кесарийской паствы, впрочем не скрывая серьезности работы ("не без исследования"). Однако, не "все согласились." Символа, не приняли сам Арий и два его испытанные друга - епископы Секунд Птолом. и Феон Мармар. Все они вместе с преданными пресвитерами были преданы анафеме и отправлены в изгнание в Иллирию (Феодорит. Ц. История I, 7, 8; Созомен Ц. История I, 21; Филосторгий I, 9 Сократ I, 9, 14, 23). Но этим дело не ограничилось. К положительной части символа была прибавлена часть негативная - анафематизмы на "всякую безбожную ересь," и на арианство, как учившее о тварности Сына. Под этою частью не хотели подписаться Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский и Марий Халкидонский (Созомен 1,21 (Ц. История)). И они также были отправлены в изгнание (Созомен I, 21)».[10]

Вопреки надеждам епископов Никеискии собор не положил конец разногласиям. Евсевий Никомидийский был тонким политиком. Он всячески старался завоевать расположение императора, который вскоре разрешил ему вернуться в Никомидию. В Никомидии располагалась летняя резиденция императора, поэтому у Евсевия была возможность добиться, чтобы Константин еще раз вернулся к принятому решению. В конце концов император счел, что поступил с арианами излишне сурово. Константин вызвал из ссылки самого Ария и приказал епископу Константинопольскому восстановить его. «Прямо перед его возвращением, Александр, александрийский патриарх, пал ниц перед алтарём и в слезах обратился к Господу: «Если Арий войдёт завтра в церковь, забери меня к себе и не дай мне погибнуть виновным. Но если Тебе угодно пожалеть Свою Церковь, как Ты её действительно жалеешь, удали Ария, чтобы, когда он войдёт, вместе с ним не вошла ересь». На следующее утро, во время своей триумфальной процессии к зданию храма для совершения официального и торжественного примирения с Церковью на основании императорских полномочий, Арий остановился и из-за болей в желудке внезапно покинул процессию. Подождав немного времени, сподвижники Ария начали его искать и в конце концов узнали, что он, зайдя в отхожее место, упал от истечения крови и головой свалился в оставленное открытым отверстие. Ортодоксальные христиане торжествовали, вспоминая смерть Иуды, который «когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1:18).».[11]

Александр Александрийский умер в 328 году, и его сменил Афанасий, присутствовавший на Никейском соборе в качестве диакона и ставший теперь основным защитником его решений. Вскоре его имя уже было неразрывно связано с отстаиванием никейских принципов, так что всю последующую историю полемики, связанной с арианством, мы намерены рассмотреть на примере его жизни. Надо сказать, что Евсевию Никомидийскому и его последователям удалось добиться высылки Афанасия по приказу Константина. К тому времени большинство сторонников принятых на Никейском соборе решений были уже изгнаны. Когда на смертном одре Константин наконец попросил окрестить его, обряд этот совершил Евсевий Никомидийский.

 

C. Тринитарные дискуссии после Никейского собора.

Евстафий Антиохийский вступил в литературную полемику с Евсевием Кесарийским по поводу Никейского символа веры. Он первый подметил зарождавшееся на Востоке недовольство Никейским определением и начал с ним борьбу в литературе и жизни. Он прервал церковное общение с уклонявшимися от слова "единосущный," - отказавшись принять в клир знаменитых в будущем - арианствовавших - Леонтия, - позже Антиохийского епископа, Евстафия Севастийского, Георгия Лаодокийского и других (Афанасий. История ариан с. IV). Догмат о Сыне Божьем Евстафий раскрывал с христологической стороны. Как и все старшие защитники Никейского символа, Евстафий не различал между терминами "сущность" и "ипостась." Многим казалось, что Евстафий, подобно Савеллию, сливал лица Святой Троицы. Дело против него было поставлено на Антиохийском Соборе 330 г., на котором присутствовали Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский, Евсевий Кесарийский, Патрофил Скифопольский, и другие. Не имея возможности обвинить его прямо в заблуждении, его обвинители придумали такую формулировку, что он "умствовал более по Савеллию, чем по разуму Никейского Собора" (Сократ. Ц. История I, 24). К этому было присоединено обвинение в оскорблении матери царя и в любодеянии. Евстафий был низложен и сослан в Иллирию.

