|
Свидетельство через страданияКонечно, для основания новой церкви были нужны такие лидеры как Менно Симонс и Дирк Филипс, однако, пожалуй, не менее важным для церкви была и героическая вера тысяч рядовых последователей движения. Это были в полном смысле слова солдаты Креста, сражавшиеся лишь духовным оружием. Один из лучших памфлетов Менно, под названием "Крест Святых", посвящен уделу именно таких людей и многим из его последователей в Нидерландах пришлось в полной мере познать смысл Креста Господня в жизни христианина. В средневековье церковь и государство были столь тесно связаны, что государство считало своим долгом повсеместно навязывать своим гражданам верования официальной церкви. Соответственно, если церковь объявляла кого-либо еретиком, он считался опасным для государства и удалялся из общества. Анабаптисты считались еретиками, и само их название было неслучайно выбрано их противниками, чтобы указать на связь с одной древней ересью и соответствующее наказание - в Римской империи всех, кто крестился повторно, подвергали смертной казни. Подобное отношение к перекрещиванию сохранялось и в XVI веке, особенно в Нидерландах, находившихся под деспотическим владычеством Испании. К Лютеру в Германии Карл У относился более терпимо, поскольку нуждался в военно-политической поддержке немецких князей, однако он был полон решимости искоренить Реформацию в Нидерландах. Поэтому анабаптисты, представлявшие наиболее влиятельное протестантское течение в стране вплоть до 1560 года, когда на первые позиции стали выдвигаться кальвинисты, понесли очень ощутимые потери. Согласно имеющимся историческим данным, со времени зарождения анабаптистского движения до 1574 года, когда был казнен последний мученик, в Бельгии и Нидерландах погибло от 1500 до 2 500 анабаптистов. При самых жестоких гонениях анабаптисты являли миролюбие, кротость, терпение и истинно христианское милосердие даже по отношению к своим преследователям. Типичным в этом отношении является история одного из мучеников ХVI века по имени Дирк Виллемс. Ему удалось бежать из тюрьмы и довольно значительно оторваться от преследователей, хотя побег его пришелся на самую середину зимы, и следы узника были хорошо видны на снегу, схваченном легкой корочкой. На пути его оказалась замерзшая река. Дирк устремился вперед по тонкому льду и почти добрался до другого берега, когда сзади услышал чей-то крик. Он обернулся и увидел, что один из его преследователей провалился под лед и взывает о помощи. Дирк тут же без колебаний повернул назад и вытащил бедолагу из полыньи. Но тут подоспели остальные. Они не рискнули пуститься в погоню по тонкому льду, но возглавлявший погоню бургомистр приказал с берега самому спасенному арестовать Дирка, и тот не посмел ослушаться. 16 мая 1569 года Дирка сожгли на костре - так он жизнью заплатил за свое доброе дело. С пойманными еретиками обращались очень жестоко. Чаще всего их вздергивали на дыбу и пытали, выворачивая руки и ломая кости, чтобы заставить выдать имена единомышленников, особенно лидеров движения. Тех, кто и после пыток проявлял твердость и упорство, обычно сжигали заживо. Порой инквизиторы несколько смягчали страшную казнь и перед тем, как зажечь костер, удушали жертву. Иногда на шею осужденному к сожжению привязывали небольшой мешочек с порохом, и его быстрое воспламенение ускоряло мучительный конец. К тем же, кто отказывался от своей анабаптистской веры, суд проявлял снисхождение, заменяя им костер плахой. Более мягкой формой казни для женщин было утопление, однако некоторых женщин-сектанток закапывали живьем в землю. Повешение же применялось как для мужчин, так и для женщин. Исторические хроники донесли до нас живые свидетельства об удивительной стойкости и непоколебимой вере этих людей. Вот лишь один из документальных рассказов о гибели трех братьев и одной сестры в 1536 году: "Всех четверых вздернули на дыбу, хотя они даже не были лидерами еретиков, а всего лишь обычными гражданами, рядовыми последователями движения. Однако, несмотря на жестокие пытки, они не отступились от своей веры. Кровь текла из ран по ногам страдальцев, но они хранили веру и, полагаясь на Господа, лишь к одному Ему взывали в час испытаний. Наконец, когда даже мучители устали от бесплодных пыток, не сумев вырвать признания, их