|
Карл Барт и его роль в богословском процессе ХХ столетияСтр 1 из 3Следующая ⇒ Карл Барт и его роль в богословском процессе ХХ столетия
A Research Paper Submitted in Partial Fulfillment of The Requirements for ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ Professor: Р.П. Соловей Evangel Theological Seminary 18.02.2004
by: Paul Novik Содержание Введение.. 3 I. Исторический обзор. 4 1. Детство и студенческие годы (1886 - 1909) 4 2. Ранние годы исследований и служения, перелом в понимании теологии (1909 - 1932) 5 3. Период церковной догматики (1932 - 1968) 7 II. Теология Карла Барта.. 9 1. Определение «догматики». 9 2. Вера и историчность Бога. 10 3. Всемогущий Бог и проблема зла. 10 4. Доктрина о Троице. 11 5. Церковь и общество.. 11 5. Рассмотрение доктрины о предопределении. 12 III. Роль Карла Барта в становлении и развитии христианской доктрины... 12 Заключение.. 14 Библиография.. 15 Приложение.. 16
Карл Барт - величайший богослов двадцатого века. Он оказал огромное влияние на развитие богословия. Даже его идейные противники, такие как папа Пий XII высказывались о нем как о самом великом богослове после Фомы Аквинского[1]. Фома Аквинский оказал огромное влияние на богословие католицизма. В сущности, Римский папа в 1879 году заявил, что богословие Фомы Аквинского является официальным богословием Ватикана[2]. Исходя из этого, можно осознать насколько огромным было влияние Карла Барта на развитие богословия протестантизма, и, я думаю, не только протестантизма. Начинал свой творческий путь Карл Барт будучи либеральным богословом. Либерализм - это движение стремящееся адаптировать религиозные идеи к современной культуре и современному мышлению. Либералы также отрицают религиозную веру, основанную лишь на одном авторитете. Всякая вера, утверждают они, должна проверяться разумом и опытом. Неоортодоксия – это не единая система и не направление в теологии. Скорее это реакция на протестантскую схоластику и либеральную теологию, которая началась во время Первой Мировой войны. Карл Барт стал одним из лидеров этого движения. В этой работе я хочу рассмотреть практическую деятельность Карла Барта, сделать небольшой анализ его теологии и попробовать дать ответ на то, какова была роль этого богослова в развитии христианской теологии ХХ века. Барт написал более 13 томов, в которых объясняет суть христианства, и суммировать все эти исследования на 12 страницах просто невозможно, но все же кое-что мы отметим. Не многие книги дают материал о Карле Барте, хотя на базе его разработок построено современное христианское богословие. Нужно знать в лицо своих героев, и сегодня я предлагаю познакомиться с одним из них поближе. I. Исторический обзор. Детство и студенческие годы (1886 - 1909) Карл Барт [3] родился 10 мая 1886 в городе Базель в семье пастора реформатской церкви и профессора церковной истории. Оба его деда также как и его отец, были служителями церкви. Барт был человеком с превосходным чувством юмора. В то же время он был серьезным и целеустремленным человеком. Он любил музыку и отличался высокой интеллектуальной развитостью. Когда Барту было три года, его семья переехала жить в город Берн, где в восемнадцать лет он и поступил университет. Дома, он получил начальное духовное воспитание довольно таки консервативного толка. Во время же пребывания в университете его учителем систематической теологии стал Герман Людеман - теолог либеральной традиции. Важным событием в становлении Карла, как богослова, стало его знакомство с философией Канта и теологией Шлеермахера. Заинтересовавшись этими взглядами Барт, по окончании университета, продолжил свое образование в Марбурге у Вильгельма Германа, ведущего неокантианского теолога того времени. В 1906 году по настоянию своего отца, Карл поступил в университет в Берлине. Здесь он познакомился с весьма влиятельным представителем либеральной школы теологии Адольфом Гарнаком - известным церковным историком. Барт стал учеником Гарнака. В 1907 - 1909 году он вернулся для продолжения обучения в Берн, затем был университет Тюбингена и опять Марбург. Нужно отметить, что его учителями были не только либеральные теологи, но и представители консервативной школы богословия, такие как Адольф Шлатер, известный консервативный теолог Нового Завета. II. Теология Карла Барта
Как уже упоминалось выше, основным трудом жизни Барта стала работа над книгой «Церковная Догматика». Эта книга совершила переворот в богословии того времени т.