|
Анабаптизм в Центральной ГерманииАнабаптизм в Центральной Германии берет свое начало с работы по евангелизации населения, которую проводил Гут. Он проповедовал и крестил в своей родной Тюрингии в 1526 году, а также основал братство в городе Кенигсберге. Когда власти обнаружили это религиозное движение, то в феврале 1527 года некоторые из примкнувших к нему членов были казнены, а другим удалось бежать с Гутом в Австрию и за ее пределы. Некоторые бежали и на север, поэтому, несмотря на гонения и преследования через три года и в Саксонии, и в Гее-сене возникло мощное религиозное движение. Наиболее Крепкое анабаптистское братство, поставлявшее руководителей и вдохновлявшее все движение повсюду, где оно действовало, и ставшее, таким образом, его центром, находилось в небольшом селении Copra, в нескольких милях к востоку от города Герсфельд. Здесь признанным вождем и вдохновителем движения был Мельхиор Ринк. Ринк появляется в Герсфельде в 1523 году, где он работает школьным учителем, а иногда исполняет обязанности капеллана. Заинтересовавшись учением Реформации с одним своим коллегой, они начали открыто его проповедовать, обличая среди прочего в прегрешениях местных францисканских монахов. Из-за этого они были вынуждены покинуть Герсфельд, но Ринк устроился пастором в местности к югу от Айзенаха. Здесь он подпал под влияние Мюнцера и, подобно Гуту, последовал за ним на Крестьянскую войну в 1525 году, с которой вернулся без единой царапины, но духовно изменившись. Он бежал на юг, в пфальцграфство, где встретил Денка и испытал на себе его влияние. В 1528 году он обосновался по соседству с Герсфельдом, критикуя в своих проповедях крещение детей и привлекая новообращенных к делу анабаптизма. Прослышав о его деятельности, ландграф Филипп Гессенский вызвал его к себе для объяснения по поводу проповеди анабаптистского учения, которое было запрещено законом. Со свойственной ему терпимостью Филипп предоставил Ринку выбрать одно из трех: публично отречься от своих взглядов, покинуть эти земли или подвергнуться богословскому экзамену, проводимому теологическим факультетом Марбургского университета. Ринк выбрал последнее и, как и ожидалось, был признан виновным, но уходить в изгнание отказался, несмотря на повеление. В результате в 1529 году он был арестован и два года просидел в тюрьме, откуда освободился в 1531 году, а в ноябре этого же года был снова арестован и приговорен к пожизненному заключению. Он умер в тюрьме, недалеко от мест его служения, приблизительно в сороковых годах. На смену ему в Центральную Германию пришли другие деятели, в том числе Фриц Эрбе, чье шестнадцатилетнее тюремное заключение стало символом лютеранских гонений и анабаптистского терпения в страдании. Однако ни у одного из них не было такого рвения по отношению к истинному крещению, которое выказал Ринк, и в сороковых годах гонения, бегства и отречения вызвали резкий спад в деятельности движения в этой области. К западу от селения Copra, где, в основном, действовал Ринк, в сердце земли Гессен ландграфа Филиппа в тридцатых годах возникло быстро растущее движение анабаптистов. Способные руководители приезжали на Рейн с севера, отважные миссионеры из числа моравских анабаптистов, которые назывались гуттеритами, навещали их. Когда гонения слишком ужесточились, то некоторые, в свою очередь, отправились в Моравию. Филипп предпочитал наказывать анабаптистов изгнанием, а не смертными казнями, утверждая, что если убивать всех еретиков, то в их число следует включить также евреев и католиков. Большинство современных ему князей в Германии считали, что он относится к анабаптистам слишком мягко, а движение анабаптистов в Гессене было действительно влиятельным. Когда группа анабаптистов, состоящая, возможно, из двенадцати человек, содержалась в тюрьме в одной камере больше года, они сумели проделать в стене отверстие, достаточное, для побега, то большинство из них осталось, чтобы не тревожить власти. Те же, кто оказался на свободе, не убежали, а продолжали свою