Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Некоторые виды комплексных легкоатлетических соревнований





Воспитание быстроты

Быстрота – способность выполнять движение быстро (в минимальное время).

Это качество трудно развивается и быстро угасает.

Быстрота имеет интегральное значение, т.е. развитие ее совершенствует другие качества. Быстрота может быть общей и специальной.

Проявление быстроты зависит от развития мышечной силы, овладения правильной техникой. Однако важнейшим фактором является совершенствование подвижности и силы соответствующих нервных процессов.

Основным средством воспитания быстроты являются скоростные физические упражнения, к которым предъявляются следующие требования:

а). физические упражнения должны быть заученными, чтобы внимание уделять только быстроте;

б). работа должна вестись на околопредельных скоростях, которые не вызовут изменения правильной спортивной техники;

в). необходимо найти разумное состояние дозировки нагрузки и отдыха.

Быстрота проявляется у женщин так же, как у мужчин, но вес и мышечная сила у них меньше, поэтому уровень развития быстроты ниже. В возрасте 14-25 лет наблюдается максимальное развитие качества быстроты, а дальше она угасает.

 

 

Вопрос 2

2.5.4.1. Общая характеристика гибкости

Гибкость – это комплекс морфологических свойств опорно-двигатель-

ного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человече-

ского тела относительно друг друга.

Термин «гибкость» целесообразно применять для характеристики сум-

марной подвижности целой цепи сочленений или всего тела. Например, дви-

жения позвоночника часто называют «гибкими». Когда же речь идет об

отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность

в голеностопных суставах, подвижность в плечевых суставах).

Измеряется гибкость величиной амплитуды движений типа сгибаний и

разгибании звеньев тела.

Гибкость влияет на уровень развития координационных способностей,

выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей. Недоста-

точное ее развитие заметно отражается на проявлении координационных

способностей. У человека с плохой гибкостью движения медленнее при про-

чих равных условиях, т.к. малая подвижность в суставах снижает скорость

движения. Такой человек быстрее устает, т.к. на движения с одной и той же

амплитудой негибкий человек тратит больше энергии, чем гибкий.

Существует много физических упражнений, которые невозможно вы-

полнять, не обладая достаточной гибкостью: переход барьера в легкоатлети-

ческом беге с препятствиями, борцовский «мост», шпагат в гимнастике, глу-

бокий выпад в фехтовании и т.д.

Именно поэтому гибкость необходимо развивать для обеспечения высо-

кого уровня проявления других двигательных способностей, не только в

обычных жизненных ситуациях, но также в любом виде спортивной деятель-

Существует несколько классификаций гибкости. Наиболее важными

для практики являются следующие:

1. По признаку режима работы мышц целесообразно различать динами-

ческую и статическую гибкость. Динамическая гибкость проявляется в

упражнениях динамического характера типа сгибаний – разгибаний.

Статическая гибкость имеет место в статических упражнениях.

Например, удержание ноги в положении «ласточки» или фиксация шпагата в

гимнастике.

2. По признаку преимущественного проявления движущих сил выделя-

ют активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость проявляется за счет собственных мышечных уси-

лий человека (наклон вперед, назад, мах ногой и др.).

Пассивная гибкость реализуется в результате взаимодействия мышеч-

ных усилий и внешних сил. Например, партнер помогает своему товарищу от-

вести руки до упора назад. Поэтому пассивная гибкость всегда больше актив-

ной. Разница в этих формах гибкости является потенциальным резервом для

развития активной гибкости. В результате прироста активной гибкости суще-

ствующая разница уменьшается.

Гибкость, как морфофункциональное свойство опорно-двигательного

аппарата человека, зависит от следующих факторов:

1. Анатомическое строение и форма суставов и сочленяющихся поверх-

ностей. Более глубокая суставная впадина ограничивает размах подвижности

в данном сочленении. В связи с этим гибкость в значительной мере определя-

ется врожденными, наследственными особенностями, имеющими большие

индивидуальные различия.

2. Эластичность мышечно-связочного аппарата, окружающего суставы.