к. противостала распространенной тогда, школе либерального богословия. Предлагаю я вкратце рассмотреть на основании этой книги богословие Барта. Определение «догматики». Начиная свою книгу, Барт дает определение «догматики». Он говорит о том, что определение догматики включает в себя то, что исходит «от человека» и то, что исходит «от Бога»[12]. Он считает также, что эти две составляющие невозможно привести к общему знаменателю. «Абсолютная догматика» может быть только у ангелов. «Человеческая же и земная догматика» «всегда будет относительной и способной к ошибке»[13]. Воспринимая Бога, мы пропускаем знания о нем через призму нашего релятивизма. С другой стороны Барт пишет о том, что догматика - это наука о которой «мы должны думать и говорить[14]». Противоречие и в то же время величайшая истина. Не возможно постигнуть Бога человеческим умом, но в то же время Библия призывает нас к тому, чтобы мы искали Бога, говорили и думали о Христе-Спасителе. Встреча с Богом происходит тогда, когда мы встречаемся с Иисусом Христом. Христос - есть Слово, поэтому если мы пребываем в Слове Божьем, мы имеем встречу с Иисусом Христом. Барт отрицал учение Лютера и Кальвина относительно того, что мы имеем в природе откровение о Боге. Лютер и Кальвин учили, на основании Рим. 1:19-21 и Д. Ап. 14:15-17, что существует откровение, известное всем людям по делам Сотворения. И на основании Рим. 2:15 они знают о том законе, который записан в сердцах язычников. Барт не согласен с Лютером и Кальвином, которые учили о том, что «возможно знание о Боге и помимо откровения о Христе, хотя это знание, вследствие греха, было затуманено и вело к идолопоклонничеству, к вражде против Бога»[15]. Он конкретно говорит по этому поводу - Нет, не может быть другого пути к познанию Бога, как только через Иисуса Христа. Вера и историчность Бога. Говоря о вере, Барт, опираясь на факте «встречи с Богом», говорит о том, что вера имеет качество историчности. Встреча с Богом это не процесс, а историческое событие в жизни человека. Он говорит, что «там, где христиане верят, там совершается история[16]». Кроме того, вера всецело определяется ее предметом. И так как вера имеет исторический характер, то и Бог - Источник веры в жизни человека, тоже должен быть «историческим», т.е действующим, реальным. Доктрина о Троице. Барт дает следующее определение Троице: один Бог в трёх способах бытия, или как говорила церковная традиция – один в трёх лицах. Говоря о Троице Барт в противоположность Шлейермахеру который считает, что о Троице нужно говорить в последнюю очередь, говорит, что упоминание о Троице должно быть прежде чем вообще речь идет о каком-либо аспекте откровения. «Бог открывает Себя. Он открывает Себя через Себя. Он открывает Себя[20]». Барт считает, что Бог сказал свое Слово в откровении и наша задача - задача богословия - выяснить, что это откровение подразумевает. Это своего рода процесс осмысливания «задним числом». Мы должны «тщательно исследовать связь между нашим знанием Бога и Самим Богом в Его бытии и природе[21]». Церковь и общество Одна из модных идей того времени состояла в том, что Церковь должна говорить “языком свего времени”. Это значит, что церковь должна идти в ногу со временем. Рассматривая этот вопрос, Барт указывает на то, что в мире существует огромное количество наречий, на которых говорят люди, соединенные национальностью, общим трудом, политической системой, научными и философскими школами. Возникает вопрос, на каком из этих языков должна говорить церковь. Делая вывод, Барт сообщает, что «именно поэтому Церковь должна говорить на своём языке, а не усваивать тот или иной жаргон эпохи». Он говорит, что «язык веры, даже в большей степени, чем язык философии, выделяет вечное в языке каждого народа. Такой язык не нуждается в переводе на язык партийно-политических пристрастий, чтобы быть понятным народу[22]». Заключение
Карл Барт был человеком, который рассмотрел богословие не с одной стороны. Будучи приверженцем либеральной школы богословия в первые годы своего служения он хорошо идеи о прогрессе мира, о рациональном подходе к Библии, об историчности Иисуса. Все это помогло ему в будущем, когда он увидел опасность этой теологии и возглавил оппозицию. В своем богословии Барт делает упор на богодухновенность Священного Писания и динамизм откровения в Библии. Кроме этого он показывает новый, а точнее сказать забытый старый подход к природе Бога. Это выразилось в его учении о Троице, о природе Бога и др. Роль Барта в становлении богословия ХХ века огромна. Он внес жизнь в мертвую теологию и отвел христианство от ухода в рационализм. Барт был сторонником экуменического движения, однако его старания в этом вопросе остались бесплодными.
Библиография I. Мак-Грат Алистер. Введение в христианское богословие. - Одесса, «Богомыслие», «Библия для всех», 1998 г. стр. 241. II. http://www.tam.ru/luthlib/theology/natomst/0304.htm III. http://www.nationalism.org/russamos/04.htm IV. Александр Мень. Библиологический словарь. - Т.1. - Москва, фонд имени А. Меня, 2002 г., стр. 113 V. Конспект лекций по Истории западного христианства. Р.П. Соловей. - Киев, 2004 г. VI. Санников С.В. Двадцать веков христианства, второе тысячелетие. - Одесса, Богомыслие, 2001, стр. 632. VII. Лейн Тони. Христианские мыслители. – С-Пб, Мирт, 1997 г. VIII. http://karlbarth.narod.ru/biograf.htm IX. http://www.krotov.org/library/m/menn/bible/bart.html X. http://www.dw-world.de/russian/0,3367,298,00.html
Приложение Однажды в служении я стал уходить от прежних теологических привычек мышления, с каждым шагом все ближе и ближе возвращаясь к специфической проблеме служения - проповеди. Я стал искать свой путь, соединяющий проблему человеческой жизни с одной стороны и содержание Библии с другой. Как служитель, я хотел говорить людям о безграничном противоречии их жизни, но также говорить им не менее безграничное послание Библии, которое было почти такой же загадкой, как и жизнь. Карл Барт.