работу по евангелизации, и один из них обратил и окрестил тридцать человек, пока, как считалось, он находился в тюрьме. Но, несмотря на все свое рвение, руководители гессенских анабаптистов отказались от борьбы и возвратились в государственную /лютеранскую/ церковь. В 1538 году Филипп устроил диспут между четырьмя анабаптистами и Мартином Буцером, реформатором из Страсбурга. Буцер убедил их, что грех отделения от единого Тела Христова, истинной церкви, превосходит грех безнравственной жизни среди людей в государственной церкви. Но они указали, что христианин должен вести чистый и непорочный образ жизни. В результате этого диспута государственная церковь Гессена приняла решение отлучать от церкви тех людей, которые живут неправедно, не так, как подобает жить христианину, что означало победу для бывших анабаптистов. Братья-гуттериты Анабаптизм пришел из Швейцарии и Баварии в австрийские земли и Тироль. В конце 1527 года Леонард Шимер и Ганс Шлаффер распространяли анабаптистское учение в долине реки Инн, где Шимер был схвачен и казнен в январе 1528 года. Оба миссионера следовали учению и продолжали проповедническую деятельность Ганса Гута, от которого они получили крещение и наставление. Они и другие братья несли служение к востоку от Раттенберга и Шваца в Верхней и Нижней Австрии, и к югу в Тироле. Блаурок из цюрихского кружка крестил новообращенных и учреждал братства к югу от Бреннера в Тироле. Именно здесь его в конце концов схватили, пытали и заживо сожгли в сентябре 1529 года. Другими анабаптистскими руководителями были Георг Заунринг и, наконец, Якоб Гуттер. Австрийские власти особенно сурово относились к анабаптистам. Внутри прежних австрийских владений эрц-герцог Фердинанд осуществлял более жесткий контроль над своими знатными феодальными вассалами, чем в Тироле. Но во всех областях с неутихающей яростью он боролся с ересью, повелевая местным властям выявлять и карать анабаптистов. Он назначал особых чиновников для проведения суда над теми, кто был схвачен. Он создал особые отряды охотников за анабаптистами, чья задача заключалась в том, чтобы выявлять их среди населения. Наказание было всегда одно - смерть. Даже те анабаптисты, которые под пытками отрекались от своих убеждений, должны были умереть, хотя в этом случае их казнили более милосердным образом: им отрубали голову, а не сжигали заживо. Жестокость гонений вызвала приток беженцев в Моравию, ставшую землей обетованной для анабаптистов в первые десятилетия существования движения. В 1526 году Моравия также оказалась под политическим контролем Фердинанда, но моравская знать традиционно обладала относительной свободой от контроля со стороны их политического сюзерена, и не была склонна благодушно взирать на попытки Фердинанда подчинить ее своей власти в том, что касалось анабаптистов или чего-либо другого. Фердинанд мог лишь постепенно утверждать свою волю в отношении анабаптистов в Моравии, и поэтому за несколько десятилетий она стала единственным прибежищем в Европе для гонимой паствы. Австрийские беженцы, прибывавшие в Моравию, весьма способствовали увеличению численности общин гутгеритов в начале тридцатых годов. Губмайер был одним из таких беженцев, кто обрел относительный мир и покой на земле Моравии. После его неудачного опыта с Цвингли и другими обитателями Цюриха, он был лишь несказанно счастлив поселиться в Никольсбурге, где мы находим его в начале лета 1526 года. Властители Лихтенштейна, прежде всего Леонард, покровительствовали анабаптистам. В Никольсбурге среди немецкоязычного населения имелось лютеранское братство и Губмайер поставил перед собой задачу сделать его анабаптистским с помощью беженцев. Большинство анабаптистов, прошедших через суды в Тироле, указывали на то, что они были или крещены в Никольсбурге, или какое-то время жили там. К концу весны 1527 года Никольсбург стал главным центром движения, где жило, вероятно, не менее двенадцати тысяч анабаптистов. В такой обстановке страстный евангелист Ганс Гут пришел в город. Еще