Эластичные свойства в определенной степени зависят от общего состояния

центральной нервной системы. В частности, эмоциональность повышает эла-

стичность, депрессия и пассивность, наоборот, снижают эластичность связок

и мышц. Аналогичным образом на мышечно-связочный аппарат действует

температура. Охлажденные связки и мышцы теряют эластичность. Поэтому

заниматься упражнениями на гибкость можно только предварительно хорошо

размявшись и разогревшись.

3. Силовая способность мышечной системы, в частности, сила мышц,

производящих движение (синергисты), и степень расслабленности антагони-

стов. В этом плане излишнее напряжение мышц-антагонистов лимитирует

размах движения. Поэтому совершенствование межмышечной координации в

процессе занятий будет способствовать увеличению гибкости.

В целом же значительная мышечная масса ограничивает проявление

высокой гибкости. Отсюда занятия силовыми упражнениями целесообразно

сочетать с выполнением упражнений на гибкость.

4. Возраст и пол человека. Несмотря на отличие в показателях прироста

подвижности различных суставов, исследователи отмечают общую законо-

мерность её развития. Так, в возрасте 7 – 11 лет происходит интенсивный

прирост подвижности во всех суставах, в 12 – 15 лет она достигает постоян-

ной величины, а с 16 – 17 лет подвижность во всех суставах уменьшается. Де-

вочки во все возрастные периоды имеют более выраженную суммарную по-

движность в суставах верхних конечностей.

5. Суточная периодика. Утром после сна гибкость минимальна, днем

она увеличивается и к вечеру вследствие общего утомления – снижается. Од-

нако это не оказывает серьезного влияния на время занятий упражнениями в

растягивании. Их можно включать не только в основные дневные или вечер-

ние занятия, но и в утреннюю гимнастику.

Таковы наиболее значимые факторы, определяющие степень развития и

проявления гибкости. Как показывают специальные исследования,

большинство из них успешно поддается целенаправленным воздействиям.

2.5.4.2. Методика совершенствования гибкости

Задачи: 1. Содействовать пропорциональному совершенствованию по-

движности основных звеньев тела (позвоночник, тазобедренные суставы, пле-

чевой пояс, голеностопы). В базовом физическом воспитании нет необходи-

мости добиваться чрезмерного развития гибкости, нередко связанного с пере-

растяжением мышечных волокон и связок. Оптимальной считается такая гиб-

кость, которая обеспечивает человеку, во-первых, выполнение с необходимой

амплитудой жизненно важных двигательных умений и навыков, во-вторых,

эффективную реализацию физического потенциала.

2. Обеспечить развитие гибкости для беспрепятственного выполнения

целевых упражнений, связанных с профессиональной деятельностью (трудо-

вой, военной, спортивной и т.д.). Данная задача обусловлена специфическими

требованиями профессиональной работы. Уровень ее достаточности опреде-

ляется следующим образом:

а) достигается такая подвижность в соответствующих суставах, которая

не препятствует эффективной технике выполнения целевых движений;

б) затем в процессе занятий рекомендуется превзойти этот уровень по-

движности примерно на 10% и в дальнейшем ограничиться только его под-

держанием. Такой запас гибкости вполне достаточен для осуществления как

мощных, так и, наоборот, экономичных целевых двигательных действий.

3. Противодействовать преждевременному инволюционному уменьше-

нию подвижности в основных звеньях тела. В связи с достаточно ранним

ухудшением эластичных свойств мышц и связок, целесообразно систематиче-

ски растягивающими упражнениями поддерживать как можно дольше доста-

точный уровень оптимальной или близкой к ней гибкости.

Средства. Основным средством развития гибкости являются уп-

ражнения на растягивание. В практике широкое применение нашли три груп-

пы таких упражнений:

1 – динамические упражнения без отягощения;

2 – динамические упражнения с отягощениями;

3 – статические упражнения.

Динамические упражнения без отягощения и с отягощениями делятся

на три группы:

1) простые, однократные (наклон вперед, назад, в сторону и др.);

2) пружинистые (например, многократные наклоны);

3) маховые упражнения, связанные с последовательно сменяемыми пре-

дельными сгибаниями и разгибаниями.