После смерти Константина в 337г. Империя была разделена между его сыновьями: Константин 2 на западе, Констант в центральных землях и Констанций на востоке. Констант повздорил с Константином 2 и последний был убит. Таким образом империя поделилась на западную и восточную. Запад приблизил к себе евсевиан, и в 338 г. Евсевий становится епископом Константинополя. На востоке после смерти Александра Александрийского в 328 году, его сменяет Афанасий. Который был изгнан но в 337 г. Был помилован и возвратился в Александрию в сане епископа. Но его сместили и избрали Григория которого поддерживали евсевиане. Афанасий обратился с жалобой в Рим к епископу Юлию (337-352). Тот разобрался и на очередном соборе в 340 г. оправдал Афанасия. Получилось что епископ Рима отменил решение восточного синода. В 341 г. в Антиохии собрались 37 епископов и приняли ряд положений касающихся постулатов веры что стало позицией восточного исповедания. Вот цитаты этих положений: «Божественная природа Христа описанная как точный образ Отца: Он от Отца рожденный прежде веков, Бог от Бога, целое от целого, единственный от единственного, совершенный от совершенного, Царь от Царя, Господь от Господа. Точный Образ Бога невидимого, сущность, воля, сила, и слава Отца».[12] Восточные епископы подчеркивали что Сын столь же неизменен, как и Отец, более того они подчеркивают, что Святой Дух – третья самостоятельная ипостась и что в Троице имеют место особые различия между Лицами: «по бытию три, а по согласию одно». Далее предается проклятию положение, «что Сын пришел из небытия или из другой ипостаси, а не из Бога, и что было время когда Его не было». Они осуждали взгляды Маркелла которого в свою очередь поддерживали западные епископа. Маркелла Анкирский -умный сильный и оригинальный. «Он утверждал все свое богословие ο Втором Лице Св. Троицы на 1 главе евангелии от Иоанном. Все другие имена - "Образ, Христос, Иисус, Путь, Истина, Жизнь, Сын Божий" - все это относится к Богу воплощенному. Второе лицо имеет преднамеренно особое название Логос.

Вот в этом смысле o Логосе и сказаны в I гл. Иоанна 4 вещи:

  1. Что Логос был "в начале." Это значит: Он был в Отце потенциально.
  2. Он был "у Бога," т.е. Он был y Отца и в состоянии активно выраженной силы.
  3. "И Слово было Бог" - нераздельность Божества.
  4. "Все произошло через Heгo," как это и происходит и в человеке, через его разум, слово и волю. Потому-то Логос и неотделим от Отца, совечен Отцу.

Троица же открывается и является в связи со спасением, которое проявляет для нас Троицу из ее скрытого трансцендентального бытия. Это само открытие Троицы y Маркелла формулируется в терминах гностицизма. A именно: Как y гностиков, по контрасту с последующим "раскрытием, расширением" находится в состоянии "свернутости." Этот первое как бы "предисловие" к мировому спасению. Она пока только "потенциальная." Β этой фазе выступает Логос.

Ho вот раскрытие продолжается. Наступает 2-я «часть». B ней Логос становится "Сыном" и "Первородным прежде всякой твари." Это уже не "потенциальная фаза раскрытия Логоса, a реальная." Сын стал теперь возглавляющим творение, чтобы сообщить ей нетление и бессмертие. Ради этого и принял плоть "чуждую Богу ("плоть не пользует нимало").

Логос воплотился для мира. A потому царство Логоса должно кончиться и перейти в царство Божие».[13]

В 357 г. при епископе Александрийском были советники Аэций и Евномий, которые разработали следующий догмат. «Слова описывающие внутреннее бытие Бога, особенно «нарожденный» и «рожденный», предают различие в сущности или природе Отца и Сына. От Ария, верившего в непознаваемость и таинственность Бога, они отличались убежденностью в возможности постичь Бога со всей точностью и во всей глубине».[14]

А во втором Сирмиумском символе, где утверждалось, что Сын просто подобен Отцу (в греческом это слово так что образовалось «партия омиев»)

На соборах того времени подымались споры и требовалось четкой текстовой записи например в 359 г. в Селевкии собравшиеся требовали, чтоб в тексте ясно значилось: «Сын подобен Отцу «по сущности» или «во всем» включая сущность. После долгой борьбы за возвращение старой антиахийской формулировки восточные епископа сдались, и те, кто не покинул собор в знак протеста, подписали «Датированную веру». В нем не использовались слова «сущность» в отношении Бога, а о Сыне говорилось, что Он «подобен Отцу, родившему Его по Писанию»».[15]

В 360 г. «Дотированная вера» и омийское учение на следующие 20 лет стали официальным исповеданием Империи, одобренным самым представительным собранием епископов.