до его прихода анабаптисты были обеспокоены противоречивыми мнениями по нескольким ключевым вопросам, в том числе относительно позиции христиан к использованию силы в политических целях. Гут помог решить эту проблему. Одним из наиболее неотложных вопросов было отношение к налогу на войну, объявленного в ходе довольно лихорадочной подготовки австрийских и некоторых германских политических вождей к войне с турками: должны ли христиане платить налог на войну? Губмайер всегда поддерживал ведущих реформаторов в том, чтобы дать возможность государству решать религиозные вопросы. Вследствие этого он был заинтересован в привлечении к своему делу политических вождей, в чьих землях он и его братья-анабаптисты могли найти убежище. Когда эти политические руководители сталкивались с необходимостью взимать налог на войну, то, разумеется, его нужно было платить. Гут был менее склонен, чем Губмайер, поддерживать политических вождей в какой бы то ни было форме, особенно когда они просили денег для вооружения своих армий против турок. Гут считал, что Бог использует турок для уничтожения политических правителей Европы. Поэтому, разумеется, христианин не может платить налог на войну! В дискуссии, проходившей в мае 1527 года, обсуждались и другие вопросы. Гут подверг сомнению истолкование Губмайером роли пусть даже христианского магистрата в действиях Господа в свете неминуемого возвращения Христа. Гут присоединился к группе, состоявшей, в основном, из беженцев, которая настаивала на справедливом разделе имущества в форме христианского коммунизма. Но имуществом в этой группе не владел никто. С другой стороны, Губмайер при поддержке знати чувствовал, что владетели Лихтенштейна проявили достаточно великодушия, предоставляя убежище беженцам-анабаптистам, и не пойдут на такую крайность, как отказ от права владеть своими землями и достоянием, став анабаптистами. Но главной темой, обсуждаемой наиболее горячо, был вопрос непротивления. Непротивление Гута казалось опасно безответственным ввиду турецкой угрозы; Леонард фон Лихтенштейн во всяком случае считал именно так и заключил его в темницу. Друг помог ему бежать. Но оставшиеся анабаптисты оказались безнадежно разделены на тех, кого стали называть "носящие меч" и "носящие посох". Ни один из двух оппонентов не прожил долго после этого диспута. Гут был схвачен в августе в Аугсбурге и умер в декабре. Губмайер был арестован через несколько месяцев после диспута и его покровители выказали или нежелание, или неспособность защитить его. Эрцгерцог Фердинанд был избран маркграфом Моравии в октябре 1526 года после того, как прежний маркграф, Людвик Венгерский, погиб, сражаясь с турками, у города Мохач. Фердинанд был полон решимости обрушить репрессии на анабаптистов на недавно приобретенной им территории, как он делал на своих наследственных австрийских землях. Он потребовал казни Губмайера, на которого давно имел зуб: Губмайер был одним из руководителей восстания в Вальдсхуте против австрийского владычества. Обстоятельства ареста Губмайера неизвестны. В течение нескольких месяцев с конца 1527 по март 1528 года Губмайер содержался в Вене в замке Кройзенштайн. Он подвергся множеству допросов с традиционным применением пыток. Он также имел продолжительную беседу с одним католическим теологом, своим старым университетским коллегой и другом Иоганном Фабером. В отличие от большинства анабаптистов Губмайер мог пойти на большие уступки католику в таких вопросах, как авторитет государства и значение добрых деяний в плане спасения, но он не мог достичь согласия с Фабером относительно истинного крещения и природы евхаристии. Поэтому он решил написать изложение своей веры и передать его Фердинанду в попытке добиться милосердия от эрц-герцога, но в милосердии ему было отказано. Он был приговорен к смерти как за ересь, так и за государственную измену, и сожжен на костре 10 марта 1528 года перед большой толпой собравшегося народа. Палач в знак милости обсыпал его волосы и бороду ружейным порохом, который, взорвавшись, принес