Развивающий эффект этих групп упражнений неодинаков. Самый ма-

ленький – у однократных, наивысший – у маховых, а пружинистые занимают

среднее положение.

Далее. Упражнения с отягощениями позволяют выполнять движения с

большей амплитудой, по сравнению с упражнениями без отягощения.

Статические упражнения также могут выполняться без отягощений и

с отягощениями. Например, стоя на левой, поднять правую ногу вверх и за-

фиксировать в крайнем положении. Это будет упражнение без отягощения.

Зафиксированный «сед в шпагате» – это упражнение с отягощением, т.к. отя-

гощением здесь будет вес собственного тела.

Такой достаточно широкий круг упражнений на растягивание позволяет

эффективно совершенствовать гибкость во всех ее проявлениях.

Методика развития гибкости. В основе методики ее развития лежит

многократное систематическое повторение разнообразных упражнений на

растягивание. В этом случае повторный метод требует соблюдения следую-

щих условий:

1. Повторять упражнения нужно многократно. Это объясняется тем, что

при развитии гибкости очень ярко проявляется эффект суммации нагрузки.

Ни в одном другом случае этот эффект не проявляется так заметно, как при

выполнении упражнений на растягивание. Например, если наклониться

вперед один раз и зарегистрировать величину наклона, то, повторяя наклоны,

можно заметить, что с каждым разом человек наклоняется все ниже. Если по-

вторять наклоны несколькими сериями, то в последующей серии результат

будет лучше, чем в предыдущей. Однако этот эффект быстро проходящий.

Чтобы его закрепить, необходимо повторять упражнения на растягивания до-

статочно много и часто.

Для развития гибкости лучшие результаты достигаются при ежеднев-

ных или двухразовых упражнениях в день.

Критерием достаточности повторений в занятии является появление

очень легкой боли в тех мышцах и связках, которые подвергаются растягива-

нию. При щадящем режиме прекращать можно и несколько раньше – при

первых признаках напряженности или дискомфорта.

Для поддержания гибкости можно заниматься растягивающими упраж-

нениями два-три раза в неделю с нагрузкой 25–30% от развивающей, доводя

амплитуду движений до 90–95% от анатомически возможной.

2. Упражнения на гибкость необходимо давать в следующей очередно-

сти:

– активные однократные – пружинистые – маховые – маховые с отяго-

щениями;

– пассивные статические – пассивные динамические.

Предложенная схема, с одной стороны, способствует эффективному

развитию гибкости, с другой – снижает появление травматизма.

После занятия на гибкость необходимо обязательно выполнять упраж-

нения на расслабление. Начинать же упражнения на гибкость можно только

после хорошего предварительного разогревания тела, достигаемого выполне-

нием общеразвивающих упражнений.

3. Повторения растягивающих упражнений целесообразно проводить

сериями, с небольшими интервалами отдыха. Амплитуду следует постепенно

увеличивать, как в рамках одной серии, так и во всех последующих.

Типичное число повторений в рамках физического воспитания в одной

серии – 10–12 раз, число серий колеблется от 4 до 8.

Для высококвалифицированных спортсменов эти величины могут быть

выше. Однако общая нагрузка на гибкость в одном занятии не должна превы-

шать: при сгибании и разгибании позвоночника – 90–100 повторений, тазо-

бедренного сустава – 60–70, плечевого –50–60 и других суставов – 20–30 раз.

Если на следующий день после занятия на гибкость появились болевые

ощущения, то это признак слишком большой нагрузки. Возобновить занятия

можно после исчезновения мышечных болей.

4. В заключение кратко остановимся на достаточно эффективном спосо-

бе увеличения гибкости, так называемом стретчинге, получившем широкое

распространение за рубежом.

Термин стретчинг происходит от английского слова stretching — на-

тянуть, растягивать.

Эта система возникла в 50-е годы в Швеции, но лишь на 20 лет позже

стала активно применяться в спорте и получила свое обоснование в работе

американских и шведских ученых. Специалисты называют метод растягива-

ния, как самый эффективный метод предотвращения травм, поддержания по-

движности, снятия напряжения, а также повышения работоспособности и ка-

чества жизни.

В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занима-

ющийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при

этом он может напрягать растянутые мышцы.

Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при рас-

тягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются про-

цессы кровообращения и обмена веществ.

Существуют различные варианты стретчинга. Наиболее распространена

следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения

мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1

—5 с, затем расслабление мышцы 3—5 с и после этого растягивание в стати-

ческой позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения

упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполня-

емые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием ста-

тической позы на время в последнем повторении.

Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индиви-

дуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бе-

гом или активным отдыхом.

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно реко-

мендовать определенные параметры тренировки.

1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 15 до 60

с (для начинающих и детей — 10—20 с).

2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом

между повторениями 10—30 с.

3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5. Характер отдыха — полное расслабление, бег трусцой, активный

отдых.

Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания

на нагруженную группу мышц.

2.5.4.3. Контрольные упражнения и тесты для определения

уровня развития гибкости

Показателем уровня развития гибкости является максимальная ампли-

туда (размах) движения. Ее измеряют в угловых градусах посредством го-

ниометров или в линейных мерах при помощи сантиметровой линейки. Для

получения точных данных об амплитуде различных движений применяются

такие методы регистрации движений, как киносъемка, видеозапись, рентген-

телевизионная съемка, ультразвуковая локация и др. В практике физического

воспитания и спорта для контроля за развитием гибкости используются раз-

нообразные тесты.

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы

гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. По-

движность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук

при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и

наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнива-

ется с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых

рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее

расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени накло-

на туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на

полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость по-

звоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сан-

тиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы

не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается зна-

ком «минус» (–), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс»

(+).

«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев

рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и нао-

борот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как

можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки.

Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до

таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наобо-

рот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет присе-

дание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвиж-

ности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные пара-

метры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных

условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2)

одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости прово-

дить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на

подвижность в суставах.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая

может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наи-

большей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы,

величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя

получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной

гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болез-

ненное ощущение.

Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппа-

рата испытуемого (в сантиметрах или угловых градусах) является разница

между величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется

дефицитом активной гибкости.

 

Вопрос 3

 

Соревнования по лёгкой атлетике впервые появились на летних Олимпийских играх 1896 в Афинах и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр. Первоначально соревнования были мужскими, но на летних Олимпийских играх 1928 в Амстердаме были введены женские дисциплины. В этом виде спорта разыгрываются 47 комплектов наград.Олимпийские рекорды в лёгкой атлетике — это наивысшие результаты, показанные атлетом на Олимпийских играх. Современные летние Олимпийские игры проводятся каждые четыре года, начиная с первых игр в 1896 году и на каждом событии олимпийские рекорды утверждаются Международным олимпийским комитетом (МОК). В настоящее время на Олимпийских играх женщины соревнуются в 23 атлетических дисциплинах[1], а мужчины в 24 из которых 21 дисциплина является общей для обоих полов. Из различий: только мужчины соревнуются в ходьбе на 50 км, женщины соревнуются в семиборье, в то время как мужчины в десятиборье, женщины бегут дистанцию 100 метров с барьерами, а мужчины — 110 метров с барьерами[2].

Самым старым олимпийских рекордом в лёгкой атлетике является рекорд Боба Бимона в прыжке в длину, который он установил на летних Олимпийских играх 1968 года[3]. На играх он прыгнул на 8,90 метра, установив как олимпийский, так и мировой рекорд, улучшив действующий рекорд на 54 см. Впоследствии мировой рекорд в прыжках в длину был побит на чемпионате мира 1991 года Майком Пауэллом[3].

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического многоборья — десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений.

В программе современных Олимпийских игр легкая атлетика представлена 24 номерами для мужчин и 14 - для женщин. Легкоатлетические соревнования входят в программы крупнейших континентальных спортивных состязаний: чемпионатов Европы, Африканских, Азиатских, Балканских, Британских, Панамериканских игр и др.

Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

Уже первобытному человеку были знакомы бег, прыжки и метания — упражнения, составляющие фундамент современного легкоатлетического спорта.

Конечно, в ту пору о спорте в современном его понимании и речи идти не могло. Родился он гораздо позже. Родиной спорта можно считать Древнюю Грецию.