вновь отвели в темницу, где братья утешали друг друга Словом Божьим (1 Послание к Фессалоникийцам 4:18). Наконец, 4 сентября их приговорили к смерти. Все четверо взошли на плаху спокойно и кротко, без тени страха и сомнений, как истинные агнцы Христовы. Преклонив с молитвой колена, они, подобно первомученику Стефану, воззвали к Богу: "Господи, Иисусе! Прими дух мой" (Деяния 7:59). Затем им быстро отрубили головы, водрузили их на колья, а тела сожгли. Так мученики Христовы принесли свою жертву за Веру"." (J. С. Wenger (ed.), The Complete Writings of Menno Simons. Scottdale: Menonite Publishing House, 1956, p. 1019). История этих ранних начинаний более полно изложена Фрицем Бланке в книге Brothers in Christ (Братья во Христе). Scottdale, 1961, и John H. Yoder (Джоном Йодером) в "The Tmning Point in the Zwinglian Reformation" (Поворотный пункт в Реформации Цвингли), Mennonite Quarterly Review, XXXII (April, 1958) p. 128-40. Преследования заставляли анабаптистов с первых шагов глубоко постигать основы своей веры. Томаса ван Гимбройха, помощника печатника из Кельна, посадили в тюрьму за принадлежность к анабаптистам в 1557 году. До нас дошли два его письма к жене, вошедшие в мартиролог "Зеркало мучеников". Кроме того, имеется его письменное исповедание веры, в котором видна глубина мысли и большая сила убеждений. В одном из писем, адресованных жене и братьям по вере, он писал: "Если Господь сочтет меня достойным свидетельствовать об Истине Христовой моей кровью, то сколь возблагодарю Его, ибо надеюсь не только со смирением нести эти благословенные узы, но и умереть Христа ради, достойно и с великой радостью завершив свой путь. Ибо я предпочту быть с Господом, чем жить в этом ужасном, исполненном греха мире. Однако, да будет на все воля Божия! Аминь." (Martyrs Mirror, p. 445. 5. Martyrs Mirror, p. 579.) Так и случилось, как предвещал Томас. 5 марта 1558 года, в возрасте двадцати пяти лет, ему довелось своей смертью закрепить свидетельство о вере. Свидетельства анабаптистов во время казни обладали такой силой, что все чаще их старались казнить тайно, вдали от людей. Если же по каким-то причинам это не удавалось, узникам затыкали рот. Поскольку и это не всегда помогало и некоторым осужденным все-таки удавалось в последний момент вытолкнуть кляп и прокричать свои последние слова, им стали закреплять язык специальным зажимом. При этом кончик языка высовывался наружу, открывая eго для пламени костра, быстро лишавшего мученика дара речи. Справедливости ради надо отметить, что порой находились люди, симпатизировавшие анабаптистам и не желавшие участвовать в их казни. Йорис Виппе, бывший мэр Меенена во Фландрии, став анабаптистом, переехал в Дордрехт. Узнав о надвигающейся опасности, друзья, в том числе и некоторые официальные лица города, стали уговаривать его бежать. Однако Йорис не внял уговорам и продолжал жить в Дордрехте. Его без труда поймали, судили и приговорили к казни. Однако человек, которому было поручено привести приговор в исполнение, отказался казнить Виппе и горько плакал о судьбе несчастной жертвы, поскольку в свое время Йорис был очень добр к нему и в трудные времена помогал прокормить семью. Виппе в конце концов все-таки казнили, но для этого пришлось искать другого исполнителя приговора. Письма этих мучеников и их свидетельства о вере составляют наиболее драгоценную часть из дошедших до нас писаний. Многие из них вошли в сборник-мартиролог "Зеркало мучеников". Читая эти документы, мы видим, что они рассматривали свою мученическую смерть как венец и высшее доказательство веры. Бог не возложил бы на их плечи столь тяжелого креста, если бы вместе с ним не давалась и благодать, помогавшая достойно вынести все испытания. Поэтому подвижники благодарили Господа за дарованную им возможность столь убедительно свидетельствовать об Истине. Кроме того, мученики не сомневались, что все их страдания - это лишь испытания на пути к Жизни Вечной, и без колебания шли по предуказанному Господом крестному пути к окончательной победе, веруя всей душой, что, разделив страдания Христовы, станут и сопричастниками Его Славы, Его Победы над смертью и грехом. Глава 7 Анабаптизм в Бельгии Зарождение анабаптизма в Бельгии весьма схоже с возникновением его в Нидерландах. И в Бельгии находились