ему быструю смерть. Его жена, преданно убеждавшая его сохранять мужество, спустя несколько дней была утоплена. Со смертью своего духовного вождя группа "носящих меч" распалась. С группой "носящих посох" подобного не случилось. До диспута в Никольсбурге большое их число вышло из братства, в котором они состояли вместе с группой "носящих меч". Теперь же, весной 1528 года, Леонард Лихтенштейнский понял, что не может больше терпеть их религиозных разногласий и приказал "носящим посох", которые вышли из братства, покинуть его земли. Около двухсот человек приготовились уехать со своими семьями. Выйдя из Никольсбурга, они расстелили на земле плащ и "каждый добровольно, без всякого принуждения положил на него свое достояние на поддержку нуждающихся." (Mennonite Encyclopedia I, p. 193). Три недели они добирались до Аустерлица, где князья Кауниц приняли их и выделили им место для жилья и работы. Под руководством Якоба Видеманна и Филиппа Вебера они увеличили свое число за счет новых беженцев. Тем не менее, годы с 1529 по 1533, когда пришел Якоб Гуттер, были трудным временем для аустерлицкой группы. Частые конфликты возникали потому, что они еще не создали христианскую общину с бескомпромиссным отношением к собственности. Первоначальный акт у стен Никольсбурга имел главной целью удовлетворение неотложных нужд тех, кто вообще ничего не имел, но в этом также ощущалось и эсхатологическое влияние Ганса Гута. Ему было дано видение драматических событий, происшедших весной 1528 года и, в результате этого, некоторые "носящие посох" считали бесполезным владеть какой-либо собственностью после пришествия Христа. Если первый раздел имущества имел целью удовлетворить конкретные нужды, то вскоре они стали делить и то, что потребляли, и распределять работу, которую нужно было выполнять в общине. Постепенно они пришли к тому, что община владела всем и распределяла среди своих членов работу, а также пишу, одежду и жилье. В полностью осуществленной идее общности имущества с середины тридцатых годов шестнадцатого столетия и до наших дней единственным и самым важным фактором была любовь к ближнему. Гуттериты, как их стали называть, считали свойственное им проявление христианской любви единственно истинным. Не могло быть христианской любви среди братьев во Христе, которые не отказались от своего личного имущества и не отдали его братской общине: и действительно, неудача попытки объединить братьев на основе общности имущества поставила под сомнение среди гуттеритов реальность индивидуального спасения. Их видный руководитель середины семнадцатого века Андреас Эренпрайс писал: "Если христианская любовь к ближнему своему не может обеспечить даже общности владения вещами, которые преходящи, общности при оказании помощи и утешении, тогда Кровь Христа не смывает с человека его грехов." (Sendbrief, 1652 в Mennonite Encyclopedia, I, p. 660). Гуттериты также использовали и довод, заимствованный из практики совершения евхаристии. Подобно тому, как пшеничное зерно и одиночная гроздь винограда полностью утрачивают свои отличительные признаки в ломте хлеба и вине, так и каждый брат должен полностью растворяться в более широком единстве братства; и действительно, без полного исчезновения индивидуализма никакое единство, которое было бы исключительно христианским, невозможно. Гуттериты нанесли удар природному эгоизму человеческой сущности и потребовали его капитуляции. Никакое ученичество, никакое следование за Христом без этого было невозможно. Проблемы, возникавшие от отсутствия опыта жизни в общине, постепенно решались под строгим руководством Якоба Гуттера. Фамилия Гуттер в переводе означает "шляпный мастер". Он пришел из Тироля в 1529 году, чтобы осмотреть моравские земли как место возможного приюта для его братьев-анабаптистов. И он, и его помощник были приятно поражены тем, что они увидели в Моравии, и вскоре они стали группами направлять туда тирольских анабаптистов. Сам Гуттер оставался в Тироле и продолжал свою евангелическую