Программа этих соревнований была в основном легкоатлетической.

Программа игр представляла:

Бег на короткую дистанцию в один стадий (192,27 м), С 724 г.до н.э. добавили бег на дистанцию в 2 стадия (384,54 м).

В 720 г.до н.э. была введена длинная дистанция - круг длиной в стадий (стадион) надо было пробежать 24 раза (4614 м).

С 708 г.до н.э. - пятиборье (пентатлон): прыжки, бег, метание диска, метание копья (дротика), борьба;

С 688 г.до н.э. - кулачный бой;

С680 г.до н.э. - состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей; в середине VII в.до н.э. добавился панкратий - борьба, в которой были разрешены любые приемы.

В 632 г.до н.э. допустили молодежь на соревнования по бегу, борьбе, кулачному бою. Впоследствии - гонки воинов в полном вооружении на колесницах с парой лошадей, скачки на жеребятах.

Победителей соревнований чествовали тогда очень пышно. Их увенчивали венками из оливы, ветви для которых срезали специальным золотым ножом со старых священных деревьев. Когда чемпионы возвращались домой, их встречали толпы радостных соотечественников. Поэты слагали в честь победителей хвалебные гимны. Имена чемпионов высекались на каменных плитах, а некоторым из них даже ставились памятники. Именно благодаря этому до нас и дошли их имена.

Возрождение олимпийских игр

С наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. Спорт получил в Европе всеобщее признание и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили локальные игры, организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийского движения, но послужили толчком к формированию Олимпийских игр современности, обязанных своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру Де Кубертену. Рост экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце 18 в., появление современных видов транспорта, подготовили почву для возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Именно поэтому призыв Пьера Де Кубертена: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!», нашел должный отклик во многих странах.

23 июня 1894 г. в Париже в Большом зале Сорбонны собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр. Ее генеральным секретарем стал Пьер Де Кубертен. Затем оформился Международный Олимпийский Комитет – МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран.

По решению МОК игры первой Олимпиады были проведены в апреле 1896 г. в столице Греции на Панафинийском стадионе.

Развитие современной легкой атлетики началось в 30-40-е гг. 19 в.; в 80-90-е гг. во многом странах были организованы любительские клубы, лиги и др.,

Развитие современной легкой атлетики тесно связано с олимпийским движением. Достаточно сказать, что розыгрыш олимпийских наград в Афинах в 1896 г. стал первым официальным международным соревнованием по легкой атлетике. С тех пор она прочно заняла ведущее место в программе всех Олимпийских игр.

В России в 1888 году был образован первый спортивный кружок в Тярлеве, близ Петербурга. Широкое развитие современной легкой атлетики связано с возрождением Олимпий­ских игр (1896) как крупнейших международных соревнований; стали разыгрываться национальные чемпионаты по легкой атлетике (в России в 1908—16 ежегодно). В 1911 основан Всероссийский союз любителей легкой атлетики, объединивший около 20 спортивных лиг Петербурга, Москвы, Киева и др.;

В 1912 рус. легкоатлеты впервые участ­вовали в Олимпийских играх. В 1912 создана Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ) — руководящий ор­ган по развитию легкой атлетики и проведению международных соревнований.

Первые соревнования сов. легкоатлетов состоялись в 1918 в Петрограде, в 1920 — олимпиады, в программе которых главное место занимала легкая атлетика: Сибирская (Омск), При­уральская (Екатеринбург), Среднеазиатская (Ташкент), Северокавказская (Ми­неральные Воды).

В 1922 состоялось первенство РСФСР по легкой атлетике (Москва), в 1923 — первая международная встреча (с легкоатле­тами Финляндии), в 1928 — первая все­союзная спартакиада.

В 30-е гг. начали создаваться научно-методические основы современной системы подготовки легкоатлетов. С вве­дением в 1931 комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) легкая атлетика стала од­ним из наиболее массовых видов спорта.

С 1946 сов. легкоатлеты участвуют в чемпионатах Европы (про­водятся с 1934 в чётные годы между Олимпийскими играми), с 1952 — в Олимпийских играх. С 1958 регулярно проводятся легкоатлетические матчи между спортсменами СССР и др. стран (США, ГДР, Франции, Великобритании, Ита­лии, Польши, Чехословакии).