люди, недовольные положением дел в церкви и готовые к восприятию новых идей. Апостолы Мельхиора Гофмана пришли в эти места и нашли там благодарных слушателей. И хотя их проповедь не ограничивалась Фландрией, в основном, воздействие их послания наиболее ощущалось в этой провинции. С 1530 по 1550 годы крупнейшую реформатскую партию в этих местах составляли анабаптисты. Первыми мучениками в 1523 году стали лютеране, но лютеранство в Бельгии так и не стало массовым движением. До 1544 года кальвинизм также имел небольшое влияние, но после 1550 года, во время войны за независимость с Испанией позиции кальвинизма усилились. Позднее и он вытесняется из Бельгии, но по-прежнему является крупнейшей протестантской организацией в Нидерландах. Анабаптизм распространялся благодаря усилиям торговцев и ткачей, которым было значительно проще передвигаться с места на место, чем людям других профессий. С принятием указов от 10 октября 1535 года, 24 января 1539 года и 14 декабря 1541 года, направленных против анабаптистов, сразу же начались гонения. После указов последовали казни и многие были вынуждены покинуть свои дома и отправиться в изгнание. Очень скоро фламандские беженцы обнаруживаются в Англии и далеко на востоке, в Данциге, куда прибывали суда из Фламандии для торговли с городами, входящими в состав Ганзейского союза. Из архивных документов мы узнаем, что анабаптисты вели активную деятельность, но из-за жестоких гонений руководство в их среде - не сложилось. Поэтому повествование об анабаптистах Фландрии ограничивается сообщениями о том, как преданные Богу миряне строили, расширяли и укрепляли церковь. Из судебных архивов мы, например, узнаем, что у Иоанна Клецена в 1544 году было найдено 600 экземпляров сочинений Менно Симонса, напечатанных в Антверпене. Нередко свидетельство о смерти преданных Богу людей было столь же эффективным и способствовало притоку новых братьев, как и свидетельство о их жизни. С 1550 по 1576 годы анабаптистское движение переживало период устойчивого роста и укрепляло свои позиции. Этим группам верующих оказывали помощь их братья из Нидерландов. Гиллис ван Акен, сотрудничавший с Менно и Дирком, работал в Бельгии вплоть до своего ареста в 1555 году. Жизнь его закончилась печально. Хотя он проявил слабость и отрекся от своих убеждений, ему это не помогло, ван Акену лишь заменили казнь: вместо сожжения его обезглавили. Как рассказывали очевидцы, во время казни он произнес: "Это уж слишком - одновременно лишиться и тела, и души". Там же работал и другой видный миссионер, Леонард Боуэнс. В его дневнике приводятся записи о более чем 10 000 совершенных им крещений с указанием точной даты и места каждого. Из них 592 крещения были совершены на территории Бельгии. Насколько нам известно, это число является рекордным для всего анабаптистского движения. Сохранилось письмо Менно Симонса жене Боуэнса, в котором он одобряет ее и советует не беспокоиться о муже, находящимся в безопасности под покровительством Самого Господа. По всей вероятности, она желала, чтобы ее муж находился ближе к дому, и просила дать ему менее опасное поручение. Период с 1576 по 1586 годы был временем относительной свободы анабаптизма. Война между кальвинистами, стремящимися к независимости, и католиками, сохраняющими верность Испании, отвлекала властей от преследования других инакомыслящих, хотя ни те, ни другие вовсе не желали распространения анабаптизма. Преследования возобновились в 1586 году, когда испанцы, а следовательно, римско-католическая церковь, одержали победу над кальвинистами. В условиях давления со стороны католиков вновь начался исход анабаптистов на север, в голландские провинции, где было больше религиозной свободы. Некоторые направились в города Бельгии, чтобы надежнее там укрыться, но в конце концов они были вынуждены бежать и оттуда. К 1640 году в Бельгии оставалось совсем немного анабаптистов, казни мучеников и эмиграция значительно сократили их ряды. Таким образом, от многообещающего начала анабаптизма в этой стране остался лишь отблеск былой славы.