деятельность, но братья в Моравии несколько раз обращались к нему с просьбой уладить возникшие между ними разногласия. Первоначальная аустерлицкая группа, провозгласившая общность имущества, в 1530 году отделилась от других братьев, перебравшихся в Ауспиц. Когда Гуттер в 1530 году вернулся в Моравию, чтобы выяснить, кто виноват в этом расколе, то обнаружил, что большая часть вины лежит на аустерлицких руководителях. В 1533 году Гуттер прибыл в Ауспиц, где продолжавшиеся разногласия между руководителями и плохое управление средствами общины вынудили его оставаться там два года. В 1535 году дела общины поправились благодаря его строгому руководству, но некоторые бывшие руководители, недовольные его решениями и, возможно, ревниво относящиеся к его популярности среди большинства членов общины, покинули Ауспиц и ушли в другие места. В этот год все анабаптисты столкнулись с вновь обрушившимися на них гонениями, развязанными эрц-герцогом Фердинандом Австрийским. Общины, обосновавшиеся в Ауспице, значительно выросшие в своей численности за счет множества беженцев, прибывавших из Тироля и других мест, распались; их обитатели были вынуждены скитаться под открытым небом; небольшими группами они селились на тех землях, чьи владельцы не были склонны обращать внимание на распоряжения Фердинанда. А между тем братство потребовало от Гуттера, чтобы он покинул их, потому что гражданские власти охотились за ним. Он возвратился в Тироль в надежде, что гонения здесь ослабли, но через несколько месяцев он и его жена ночью были застигнуты врасплох в доме их друга. В декабре состоялся суд и 25 февраля 1536 года он был публично сожжен на костре. Степень его влияния на братьев в Моравии засвидетельствована тем, что с этих пор они называют себя "братьями-гуттеритами". После смерти Гуттера братьями последовательно руководили весьма способные люди, среди которых были Ганс Амон, Петер Ридеманн, Петер Вальпот и Клаус Брайдль. Общины бурно разрастались, хотя именно в это время анабаптисты во всех остальных частях Европы вновь подверглись ударам католической контр-Реформации, стремившейся окончательно их подавить. Одновременно братьям в Моравии была предоставлена в значительной мере свобода. Где-то с 1555 по 1595 годы братья благоденствовали; они называли это время "Золотым периодом". Братья последовательно направляли своих миссионеров в различные части Европы, большинство из них жизнями расплачивалось за свою деятельность, но они смело шли на это, что само по себе было чрезвычайно положительной характеристикой анабаптизма, помогавшей привлекать новообращенных. Братья увеличивали свою численность за счет новообращенных и вследствие почти постоянного притока беженцев из разных частей Европы. Основывались новые колонии как в Моравии, так и за ее восточными границами в Словакии, а затем и в Венгрии. Вероятно, они имели не менее сотни общин, численность которых колебалась от 20 до 30 тысяч человек. Это был также и период бурной литературной деятельности. Брайтмихель начал составление своей "Хроники", которую его преемники довели до 1665 года. Братья тщательно сохраняли копии писем, которые они отправляли и получали от многих братьев, и трактаты, написанные в их защиту и направленные против них. Их организационные способности, доведенные до высочайшей степени в силу требований общинной жизни, которой они жили, со всей очевидностью проявились в том, что они сумели сделать из своих письменных материалов исторический отчет, выходящий далеко за пределы их эпохи. Каков был организационный принцип этих колоний? Все братство находилось под управлением одного епископа. Каждая колония /братство/ в то время имела одного или нескольких проповедников, а также располагала людьми, которые занимались хозяйственными делами, в том числе и сельским хозяйством. Каждая колония состояла из свежепобеленных домов, стоявших вокруг центральной площади. Здесь члены общины, численность которой составляла несколько сот человек, жили и работали, и семейные узы связывали их