Успех возрождения олимпийских игр подтвердили общественность и пресса многих стран, с одобрением встретившие начинание.

По всей вероятности, спортивный туризм возник в Древней Греции. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния. О начале Олимпийских игр греков извещали специальные послы - феоры, которые рассылались по всем греческим полисам, достигая самых отдаленных, расположенных в Северной Африке и на побережьях Черного и Азовского морей.

В качестве исторического примера можно привести не только Олимпийские игры Древней Греции, но и гладиаторские бои Древнего Рима, а также игры с мячом, которые были приняты во всех цивилизациях доколумбовой Америки [1].

В эпоху Возрождения одной из первых попыток использования туристских походов в воспитательных и образовательных целях была организация подобных занятий в «Доме игр» – школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе (Северная Италия). Его воспитанники совершали однодневные и многодневные походы в предгорьях Альп. Активными сторонниками использования туристских походов в целях физического воспитания и образования учащихся были: И. Меркуриалис, Э. Роттердамский, Х. Л. Вивес. Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтель.

В конце XVII, начале XVIII веков в школах Англии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии и других стран при изучении отдельных предметов учителя стали использовать пешеходные прогулки и поездки в окрестности. Такие простейшие формы путешествий получили название экскурсий [2].

Хезер Гибсон, профессор кафедры туризма, рекреации и спортивного менеджмента в университете Флориды, считает, что спортивный туризм не похож на другие туристические ниши. Его уникальность в том, что он создает связь между двумя большими индустриями: спортом и туризмом, между двумя базами знаний спорта и туризма. Автор подразделяет спортивный туризм на два уровня - события мирового значения (Олимпийские игры, Кубок мира по футболу и другие) и региональные мега-соревнования, такие как международные туры по гольфу, теннису, лыжам, крикету, регби и другие, со сменой мест (стран) проведения соревнований [3].

За последние три года правительства многих стран предлагали различные инициативы для выдвижения своих стран как мест привлечения спортивных туристов, в качестве хозяев крупнейших спортивных событий. Заметным событием в изучении спортивного туризма стала конференция 2001 г., прошедшая в университете Luton (США). Эта конференция не только свела вместе исследователей спортивного туризма, но также помогла созданию сервера спортивно-туристических услуг, который, как ожидается, будет расширять информированность всемирного сообщества. По мнению Gibson, сегодня нужно исследовать: процесс интеграции литературы по спорту и туризму, инициативу междисциплинарных институтов. Это требует сбора данных на национальном и региональном уровнях и объединения работ спортивных и туристических исследователей. В 1999 г. было проанализировано 84 учебные программы по спортивному туризму Англии, США, Бельгии, Австралии, Южной Кореи и Канады. Оказалось, что во многих учебных заведениях спортивный туризм находится внутри модулей учебного курса и ряд учебных заведений имеют программы для аспирантов по спортивному туризму (присваивают ученую степень). Учебные заведения, предлагающие спортивный туризм, как правило, имеют отделения: физического воспитания, туризма, больничный, спортивного менеджмента и рекреации. Одним из первых мировых проектов по обмену такими программами стал проект между двумя университетами США и тремя европейскими университетами (Англия, Финляндия, Франция). Инициативы по спортивному туризму спонсируются Канадо-Европейским Обществом Программ по Кооперации Высшего Образования [3].

В России туристское движение зародилось в конце XIX века. В это время создаются общественные туристические организации, которые занимаются краеведением, географией, а также организации любителей природы, спорта, науки. Создавались организации как на общероссийском, так и на местном уровне. Их спонсировало и продвигало государство. В начале 80-х гг XIX в. в России было создано общество туристов-циклистов. Это было первое спортивное общество, которое объединяло любителей велосипедного туризма.

Также в это время в стране одна за другой стали появляться первые туристские организации: «Альпийский клуб» в Тбилиси (1877), «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» в Петербурге (1885), «Крымский горный клуб» в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее – «Крымско-Кавказский горный клуб»), «Русский тюринг-клуб» (общество велосипедистов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. В 1901 г. «тюринг-клуб» был преобразован в Российское общество туристов (РОТ), ставшее крупнейшим туристским объединением в стране - к 1914 г. в его рядах насчитывалось около 5 тыс. членов.