Анабаптисты в Англии Проследить развитие анабаптистского движения в Англии представляется делом трудным, но тем и интересным. Трудным потому, что ни одну отдельно взятую церковную группу нельзя считать результатом деятельности анабаптистов, а также потому, что большинство документов, которыми мы располагаем, исходят от их противников и гонителей. Проблема эта интересна тем, что Англия очень отличалась от германских земель, откуда вышло большинство анабаптистов, а также и тем, что по меньшей мере три крупнейших конфессии: индепенденты, баптисты и квакеры сохраняют признаки влияния на них со стороны анабаптизма. Уже в 1535-36 годах двадцать пять голландских анабаптистов из числа беженцев были арестованы и предстали перед судом в Англии. Но анабаптистские сочинения были известны там еще раньше. Большинство из этих первых беженцев прибыли в Англию, спасаясь от ярости победителей после трагедии, пережитой городом Мюнстером, как, например, Ян Матисен из Мидделбурга /не путать с Иоанном Матисеном из Мюнстера/. Англия стала более терпима к религиозному инакомыслию позднее, во времена правления короля Эдуарда Шестого /1547-53 гг./, чем была при Генрихе Восьмом, его предшественнике, и сменившей его королеве Марии. При короле Эдуарде противодействие анабаптизму ограничивалось попытками переубеждения, в крайнем случае тюремным заключением, в результате чего вскоре анабаптисты стали действовать более открыто. Большинство их жило в Лондоне и на восточном побережье, куда вначале высаживались беженцы из Фландрии. Многие из них были ткачами, а так как в Англии ткацкое производство расширялось и на ткани в континентальной части Европы был большой спрос, беженцам охотно разрешали селиться в Англии. При королеве Марии /1553-58 гг./ преследования усилились, но при этом трудно выделить анабаптистских мучеников из многих других протестантов. Тем не менее весьма показательно, что наибольшее число мучеников вышло из тех областей, где анабаптизм пользовался особым влиянием. Во времена герцога Альбы, усмирявшего Бельгию огнем и мечом с 1567 по 1573 годы, тысячи беженцев искали прибежища в Англии, где королевой была Елизавета. В 1560 году она издала эдикт, направленный против анабаптизма, в 1568 году издала еще один, а также учредила церковную комиссию для выявления и привлечения к суду всех проживающих в стране анабаптистов. "Зеркало мучеников" содержит длинный перечень арестованных и преследуемых анабаптистов в Лондоне в 1575 году. (сс 1008-24). После 1580 года для анабаптистов в Англии началась новая эра. Установилась атмосфера религиозной терпимости, группы верующих стали отделяться от государственной церкви и самоорганизовываться. Некоторые из их основополагающих идей были идентичны или схожи с принципами анабаптистского вероучения, как, например, отделение церкви от государства, крещение только достигших зрелого возраста и свободу местных конгрегации от контроля властей. И вновь руководящие центры этих групп находились в тех местах, где ранее было много анабаптистов. Значительное число членов этих новых групп имело тесные связи с голландскими меннонитами, а некоторые даже уезжали в Нидерланды в поисках еще большей свободы. Примером тому служит история Джона Смита, прибывшего в Нидерланды со своей группой в 1608 году. Были образованы два братства, одно в Амстердаме под руководством Смита, а другое в Лейдене возглавил Джон Робинсон. Об этих братствах в архивных документах говорится: "Общие баптисты обязаны своему возникновению братству Смита, которое восприняло крещение взрослых людей в результате, контактов с голландскими меннонитами... Члены церкви Робинсона находились среди "отцов-пилигримов", когда они в 1620 году отплыли на корабле в Новый Свет". (Mennonite Encyclopedia, II, p. 218). Влияние анабаптистского учения наиболее заметно у квакеров, появившихся в 1604 году. В семнадцатом веке Джордж Фокс и другие квакеры часто посещали меннонитов в Нидерландах и Германии. В заключение можно сказать, что анабаптизм не стал постоянно действующей церковной общиной в Англии, да и численность их никогда не была там велика. Тем не менее, их вероучение и религиозная практика оказали значительное влияние на историю английской протестантской церкви. Название "анабаптисты" было утрачено, однако некоторые общины приняли такие принципиальные положения, которые послужили тому, что меннониты, живущие в Германии, Швейцарии, Франции и Нидерландах в эти годы держались обособленно от них.ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|