 

 

4. Учение Афонасия Алексондрийского

Совершенно очевидно, что центральное место в богословских воззрениях Афанасия занимало Божье присутствие. Неудивительно поэтому, что в арианстве он видел серьезную угрозу самой сути христианства. Арий учил, что пришедший к нам в виде Иисуса Христа был не настоящим Богом, а каким-то менее значимым существом или творением. Такие взгляды были неприемлемы как для самого Афанасия и для монахов, удалившихся в пустыню и искавших там любви воплощенного Бога, так и для верующих, приходивших к Афанасию на богослужения. В глазах Афанасия, монахов и многих верующих арианские взгляды не выглядели вопросами, имеющими какое-то второстепенное значение. Они касались самой сути христианского послания, и потому смириться с ним он никак не мог.

Позднее Афанасий пришел к выводу, «что несогласие многих с Никейским символом веры объясняется опасением, что утверждение о единосущности Сына с Отцом может быть истолковано как отрицание всяких различий между Отцом и Сыном. Поэтому они предпочитали говорить не о "единосущности", а о "подобосущности". Эти понятия выражались греческими словами homoousios (единосущный) и homoiousios (подобосущности). Никейский собор провозгласил Сына homoousios Отцу. Но теперь многие говорили, что они считают Сына homoiousios Отцу».[16]

Ранее Афанасий безоговорочно отстаивал никейскую формулировку и заявлял, что сторонники формулировки о "подобосущности" - такие же еретики, как и ариане. Но теперь, будучи уже в преклонных годах, епископ Александрии признавал обоснованность взглядов христиан, которые, отвергая арианство, в то же время не могли признать, что между Отцом и Сыном нет никаких различий.

«В ходе многочисленных бесед Афанасий убедил многих из них, что никейскую формулировку можно истолковывать в смысле "подобосущности". Наконец, на синоде, собравшемся в Александрии в 362 году, Афанасий и его последователи заявили, что Отца, Сына и Святого Духа можно считать "единосущными", только если при этом не подразумевается отвержение различий между ними, и что вполне можно говорить о "трех сущностях" при условии не понимать под этим существование трех богов. Именно на этом основании большинство церквей признали решения Никейского собора, которые затем были утверждены на II Вселенском соборе, собравшемся в Константинополе в 381 году. Но Афанасий не увидел этой победы, достижению которой он посвятил большую часть жизни.

Афанасий так и не увидел окончательной победы дела, которому посвятил всю свою жизнь, но написанные им труды с полной очевидностью показывают его убежденность в конечном развенчании арианства. Когда он достиг преклонного возраста, появилось новое поколение богословов, преданных тому же делу». [17]

 

Заключение

После того как Император Константин принял христианство, появилась возможность для разрешения богословских споров обращаться к государственным властям. «Империя была крайне заинтересована в сохранении единства церкви, которая, как надеялся Константин, должна была стать "связующим началом империи". Вследствие этого государство вскоре начало использовать свои властные структуры для сохранения богословского единства среди христиан. Зачастую подавленное таким образом инакомыслие действительно могло представлять собой угрозу для правильного понимания христианского послания».[18] Однако, не будь вмешательства императора, возникавшие вопросы, вероятно, вполне можно было решать, как в прежние времена, - в долгих спорах, в результате которых приходили к согласию.

На первый взгляд эта история не очень поучительна. Но при более пристальном рассмотрении удивление вызывает не то, что в такой сложной обстановке у церкви достало силы и мудрости отвергнуть взгляды, угрожавшие самой сути христианского послания.

Очевидно, что Никейский символ веры — это развитие Апостольского символа и его защита от злоупотребления неверным истолкованием. В своей нынешней форме он включает в себя результаты последующих соборов, включая Халкидонский Собор.

Самое важное из всех последующих дополнений к Символу — это пункт, содержащий Filioque. Он говорит о том, что Святой Дух исходит от Сына. Этим дополнением Запад устранил существовавшие уже на протяжении длительного времени элементы субординационизма в учении о Троице, невзирая на то, что Восточная Церковь отвергла Filioque. Это дополнение провозглашало абсолютное равенство Отца, Сына и Святого Духа. Троица — это единый Бог, в трёх ипостасях, без подчинения (субординации) друг другу по сущности или бытию, но лишь с точки зрения Божьих вечных установлений или действий.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. М. Э. Поснов «История Христианской Церкви»

2. Хусто Л. Гонсалес «История христианства» «Библия для всех» С-Петербург. 2001.

3. Стюарт Дж. Холл «Учение и жизнь ранней церкви» «посох» Новосибирск 2000.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.