в меньшей степени, чем обязанности перед колонией. Постоянное выполнение ими одних и тех же работ развило в них умение эффективно трудиться, что превратило их колонии в настолько экономически процветающие предприятия, что соседние крестьяне жаловались на непосильную конкуренцию. "Это было подобно большому часовому механизму, где одно колесико приводит в движение другое, то, в свою очередь, третье, в результате чего работает весь механизм." Или "это как пчелиный улей, где все рабочие пчелы вместе работают на общий результат, одна делает то, другая - это, не для своей собственной выгоды, а для блага всех." (Chronicle, в Robert Friedmann, Hutterite Studies. Goshen Ind.: Mennonite Historical Society, 1961, p. 79). Их эффективность в труде способствовала возникновению слухов среди живущих с ними по соседству людей об их несметных богатствах. Наложенные на них позднее местными властями денежные штрафы показывают, что они были достаточно обеспечены, хотя гонения и суровая самодисциплина оберегали их от экономической и духовной распущенности, которые порождаются сравнительно большой обеспеченностью. С течением времени братья написали большое число правил и предписаний, регулирующих их совместную жизнь, работу и занятия ремеслами. Наиболее известные из них были сформулированы в 1651 году, в период руководства Андреаса Эренпрайса, причем ими пользуются и в наши дни. Особенно братья выделялись в следующих ремеслах: в производстве керамических изделий, изготовлении ножей, колясок и карет, кроватей и часов. Умение врачевать было развито до такой степени, что гуттеристских врачей зачастую приглашали ко двору знатных вельмож продемонстрировать свое искусство. Любой заработок, полученный братом на стороне, должен был отдаваться общине. Даже монетка, случайно найденная на дороге, шла в общую казну. В колонии не придавали большого значения семейной жизни. В возрасте двух-трех лет родители отдавали своих детей в общинный детский сад. Здесь они находились на попечении женщин-воспитательниц, которые все свое время посвящали воспитанию детей. Они их учили чистоплотности, учили как молиться и как вести себя. Из детского сада они переходили в начальную школу, представлявшую собой то, что мы бы назвали интернатом. Дети людей, не живущих в колонии, в том числе и из знатных семей, принимались и обучались в гутгеритской начальной школе. Качество обучения было высоким, как свидетельствовали позднее сочинения выпускников этих школ. Там великолепно учили каллиграфии, а знание Библии вместе с некоторыми элементами логики, используемыми в диспутах, было очень хорошим. К тому времени, когда юноше исполнялось двадцать лет, он готовился принять крещение. Сам обряд совершался после того, как он проходил период подготовки; он основывался на торжественном обещании кандидата хранить верность Богу и братству. Молодежь также женилась после исполнения двадцати лет. Влюбленность не являлась основой для выбора брачных партнеров. Старейшины собирали всю неженатую молодежь обоего пола и каждой девушке на выбор предлагали двух или трех вероятных женихов, из которых она должна была выбрать себе мужа. (В одном источнике это описывается иначе: юноша выбирал одну из двух или трех девушек, предложенных ему старейшинами. Подобные ассамблеи проходили один или два раза в году. Такая практика просуществовала до середины девятнадцатого века, когда гуттериты предоставили молодежи большую свободу при выборе будущего спутника жизни.) После этой ассамблеи следовала свадебная церемония, при этом на ухаживание времени уже не оставалось. Брак рассматривался как одна из разновидностей человеческих отношений, в которые Бог повелел вступать людям. В брак вступали потому, что Господь повелел Своим чадам жениться, чтобы размножаться. Относительный мир "Золотого периода" завершился в конце девяностых годов шестнадцатого и в первом десятилетии семнадцатого веков. Представлялось неизбежным, что гонения обрушатся на людей, которых большинство обитателей Европы считали еретиками. Кардинал