Карл Барт в последние годы своей жизни.
[1] С.В. Санников. Двадцать веков христианства, второе тысячелетие. Одесса, Богомыслие, 2001, стр. 632. [2] Конспект лекций по Истории западного христианства. Р.П. Соловей. - Киев, 2004 г. [3] см. Приложение 1 [4] http://karlbarth.narod.ru/biograf.htm [5] С.В. Санников. Двадцать веков христианства, второе тысячелетие. Одесса, Богомыслие, 2001, стр. 632. [6] Тони Лейн. Христианские мыслители. – С-Пб, Мирт, 1997 г., стр. 257. [7] С.В. Санников. Двадцать веков христианства, второе тысячелетие. Одесса, Богомыслие, 2001, стр. 632. [8] Тони Лейн. Христианские мыслители. – С-Пб, Мирт, 1997 г. [9] Александр Мень. Библиологический словарь. - Т.1. - Москва, фонд имени А. Меня, 2002 г., стр. 113 [10] http://karlbarth.narod.ru/biograf.htm [11] http://karlbarth.narod.ru/biograf.htm [12] http://www.nationalism.org/russamos/04.htm [13] Цитируется по http://www.nationalism.org/russamos/04.htm [14] Там же [15] http://www.tam.ru/luthlib/theology/natomst/0304.htm [16] Цитируется по http://www.nationalism.org/russamos/04.htm [17] Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. Одесса, «Богомыслие», «Библия для всех», 1998 г. стр. 241. [18] Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. Одесса, «Богомыслие», «Библия для всех», 1998 г. стр. 241. [19] Этот аспект учения Барта вызвал в свое время много пересудов у других богословов. Его обвиняли в уклонении от основополагающих догм Библии. [20] Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. Одесса, «Богомыслие», «Библия для всех», 1998 г. стр. 269. [21] Цитировано по Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. Одесса, «Богомыслие», «Библия для всех», 1998 г. стр. 269.
[22] http://www.nationalism.org/russamos/04.htm [23] Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. Одесса, «Богомыслие», «Библия для всех», 1998 г. стр. 407. [24] Тони Лейн. Христианские мыслители. – С-Пб, Мирт, 1997 г., стр. 259. Карл Барт и его роль в богословском процессе ХХ столетия
A Research Paper Submitted in Partial Fulfillment of The Requirements for ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ Professor: Р.П. Соловей Evangel Theological Seminary 18.02.2004
by: Paul Novik Содержание Введение.. 3 I. Исторический обзор. 4 1. Детство и студенческие годы (1886 - 1909) 4 2. Ранние годы исследований и служения, перелом в понимании теологии (1909 - 1932) 5 3. Период церковной догматики (1932 - 1968) 7 II. Теология Карла Барта.. 9 1. Определение «догматики». 9 2. Вера и историчность Бога. 10 3. Всемогущий Бог и проблема зла. 10 4. Доктрина о Троице. 11 5. Церковь и общество.. 11 5. Рассмотрение доктрины о предопределении. 12 III. Роль Карла Барта в становлении и развитии христианской доктрины... 12 Заключение.. 14 Библиография.. 15 Приложение.. 16
Карл Барт - величайший богослов двадцатого века. Он оказал огромное влияние на развитие богословия. Даже его идейные противники, такие как папа Пий XII высказывались о нем как о самом великом богослове после Фомы Аквинского[1]. Фома Аквинский оказал огромное влияние на богословие католицизма. В сущности, Римский папа в 1879 году заявил, что богословие Фомы Аквинского является официальным богословием Ватикана[2]. Исходя из этого, можно осознать насколько огромным было влияние Карла Барта на развитие богословия протестантизма, и, я думаю, не только протестантизма. Начинал свой творческий путь Карл Барт будучи либеральным богословом. Либерализм - это движение стремящееся адаптировать религиозные идеи к современной культуре и современному мышлению. Либералы также отрицают религиозную веру, основанную лишь на одном авторитете. Всякая вера, утверждают они, должна проверяться разумом и опытом. Неоортодоксия – это не единая система и не направление в теологии. Скорее это реакция на протестантскую схоластику и либеральную теологию, которая началась во время Первой Мировой войны. Карл Барт стал одним из лидеров этого движения. В этой работе я хочу рассмотреть практическую деятельность Карла Барта, сделать небольшой анализ его теологии и попробовать дать ответ на то, какова была роль этого богослова в развитии христианской теологии ХХ века. Барт написал более 13 томов, в которых объясняет суть христианства, и суммировать все эти исследования на 12 страницах просто невозможно, но все же кое-что мы отметим. Не многие книги дают материал о Карле Барте, хотя на базе его разработок построено современное христианское богословие. Нужно знать в лицо своих героев, и сегодня я предлагаю познакомиться с одним из них поближе. I. Исторический обзор. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|