|
Глава 5. Психологический анализ урока.План психологического анализа урока[7].
1. Город г. Верхняя Пышма 2. ГОУ СПО СО ПТ «Уралмашевец» 3. Курс 1 курс 4. Группа АМ - 104 5. Специальность/квалификация Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта/ Техник 6. Предмет Литература 7. Преподаватель ТимофееваНаталья Владимировна 8. Дата 29.06.2011 9. Тема урока «Беседы по современной литературе. Олег Ермаков «Благополучное возвращение», ликвидация академической задолженности.
I. Общая характеристика урока Цель – подведение итогов учебного года и выставление итоговых отметок, а также ликвидация задолженностей по учебе. Тип урока – зачет-практикум. II. Психологический аспект организации урока а) Учащиеся адекватно воспринимали цели и задачи, которые были поставлены преподавателем в начале занятия. б) Активный настрой на предстоящую деятельность (исправление долговàисправление итоговых отметок) позволил учащимся оперативно и с минимальными ошибками выполнить предложенные задания. в) Организованность учащихся проявлялась в следующем: - выполнение заданий без совещательных моментов; - наличие необходимых записей для сдачи предмета. г) Наличие четкого режима работы позволило повысить эффективность и продуктивность применяемых педагогом средств и методов обучения.
Особенности четкого режима: - книги находятся в удобном месте (рядом со сдающими учениками); - наличие алгоритма приема задолженностей(ученикàвыдача индивидуального заданияàпроверка сданного заданияàответ на вопросыàвыставление оценки); - поддержание педагогом необходимой дисциплины в классе (замечания, проверка самостоятельности выполнения заданий, визуальный контроль). III. Анализ деятельности учащихся Внимание а) приемы учителя, способствующие поддержанию внимания на уроке: - смена интонации (эмоциональность речи); - снижение темпа речи при разъяснении заданий (ориентация на индивидуальные особенности обучающихся); - обращение к учащемуся по имени или фамилии; - мотивирование к деятельности за счет условных высказываний («если сделаешь это, поставлю хорошую отметку» и др.). б) Организации внимания во время урока способствовало такое средство наглядности как наличие плана занятия и списка предлагаемых заданий на доске. Это позволяло обращаться к визуализированным заданиям в любое время и облегчало общение педагога с учащимися. в) Особенности внимания учащихся на уроке касались, в основном, таких характеристик как устойчивость и концентрация внимания. Устойчивость внимания учащихся вначале урока была на высоком уровне, но после 40 минут работы начала снижаться в связи с напряженностью умственной деятельности. Лишь благодаря усилиям воли и самоконтролю ученики смогли поддерживать необходимый уровень концентрации внимания.
Память а) приемы учителя, способствующие успешному запоминанию, закреплению материала: - использование наглядных методов предоставления материала (подробный план занятия и перечень заданий на доске; указание номеров страниц с текстом заданий); - многократное повторение условий выполнения заданий (особенно, если ученик не понимает); - мотивация учеников к запоминанию в связи необходимостью воспроизведения текста после прочтения и ответов на вопросы по содержанию; - указание на значимость качественного выполнения заданий, так как от этого зависит итоговая отметка. б) При помощи задавания вопросов различного характера преподаватель способствовал актуализации в памяти учащихся ранее усвоенной информации. Мышление а) Методы и приемы учителя, побуждающие учащихся к мыслительной деятельности: - четкие формулировки заданий; - фразы с использованием глаголов в повелительном наклонении (сделай, возьми, начинай работать, думай и др.); - задавание вопросов по содержанию текста; - использование личной заинтересованности учащихся в целях повышения эффективности и скорости мыслительных операций. б) Преобладающим видом мышления у обучающихся было абстрактно-логическое мышление, так как решение поставленных педагогом задач происходило путем внутренних мыслительных действий (анализ, синтез, обобщение информации) с образами и понятиями о предметах и явлениях. Примеры: - «подумайте над смыслом произведения…»; - «что общего у этих героев произведения?»; - «кто из героев, по вашему мнению, сыграл ведущую роль в данной сцене?»; - «почему этот герой не простой, а примитивный?». в) Мыслительные действия, которые использовали учащиеся на уроке: - анализ «какими чертами обладает данный герой произведения?» - синтез «что объединяет этих двух персонажей повести?» - обобщение «напишите сочинение о смысле данного произведения Олега Ермакова» - классификация «какими положительными, а какими отрицательными качествами обладает главный герой?». г) В ходе урока у учащихся проявились следующие особенности мышления: - поверхностность мышления (информация актуальна лишь в данный момент для ликвидации долгов); - заинтересованность и вовлеченность отдельных учащихся в процесс выполнения заданий (=интересность мыслительного процесса); - самостоятельность при решении поставленных задач (свидетельствует о зрелости мышления и высоком уровне самоконтроля); - оперативность, которая проявлялась при столкновении учащихся с некоторыми трудностями при выполнении заданий («не знаюàспрошу»). IV. Анализ деятельности учителя 1. Информационная функция Такие характеристики подачи информации как точность и логичность изложения, доступность и опора на прежний опыт учащихся позволили преподавателю продуктивно и качественно донести необходимую информацию. 2. Перцептивная функция Профессиональный опыт педагога позволил увидеть за внешним вызывающим поведением внутреннее волнение учащегося в связи с ситуацией оценки его умственных способностей. Это говорит об умении преподавателя воспринимать психическое состояние обучающегося. 3. Коммуникативная функция В процессе общения с учащимися преподаватель соблюдал педагогический такт (уважительное обращение – «пожалуйста», «всего доброго»; ориентация на индивидуальные особенности каждого ученика). Четкая, медленная и логически связная речь способствовала пониманию учащимися целей и задач урока, содержания заданий. Также педагог использовал различные экспрессивные качества – изменение темпа голоса, интонации; использование метафор при объяснении незнакомых понятий. 4. Организаторская функция Организация учителем собственной деятельности заключалась в ведении им журнала оценок и посещаемости, в отслеживании успеваемости учащихся, а также в планировании и фиксировании тематики занятий. 5. Функция контроля Преподаватель при выставлении оценок был объективен и руководствовался реальными фактами успеваемости и уровня выполнения заданий. V. Общие выводы Поставленные цели и задачи урока были достигнуты в полной мере. Организация и проведение урока соответствовали всем требованиям педагогической психологии: уважение личности каждого из учащихся, индивидуальный подход, соблюдение педагогического такта, доступность преподаваемой информации, четкая процедура проведения урока. Содержание и структура урока в полной мере отвечают принципам развивающего обучения. А именно: - самостоятельная работа учащихся, которая способствует формированию практических навыков (анализ, обобщение и др.); - постановка проблем перед учеником; - практическое невмешательство преподавателя в процесс решения задач. Характерной особенностью данного урока была практически абсолютная самостоятельность учащихся в процессе решения учебных задач. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|