Франц фон Дитрихштейн вновь начал их преследовать, удерживая при этом при себе Балтазара Голлера, гуттеритского врача вплоть до его смерти, последовавшей в 1619 году. Клеветническая кампания была развязана против них австрийским правительством в надежде получить от народа поддержку для проведения дальнейших репрессий. В этой кампании участвовали два священника, которые хорошо их знали, и два бывших гуттерита, которых заставили выказать свое благочестие, обличая своих прежних братьев. Относительное богатство гуттеритских общин подвергалось частым покушениям, и к ним обратились с требованием оказать финансовую поддержку для войны с турками. В 1605 году турки разграбили гуттеритские колонии, вывезя оттуда не только имущество, но и угнав женщин и детей. Один гутгерит странствовал по турецким землям в течение трех лет, пытаясь найти и выкупить некоторых из своих братьев-гуттеритов, но добился немногого и умер на чужбине. События турецкой войны 1593-1606 гг. и преследования их собственного австрийского правительства до самых основ потрясли моравские колонии. Тридцатилетняя война /1618-48 гг./ была еще одним бедствием, которое на них обрушилось. Пока римско-католические войска на начальном этапе войны одерживали победы, давление на гуттеритов становилось все более ожесточенным. В 1622 году они были вынуждены отойти в колонии своих единоверцев в Словакии, а затем перебрались в Венгрию, лишившись своих земель, домов и большей части своего имущества. При этих перемещениях с утратой духовного руководства многое из прежней жизни ушло от них. Они утратили размеренность и упорядоченность своей общинной жизни и свою самодисциплину; сила всеобщего хаоса была слишком велика в тот момент. Но в этот тяжелый час появился чрезвычайно одаренный вождь для руководства ими: Андреас Эренпрайс, исполнявший обязанности епископа с 1639 года до своей смерти в 1662 году. Величайшей заслугой Эренпрайса было изменение организационного принципа и руководство их духовным обновлением. В течение этого периода стали также записывать произнесенные проповеди, которые в совокупности с "Правилами и предписаниями" от 1651 года широко используются в наши дни гуттеритами в Канаде и Соединенных Штатах Америки. После смерти Эренпрайса начался новый спад. Позднее, в семнадцатом веке, они отказались от своей прежней формы общинной жизни в пользу таких форм, которые способствовали повышению роли частной собственности и личной инициативы. Несколько раз они обращались к нидерландским меннонитам за финансовой поддержкой и, по всей видимости, получили какие-то средства. Внутренний упадок и утрата дисциплины, однако, были слишком велики, и в восемнадцатом веке большинство гуттеритов уступило доводам католических иезуитов, подкрепленным угрозой применения силы со стороны австрийского правительства. Одна из колоний, находившаяся далеко на юго-востоке, в Трансильвании, возрожденная в духе и численности благодаря лютеранам, воспринявшим взгляды гуттеритов в пятидесятых годах восемнадцатого столетия, приняла в 1767 году решение эмигрировать на восток, на Украину. Несколько семей из Словакии последовали за ней в 1782-83 годах под руководством Якоба Валтнера, а оставшиеся в этих областях колонии перешли в римское католичество. Несмотря на внутренний упадок среди гуттеритов, иезуитам было не так-то просто обратить их в свою веру. Для достижения своей цели они прибегали к самым различным способам. Они направляли духовных руководителей-мужчин в монастыри, где большинство из них в конце концов уступало их требованиям. В колониях совершались католические богослужения и оставшихся братьев и сестер силой заставляли на них присутствовать. Детей забирали из колоний и их воспитывали убежденные католики. В какой-то период, в пятидесятых и шестидесятых годах восемнадцатого столетия гуттериты номинально стали католиками, но они тайно собирались и совершали свое прежнее богослужение. К концу восемнадцатого века их сопротивление было окончательно сломлено. Крестьяне прозвали их "хабанерами", а их потомки продолжали жить в старых словацких колониях по крайней мере до второй мировой войны. Но характерные религиозные традиции и практика были утрачены в этих областях. Они переместились на Украину, а оттуда - в восьмидесятых годах девятнадцатого века - в Канаду и Соединенные Штаты Америки.