Среди персоналий выделяется Онисим Петрович Панкратов, житель русской колонии в Харбине, совершивший первое велосипедное кругосветное путешествие. «Я поехал в кругосветное путешествие как русский спортсмен, с национальным флагом нашей Родины», - записал в своем дневнике О.П. Панкратов, начиная это путешествие. 28 июня 1913 года Харбин встречал своего героя [4].

В 1929 году учреждается «Общество пролетарского туризма и экскурсий», в число членов которого в 1935 году входило до 790 тыс.человек. С 1930 года оно становится всесоюзным (ОПТЭ). Возглавлял его нарком Н.В.Крыленко.

Руководили самодеятельным туризмом и поддерживали его в те годы такие известные государственные деятели как зам. пред. Малого Совнаркома СССР (вице-премьер министр) В.П.Антонов-Саратовский, один из лидеров КОМИНТЕРНА А.Курелла, академик Н.П.Горбунов, известный полярный исследователь О.Ю.Шмидт.

Всего в то время в дальних и местных походах участвовало более 6 млн.человек. В 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедрение новых организационных форм управления. 17 января 1936 года ЦИК принял постановление «О ликвидации ВОПТЭ» и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР.

В 20-30-е годы в СССР альпинизм и горный туризм в современном понимании этих слов считались единым видом туризма, и развивались государством в системе ОПТЭ.

В начале ХХ века во всём мире поклонники горовосхождений назывались горными туристами. Альпинистами назывались только путешествующие в Альпах. Однако постепенно этот термин стал общим для всех любителей гор. В 30-х годах в СССР горный туризм и альпинизм не разделялись. Одни и те же спортсмены ходили как в перевальные походы, так и на вершины. В 40-е годы после разгрома ОПТЭ бывшие члены его горной секции ограничились восхождениями на вершины и стали альпинистами в современном смысле [4].

К середине 30-х годов в развитии туризма выделились два самостоятельных направления (туристсо-экскурсионный и самодеятельный). В первое направление перешло в ведение ВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное направление (ТЭУ), а второе в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, где была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаваться секции туризма в ДСО и коллективах физкультуры.

Когда в 1936 году для спортсменов были учреждены звания «Мастер спорта» и «Заслуженный мастер спорта», в числе Заслуженных мастеров - появился и турист: Н.М.Губанов.

В 1936 году руководство туризмом в стране передано физкультурным организациям и ВЦСПС. В 1940 году действовало несколько тысяч туристских секций на предприятиях, в учебных заведениях, было создано 165 туристских баз и лагерей. С 1 января 1940 года туризм включен в комплекс ГТО.

В довоенный период широкий размах получил туризм среди школьников. В 1932 году была создана центральная детская экскурсионно-туристская станция, после чего аналогичные станции стали создаваться во всех республиках и крупных городах. Созданная сеть станций детско-юношеского туризма действует и в настоящее время, число которых составляет более 400, а ежегодное число участников, организуемых этими учреждениями, составляет порядка 1,6 миллионов участников. В предвоенный период в самодеятельных походах - дальних и выходного дня участвовало почти 3 млн.человек.

Война прервала деятельность туристских организаций. Понадобилось много лет для достижения довоенного уровня. Увеличение туристов, объединенных в туристские секции и клубы, сложными спортивными походами потребовало упорядочения системы подготовки на основе единых нормативных требований.

После окончания Великой Отечественной войны ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ предпринял широкомасштабные действия по развитию туризма в стране. Уже в 1945 году ВЦСПС принимает соответствующее решение. В трудное послевоенное время выделяются средства на восстановление и строительство новых турбаз и лагерей. Особый размах получили создание туристских клубов. Они стали центрами консультаций по прохождению спортивных маршрутов, местом работы маршрутно-квалификационных комиссий по видам туризма, являлись организаторами спортивного туризма [2].

В 1949 году Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта своим постановлением включил в Единую Всесоюзную спортивную классификацию тур<







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.