Глава 5 Страсбург Страсбург имел необычайно важное значение в Европе шестнадцатого века. Он представлял собой мост между Нидерландами и Италией, между Парижем и Веной, и его нахождение на перекрестке двух крупных торговых путей весьма способствовало его процветанию в шестнадцатом веке. Но этими же самыми путями шли и люди с новыми идеями, добровольно отправившиеся в странствия в поисках мест, где их могут услышать, или вынужденные бежать из-за гонений. Полярность и разнообразие идей, которых придерживались люди, проходившие через Страсбург или остававшиеся в нем, поистине поразительны. Но Страсбург был не только известным и удобным местом на пути в другие города. Подобно магниту он притягивал людей, которые из-за своих взглядов на христианское вероучение везде были нежелательными гостями. В результате восстаний в тринадцатом и четырнадцатом веках, в ходе которых выдвигались политические требования, город стал независим от своего правителя. Правитель Страсбурга, как это часто случалось, был одновременно и князем, и епископом. Демократическая форма правления выработалась при сложной системе советов /магистратов/ и избираемых должностных лиц, представлявших интересы двух основных социальных групп: знати и горожан. Власть принадлежала двадцати гильдиям /профессиональным союзам ремесленников/. Повсюду, где католические епископы располагали всей полнотой власти, они старались искоренять всякое инакомыслие. Многие века по церковному законоуложению за отказ от церковного учения или за повторное крещение полагалась смертная казнь. Но в Страсбурге епископ не обладал такой властью и поэтому не мог в значительной мере влиять на дела в области религии. Терпимость к инакомыслию и умеренность при наказании нарушителей закона были в Страсбурге старой традицией. "Того, кого бы в любом другом месте повесили, в Страсбурге плетьми выгоняют из города", говорили в то время. Когда началась Реформация и ее основные идеи в форме памфлетов и трактатов заполонили европейские страны, Страсбург оказался в гуще событий. Известный своей веротерпимостью, Страсбург стал центром книгопечатания и распространения всех литературных жанров Реформации. Разумеется, горожане не оставались безучастными к происходившим событиям. Убежденность Мартина Лютера в том, что человек угоден Богу прежде всего своей верой, а не деяниями, предписанными римско-католической церковью, находила благодарных слушателей в городе, который в 1518 году бросил вызов могущественному Ватикану. В том году девяносто пять тезисов Лютера были доставлены в Страсбург и их копии развесили на дверях церквей и домов священников. Тогда же в Страсбург прибывает Матвей Зелл и становится пастором в кафедральном соборе. Он увлечен Реформацией и вскоре открыто проповедует новое вероучение. В 1522 году он выступает за то, чтобы богослужение вместо латыни велось на немецком языке, и отвергает римско-католическую практику причащения одним хлебом. Руководство римско-католической церкви запрещает ему проповедовать с кафедры собора, но влиятельные гильдии выступают в его поддержку и сооружают деревянные подмостки, с которых он проповедует братствам, насчитывающим не менее 3000 человек. Реформы становятся настолько популярными, что власти Страсбурга в конце 1523 года издают распоряжение, дозволяющее евангелическую проповедь. После женитьбы Зелл а отлучают от церкви, но власти сохраняют за ним его должность. В августе 1524 года городские власти принимают решение назначать и выплачивать жалованье пасторам семи церквей города, что можно сравнить с тем, что наблюдалось в Цюрихе при Цвингли. В мае 1523 года в город приезжает Мартин Буцер,Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|